Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 11.07.2013 ПО ДЕЛУ N А12-20200/2012

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июля 2013 г. по делу N А12-20200/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Гильмановой Э.Г., Закировой И.Ш.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Нарвский массив"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24.10.2012 (судья Кулик И.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2012 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи Борисова Т.С., Жевак И.И.)
по делу N А12-20200/2012
по заявлению товарищества собственников жилья "Нарвский массив" (ИНН 3443905269 ОГРН 1023402978675) к Министерству топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области (ИНН 3444134770, ОГРН 1063444056048) об оспаривании постановлений по делу об административном правонарушении,

установил:

товарищество собственников жилья "Нарвский массив" (далее - ТСЖ "Нарвский массив", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлениями о признании незаконным и отмене постановлений Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области (далее - административный орган) от 24.07.2012 N 03-08/12-244, N 03-06/12-245, N 03-05/12-246 о привлечении ТСЖ "Нарвский массив" к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24.10.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2012, ТСЖ "Нарвский массив" отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятыми судебными актами, заявитель обратился в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить как противоречащие нормам процессуального и материального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на кассационную жалобу, судебная коллегия не находит правовых оснований к их отмене.
Как установлено судом, на основании распоряжения Управления по региональным тарифам администрации Волгограда от 27.04.2012 N 12/083-кт проведена внеплановая документарная и выездная проверка заявителя по вопросу правильности применения тарифов при начислении и предъявлении платы за коммунальные услуги холодного водоснабжения, водоотведения, горячего водоснабжения, отопления, электроснабжения потребителям, проживающих в многоквартирных жилых домах N N 2, 4, 6, 8, 10 по ул. Нарвская в г. Волгограда, находящихся в управлении заявителя.
По результатам проверки выявлены нарушения требований действующего порядка ценообразования, выразившиеся в неправомерном применении и завышении ТСЖ "Нарвский массив" цены на природный газ, тарифов на электрическую энергию и холодную воду при осуществлении расчета и выставлении платы за горячее водоснабжение и отопление населению в период с мая 2011 года по апрель 2012 года (цена за газ); с февраля по апрель 2012 года (тарифы на электрическую энергию и холодную воду).
12.07.2012 составлены три протокола об административном правонарушении в отношении ТСЖ "Нарвский массив" отдельно по факту неправомерного применения цены на газ, тарифа на электрическую энергию и тарифа на холодную воду.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 24.07.2012 N 03-08/12-244 ТСЖ "Нарвский массив" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 817 140,87 руб.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 24.07.2012 N 03-06/12-245 ТСЖ "Нарвский массив" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 14 490,25 руб.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 24.07.2012 N 03-05/12-246 ТСЖ "Нарвский массив" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 11 583 руб.
Считая вынесенные постановления незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 АПК РФ надлежащую правовую оценку, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из наличия в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения. Кассационная инстанция поддерживает выводы суда, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на тепловую и электрическую энергию в Российской Федерации" государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
В соответствии с пунктом 30 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" расчет размера платы за горячее водоснабжение при приготовлении горячей воды с использованием общего имущества собственников помещений в многоквартирного доме или имущества, принадлежащего собственнику жилого дома, производится исходя из тарифов (цен) на холодную воду, газ и тепловую энергию, а также объемов (количества) коммунальных ресурсов, использованных при приготовлении горячей воды.
Установление государством твердых тарифов на энергоресурсы для населения направлено на защиту как публичных, так и частных интересов. Публичность охраняемых интересов состоит в недопущении произвольного изменения установленных исходя из баланса экономических интересов поставщиков (производителей) электроэнергии и населения государством цен (тарифов), защищающих население от необоснованного роста.
В силу абзаца второго пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Согласно пункту 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при производстве тепловой энергии для отопления многоквартирного дома с использованием автономной системы отопления, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии централизованного отопления, размер платы за отопление рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на топливо, используемое для производства тепловой энергии.
Как следует из материалов дела, в 2011 году ТСЖ "Нарвский массив" при расчетах стоимости горячего водоснабжения и отопления для населения в плату включило природный газ в объеме 331 тыс. куб. м на горячую воду и 625 тыс. куб. м на отопление по цене 4553,2 руб./тыс. куб. м.
В 2012 году ТСЖ "Нарвский массив" при расчете стоимости горячего водоснабжения и отопления принимает расход газа всего на котельную - 1100 куб. м, из которых расход на горячее водоснабжение - 440 тыс. куб. м, на отопление - 656 тыс. куб. м. Из общего объема 600 тыс. куб. м приняты по цене 3570,99 руб./тыс. куб. м, 500 тыс. куб. м - по цене 3964 руб./тыс. куб. м.
