Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 16.07.2013 ПО ДЕЛУ N А40-129406/12-21-1277

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июля 2013 г. по делу N А40-129406/12-21-1277


Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Долгашевой В.А., Туболец И.В.
при участии в заседании:
от заявителя ЖСК "Вираж" Жукова Д.И. по доверенности от 01 июня 2012 года
рассмотрев 09 июля 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу ответчика Департамента земельных ресурсов города Москвы (в настоящее время Департамент городского имущества города Москвы)
на решение от 07 февраля 2013 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Каменской О.В.
на постановление от 30 апреля 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Пронниковой Е.В., Захаровым С.Л., Цымбаренко И.Б.
по делу N А40-129406/12-21-1277
по заявлению Чудайкиной Елены Михайловны, Фединой Светланы Дмитриевны, Глубоковой Нины Борисовны, Шатовой Ирины Анатольевны, Саратовкиной Евгении Владимировны, Семеновой Галины Григорьевны, Жилищно-строительного кооператива "Вираж" (ЖСК "Вираж", ОГРН 1037739552410)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
о признании незаконным решения

установил:

Чудайкина Е.М., Федина С.Д., Глубокова Н.Б., Шатова И.А., Саратовкина Е.В., Семенова Г.Г., ЖСК "Вираж" обратились в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных ресурсов города Москвы от 06 августа 2012 года N 33-5-12810/12-(0)-1 об отказе в определении границ земельного участка под многоквартирным домом, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Сокольнический вал, вл. 48, и формировании земельного участка для постановки на кадастровый учет и передачу в собственность гражданам.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07 февраля 2013 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 апреля 2013 года, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Департамент городского имущества города Москвы просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу ЖСК "Вираж" возражало против ее удовлетворения и просило оставить законно принятые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель ЖСК "Вираж" возражал против удовлетворения доводов и требований кассационной жалобы.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы, Чудайкина Е.М., Федина С.Д., Глубокова Н.Б., Шатова И.А., Саратовкина Е.В., Семенова Г.Г., извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что 25 мая 2012 года общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Москва, Сокольнический вал д. 48 было принято решение о формировании земельного участка многоквартирного дома, постановке его на государственный кадастровый учет и передаче его в общую долевую собственность собственников помещений жилого дома ЖСК "Вираж", а также был выбран уполномоченный на подачу заявления о формировании земельного участка в орган исполнительной власти г. Москвы и совершения всех действий, связанных с указанным мероприятием - Чудайкина Е.М.
30 июля 2012 года ЖСК "Вираж" обратилось в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением о выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории.
Департамент земельных ресурсов города Москвы письмом от 06 августа 2012 года N 33-5-12810/12-(0)-1 отказал в оказании государственной услуги, указав, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет за N 77:03:0003005:17 с разрешенным использованием "эксплуатация части помещений первого этажа 16-этажного жилого дома под комплексный приемный пункт; эксплуатации части помещений 1-го этажа здания (р1) и пристройки под бытовой обслуживание (р2)".
Земельный участок, на котором расположена пристройка (встроенно-пристроенные помещения) к многоквартирному жилому дому, также сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет за N 77:03:0003005:30 с разрешенным использованием "эксплуатация части помещений 1-го этажа здания (р1) и пристройки под бытовое обслуживание (р2)".
Кроме того, земельный участок с кадастровым N 77:03:0003005:30 имеет пересечение с участком существующей улично-дорожной сети с кадастровым N 77:03:0003005:105, относящимся к землям общего пользования.
Также, разработанный и утвержденный в установленном порядке проект межевания территории квартала не является правоустанавливающим или правоудостоверяющим документом, а содержит исходную информацию для формирования и постановки на учет земельного участка, за исключением территорий общего пользования.
В соответствии с пунктами 1, 5, 7 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 36 ЗК РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
В силу части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) установлено, что в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктами 66 - 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" определена правовая позиция о правах на земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, и способах защиты таких прав, в том числе разъяснено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе обратиться с иском об установлении границ земельных участков, а также с заявлением об оспаривании действий (бездействий) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, а также предшествующих распоряжению земельным участком действий, в частности, об оспаривании решений о предоставлении земельного участка для строительства. При рассмотрении указанных требований суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти.
