Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фединой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стабильность" (ОГРН 1073459008589, ИНН 3442094191, адрес местонахождения: г. Волгоград, пр-кт Ленина, д. 189)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19 марта 2013 года по делу N А12-31596/2012 (судья Пономарева Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стабильность" (ОГРН 1073459008589, ИНН 3442094191, адрес местонахождения: г. Волгоград, пр-кт Ленина, д. 189)
к Министерству топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области (ОГРН 1063444056048, ИНН 3444134770, адрес местонахождения: г. Волгоград, ул. им. Рокоссовского, д. 62)
о признании недействительным предписания от 07.11.2012 N П03 - 06/12 - 035,
заинтересованные третьи лица: Жанабаева Татьяна Петровна (г. Волгоград), Благодаров Виктор Иванович (г. Волгоград), Шмелев Петр Александрович (г. Волгоград)
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
установил:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стабильность" (далее - заявитель, ООО "УК "Стабильность", Общество) с заявлением к Министерству топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области (далее - административный орган, Минтопэнерготариф Волгоградской области) о признании недействительным предписания от 07.11.2012 N П03 - 06/12 - 035, вынесенного в отношении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стабильность", об устранении нарушений требований действующего законодательства по соблюдению порядка ценообразования.
Определением суда от 18.02.2013 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Жанабаева Татьяна Петровна (далее - Жанабаева Т.П.), Благодаров Виктор Иванович (далее - Благодаров В.И.), Шмелев Петр Александрович (далее - Шмелев П.А.).
Решением от 19 марта 2013 года Арбитражный суд Волгоградской области отказал обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стабильность" в удовлетворении требований в полном объеме.
ООО "УК "Стабильность" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области, Жанабаева Т.П., Благодаров В.И., Шмелев П.А. в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
ООО "УК "Стабильность" извещено о времени и месте судебного заседания в порядке пункта 1 статьи 123 АПК РФ (почтовое уведомление N 95499 8 о вручении корреспонденции). Явку представителя в судебное заседание заявитель не обеспечил.
Минтопэнерготариф Волгоградской области извещено о времени и месте судебного заседания в порядке пункта 1 статьи 123 АПК РФ (почтовое уведомление N 95501 8 о вручении корреспонденции). Явку представителя в судебное заседание административный орган не обеспечил.
Жанабаева Т.П. извещена о времени и месте судебного заседания в порядке пункта 1 статьи 123 АПК РФ (почтовое уведомление N 95502 5 о вручении корреспонденции). Явку в судебное заседание не обеспечила.
Благодаров В.И. извещен о времени и месте судебного заседания в порядке пункта 2 части 4 статьи 123 АПК РФ (заказное письмо N 95503 2 вернулось в адрес суда с отметкой отделения почтовой связи "Истек срок хранения"). Явку в судебное заседание не обеспечил.
Шмелев П.А. извещен о времени и месте судебного заседания в порядке пункта 2 части 4 статьи 123 АПК РФ (заказное письмо N 95504 9 вернулось в адрес суда с отметкой отделения почтовой связи "Истек срок хранения"). Явку в судебное заседание не обеспечил.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 19 июля 2013 года, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения министра топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области от 12.10.2012 N 12/183-кт сотрудниками Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области в отношении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стабильность" проведена внеплановая документарная и выездная проверка соблюдения требований законодательства о ценообразовании при применении тарифов на коммунальные услуги за период с 01.05.2012 по 31.08.2012, в ходе которой выявлено нарушение требований действующего законодательства о ценообразовании, выразившееся в завышении тарифов на электрическую энергию при начислении и предъявлении платы гражданам, имеющим индивидуальные приборы учета потребления электрической энергии, в платежных документах за июль 2012 года.
По результатам проверки административным органом составлен акт проверки от 07.11.2012 N 03-03/12-182, ООО "УК "Стабильность" выдано предписание от 07.11.2012 об устранении нарушений требований действующего законодательства по соблюдению порядка ценообразования.
