Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАГАДАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 13.08.2013 ПО ДЕЛУ N 2-1000/2013, 33-758/2013

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 августа 2013 г. по делу N 2-1000/2013, 33-758/2013


Судья Баюра Л.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе
председательствующего Гаджиевой С.А.,
судей Бежевцовой Н.В., Кошкиной М.Г.,
при секретаре судебного заседания Б.,
рассмотрела 13 августа 2013 года в открытом судебном заседании в городе Магадане, в помещении Магаданского областного суда, расположенного по ул. Якутской, д. 49, апелляционное представление прокурора <N-ского> района Магаданской области на решение <N-ского> районного суда Магаданской области от 27 мая 2013 года по гражданскому делу по иску прокурора <N-ского> района Магаданской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - граждан, проживающих в многоквартирных домах поселка <N> Магаданской области к муниципальному унитарному предприятию муниципального образования "поселок <N>" "<N>-Электротеплосеть" о признании действий по начислению и взиманию с собственников (граждан) и нанимателей жилья в многоквартирных домах поселка <N>, в отношении которых управление осуществляется обществом с ограниченной ответственностью "МиРемонта", платы за услуги по содержанию жилья и коммунальные услуги незаконными.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Кошкиной М.Г., выступление помощника прокурора Магаданской области Ткаченко З.С., поддержавшей доводы апелляционного представления, возражения против удовлетворения апелляционного представления прокурора представителей: ответчика - муниципального унитарного предприятия муниципального образования "поселок <N>" "<N>-Электротеплосеть" В., третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - администрации муниципального образования "поселок <N>" П., судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

установила:

Прокурор <N-ского> района Магаданской области обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - граждан, проживающих в многоквартирных домах поселка <N> <N-ского> района Магаданской области, к муниципальному унитарному предприятию муниципального образования "поселок <N>" "<N>-Электротеплосеть" (далее - МУП МО "Поселок <N>" "<N>-Электротеплосеть") о признании действий по начислению и взиманию с собственников (граждан) и нанимателей жилья в многоквартирных домах поселка <N> <N-ского> района Магаданской области, в отношении которых управление осуществляется обществом с ограниченной ответственностью "МиРемонта" (далее - ООО "МиРемонта"), платы за услуги по содержанию жилья и коммунальные услуги незаконными.
Основанием обращения в суд послужили выявленные в ходе проведенной прокурорской проверки нарушения ООО "МиРемонта" и МУП МО "Поселок <N>" "<N>-Электротеплосеть" требований жилищного законодательства.
В соответствии с договорами управления многоквартирными домами ООО "МиРемонта" приняло на себя обязательства за плату оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе по текущему содержанию внутренних инженерных систем отопления, холодного и горячего водоснабжения: подготовке многоквартирного дома к сезонной эксплуатации (укреплению водосточных труб, колен и воронок; консервации системы центрального отопления, ремонту просевшей отмостки; ремонту, регулировке, промывке, испытанию, расконсервации систем центрального отопления), проведению технических осмотров и устранению незначительных неисправностей, а также аварийному обслуживанию внутренних инженерных сетей тепло-, водоснабжения.
<дата> ООО "МиРемонта" заключен договор N ... с МУП МО "Поселок <N>" "<N>-Электротеплосеть", согласно п. 1.1 которого последнее приняло на себя обязательства по выполнению работ по аварийному обслуживанию и текущему ремонту внутренних инженерных сетей тепло-, водоснабжения многоквартирных домов, находящихся на территории муниципального образования "Поселок <N>". Стоимость работ по аварийному обслуживанию внутренних инженерных сетей тепло-, водоснабжения за 1 кв. м общей площади составляет <...> рублей в месяц (без НДС); стоимость работ по текущему ремонту внутренних инженерных сетей тепло-, водоснабжения за 1 кв. м общей площади составляет <...> рублей в месяц (без НДС).
<дата> ООО "МиРемонта" заключен договор N ... с МУП МО "Поселок <N>" "<N>-Электротеплосеть", в соответствии с пунктом 1.1 которого последнее приняло на себя обязательства по выполнению работ по аварийному обслуживанию внутренних инженерных сетей тепло-, водоснабжения и текущему ремонту внутренних инженерных сетей тепло-, водоснабжения, относящихся к общему имуществу многоквартирных домов.
