Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.10.2012 ПО ДЕЛУ N 33-5954/2012

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 октября 2012 г. по делу N 33-5954/2012


судья Филимошин В.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Кисловой Е.А.
судей областного суда Никитиной А.И., Салащенко О.В.,
с участием прокурора Губаревой О.А.,
при секретаре А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кувандыкского межрайонного прокурора Оренбургской области в интересах Г., К.Г., К.М., С.П., С.М.З., Р. к администрации муниципального образования Кувандыкский район Оренбургской области о взыскании денежных средств в возмещение расходов по оплате жилья,
по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Кувандыкский район Оренбургской области на решение Кувандыкского районного суда Оренбургской области от ***.
Заслушав доклад судьи Кисловой Е.А., объяснения истцов К.Г., Р., просивших апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, прокурора Губареву О.А., полагавшую решение законным и обоснованным, апелляционную жалобу - подлежащей отклонению, судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда

установила:

Кувандыкский межрайонный прокурор Оренбургской области в интересах Г., К.Г., К.М., С.П., С.М.З., Р. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Кувандыкский район Оренбургской области о взыскании денежных средств в возмещение расходов по оплате жилья, указав, что указанные лица являются работниками здравоохранения, работают в МБУЗ "ЦРБ": Г. - в должности *** с ***, К.Г. - в должности *** с *** года, К.М. - в должности *** с ***, С.П. - в должности *** и С.М.З. - в должности *** с ***, Р. - в должности *** с ***.
Г. за период с *** по *** за отопление было уплачено *** коп., за электроэнергию с *** по *** уплачено ***, недополучена денежная компенсация в размере ***.
К.Г. за период с *** по *** за отопление было уплачено ***., за электроэнергию - ***., недополучена денежная компенсация в размере ***.
К.М. за период с *** по *** за отопление было уплачено ***., за электроэнергию с *** по *** - ***., недополучена денежная компенсация в размере ***.
С.П. и С.М.З. за период с *** по *** за отопление было уплачено ***., за электроэнергию с *** по *** - *** недополучена денежная компенсация в размере ***
Р. за период с *** по *** за отопление было уплачено ***., за электроэнергию - ***., недополучена денежная компенсация в размере ***.
Прокурор просил суд взыскать с администрации МО Кувандыкский район Оренбургской области за счет средств местного бюджета некомпенсированные расходы по оплате за электроэнергию и отопление за период с *** по *** Г. в размере ***., К.Г. в размере ***., К.М. в размере ***., С.П. и С.М.З. в размере ***., Р. - в размере ***
В судебном заседании прокурор, истцы Г., К.Г., Р. исковые требования поддержали.
В судебное заседание истцы К.М., С.П., С.М.З. не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Кувандыкский район Оренбургской области В., действующая по доверенности, исковые требования не признала.
Решением Кувандыкского районного суда *** от *** исковые требования прокурора Кувандыкского района Оренбургской области в интересах Г., К.Г., К.М., С.П., С.М.З., Р. удовлетворены частично. Взыскано с администрации МО Кувандыкский район в пользу К.М. ***., в пользу С.П. ***., в пользу С.М.З. ***., в пользу Р. ***. Взыскано в пользу Г. ***., в пользу К.Г. ***.. В удовлетворении остальных исковых требований отказано. Взыскана с администрации МО Кувандыкский район Оренбургской области в доход бюджета государственная пошлина ***.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования Кувандыкский район Оренбургской области просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) устанавливалось право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Федеральным законом N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" вышеуказанные нормы, предусматривающие меры социальной поддержки для медицинских работников, утратили силу с 01 января 2005 года.
Однако статьей 153 Федерального закона N 122-ФЗ предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. При издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Указанная правовая позиция отражена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 года N 5-П, Определении Конституционного суда РФ от 07.02.2008 г. N 383-О-П, где указано, что установленное п. 50 ст. 35 ФЗ от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 01 января 2005 года на основании ч. 2 ст. 63 Основ.