Согласно указанному предписанию Обществу предписано устранить нарушения порядка ценообразования, выразившиеся в завышении тарифа на электрическую энергию при начислении платы за объемы потребленной электрической энергии в июне 2012 года в платежных документах (квитанциях) за июль 2012 года, выставленных собственникам/нанимателям жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Волгоград, проспект имени В.И.Ленина, 113, имеющим индивидуальные приборы учета электрической энергии.
Согласно пункту 2 указанного предписания Обществу необходимо представить в административный орган оформленное должным образом документальное подтверждение (копии платежных документов (квитанций) на оплату жилищно-коммунальных услуг, предъявляемых ООО "УК "Стабильность" собственникам жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Волгоград, проспект имени В.И.Ленина, 113, имеющим индивидуальные приборы учета электроэнергии.
Обществу установлен пятидневный срок выполнения предписания, с даты его получения.
Не согласившись с указанным предписанием, ООО "УК "Стабильность" оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что оспариваемое предписание не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, соответствует требованиям действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам).
Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Пунктом 14 Правил предусмотрено, что расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
На основании пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Пунктом 16 Правил предусмотрено, что при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ООО "УК "Стабильность" предоставляет коммунальные услуги собственникам/нанимателям жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Волгоград, проспект имени В.И.Ленина, д. 113, на основании заключенных договоров с ресурсоснабжающими организациями. Электрическая энергия в многоквартирный дом, расположенный по адресу: город Волгоград, проспект имени В.И.Ленина, 113, поставляется открытым акционерным обществом "Волгоградэнергосбыт" на основании договора от 01.07.2012 N 501 ресурсоснабжения (снабжение электроэнергией).
Многоквартирный дом, расположенный по адресу вышеуказанному адресу, оборудован индивидуальными приборами учета электрической энергии.
Частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя: плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
Требования к объему информации о предоставляемых коммунальных услугах, порядку и способу ее доведения до потребителя законодательно определены и подлежат выполнению исполнителем данных коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, в платежном документе указывается: почтового адреса помещения, сведения о собственнике помещения (с указанием Ф.И.О. граждан), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого фонда; наименования исполнителя; наименования оплачиваемых коммунальных услуг, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальной нормы потребления, если такая норма установлена, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов или отведенных сточных вод; объема (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод; сведений об изменениях размера платы за коммунальные услуги с указанием оснований; другие сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и договором.
В силу Федерального закона от 26.03.2003 N 35 "Об электроэнергетике" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определенный Правительством Российской Федерации, устанавливают цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах указанных предельных уровней цен (тарифов), а также осуществляют региональный государственный контроль (надзор) за применением регулируемых ими цен (тарифов) и проводят проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины указанных цен (тарифов) и правильности их применения.
Тарифы на электрическую энергию на 2012 год установлены постановлением Управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области от 23.12.2011 N 54/2 "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Волгоградской области" и действуют с календарной разбивкой: на период с 01.01.2012 по 30.06.2012 тариф на электрическую энергию для населения, за исключением населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, в размере 2,53 руб. /кВт.ч (с учетом НДС), на период с 01.07.2012 по 31.12.2012 тариф на электрическую энергию для населения, за исключением населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, в размере 2,68 руб. /кВт.ч (с учетом НДС).
Как следует из материалов дела, в административный орган поступило обращение Жанабаевой Т.П., проживающей по адресу: город Волгоград, проспект Ленина, д. 113, о том, что ее права как потребителя нарушены действиями ООО "УК "Стабильность" при начислении и предъявлении ей платы за электрическую энергию.
В ходе проведенной Министерством по тарифам проверки доводы, указанные в обращении о завышении тарифов на электрическую энергию, нашли свое подтверждение в полном объеме.