<дата> ООО "МиРемонта" заключен договор N ... с МУП МО "Поселок <N>" "<N>-Электротеплосеть", согласно пункту 1.1 которого последнее приняло на себя обязательства по выполнению работ по аварийному обслуживанию внутренних инженерных сетей тепло-, водоснабжения многоквартирных домов, находящихся на территории муниципального образования "Поселок <N>". Стоимость работ по аварийному обслуживанию внутренних инженерных сетей тепло-, водоснабжения за 1 кв. м общей площади составила <...> рублей в месяц (без НДС), стоимость работ по текущему ремонту внутренних инженерных сетей тепло-, водоснабжения за 1 кв. метр общей площади <...> рублей в месяц (без НДС).
В соответствии с действующим жилищным законодательством избранная управляющая компания обязана в полном объеме выполнять работы и оказывать услуги в интересах собственников помещений многоквартирного дома, поскольку с момента принятия дома в управление приобретает статус исполнителя этих услуг.
ООО "МиРемонта", принимавшее участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами поселка, согласилось с условиями конкурсной документации и предложенными тарифами.
Считает, что на граждан не может быть возложена обязанность по заключению договора на оказание услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества с организацией, не являющейся управляющей компанией, а также обязанность по внесению платы этой организации.
Таким образом, обязанность организации по оказанию услуг по текущему содержанию внутренних инженерных систем отопления, холодного и водоснабжения: подготовке многоквартирного дома к сезонной эксплуатации (укреплению водосточных труб, колен и воронок; консервации центрального отопления, ремонту просевшей отмостки; ремонту, регулировке, промывке, испытанию, расконсервации систем центрального отопления), проведению технических осмотров и устранению незначительных неисправностей, а также аварийного обслуживания внутренних инженерных сетей водоснабжения возложена на управляющую организацию ООО "МиРемонта", которая может заключить договор подряда с иной организацией. Стоимость услуг между ООО "МиРемонта" и подрядной организацией определяется договором.
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований законодательства плата за оказываемые МУП МО "Поселок <N>" "<N>-Электротеплосеть" без наличия законных оснований начисляется и взимается с потребителя в большем размере, чем предусмотрено конкурсной документацией и договором управления.
Учитывая изложенное, действия МУП МО "Поселок <N>" "<N>-Электротеплосеть" по взиманию платы за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества потребителей в размере, определенном предприятием в одностороннем порядке и не предусмотренном договором управления, без соответствующего решения общего собрания собственников помещений об изменении стоимости услуг за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома являются незаконными.
В нарушение требований пункта 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации ответчик ежемесячно при отсутствии соответствующего решения собственников жилья начисляет собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений плату за оказание коммунальных услуг по горячему водоснабжению, отоплению и платы за общедомовые нужды на горячее водоснабжение.
Просил суд признать действия МУП МО "Поселок <N>" "<N>-Электротеплосеть" по начислению и взиманию с собственников (граждан) и нанимателей жилья в многоквартирных жилых домах поселка <N> <N-ского> района Магаданской области, в отношении которых управление осуществляется ООО "МиРемонта", платы за услуги по оплате жилья и коммунальные услуги, а именно:
- - за услуги по текущему содержанию внутренних инженерных систем отопления, холодного и горячего водоснабжения: подготовке многоквартирного дома к сезонной эксплуатации (укреплению водосточных труб, колен и воронок; консервации системы центрального отопления, ремонту просевшей отмостки; регулировке, промывке, испытанию, расконсервации систем центрального отопления), проведению технических осмотров и устранению незначительных неисправностей, в том числе незаконного увеличения тарифа потребителям с <...> рублей на 1 кв. м общей площади до <...> рублей на 1 кв. м в одностороннем порядке;
- - за услуги по аварийному обслуживанию внутренних инженерных сетей тепло-, водоснабжения, в том числе незаконного увеличения тарифа потребителям с <...> рублей на 1 кв. м общей площади до <...> рублей на 1 кв. м общей площади);
- - за услуги по горячему водоснабжению;
- - за услуги по отоплению;
- - за услуги, предоставленные на общедомовые нужды, незаконными и возложить обязанность прекратить совершать указанные действия незамедлительно с момента вступления решения суда в законную силу.
