Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АРХАНГЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 21.02.2013 N 33-937

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРХАНГЕЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 февраля 2013 г. N 33-937


Судья Кузнецов А.А.
Докладчик Пыжова И.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Гудушина Н.Б.,
судей Пыжовой И.А., Рудь Т.Н.,
при секретаре Т.,
с участием прокурора областной прокуратуры Подчередниченко О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 21 февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе исполняющего обязанности главы МО "Чекуевское" В. на решение Онежского городского суда Архангельской области от 29 ноября 2012 года, которым постановлено:
"исковое заявление Онежского межрайонного прокурора в интересах К. к администрации МО "Чекуевское" удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования "Чекуевское" Онежского района Архангельской области организовать в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, обследование жилого дома по адресу: ул. <...>, д. <...>, п. <...> Онежского района Архангельской области.".
Заслушав доклад судьи Пыжовой И.А., судебная коллегия
установила:

Онежский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах К. к администрации МО "Чекуевское" о возложении обязанности организовать в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, обследование жилого дома по адресу: ул. <...>, д. <...>, п. <...> Онежского района Архангельской области.
В обоснование заявленных требований указал, что К. относится к категории лиц из числа детей-сирот. Постановлением главы муниципального образования "Онежский муниципальный район" от 09 декабря 2008 года за ней сохранено право пользования жилым помещением - квартирой N <...> в доме N <...> по ул. <...> в п. <...> Онежского района Архангельской области. Полагая, что жилое помещение непригодно для проживания, К. направила письменное обращение в орган опеки и попечительства - администрацию МО "Онежский муниципальный район". Письмом от 18 мая 2012 года N <...> и.о. начальника отдела опеки и попечительства администрации МО "Онежский муниципальный район" К. сообщено о направлении ее обращения по подведомственности в администрацию МО "Чекуевское". Письмом от 15 июня 2012 года N <...> администрация МО "Чекуевское" уведомила ее о том, что обследование жилых помещений на предмет их пригодности (непригодности) для проживания относится к компетенции администрации муниципального района. Полагал, что обращение К. органами местного самоуправления по существу рассмотрено не было, обследование жилого дома межведомственной комиссией не организовано и не проведено, вопрос о пригодности или непригодности помещения для проживания не решен. Администрация МО "Чекуевское" как орган местного самоуправления поселения была обязана по заявлению К. решить вопрос о пригодности (непригодности) жилого помещения, и установить, является ли К. нуждающейся в предоставлении жилья или нет. Данная обязанность администрацией муниципального образования "Чекуевское" исполнена не была, чем нарушены права К.
В судебном заседании помощник Онежского межрайонного прокурора Борисовский А.В. поддержал исковое заявление по изложенным в нем основаниям.
К. поддержала заявленные требования в полном объеме, дополнительно пояснив суду, что в предоставленном ей жилом помещении провалилась печь, искривлены полы, течет крыша, некоторые окна разбиты, в квартире невозможно проживать с малолетним ребенком.
Представитель ответчика администрации МО "Чекуевское" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В представленном суду отзыве на исковое заявление глава МО "Чекуевское" С. указал, что администрация МО "Чекуевское" не согласна с заявленными требованиями, так как жилое помещение, в котором зарегистрирована К., пригодно для проживания. В квартире N <...> указанного жилого дома зарегистрирована и проживает семья Ц., от которой жалоб и заявлений по вопросу обследования жилья на предмет непригодного проживания в жилом помещении не поступало. Полагал, что К. умышленно бесхозяйственно обращается с жилым помещением, допуская его разрушение. Длительное неотапливание дома в зимнее время ведет к разрушению деревянных конструкций и печей. Указал, что Положение о создании межведомственной комиссии не разработано, главе администрации МО "Онежский муниципальный район" направлено письмо с просьбой включить в состав межведомственной комиссии представителей администрации МО "Чекуевское".
Суд вынес указанное решение, с которым не согласилась и.о. главы МО "Чекуевское" В. В поданной апелляционной жалобе просит отменить решение суда.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что администрация МО "Чекуевское" является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку дом, в котором проживает истец, не является собственностью МО "Чекуевское". Указанный дом не числится в реестре объектов муниципальной собственности МО "Чекуевское". Справка, выданная Онежским филиалом ГУП "Б." от 27 ноября 2012 года, о том, что собственником спорного дома является администрация МО "Чекуевское", содержит ошибочные сведения. В связи с чем администрация МО "Чекуевское" неуполномочена производить обследование жилого дома, в котором проживает истец.