По результатам проверки и анализа представленных платежных документов, предъявляемых собственникам/нанимателям жилых помещений многоквартирного дома, находящегося в управлении ООО "УК "Стабильность", установлено, что Общество выставило плату гражданам, имеющим индивидуальные приборы учета электрической энергии, за коммунальную услугу электроснабжение за объемы потребленной электрической энергии в июне 2012 года, применив тариф на электрическую энергию, установленный с 01 июля 2012 года, что противоречит постановлению Управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области от 23.12.2011 N 54/2 "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Волгоградской области" и является нарушением действующего порядка ценообразования.
Из представленных в материалы дела платежных документов следует, что срок оплаты коммунальных услуг за июнь 2012 установлен до 10.07.2012. При этом при оплате потребитель указывает показания прибора учета по электроснабжению. Дата формирования платежных документов за июль 2012 указана: 03.08.2012.
Таким образом, при формировании платежных документов за июль 2012 оплата за потребленную электрическую энергию рассчитывается исходя из указанных потребителем сведениям по прибору учета, представленным им при оплате платежного документа в срок до 10.07.2012. При этом применяется тариф на электрическую энергию, установленный с 01.07.2012.
Учитывая изложенное, административный орган пришел к правомерному выводу о нарушении заявителем порядка ценообразования и завышении тарифа на электрическую энергию при начислении платы за объемы потребленной электрической энергии электрической энергии в июне 2012 года в платежных документах (квитанциях) за июль 2012 года.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Согласно пункту 1.1 Положения о Министерстве топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 19.06.2012 N 125-п, Министерство является органом исполнительной власти Волгоградской области, участвующим в проведении единой государственной политики в сфере обеспечения эффективного и устойчивого функционирования организаций топливно-энергетического комплекса, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также в области государственного регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), включая контроль за государственной дисциплиной регулируемых цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) и соблюдением порядка ценообразования на продукцию (товары, работы, услуги) на территории Волгоградской области.
По результатам проверки ООО "УК "Стабильность" выдано предписание от 07.11.2012 об устранении нарушений требований действующего законодательства по соблюдению порядка ценообразования.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства дела, которые заявителем апелляционной жалобы не опровергнуты.
Порядок, сроки, основания проведения проверки судом проверены, нарушений требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в действиях административного органа, которые могли бы повлиять на действительность выданного предписания, судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
Поскольку ООО "УК "Стабильность" допущены нарушения требования законодательства о ценообразовании при применении тарифов на коммунальные услуги, административным органом правомерно выдано предписание Обществу от 07.11.2012 N П03 - 06/12 - 035 с указанием устранить нарушения порядка ценообразования, выразившиеся в завышении тарифа на электрическую энергию при начислении платы за объемы потребленной электрической энергии электрической энергии в июне 2012 года в платежных документах (квитанциях) за июль 2012 года, выставленных собственникам/нанимателям жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Волгоград, проспект Ленина, д. 113, имеющим индивидуальные приборы учета электрической энергии.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене принятого решения.
Поскольку выводы суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стабильность" следует оставить без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Как разъяснено в пункте 1 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139, в связи с тем, что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 200 руб. для физических лиц и 2000 руб. для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 100 руб. для физических лиц и 1000 руб. для юридических лиц.
При таких обстоятельствах при подаче апелляционной жалобы ООО "УК "Стабильность" подлежала уплате государственная пошлина в сумме 1000 руб.
Платежным поручением от 03.04.2013 N 355 ООО "УК "Стабильность" за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб.