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил предмет требований и просил суд признать незаконными действия МУП МО "Поселок <N>" "<N>-Электротеплосеть" по начислению и взиманию с собственников (граждан) и нанимателей жилья в многоквартирных домах поселка <N> <N-ского> района Магаданской области, в отношении которых управление осуществляет ООО "МиРемонта", платы за услуги по содержанию и коммунальные услуги, а именно:
- - за услуги по текущему содержанию внутренних инженерных систем отопления, холодного и горячего водоснабжения: подготовке многоквартирного дома к сезонной эксплуатации (укреплению водосточных труб, колен и воронок; консервации системы центрального отопления, ремонту просевшей отмостки; регулировке, промывке, испытанию, расконсервации систем центрального отопления), проведению технических осмотров и устранению незначительных неисправностей в размере <...> рублей на 1 кв. м общей площади, превышающий размер, установленный договором управления, заключенным по результатам открытого конкурса в сумме <...> рублей на 1 кв. м, в период с <дата> по <дата>;
- - за услуги по аварийному обслуживанию внутренних инженерных сетей тепло-, водоснабжения в размере <...> рублей на 1 кв. м общей площади, превышающий размер, установленный договором управления, заключенным по результатам открытого конкурса в сумме <...> рублей на 1 кв. м, в период с <дата> по <дата>;
- - за услуги по горячему водоснабжению, предоставленные на общедомовые нужды, в период с <дата> по <дата>.
Определением <N-ского> районного суда Магаданской области от <дата> производство по делу в части следующих требований прекращено в связи с отказом от них:
- - о возложения на МУП МО "Поселок <N>" "<N>-Электротеплосеть" обязанности прекратить совершение действий по начислению и взиманию с собственников (граждан) и нанимателей жилья в многоквартирных жилых домах поселка <N> <N-ского> района Магаданской области, в отношении которых управление осуществляется ООО "МиРемонт", платы за услуги по текущему содержанию внутренних инженерных систем отопления, холодного и горячего водоснабжения: подготовке многоквартирного дома к сезонной эксплуатации (укреплению водосточных труб, колен и воронок; консервации системы центрального отопления, ремонту просевшей отмостки; ремонту, регулировке, промывке, испытанию, расконсервации систем центрального отопления), проведению технических осмотров и устранению незначительных исправностей, в том числе незаконного увеличения тарифа потребителям (с <...> рублей на 1 кв. метр общей площади до <...> рублей на 1 кв. метр) в одностороннем порядке, а также платы за услуги по аварийному обслуживанию внутренних инженерных сетей тепло-, водоснабжения, в том числе незаконного увеличения тарифа потребителям (с <...> рублей на 1 квадратный метр общей площади до <...> рублей на 1 кв. метр общей площади);
- - о признании незаконными действий МУП МО "Поселок <N>" "<N>-Электротеплосеть" по начислению и взиманию с собственников (граждан) и нанимателей жилья в многоквартирных домах поселка <N> <N-ского> района Магаданской области, в отношении которых управление осуществляет ООО "МиРемонта", платы за услуги по горячему водоснабжению, за услуги по отоплению, и возложении обязанности прекратить совершать указанные действия;
- - о возложении обязанности на МУП МО "Поселок <N>" "<N>-Электротеплосеть" прекратить совершение действий по взиманию с собственников (граждан) и нанимателей жилья в многоквартирных домах поселка <N> <N-ского> района Магаданской области, в отношении которых управление осуществляет ООО "МиРемонта", платы за услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
Решением <N-ского> районного суда Магаданской области от <дата> исковые требования прокурора <N-ского> района Магаданской области удовлетворены частично: действия МУП МО "Поселок <N>" "<N>-Электротеплосеть" по начислению и взиманию с собственников (граждан) и нанимателей жилья в многоквартирных домах поселка <N> <N-ского> района Магаданской области, в отношении которых управление осуществляет общество с ограниченной ответственностью "МиРемонта", платы за услуги по горячему водоснабжению, предоставленные на общедомовые нужды, в период с <дата> по <дата> признаны незаконными. В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказано.
Не согласившись с постановленным решением суда в отказанной части требований, прокурор <N-ского> района Магаданской области подал апелляционное представление, в котором просит решение суда первой инстанции отменить и постановить новое решение об удовлетворении требований.
Выражает несогласие с выводом суда о законности действий МУП МО "Поселок <N>" "<N>-Электротеплосеть" по начислению и взиманию с собственников квартир многоквартирного дома и нанимателей платы за услуги по текущему содержанию внутренних инженерных систем отопления, холодного и горячего водоснабжения, а также услуг по аварийному обслуживанию внутренних инженерных сетей тепло-, водоснабжения.
Считает, что суд первой инстанции необоснованно при разрешении спора руководствовался положениями гражданского и налогового законодательства, тогда как спорные правоотношения регулируются нормами жилищного законодательства.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на стороне истца - ООО "МиРемонта" своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направило, о месте и времени судебного заседания извещено надлежаще, доказательств уважительности причин неявки не представило. Судебная коллегия в соответствии с частью 1 статьи 327, частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя ООО "МиРемонта".