Согласно информации ТСЖ "Нарвский массив", объем природного газа при приготовлении горячей воды и отопления в период с 01.08.2011 по 31.12.2011 составил 354,804 тыс. куб. м, в период с 01.02.2012 по 30 04.2012 составил 336,308 тыс. куб. м.
На основании данных сведений, административный орган произвел расчет излишне полученной выручки, которая в проверяемые периоды составила 408 570,434 руб.
Таким образом, двойной размер излишне полученной выручки составил 408 570,434 руб. х 2 - 817 140,87 руб.
ТСЖ "Нарвский массив" при осуществлении расчета платы за горячее водоснабжение и отопление неправомерно применило завышенный тариф на электрическую энергию в период с февраля по апрель 2012 года в размере 2,672 руб./кВт-ч, что выше тарифа, установленного постановлением Управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области от 23.12.2011 N 54/2 "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Волгоградской области" в размере 2,53 руб. кВт-ч.
ТСЖ "Нарвский массив" при расчете стоимости горячего водоснабжения и отопления для населения в период с февраля 2012 года в плату включало электрическую энергию. Общий объем расхода электрической энергии на котельную составляет 266 000 кВт-ч, из которых расход электрической энергии на горячее водоснабжение - 150 659 кВт-ч, на отопление - 115 341 кВт-ч. Из общего объема 140 000 кВт-ч приняты по тарифу в размере 2,53 руб./кВт-ч, 126 000 кВт-ч приняты по тарифу - 2,83 руб./кВт-ч.
Согласно постановлению Управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области от 23.12.2011 N 54/2 "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Волгоградской области" в период с 01.01.2012 по 30.06.2012 тариф на электрическую энергию для населения установлен в размере 2,53 руб./кВт-ч.
При осуществлении расчета платы за горячее водоснабжение и отопление неправомерно применило завышенный тариф на холодную воду в период с февраля по апрель 2012 года в размере 12,78 руб./куб. м и 12,73 руб./куб. м, что выше тарифа на холодную воду в размере 12,18 руб./куб. м, установленного постановлением Управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области от 30.11.2011 N 47/25 "Об установлении тарифов на холодную воду (питьевая вода), водоотведение и очистку сточных вод для потребителей муниципального унитарного предприятия "Горводоканал г. Волгограда" городского округа город-герой Волгоград".
ТСЖ "Нарвский массив" при расчете стоимости горячего водоснабжения и отопления для населения в период с февраля 2012 года включило в расчет стоимость холодной воды. Общий объем расхода холодной воды на котельную согласно расчетам составил 61 000 куб. м, из которых расход на горячее водоснабжение - 59800 куб. м, на отопление - 1200 куб. м.
Из общего объема 30700 куб. м холодной воды приняты по тарифу в размере 12,18 руб./куб. м (30 000 куб. м на ГВС, 700 куб. м на отопление), 6000 куб. м - по тарифу 12,91 руб./куб. м (на ГВС), 24300 куб. м - по тарифу 13,50 руб./куб. м (23800 куб. м на ГВС, 500 куб. м на отопление).
Таким образом, тариф на холодную воду, применяемый в период с февраля по апрель 2012 года при расчете стоимости горячего водоснабжения применяется в размере 12,78 руб./куб. м, а при расчете стоимости отопления - в размере 12,73 руб./куб. м.
Согласно постановлению Управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области от 30.11.2011 N 47/25 "Об установлении тарифов на холодную воду (питьевая вода), водоотведение и очистку сточных вод для потребителей МУП "Горводоканал г. Волгограда" городского округа город-герой Волгоград" в период с 01 января по 30 июня 2012 года тариф на холодное водоснабжение для населения установлен в размере 12,18 руб./куб. м.
Согласно информации ТСЖ "Нарвский массив", полученной в ходе проведенной административным органом проверки, объем холодной воды, используемой ТСЖ "Нарвский массив" при приготовлении горячей воды и отопления в период с 01.02.2012 по 30.04.2012 составил 9690,624 куб. м. В результате расчета административный орган установил, что излишне полученная выручка составила 5791,498 руб., соответственно двойной размер излишне полученной выручки составил 11 583 руб.
Всесторонне и полно исследовав материалы дела, правильно установив фактические обстоятельства и дав им надлежащую правовую оценку, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, а также отсутствии оснований для признания недействительными оспариваемых постановлений.
Единственным доводом кассационной жалобы является то, что судами обеих инстанций не были приняты во внимание признаки малозначительности совершенных правонарушений.
Вместе с тем, согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Пунктом 18.1 указанного Постановления разъяснено, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Квалификация правонарушения в качестве малозначительного носит оценочный характер и производится судом на основании личной оценки обстоятельств конкретного дела в порядке статьи 71 АПК РФ.
Таким образом, суды, оценив представленные в дело доказательства в совокупности и принимая во внимание конкретные обстоятельства совершения административных правонарушений, правомерно не признали данные правонарушения как малозначительные.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ). При этом арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Довод заявителя кассационной жалобы о необоснованном не применении положений статьи 2.9 КоАП РФ подлежит отклонению судом кассационной инстанции, поскольку направлен на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами обеих инстанций при рассмотрении дела по существу.
На основании изложенного, обжалуемые судебные акты является законными и обоснованными, оснований для удовлетворения кассационной жалобы нет.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24.10.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2012 по делу N А12-20200/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ

Судьи
Э.Г.ГИЛЬМАНОВА
И.Ш.ЗАКИРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)