Пунктом 21 Постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР N 517 от 05 июля 1968 года "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию науки в стране" установлено, что за перешедшими на пенсию врачами, провизорами и средним медицинским и фармацевтическим персоналом и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы указанных работников в сельской местности или рабочих поселках составляет не менее 10 лет.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 05 февраля 2009 года N 149-О-П в соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда РФ правовой позицией изменение законодательства, ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования недопустимость внесения произвольных изменений в действующую норму и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретено ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Российская Федерация, как правовое социальное государство, не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсирующего характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.
Аналогичное положение содержится и в Определении Конституционного Суда РФ от 03 февраля 2010 года N 136-О-П.
Конституционно-правовой смысл правовых норм, выявленный Конституционным судом Российской Федерации, является общеобязательным и исключает любое иное их толкование в правоприменительной практике. При этом требование ст. 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном суде Российской Федерации" об обязательности решений Конституционного Суда Российской Федерации на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и объединений, по смыслу названного Федерального конституционного закона, распространяется на все решения Конституционного Суда Российской Федерации, независимо от того, в какой форме они выносятся, то есть не только на постановления, но и на определения и заключения.
Из материалов дела следует, что К.Г. работает в МУЗ "ЦРБ" *** с *** года по настоящее время, что подтверждается трудовой книжкой и справкой N *** от ***, выданной инспектором отдела кадров МБУЗ "ЦРБ". Проживает в *** совместно с членами семьи - ***., место регистрации подтверждается копией паспорта и справкой администрации МО *** N *** от ***.
К.М. работает в МУЗ "ЦРБ" *** с *** по настоящее время, что подтверждается трудовой книжкой и справкой N *** от ***, выданной инспектором отдела кадров МБУЗ "ЦРБ". Проживает в *** совместно с членами семьи - ***., место регистрации подтверждается копией паспорта и справкой администрации МО *** от ***.
С.П. работает в МУЗ "ЦРБ" *** с *** по настоящее время, что подтверждается трудовой книжкой и справкой N *** от ***, выданной инспектором отдела кадров МБУЗ "ЦРБ". Проживает в *** совместно с членами семьи - ***, место регистрации подтверждается копией паспорта и справкой администрации МО *** *** от ***.
С.М.З. работает в МУЗ "ЦРБ" *** с *** по настоящее время, что подтверждается трудовой книжкой и справкой N *** от ***, выданной инспектором отдела кадров МБУЗ "ЦРБ". Проживает в *** совместно с членами семьи - ***., место регистрации подтверждается копией паспорта и справкой администрации МО *** от ***.
Р. работает в МУЗ "ЦРБ" *** с *** по настоящее время, что подтверждается трудовой книжкой и справкой N *** от ***, выданной инспектором отдела кадров МБУЗ "ЦРБ". Проживает в *** совместно с членами семьи - *** место регистрации подтверждается копией паспорта и справкой администрации МО *** от ***.
Г. работала в МУЗ "ЦРБ" *** с *** до ***, уволена по собственному желанию в связи с уходом на пенсию, что подтверждается трудовой книжкой. Таким образом, общий стаж работы Г. в сельской местности составляет не менее 10 лет.
Г. проживает в ***А, *** совместно с членами семьи - мужем *** место регистрации подтверждается копией паспорта и справкой администрации МО *** N ***
Из справок от *** б/н, выданных УСЗН МО *** следует, что член семьи К.Г. - ***27 как *** получает ежемесячную денежную компенсацию на оплату жилищно-коммунальных услуг: с *** по *** в размере ***., и член семьи Г. - ***23 как *** получает ежемесячную денежную компенсацию на оплату жилищно-коммунальных услуг: с *** по *** в размере ***.