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционного представления, обсудив его доводы, выслушав пояснения явившихся лиц, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Разрешая спор, суд, руководствуясь статьями 155, 156, 158, 162, 164 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 29 - 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, пришел к выводу о правомерности действий МУП МО "Поселок <N>" "<N>-Электротеплосеть" по начислению и взиманию с собственников (граждан) и нанимателей жилья в многоквартирных домах поселка <N> <N-ского> района Магаданской области, в отношении которых управление осуществляет ООО "МиРемонта", платы за услуги по текущему содержанию внутренних инженерных систем отопления, холодного и горячего водоснабжения, а также аварийному обслуживанию внутренних инженерных сетей тепло-, водоснабжения в период с <дата> по <дата>, и отсутствии у ответчика правовых оснований для взимания платы за услуги по горячему водоснабжению, предоставленные на общедомовые нужды в период с <дата> по <дата>.
Указанный вывод суда является правильным, соответствующим обстоятельствам дела и положениям материального закона.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В структуру платы за жилое помещение (статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации) и для нанимателя, и для собственника помещения в многоквартирном доме входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя, в том числе, плату за услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги.
Согласно частей 4, 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договорам социального найма и найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме и собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, управление которыми осуществляется управляющей организацией, вносят плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 названной статьи.
На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям (часть 7.1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу частей 2, 3 статьи 162 названного Кодекса по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, порядок определения цены договора, размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании постановления администрации муниципального образования "поселок <N>" от <дата> N... проведен открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами (в количестве 89) на территории муниципального образования "поселок <N>", по результатам которого управляющей организацией выбрано ООО "МиРемонта" (т. 1, л.д. 67).
Между администрацией муниципального образования "поселок <N>" и ООО "МиРемонта" по 89 многоквартирным домам заключены договоры на управление жилым фондом с приложением перечня обязательных и дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, являющихся объектами конкурса.
В соответствии с пунктами 1.1 указанных договоров управления многоквартирными домами, ООО "МиРемонта" приняло на себя обязанности за плату оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, согласно приложениям N 1 и N 2 к настоящим Договорам, в том числе: работы по текущему содержанию внутренних инженерных систем отопления, холодного и горячего водоснабжения (подготовка многоквартирного дома к сезонной эксплуатации, укрепление водосточных труб, колен и воронок; консервацию системы центрального отопления, ремонт просевшей отмостки; ремонт, регулировку, промывку, испытание, расконсервацию систем центрального отопления, проведение технических осмотров и устранение незначительных неисправностей) и аварийное обслуживание внутренних инженерных сетей тепло-, водоснабжения (т. 1, л.д. 68 - 72, 74 - 76).
<дата> управляющая организация ООО "МиРемонта" заключила договор подряда N ... с МУП МО "поселок <N>" "<N>-Электротеплосеть", в соответствии с пунктом 1.1. которого ответчик принял на себя обязательства по выполнению работ по аварийному обслуживанию и текущему ремонту внутренних инженерных сетей тепло-, водоснабжения многоквартирных домов, находящихся на территории муниципального образования "поселок <N>", в соответствии с Приложением N 2, являющимся неотъемлемой частью Договора (т. 1, л.д. 80 - 81).
<дата> и <дата> между теми же сторонами заключены аналогичные договоры подряда N ... и N ... (т. 1, л.д. 82 - 87, 88 - 89).
Одновременно с договорами подряда, между ООО "МиРемонта" и МУП МО "поселок <N>" "<N>-Электротеплосеть" заключены договоры уступки прав (требований) от <дата> N... и от <дата> N ..., согласно которых ООО "МиРемонта" уступило, а МУП МО "поселок <N>" "<N>-Электротеплосеть" приняло право требования дебиторской задолженности потребителей (собственников и нанимателей жилых и нежилых помещений многоквартирных домов) в части внесения платы по аварийному обслуживанию внутренних инженерных сетей тепло-, водоснабжения и текущему ремонту внутренних инженерных сетей тепло-, водоснабжения по состоянию на <дата>, а также не возникшее на день вступления в силу договоров права требования к потребителям в части внесения платы за аварийное обслуживание внутренних инженерных сетей тепло-, водоснабжения и текущий ремонт внутренних инженерных сетей тепло-, водоснабжения (т. 1, л.д. 77 - 79, 91 - 93).
В силу части 1 статьи 421, части 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Действующее законодательство не содержит норм, запрещающих или ограничивающих возможность заключения управляющими компаниями гражданско-правовых договоров, в том числе договора подряда, уступки прав (требований).
Так, ни из закона, ни из конкурсной документации, ни из договора управления не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, соответственно, подрядчик (ООО "МиРемонта") вправе был привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков), в том числе МУП МО "поселок <N>" "<N>-Электротеплосеть", что не запрещено нормами жилищного законодательства и не противоречит части 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что если из закона или договора не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).
