Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 10.06.2013 ПО ДЕЛУ N А57-16658/2012

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июня 2013 г. по делу N А57-16658/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Филимонова С.А.,
при участии представителя:
ответчика - Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" - Кулаковой Е.А. (доверенность от 25.12.2012 N 02-02/1872),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов и Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 22.01.2013 (судья Медникова М.Е.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2013 (председательствующий судья Никольский С.В., судьи Никитин А.Ю., Телегина Т.Н.)
по делу N А57-16658/2012
по исковому заявлению товарищества собственников жилья "5-Микрорайон", г. Саратов (ОГРН 1026403062179) к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов (ИНН 6450530344, ОГРН 1026402205246), администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов (ИНН 6450011003, ОГРН 1036405000280) о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общей собственности на жилой дом в сумме 458 142 руб. 84 коп., с участием третьих лиц: Комитета по управлению имуществом муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов (ИНН 6450003860, ОГРН 1026402195511), администрации Ленинского района г. Саратова, г. Саратов, муниципального образования "Город Саратов" в лице администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,

установил:

товарищество собственников жилья "5-Микрорайон" (далее - ТСЖ "5-Микрорайон", товарищество, истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет по финансам) о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав ТСЖ "5-Микрорайон", за период с 01.03.2011 по 01.07.2012 в сумме 478 315 руб. 07 коп.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 22.01.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2013, заявленные требования удовлетворены в полном объеме. С муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" взысканы также судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 30 000 руб.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация) и Комитет по финансам обратились в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят их отменить, в удовлетворении иска ТСЖ "5-Микрорайон" отказать.
По мнению подателей жалоб, перечисление денежных средств иным способом, кроме определенных бюджетом законодательством, а в данном случае - это субсидии на проведение капитального ремонта ТСЖ "5-Микрорайон", не допускается.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, заслушав представителя Комитета по финансам в судебном заседании, судебная коллегия считает жалобы не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, ТСЖ "5-Микрорайон" является объединением собственников ряда помещений многоквартирных жилых домов в Ленинском районе города Саратова.
На общем собрании членов ТСЖ "5-Микрорайон" 28.04.2006 большинством голосов принято решение установить с 01.05.2006 для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, входящих в состав ТСЖ "5-Микрорайон", ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества данных домов в размере, равном размеру федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. м общей площади жилья в месяц, утверждаемому для Саратовской области соответствующим Постановлением Правительства Российской Федерации (на 2010 год - 5 руб. за кв. м согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18.12.2008 N 960; на 2011 год - 5 руб. 40 коп. за кв. м согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.09.2010 N 768).
Решение общего собрания оформлено протоколом подведения итогов общего собрания членов товарищества, проведенного в форме письменного опроса (заочного голосования).
В голосовании также принял участие и голосовал за установление с 01.05.2006 для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных многоквартирных домов представитель муниципального образования "Город Саратов" по доверенности от 03.04.2006.
Ненадлежащее исполнение администрацией как собственника муниципальных квартир в многоквартирных жилых домах, входящих в ТСЖ "5-Микрорайон", обязательств по внесению ежемесячных взносов на капитальный ремонт пропорционально доле муниципального образования "Город Саратов" в праве общей долевой собственности послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за жилое помещение, которая включает в себя плату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 5 статьи 155 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья.
В соответствии с пунктом 3 статьи 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на эти помещения.
Пунктом 8 статьи 156 ЖК РФ предусмотрено, что размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом товарищества собственников жилья.
В силу пункта 1 статьи 137 и подпункта 4 пункта 2 статьи 145 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе определять смету необходимых расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Общее собрание членов ТСЖ "5-Микрорайон" по вопросу установления платы за жилые помещения в части капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, проведено в соответствии с нормами жилищного законодательства. Принятое по его итогам решение не оспорено и не признано недействительным в установленном законом порядке.
Судами установлено, что суммарная площадь жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности в спорном периоде, подтверждается письмом Комитета по управлению имуществом города Саратова от 23.10.2012 N 07-04/12641 о площади муниципальных квартир (жилых помещений), расположенных в многоквартирном жилом доме, входящих в состав ТСЖ "5-Микрорайон" в период с 01.03.2011 по 01.07.2012, и не оспаривается ответчиком.