Таким образом, ООО "УК "Стабильность" следует возвратить излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1000 руб.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19 марта 2013 года по делу N А12-31596/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выдать обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стабильность" справку на возврат из федерального бюджета излишне уплаченной платежным поручением от 03.04.2013 N 355 государственной пошлины в размере 1000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Ю.А.КОМНАТНАЯ
Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
М.Г.ЦУЦКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.08.2013 ПО ДЕЛУ N А12-31596/2012
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 августа 2013 г. по делу N А12-31596/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фединой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стабильность" (ОГРН 1073459008589, ИНН 3442094191, адрес местонахождения: г. Волгоград, пр-кт Ленина, д. 189)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19 марта 2013 года по делу N А12-31596/2012 (судья Пономарева Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стабильность" (ОГРН 1073459008589, ИНН 3442094191, адрес местонахождения: г. Волгоград, пр-кт Ленина, д. 189)
к Министерству топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области (ОГРН 1063444056048, ИНН 3444134770, адрес местонахождения: г. Волгоград, ул. им. Рокоссовского, д. 62)
о признании недействительным предписания от 07.11.2012 N П03 - 06/12 - 035,
заинтересованные третьи лица: Жанабаева Татьяна Петровна (г. Волгоград), Благодаров Виктор Иванович (г. Волгоград), Шмелев Петр Александрович (г. Волгоград)
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
установил:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стабильность" (далее - заявитель, ООО "УК "Стабильность", Общество) с заявлением к Министерству топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области (далее - административный орган, Минтопэнерготариф Волгоградской области) о признании недействительным предписания от 07.11.2012 N П03 - 06/12 - 035, вынесенного в отношении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стабильность", об устранении нарушений требований действующего законодательства по соблюдению порядка ценообразования.
Определением суда от 18.02.2013 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Жанабаева Татьяна Петровна (далее - Жанабаева Т.П.), Благодаров Виктор Иванович (далее - Благодаров В.И.), Шмелев Петр Александрович (далее - Шмелев П.А.).
Решением от 19 марта 2013 года Арбитражный суд Волгоградской области отказал обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стабильность" в удовлетворении требований в полном объеме.
ООО "УК "Стабильность" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области, Жанабаева Т.П., Благодаров В.И., Шмелев П.А. в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
ООО "УК "Стабильность" извещено о времени и месте судебного заседания в порядке пункта 1 статьи 123 АПК РФ (почтовое уведомление N 95499 8 о вручении корреспонденции). Явку представителя в судебное заседание заявитель не обеспечил.
Минтопэнерготариф Волгоградской области извещено о времени и месте судебного заседания в порядке пункта 1 статьи 123 АПК РФ (почтовое уведомление N 95501 8 о вручении корреспонденции). Явку представителя в судебное заседание административный орган не обеспечил.
Жанабаева Т.П. извещена о времени и месте судебного заседания в порядке пункта 1 статьи 123 АПК РФ (почтовое уведомление N 95502 5 о вручении корреспонденции). Явку в судебное заседание не обеспечила.
Благодаров В.И. извещен о времени и месте судебного заседания в порядке пункта 2 части 4 статьи 123 АПК РФ (заказное письмо N 95503 2 вернулось в адрес суда с отметкой отделения почтовой связи "Истек срок хранения"). Явку в судебное заседание не обеспечил.
Шмелев П.А. извещен о времени и месте судебного заседания в порядке пункта 2 части 4 статьи 123 АПК РФ (заказное письмо N 95504 9 вернулось в адрес суда с отметкой отделения почтовой связи "Истек срок хранения"). Явку в судебное заседание не обеспечил.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 19 июля 2013 года, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения министра топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области от 12.10.2012 N 12/183-кт сотрудниками Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области в отношении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стабильность" проведена внеплановая документарная и выездная проверка соблюдения требований законодательства о ценообразовании при применении тарифов на коммунальные услуги за период с 01.05.2012 по 31.08.2012, в ходе которой выявлено нарушение требований действующего законодательства о ценообразовании, выразившееся в завышении тарифов на электрическую энергию при начислении и предъявлении платы гражданам, имеющим индивидуальные приборы учета потребления электрической энергии, в платежных документах за июль 2012 года.