Договоры подряда и уступки прав (требований) никем, в том числе по мотиву их противоречия условиям договоров управления многоквартирными домами, заключенными администрацией муниципального образования "поселок <N>" и ООО "МиРемонта", не оспорены. В настоящее время данные договоры (N ... от <дата>, N ... от <дата>, N ... от <дата>, N ... от <дата>, N ... от <дата>) прекратили свое действие.
Поскольку управляющая компания ООО "МиРемонта" по договорам управления многоквартирными домами действовала в интересах собственников (граждан) и нанимателей жилья в многоквартирных домах поселка <N> <N-ского> района Магаданской области, заключенные ею с МУП МО "поселок <N>" "<N>-Электротеплосеть" в спорный период договоры подряда и уступки прав (требований), по существу, были заключены между МУП МО "поселок <N>" "<N>-Электротеплосеть" и собственниками, нанимателями жилых и нежилых помещений.
Таким образом, вывод суда о том, что МУП МО "поселок <N>" "<N>-Электротеплосеть" по отношению к потребителям (нанимателям и собственникам жилых и нежилых помещений) фактически являлось исполнителем жилищно-коммунальных услуг, является верным.
Фактическое оказание МУП МО "поселок <N>" "<N>-Электротеплосеть" в период с <дата> по <дата> услуг и выполнение работ по текущему ремонту внутренних инженерных сетей тепло-, водоснабжения и аварийному обслуживанию собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах поселка <N> <N-ского> района Магаданской области, в отношении которых управление осуществляется ООО "МиРемонта", нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения дела и прокурором не оспаривалось. Услуги оказывались ответчиком регулярно и с надлежащим качеством. При этом установлено, что ООО "МиРемонта" плату за услуги по текущему ремонту внутренних инженерных сетей тепло-, водоснабжения и аварийному обслуживанию с собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах поселка <N> <N-ского> района Магаданской области не взимало.
Согласно части 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации свершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
Факт оплаты услуг, оказанных МУП МО "поселок <N>" "<N>-Электротеплосеть" собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирных домов поселка <N> <N-ского> района Магаданской области, в отношении которых управление осуществляется ООО "МиРемонта", презюмирует наличие взаимных обязательств граждан (собственников и нанимателей помещений) и МУП МО "поселок <N>" "<N>-Электротеплосеть".
Учитывая изложенное, ответчик имел право требовать внесения платы за оказанные услуги по содержанию жилья и коммунальные услуги.
В части доводов прокурора о незаконности установления платы за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества потребителей, установленной МУП МО "Поселок <N>" "<N>-Электротеплосеть" в одностороннем порядке в размере, превышающем размер, предусмотренный договором управления, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно частям 1, 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства, включая в том числе оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 названного Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Приведенной норме Федерального закона корреспондируют нормативные положения пунктов 29, 31, 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, согласно которым в случае, если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации (пункт 36).
Из материалов конкурсной документации следует, что договорами управления многоквартирными домами, заключенными между администрацией муниципального образования "поселок <N>" и ООО "МиРемонта" ежемесячный размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений определен исходя из месячной стоимости услуг и работ по управлению многоквартирным домом, месячной стоимости работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, перечень которых указан в приложении N 1 и N 2 к Договорам (абзац 1 пункта 3.1.2) (т. 1, л.д. 68, 70).
Согласно Перечню обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества помещений в многоквартирном доме, являющегося объектом конкурса (Приложение N 1), размер платы за текущее содержание внутренних инженерных систем отопления, холодного и горячего водоснабжения (подготовка многоквартирного дома к сезонной эксплуатации, укрепление водосточных труб, колен и воронок; консервация системы центрального отопления, ремонт просевшей отмостки; ремонт, регулировка, промывка, испытание, расконсервация систем центрального отопления, проведение технических осмотров и устранение незначительных неисправностей) установлен в сумме <...> рублей в месяц на 1 кв. м общей площади; размер платы за аварийное обслуживание внутренних инженерных сетей тепло-, водоснабжения установлен в сумме <...> рублей в месяц на 1 кв. м общей площади (т. 1, л.д. 74 - 75).
Между тем, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленный Приложением N 1 к договорам управления многоквартирными домами, распространяется не на всех потребителей, проживающих в помещениях в многоквартирных домах поселка <N> <N-ского> района Магаданской области, в отношении которых управление осуществляется ООО "МиРемонта", а только на собственников таких помещений ввиду следующего.