Изучив материалы дела, заслушав прокурора Подчередниченко О.С., истца К., полагавших доводы жалобы необоснованными, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, К. относится к категории лиц из числа детей-сирот.
Постановлением главы муниципального образования "Онежский муниципальный район" от 09 декабря 2008 года N <...> за К. сохранено право пользования жилым помещением - квартирой N <...> в доме N <...> по ул. <...> в п. <...> Онежского района Архангельской области.
17 мая 2012 года истец обратилась с письменным заявлением в орган опеки и попечительства администрации МО "Онежский муниципальный район", полагая, что указанное жилое помещение является непригодным для проживания.
Письмом от 18 мая 2012 года N <...> исполняющего обязанности начальника отдела опеки и попечительства администрации МО "Онежский муниципальный район" К. было сообщено о направлении ее заявления по подведомственности в администрацию МО "Чекуевское" Онежского района Архангельской области.
Письмом от 15 июня 2012 года N <...> администрация МО "Чекуевское" уведомила истца о том, что обследование жилых помещений на предмет их пригодности (непригодности) для проживания проводит администрация МО "Онежский муниципальный район".
08 октября 2012 года К. обратилась в Онежскую межрайонную прокуратуру с заявлением, в котором указала, что жилое помещение, закрепленное за ней после смерти родителей, является непригодным для проживания, выразила просьбу об обращении прокурора в суд в защиту ее интересов.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что заявление К. не было рассмотрено органом местного самоуправления по существу, обследование жилого дома межведомственной комиссией не было организовано и проведено, вопрос о пригодности или непригодности помещения для проживания не решен, и пришел к выводу о необходимости возложения обязанности на администрацию МО "Чекуевское" как орган местного самоуправления организовать обследование жилого дома, в котором проживает истец.
Судебная коллегия согласна с выводом суда первой инстанции в силу следующего.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.
Согласно п. п. 8, 10 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее по тексту - Положение).
Согласно п. 7 Положения, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
В соответствии с п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Из представленной в материалы дела справки N <...> Онежского филиала ГУП Архангельской области "Б." от 27 ноября 2012 года следует, что собственником жилого дома N <...> по ул. <...> в п. <...> Онежского района и квартиры N <...> в данном доме является МО "Чекуевское".
Довод апелляционной жалобы со ссылкой на приложенную к апелляционной жалобе справку Онежского отделения Б. от 05 декабря 2012 года о том, что ранее выданная справка содержит недостоверные сведения и выдана органом Б. ошибочно, на законность принятого судом решения не влияет.
Согласно справке Б. от 05 декабря 2012 года по состоянию на 06 февраля 1990 года жилой дом значился за О. Документы о передаче дома в муниципальную собственность отсутствуют.
Из представленного в материалы дела и исследованного судом первой инстанции технического паспорта на жилой дом также следует, что по состоянию на февраль 1990 года собственником (фондодержателем) дома являлось О. Категория фонда - государственный.
Установив указанные обстоятельства, и исходя из положений части 1 абз. 2 Приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик и муниципальную собственность", в силу которой данные жилые помещения должны считаться объектами муниципальной собственности, независимо от того, были ли они переданы в муниципальный жилищный фонд в предусмотренном законом порядке, суд сделал правильный вывод о том, что обозначенный дом является объектом муниципальной собственности.
Сведений о том, что право собственности на спорную квартиру (дом, в котором она расположена) зарегистрировано в установленном порядке за третьими лицами, ответчиком не представлено.
Отсутствие документов, подтверждающих передачу дома на баланс администрации города, и регистрацию соответствующего права не влияет на возможность осуществления истцом гарантированного законом права на жилище и его безопасность.
В силу вышеизложенного доводы апелляционной жалобы о том, что администрация МО "Чекуевское" является ненадлежащим ответчиком по делу, судебной коллегией отклоняются.
Поскольку администрацией МО "Чекуевское" обязанности по организации обследования жилого дома по адресу: п. <...> Онежского района, ул. <...>, д. <...> не выполнены, то суд обоснованно удовлетворил заявленные прокурором в защиту интересов К. требования.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены полно и правильно, к спорным правоотношениям верно применен материальный закон, доводы сторон проверены, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

решение Онежского городского суда Архангельской области от 29 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу исполняющего обязанности главы МО "Чекуевское" В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.Б.ГУДУШИН
Судьи
И.А.ПЫЖОВА
Т.Н.РУДЬ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)