В соответствии с Законом Оренбургской области от 12 января 2005 года N 1772/301-III-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области", принятым Законодательным Собранием Оренбургской области 28 декабря 2004 года, установлена в качестве меры социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области (далее квалифицированные работники), выплата ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения и коммунальные услуги (далее компенсация) дополнительно к мерам социальной поддержки, установленным федеральным законодательством для этой категории работников. Согласно ст. 2 данного Закона право на получение компенсации имеют следующие квалифицированные работники областных государственных учреждений: врачи, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал.
Полномочием по принятию нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления с 1 января 2005 года мер социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности на территории Кувандыкского района, наделены органы местного самоуправления.
Советом депутатов Кувандыкского района принято решение N 323 от 02 марта 2005 года "О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников бюджетных учреждений муниципального образования, работающих и проживающих в сельской местности", которым предусмотрена дополнительная мера социальной поддержки в виде частичного возмещения расходов по оплате за наем жилого помещения и коммунальные услуги в размере 155 руб. в месяц.
Судом установлено, что за период с *** по *** все истцы самостоятельно оплачивали счета по оплате за электроэнергию и за отопление в соответствии с показаниями приборов учета поставляемых газа и электроэнергии. МБУЗ "ЦРБ" за счет средств местного бюджета производила возмещение расходов истцов в пределах 155 рублей в месяц. Всего за данный период выплачено в возмещение расходов каждому из истцов по *** рублей.
Таким образом, Г., К.Г., К.М., С.П., С.М.З., Р., являясь медицинскими работниками и проживая в сельской местности, пользовались правом на бесплатное предоставление жилья с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. Размер произведенной выплаты истцам в сумме 155 рублей ежемесячно по сравнению с фактическими затратами незначителен, а согласно правовой позиции Конституционного Суда, отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсационного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем уменьшаться не должен.
Таким образом, суд правильно пришел к выводу, что право медицинских работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности являлось нормой социальной поддержки и после 01 января 2005 года медицинские работники муниципальных учреждений здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности, а также перешедшие на пенсию при наличии общего стажа работы в сельской местности или рабочих поселках не менее 10 лет, не могут быть лишены права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 01 января 2005 года на основании ч. 2 ст. 63 Основ.
С данным выводом судебная коллегия соглашается.
На основании изложенного суд пришел к верному выводу о взыскании с ответчика администрации муниципального образования Кувандыкский район Оренбургской области в пользу истцов К.М., С.П., С.М.З., Р. фактически понесенных ими расходов на отопление, освещение с учетом ранее выплаченных сумм за период с *** по ***: К.М. в размере ***., С.П. и С.М.З. в размере ***. в равных долях по ***. каждому, Р. в размере ***
Также судебная коллегия соглашается и с выводом суда первой инстанции о том, что, несмотря на то, что Г. с *** находится на пенсии, она не может быть лишена льгот компенсационного характера. Поэтому суд правомерно частично взыскал в пользу Г. понесенные ею расходы на отопление и освещение в размере ***., за вычетом предоставленной ее супругу как *** льготы в возмещение расходов по оплате коммунальных услуг за период с *** по ***, в размере ***.
Судебная коллегия считает правильными выводы суда о частичном взыскании с ответчика в пользу К.Г. ***. с учетом вычета предоставленной его супруге как *** льготы в возмещение расходов по оплате коммунальных услуг за период с *** по *** в размере ***.
Выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям закона и обстоятельствам дела, оснований для признания их неправильным судебной коллегией не установлено.
Доводы апелляционной жалобы администрации муниципального образования Кувандыкский район Оренбургской области о том, что надлежащим ответчиком по данному делу является Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, являлись предметом разбирательства в суде первой инстанции и обоснованно, по мотивам, изложенным в решении, отклонены судом как не основанные на законе. Новых доводов, опровергающих вывод суда, апелляционная жалоба не содержит.
Исходя из вышеизложенного, а также принимая во внимание, что в апелляционной жалобе ответчик не приводит доводов, которые в силу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ могут являться поводом для отмены решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 23 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Кувандыкский район Оренбургской области - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)