Так, абзацем вторым пункта 3.1.2 типового договора управления многоквартирным домом, представленным прокурором <N-ского> района Магаданской области, установлено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимый нанимателями жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается администрацией мэрии города Магадана, что не было учтено прокурором <N-ского> района Магаданской области при предъявлении иска в суд.
Так как иных типовых или индивидуальных договоров в материалах дела не имеется, то доводы прокурора в этой части требований не соответствуют представленным им же доказательствам и противоречат им.
Требования о признании незаконными действий ответчика по начислению и взысканию в спорный период с нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирных домах поселка <N> <N-ского> района Магаданской области, в отношении которых управление осуществляется ООО "МиРемонта", платы за содержание и ремонт жилого помещения не по тарифам, установленным администрацией мэрии города Магадана, прокурором в настоящем иске не заявлялись.
В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснениям, содержащимися в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. N 23 "О судебном решении" суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям.
Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
Заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Следовательно, правовые основания для удовлетворения требований прокурора в части признания незаконными действий МУП МО "Поселок <N>" "<N>-Электротеплосеть" по начислению и взиманию с нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирных домах п. <N> <N-ского> района Магаданской области, в отношении которых управление осуществляется ООО "МиРемонта", платы за услуги по текущему содержанию внутренних инженерных систем отопления, холодного и горячего водоснабжения, подготовке многоквартирного дома к сезонной эксплуатации и аварийному обслуживанию внутренних инженерных сетей тепло-, водоснабжения, исходя из размера, установленного договорами управления (приложениями к ним), отсутствуют в том числе и потому, что размер платы за эти услуги определяется по тарифам, установленным администрацией мэрии г. Магадана, что определено договором управления.
Доводы прокурора о незаконности действий ответчика по начислению и взиманию платы за указанные услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников многоквартирных домов являются ошибочными, противоречащими установленным по делу обстоятельствам и приведенным нормам материального права, а также конкурсной документации и условиям договоров управления и подряда.
Так, из дела усматривается, что по договору подряда N ... от <дата> стоимость работ по аварийному обслуживанию внутренних инженерных сетей тепло-, водоснабжения за 1 кв. м общей площади составила <...> рублей в месяц (без НДС); стоимость работ по текущему ремонту внутренних инженерных сетей тепло-, водоснабжения за 1 кв. м общей площади составила <...> рублей в месяц (без НДС). Сумма по договору на момент его подписания составила <...> рублей, с НДС, ежемесячно (т. 1, л.д. 80).
Согласно договору N ... от <дата> стоимость работ по аварийному обслуживанию внутренних инженерных сетей тепло-, водоснабжения за 1 кв. м общей площади жилого фонда в месяц составила <...> рублей с учетом НДС (т. 1, л.д. 84).
Договором подряда N... от <дата> (с учетом дополнительного соглашения к нему от <дата>) стоимость работ по аварийному обслуживанию внутренних инженерных сетей тепло-, водоснабжения за 1 кв. м общей площади также не превысила установленный размер, и составила <...> рублей в месяц (без НДС); стоимость работ по текущему ремонту внутренних инженерных сетей тепло-, водоснабжения за 1 кв. м общей площади составила <...> рублей в месяц (без НДС) (т. 1, л.д. 88, 90).
Таким образом, условия подрядных договоров в части стоимости работ по текущему ремонту внутренних инженерных сетей тепло-, водоснабжения и аварийному обслуживанию внутренних инженерных сетей тепло-, водоснабжения за 1 кв. м общей площади соответствуют размеру платы, установленному за данные услуги договорами управления многоквартирными домами.
При этом размер платы за аварийное обслуживание внутренних инженерных сетей тепло-, водоснабжения и текущий ремонт внутренних инженерных сетей тепло-, водоснабжения, подготовке многоквартирного дома к сезонной эксплуатации определялся МУП МО "Поселок <N>" "<N>-Электротеплосеть" исходя из стоимости, установленной договорами управления многоквартирными домами с начислением на тариф налога на добавленную стоимость (НДС), что соответствует положениям действующего налогового законодательства.
В соответствии со статьей 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 30 части 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации: реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).
Пунктами 1, 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщика при реализации товаров (работ, услуг) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС. При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам соответствующая сумма НДС включается в цены (тарифы).
Включение налогов и других обязательных отчислений, производимых в соответствии с установленным законодательством порядком в состав затрат, включаемых в себестоимость услуг, также предусмотрено Методикой планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства", установленной Постановлением Госстроя РФ от 23 февраля 1999 г. N 9 (ред. от 12.10.2000 г.).