В соответствии с пунктом 2.1 Постановления Правительства Москвы от 30 июня 2009 года N 643-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2008 году и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2009 год" если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица обращаются в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.
Пунктом 4 статьи 36 ЖК РФ предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Рассматривая данное дело, суды правильно указали, что в силу пункта 3 статьи 12 Закона г. Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании", статьи 43 ГрК РФ границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий.
Соответственно, до формирования земельного участка (установления границ земельного участка) необходимо провести межевание соответствующей территории.
В соответствии с Положением о Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы (Москомархитектура), утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 01 ноября 2005 года N 850-ПП, разработку, актуализацию документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории города Москвы и иной документации, предусмотренной планом реализации Генерального плана города Москвы, в том числе, проектов межевания территории обеспечивает Москомархитектура.
Департамент земельных ресурсов города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москва, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность, на которые не разграничена.
Согласно пункту 5.8 раздела II Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы 11 марта 2011 года N 65-ПП, Департамент земельных ресурсов города Москвы принимает решения об утверждении проектов межевания территории квартала, в котором расположены жилые дома, в виде отдельного документа, в форме распоряжения Департамента.
В настоящем случае, как правильно установили суды, совершены действия по утверждению проекта межевания территории квартала, в котором расположен спорный объект недвижимости.
В Постановлении от 28 мая 2010 года N 12-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
В связи с изложенными обстоятельствами, суды обоснованно пришли к выводу о том, что уполномоченные органы не вправе произвольно отказаться от выполнения публично-правовых обязанностей и должны приступить к осуществлению процедуры формирования участка, в том числе и при отсутствии проекта межевания квартала. В таком случае публичный орган обязан подготовить документацию по планировке территории, в состав которой входит проект межевания территории квартала, в соответствии с правилами статей 45 - 46 ГрК РФ, после чего сформировать участок, который переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Кроме того, право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном жилом доме на земельный участок, на котором расположен этот дом, возникает в силу федерального закона, поэтому относится к исключениям из общего правила, установленного пунктом 2 статьи 27 ЗК РФ, и не может служить основанием для отказа публичного органа в формировании соответствующего земельного участка.
Пунктами 66, 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в силу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом. В силу частей 2 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем, по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона, собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 36 Жилищного кодекса РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
В части 4 статьи 16 Вводного закона предусмотрено, что формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, осуществляют соответствующие публичные органы.
Таким образом, суды правомерно посчитали, что право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок, на котором расположен данный дом, возникает в силу положений ЖК РФ и Вводного закона, поэтому заявитель вправе требовать формирования границ этого участка.
Департамент земельных ресурсов города Москвы не вправе был отказать в формировании земельного участка, в том числе и по указанным в оспариваемом решении основаниям.
Довод ответчика о том, что арбитражный суд первой инстанции, приняв к производству настоящее дело в порядке главы 28.2 АПК РФ, в нарушение статьи 225.17 АПК РФ рассмотрел дело и принял решение в порядке главы 24 АПК РФ, был проверен судом апелляционной инстанции и правомерно отклонен как несостоятельный.
При таких обстоятельствах, всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании все доводы и доказательства лиц, участвующих в деле, дав им надлежащую оценку, арбитражный суд первой, а при повторном рассмотрении дела и апелляционной инстанции, разрешили спор без нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов.
Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций по применению норм материального права соответствуют установленными ими обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, фактически сводящиеся к иной, чем у судов оценке обстоятельств дела и имеющихся доказательств, проверенные и обоснованно отклоненные судами, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 07 февраля 2013 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 апреля 2013 года по делу N А40-129406/12-21-1277 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий судья
М.Р.АГАПОВ

Судьи
В.А.ДОЛГАШЕВА
И.В.ТУБОЛЕЦ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)