При расчете размера взносов за капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" истцом применен федеральный стандарт стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. м общей площади жилья в месяц, установленный постановлениями Правительства Российской Федерации от 18.12.2008 N 960 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2009 - 2011 годы" и от 28.09.2010 N 768 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2011 - 2013 годы", что признано судами правильным.
Стоимость капитального ремонта жилищного фонда Саратовской области на 2010 год установлена в размере 05 руб. за 1 кв. м, на 2011 год - 05 руб. 40 коп. за 1 кв. м.
Доказательств того, что платежи (взносы) по заявленным истцом требованиям и в указанном размере вносились, в суд не представлено.
Доводы Комитета по финансам о возможности перечисления денежных средств на капитальный ремонт лишь в порядке, предусмотренном статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку возможность выделения бюджетных средств на капитальный ремонт многоквартирных домов установлена пунктом 2 части 1 статьи 165 ЖК РФ, обоснованно отклонены судами.
В рассматриваемом случае истцом заявлены требования, основанные на статьях 39, 154, 155, 156, 158 ЖК РФ, статьях 210, 249, 309 ГК РФ.
Право органов местного самоуправления предоставлять бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов реализуется отдельно от обязанности финансировать свою часть расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов.
В данном случае речь идет не об оказании разовой финансовой помощи (получения субсидии), а об обязанности собственника муниципального жилья ежемесячно нести расходы на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, в порядке и размере, установленном общим собранием членов ТСЖ "5-Микрорайон".
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются согласно пункту 3 статьи 39 ЖК РФ Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, пунктом 8 которых установлено, что разъяснения о применении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме от имени Правительства Российской Федерации дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Правомерность установления размера взносов в зависимости от пересмотра размера платы в будущем без принятия ежегодных решений по данному вопросу подтверждено разъяснением Министерства регионального развития Российской Федерации, данным в письме от 06.03.2009 N 6174-АД/14.
Таким образом, выводы судов о том, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, в порядке и размере, установленном общим собранием членов ТСЖ "5-Микрорайон", является правомерным.
Доводы администрации о том, что муниципальное образование "Город Саратов" не является членом товарищества собственников жилья и договор на обслуживание и ремонт общего имущества с ним не заключался, правомерно отклонен судами.
Отсутствие между сторонами договорных отношений не может являться основанием для освобождения собственника от установленной законом обязанности нести расходы на содержание общего имущества и не должно служить препятствием для реализации права истца на получение соответствующих платежей.
Судами также правомерно не приняты доводы ответчиков о том, что ТСЖ "5-Микрорайон" является ненадлежащим истцом.
Дополнительным соглашением от 14.01.2008 к договору от 17.01.2006 в пункт 2.13 договора от 17.01.2006 внесены изменения, в соответствии с которыми ассоциация не имеет права подачи исковых заявлений о взыскании с муниципального образования "Город Саратов" (как собственника исключительно жилых помещений муниципального жилого фонда) взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав товарищества.
Доводы жалобы администрации о том, что у муниципального образования "Город Саратов" обязанности по выплате взносов на капитальный ремонт не возникло, поскольку отсутствует публикация региональной программы капитального ремонта, в которую включены спорные многоквартирные дома, а также, что истцом не доказан выбор способа формирования фонда капитального ремонта, также обоснованно отклонены судами.
Администрация указанные доводы обосновывает положениями Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Однако указанный Закон вступил в силу с 26.12.2012, следовательно, он не применим к спорным отношениям, возникшим до его вступления в силу.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции истцом заявлено ходатайство о взыскании с ответчика судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 40 000 руб.
В соответствии с частью 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
С учетом заявления ответчика о чрезмерности заявленной суммы расходов, оценки представленных доказательств о ценах на рынке юридических услуг, продолжительности и времени рассмотрения дела, категории спора, наличия сложившейся судебной практики по данной категории спора суд первой инстанции правомерно взыскал с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу истца расходы по оплате услуг представителя в сумме 30 000 руб.
Доводы кассационных жалоб правильность выводов судебных инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 22.01.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2013 по делу N А57-16658/2012 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Т.Н.ФЕДОРОВА

Судьи
Г.Н.МАХМУТОВА
С.А.ФИЛИМОНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)