Как указывалось выше, управляющая организация ООО "МиРемонта" коммунальные услуги - аварийное обслуживание и текущий ремонт внутренних инженерных сетей тепло-, водоснабжения в спорный период потребителям - собственникам помещений в многоквартирных домах, находящихся в ее управлении, не оказывала, а использовала для этого, посредством заключения договоров подряда, услуги, предоставляемые потребителям ответчиком.
Поскольку коммунальные услуги потребителям оказывало МУП МО "поселок <N>" "<N>-Электротеплосеть", а не ООО "МиРемонта", то налоговую льготу по уплате НДС, ответчик, в силу действующих норм налогового права, применить не мог.
Приказом N ... от <дата> и справкой от <дата> N ... подтвержден факт того, что МУП МО "Поселок <N>" "<N>-Электротеплосеть" правом на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, не пользовалось. Услуги, оказываемые предприятием, в том числе в спорный период, облагались по ставке 18% (т. 2, л.д. 74, 75).
Договорами управления установлено, что цена договора управления многоквартирным домом определяется как сумма платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающий в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме (п. 3.1.1) (т. 1, л.д. 68, 70).
Порядком определения цены договора, установленным договорами управления многоквартирными домами, включение НДС в стоимость цены договора управления, в том числе в себестоимость платы (цены) за услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, не предусмотрено (п. 3.1) (т. 1, л.д. 68, 70).
При таких обстоятельствах, МУП МО "поселок <N>" "<N>-Электротеплосеть" правомерно начислял НДС на установленный договорами управления размер платы жилищно-коммунальных услуг.
В результате включения суммы НДС в стоимость услуг, плата за аварийное обслуживание внутренних инженерных сетей тепло-, водоснабжения за 1 кв. м общей площади составила <...> рубля (<...> руб. x 18% НДС), и плата за текущий ремонт внутренних инженерных сетей тепло-, водоснабжения за 1 кв. м общей площади составила <...> рубля (<...> руб. x 18% НДС).
С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции о законности действий МУП МО "поселок <N>" "<N>-Электротеплосеть" по начислению и взиманию с собственников и нанимателей жилья в многоквартирных домах поселка <N> <N-ского> района Магаданской области, платы за услуги по текущему содержанию внутренних инженерных систем отопления, холодного и горячего водоснабжения: подготовке многоквартирного дома к сезонной эксплуатации (укреплению водосточных труб, колен и воронок; консервации системы центрального отопления, ремонту просевшей отмостки; регулировке, промывке, испытанию, расконсервации систем центрального отопления), проведению технических осмотров и устранению незначительных неисправностей в размере <...> рублей вместо предусмотренных договором управления <...> рублей на 1 кв. м, и за услуги по аварийному обслуживанию внутренних инженерных сетей тепло-, водоснабжения в размере <...> рублей на 1 кв. м общей площади, вместо <...> рублей на 1 кв. м, является верным и основан на нормах действующего федерального законодательства.
Правомерность вывода суда в части признания незаконными действий МУП МО "поселок <N>" "<N>-Электротеплосеть" по начислению и взиманию с собственников и нанимателей жилья в многоквартирных домах поселка <N> <N-ского> района Магаданской области, в отношении которых управление осуществляет ООО "МиРемонта" платы за услуги по горячему водоснабжению, предоставленные на общедомовые нужды в период с <дата> по <дата>, прокурором <N-ского> района Магаданской области в апелляционном представлении не оспаривается.
Коллегия полагает также необходимым обратить внимание на следующее.
Рассматривая требования прокурора <N-ского> района Магаданской области, суд первой инстанции в мотивировочной части решения пришел к выводу о том, что в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации у прокурора имелись основания и право для обращения в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц.
Этот вывод суда первой инстанции является неверным.
Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств, нарушение приобрело особое общественное значение.
Прокурор <N-ского> района Магаданской области обратился в суд с заявлением в защиту жилищных прав граждан, являющихся собственниками и нанимателями жилых помещений многоквартирных домов, нарушенных действиями МУП МО "Поселок <N>" "<N>-Электротеплосеть" по начислению и взиманию с собственников и нанимателей жилья платы за услуги по содержанию жилья и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Положения о возможности обращения прокурора с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в данном споре не применимы.
При этом под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из их при разрешении дела.
В соответствии с частью 3 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.
Из поданного искового заявления усматривается, что прокурором <N-ского> района Магаданской области заявлены требования в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц к МУП МО "Поселок <N>" "<N>-Электротеплосеть" о признании незаконными действий и обязании прекратить совершение определенных действий.