По результатам проверки административным органом составлен акт проверки от 07.11.2012 N 03-03/12-182, ООО "УК "Стабильность" выдано предписание от 07.11.2012 об устранении нарушений требований действующего законодательства по соблюдению порядка ценообразования.
Согласно указанному предписанию Обществу предписано устранить нарушения порядка ценообразования, выразившиеся в завышении тарифа на электрическую энергию при начислении платы за объемы потребленной электрической энергии в июне 2012 года в платежных документах (квитанциях) за июль 2012 года, выставленных собственникам/нанимателям жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Волгоград, проспект имени В.И.Ленина, 113, имеющим индивидуальные приборы учета электрической энергии.
Согласно пункту 2 указанного предписания Обществу необходимо представить в административный орган оформленное должным образом документальное подтверждение (копии платежных документов (квитанций) на оплату жилищно-коммунальных услуг, предъявляемых ООО "УК "Стабильность" собственникам жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Волгоград, проспект имени В.И.Ленина, 113, имеющим индивидуальные приборы учета электроэнергии.
Обществу установлен пятидневный срок выполнения предписания, с даты его получения.
Не согласившись с указанным предписанием, ООО "УК "Стабильность" оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что оспариваемое предписание не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, соответствует требованиям действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам).
Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Пунктом 14 Правил предусмотрено, что расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
На основании пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Пунктом 16 Правил предусмотрено, что при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ООО "УК "Стабильность" предоставляет коммунальные услуги собственникам/нанимателям жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Волгоград, проспект имени В.И.Ленина, д. 113, на основании заключенных договоров с ресурсоснабжающими организациями. Электрическая энергия в многоквартирный дом, расположенный по адресу: город Волгоград, проспект имени В.И.Ленина, 113, поставляется открытым акционерным обществом "Волгоградэнергосбыт" на основании договора от 01.07.2012 N 501 ресурсоснабжения (снабжение электроэнергией).
Многоквартирный дом, расположенный по адресу вышеуказанному адресу, оборудован индивидуальными приборами учета электрической энергии.
Частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя: плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
Требования к объему информации о предоставляемых коммунальных услугах, порядку и способу ее доведения до потребителя законодательно определены и подлежат выполнению исполнителем данных коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, в платежном документе указывается: почтового адреса помещения, сведения о собственнике помещения (с указанием Ф.И.О. граждан), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого фонда; наименования исполнителя; наименования оплачиваемых коммунальных услуг, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальной нормы потребления, если такая норма установлена, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов или отведенных сточных вод; объема (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод; сведений об изменениях размера платы за коммунальные услуги с указанием оснований; другие сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и договором.
В силу Федерального закона от 26.03.2003 N 35 "Об электроэнергетике" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определенный Правительством Российской Федерации, устанавливают цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах указанных предельных уровней цен (тарифов), а также осуществляют региональный государственный контроль (надзор) за применением регулируемых ими цен (тарифов) и проводят проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины указанных цен (тарифов) и правильности их применения.
Тарифы на электрическую энергию на 2012 год установлены постановлением Управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области от 23.12.2011 N 54/2 "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Волгоградской области" и действуют с календарной разбивкой: на период с 01.01.2012 по 30.06.2012 тариф на электрическую энергию для населения, за исключением населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, в размере 2,53 руб. /кВт.ч (с учетом НДС), на период с 01.07.2012 по 31.12.2012 тариф на электрическую энергию для населения, за исключением населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, в размере 2,68 руб. /кВт.ч (с учетом НДС).
Как следует из материалов дела, в административный орган поступило обращение Жанабаевой Т.П., проживающей по адресу: город Волгоград, проспект Ленина, д. 113, о том, что ее права как потребителя нарушены действиями ООО "УК "Стабильность" при начислении и предъявлении ей платы за электрическую энергию.
В ходе проведенной Министерством по тарифам проверки доводы, указанные в обращении о завышении тарифов на электрическую энергию, нашли свое подтверждение в полном объеме.