Поводом для обращения в суд с данным исковым заявлением послужили выявленные в ходе проведения прокуратурой <N-ского> района Магаданской области проверки деятельности ООО "МиРемонта" и МУП МО "Поселок <N>" "<N>-Электротеплосеть" нарушения МУП МО "Поселок <N>" "<N>-Электротеплосеть" жилищного законодательства в части начисления собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах поселка <N> <N-ского> района Магаданской области, в отношении которых управление осуществляется ООО "МиРемонта", платы за услуги по текущему содержанию внутренних инженерных систем отопления, холодного и горячего водоснабжения: подготовке многоквартирного дома к сезонной эксплуатации (укреплению водосточных труб, колен и воронок; консервации системы центрального отопления, ремонту просевшей отмостки; регулировке, промывке, испытанию, расконсервации систем центрального отопления), проведению технических осмотров и устранению незначительных неисправностей в размере <...> рублей вместо предусмотренных договором управления <...> рублей на 1 кв. м, и за услуги по аварийному обслуживанию внутренних инженерных сетей тепло-, водоснабжения в размере <...> рублей на 1 кв. м общей площади, вместо <...> рублей на 1 кв. м.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Таким образом, прокурор <N-ского> района Магаданской области должен был указать в исковом заявлении и представить доказательства при рассмотрении дела в суде наличия законных оснований для проведения проверки деятельности МУП МО "Поселок< N"> "<N>-Электротеплосеть", а именно поступления в органы прокуратуры информации о массовых фактах нарушения МУП МО "Поселок <N>" "<N>-Электротеплосеть" законов, требующих принятия мер прокурором, и тех обстоятельств, что оспариваемые действия МУП МО "Поселок <N>" "<N>-Электротеплосеть" влекут за собой нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, который невозможно индивидуализировать.
Однако прокурор <N-ского> района Магаданской области ни в исковом заявлении, ни в судебных заседаниях судов первой и апелляционной инстанций не ссылался на наличие законных оснований для проведения проверки деятельности МУП МО "Поселок <N>" "<N>-Электротеплосеть", на невозможность установить собственников и нанимателей жилых помещений, в отношении которых МУП МО "Поселок <N>" "<N>-Электротеплосеть" осуществляло оспариваемые прокурором действия, не приводил ссылки и не представлял доказательства обращения к прокурору хотя бы одного лица с заявлением о нарушении прав этого лица действиями МУП МО "Поселок <N>" "<N>-Электротеплосеть", нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, который невозможно индивидуализировать.
Поэтому довод прокурора <N-ского> района Магаданской области об обращении в суд в интересах неопределенного круга лиц и на нарушение прав и законных интересов этого круга лиц в отсутствие доказательств этому является недоказанным и необоснованным.
Кроме того, в данном случае круг лиц, в интересах которых обратился в суд с заявлением прокурор <N-ского> района Магаданской области - наниматели и собственники жилых помещений многоквартирных домов, индивидуализирован, конкретно может быть определен, при этом неуказание прокурором количества многоквартирных жилых домов не может свидетельствовать даже о значительности круга лиц (числа граждан), в чьих интересах предъявлен иск.
Вопреки положениям части 3 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в исковом заявлении, предъявляемом прокурором, не содержится ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.
Таким образом, прокурором <N-ского> района Магаданской области не доказано нарушение законных прав и интересов неопределенного круга лиц, жителей муниципального образования "поселок <N>", что исключает возможность удовлетворения заявленных им требований.
По этим мотивам судебная коллегия приходит к выводу о том, что обращение прокурора <N-ского> района Магаданской области в суд с указанными требованиями не соответствует целям, указанным в Приказе Генпрокуратуры России от 26.04.2012 N 181 "Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе", а именно эффективной реализации органами прокуратуры задач по защите в гражданском судопроизводстве охраняемых законом прав и интересов граждан, в спорном случае - граждан, проживающих в поселке <N> <N-ского> района Магаданской области.
Вместе с тем, поскольку неправильное применение судом первой инстанции норм процессуального права не привело к принятию неправильного решения, в соответствии с частью 3 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, данное обстоятельство не может послужить основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции.
Иные доводы представления не имеют ни правового, ни доказательственного значения по данному делу, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену или изменение.
При таких обстоятельствах постановленное судом решение о частичном удовлетворении требований прокурора <N-ского> района Магаданской области следует признать правильным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

определила:

решение Ольского районного суда Магаданской области от 27 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора <N-ского> района Магаданской области - без удовлетворения.
Председательствующий
С.А.ГАДЖИЕВА

Судьи
Н.В.БЕЖЕВЦОВА
М.Г.КОШКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)