По результатам проверки и анализа представленных платежных документов, предъявляемых собственникам/нанимателям жилых помещений многоквартирного дома, находящегося в управлении ООО "УК "Стабильность", установлено, что Общество выставило плату гражданам, имеющим индивидуальные приборы учета электрической энергии, за коммунальную услугу электроснабжение за объемы потребленной электрической энергии в июне 2012 года, применив тариф на электрическую энергию, установленный с 01 июля 2012 года, что противоречит постановлению Управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области от 23.12.2011 N 54/2 "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Волгоградской области" и является нарушением действующего порядка ценообразования.
Из представленных в материалы дела платежных документов следует, что срок оплаты коммунальных услуг за июнь 2012 установлен до 10.07.2012. При этом при оплате потребитель указывает показания прибора учета по электроснабжению. Дата формирования платежных документов за июль 2012 указана: 03.08.2012.
Таким образом, при формировании платежных документов за июль 2012 оплата за потребленную электрическую энергию рассчитывается исходя из указанных потребителем сведениям по прибору учета, представленным им при оплате платежного документа в срок до 10.07.2012. При этом применяется тариф на электрическую энергию, установленный с 01.07.2012.
Учитывая изложенное, административный орган пришел к правомерному выводу о нарушении заявителем порядка ценообразования и завышении тарифа на электрическую энергию при начислении платы за объемы потребленной электрической энергии электрической энергии в июне 2012 года в платежных документах (квитанциях) за июль 2012 года.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Согласно пункту 1.1 Положения о Министерстве топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 19.06.2012 N 125-п, Министерство является органом исполнительной власти Волгоградской области, участвующим в проведении единой государственной политики в сфере обеспечения эффективного и устойчивого функционирования организаций топливно-энергетического комплекса, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также в области государственного регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), включая контроль за государственной дисциплиной регулируемых цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) и соблюдением порядка ценообразования на продукцию (товары, работы, услуги) на территории Волгоградской области.
По результатам проверки ООО "УК "Стабильность" выдано предписание от 07.11.2012 об устранении нарушений требований действующего законодательства по соблюдению порядка ценообразования.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства дела, которые заявителем апелляционной жалобы не опровергнуты.
Порядок, сроки, основания проведения проверки судом проверены, нарушений требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в действиях административного органа, которые могли бы повлиять на действительность выданного предписания, судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
Поскольку ООО "УК "Стабильность" допущены нарушения требования законодательства о ценообразовании при применении тарифов на коммунальные услуги, административным органом правомерно выдано предписание Обществу от 07.11.2012 N П03 - 06/12 - 035 с указанием устранить нарушения порядка ценообразования, выразившиеся в завышении тарифа на электрическую энергию при начислении платы за объемы потребленной электрической энергии электрической энергии в июне 2012 года в платежных документах (квитанциях) за июль 2012 года, выставленных собственникам/нанимателям жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Волгоград, проспект Ленина, д. 113, имеющим индивидуальные приборы учета электрической энергии.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене принятого решения.
Поскольку выводы суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стабильность" следует оставить без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Как разъяснено в пункте 1 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139, в связи с тем, что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 200 руб. для физических лиц и 2000 руб. для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 100 руб. для физических лиц и 1000 руб. для юридических лиц.
При таких обстоятельствах при подаче апелляционной жалобы ООО "УК "Стабильность" подлежала уплате государственная пошлина в сумме 1000 руб.
Платежным поручением от 03.04.2013 N 355 ООО "УК "Стабильность" за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб.
Таким образом, ООО "УК "Стабильность" следует возвратить излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1000 руб.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19 марта 2013 года по делу N А12-31596/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выдать обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стабильность" справку на возврат из федерального бюджета излишне уплаченной платежным поручением от 03.04.2013 N 355 государственной пошлины в размере 1000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Ю.А.КОМНАТНАЯ
Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
М.Г.ЦУЦКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)