Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бушмелевой Л.В.
судей Тамашакина С.Н.
Тихомирова В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского хозяйства администрации города Тюмени на решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.08.2012 (судья Курындина А.Н.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2012 (судьи Смольникова М.В., Семенова Т.П., Шарова Н.А.) по делу N А70-5263/2012
по иску Департамента городского хозяйства администрации города Тюмени (625036, г. Тюмень, ул. Первомайская, 20, ИНН 7204034314, ОГРН 1037200568680)
к товариществу собственников жилья "Искра" (625048, г. Тюмень, ул. Коммунаров, 7, ИНН 7202145428, ОГРН 1067203020246)
об обязании вернуть разницу между предоставленной и использованной субсидией.
Другие лица, участвующие в деле:
Департамент финансов и налоговой политики администрации города Тюмени, общество с ограниченной ответственностью "ОНИКС".
Суд
установил:
Департамент городского хозяйства администрации города Тюмени (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с иском к товариществу собственников жилья "Искра" (далее - ТСЖ "Искра") о взыскании 1 327 906,95 руб. разницы между предоставленной и фактически использованной субсидии.
Исковые требования основаны ссылками на статьи 38, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, мотивированы ненадлежащим исполнением обязательств по соглашению N 16 от 20.03.2009.
Определением от 09.07.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент финансов и налоговой политики администрации города (далее - Департамент финансов) и общество с ограниченной ответственностью "ОНИКС" (далее - ООО "ОНИКС").
Решением суда от 21.08.2012, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2012, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Департамент просит отменить судебные акты, как необоснованные, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Департамент указывает на то, что в связи с выявленным в результате проверки завышением стоимости выполненных работ он вправе предъявить возражения по объему и стоимости работ в соответствии с правилами статей 748, 753 Гражданского кодекса Российской Федерации и согласно пункту 12 информационного письма Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51. По мнению Департамента, ТСЖ "Искра" допущено ненадлежащее расходование бюджетных средств при оплате стоимости работ подрядной организации.
Отзывы на кассационную жалобу в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены.
Согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствии представителей сторон и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания по делу, в том числе и публично путем размещения информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм права, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует и как установлено судами, ТСЖ "Искра" как участнику региональной адресной программы по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ) предоставлены денежные средства для проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных в г. Тюмени по адресам: ул. Коммунаров, 5; ул. Коммунаров, 7; ул. Софьи Ковалевской, 5А; ул. Горького, 28.
В этой связи между Сбербанком РФ, ТСЖ "Искра" и Департаментом было заключено соглашение о взаимодействии по предоставлению финансовой поддержки от 20.03.2009 N 16, регулирующее отношения по взаимодействию в вопросах представления финансовой поддержки на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов.
По условиям данного соглашения бюджетные денежные средства могут быть направлены только безналичным путем на финансирование видов работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, предусмотренных статьей 15 Закона N 185-ФЗ. При этом пунктом 3.4 соглашения предусмотрены случаи возврата денежных средств в бюджет города Тюмени.
Согласно заключенному между ТСЖ "Искра" (заказчик) и ООО "ОНИКС" (подрядчик) договору 09.06.2008 N 3/Д-2/08 на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту, подрядчик обязался выполнить по заданию заказчика работы по капитальному ремонту дома N 5А по ул. Софьи Ковалевской в г. Тюмени: сантехнические работы, ремонт фасада, и сдать результат работ заказчику в порядке, определенном договором, а заказчик обязался принять и оплатить выполненную работу в соответствии с условиями договора.
Пунктом 2.1 договора в редакции дополнительного соглашения N 1 установлено, что стоимость работ определяется в соответствии со сметной документацией, составляет 2 173 886 руб. и является фиксированной.
Представленные в материалы дела акт о приемке выполненных работ и справка о стоимости выполненных работ и затрат подрядчиком по договору от 09.06.2008 N 3/Д-2/08, подписанные сторонами договора без каких-либо замечаний, подтверждают выполнение подрядчиком и принятие заказчиком работ на сумму 2 194 708 руб.
ТСЖ "Искра" на основании выданных Департаментом разрешений на расходование денежных средств, счетов перечислило ООО "ОНИКС" денежные средства в размере 2 145 477 руб. за выполненные работы по договору от 09.06.2008 N 3/Д-2/08.
По результатам проверки, проведенной Департаментом финансов, установлено завышение стоимости выполненных работ по договору N 3/Д-2/08 на сумму 230 989 руб.; неправильное применением индекса удорожания на сумму 20 822 руб.; некачественное проведение ремонта по замене стояков канализации, горячей и холодной воды на сумму 1 027 141 руб., о чем был составлен акт от 15.04.2010.
Ссылаясь на то, что разница между предоставленной и фактически использованной субсидией, с выделением бюджетной доли, составила сумму 1 327 906,95 руб., которая является переплатой и в соответствии с соглашением от 20.03.2009 N 16 подлежит возврату в бюджет вследствие нецелевого использования, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлена обязанность сторон доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основании своих требований и возражений.
Арбитражный суд, проанализировав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, применив положения статей 3, 4, 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", статьи 78, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о недоказанности нецелевого использования бюджетных денежных средств, приняв решение об отказе в удовлетворении иска.
При этом арбитражный суд исходил из того, что в данном случае бюджетные денежные средства не поступили в собственность ТСЖ "Искра", а были переданы последним как уполномоченным лицом во исполнение соглашения от 20.03.2009 N 16 по договору за выполненные работы по капитальному ремонту многоквартирного дома.
Суд апелляционной инстанции поддержал обоснованность выводов суда первой инстанции, указав на то, что ТСЖ "Искра", не являясь получателем бюджетных денежных средств, не имело возможности неосновательного приобретения денежной суммы.
Выводы судов основаны на правильной оценке доказательств, соответствуют установленным обстоятельствам по делу и действующему законодательству.
Согласно пунктам 4 и 7 статьи 20 Закона N 185-ФЗ, орган местного самоуправления в определенные сроки принимает решение о распределении полученных средств и предусмотренных в местном бюджете средств на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов между многоквартирными домами, которые включены в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и управление которыми осуществляется товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, выбранными собственниками помещений в многоквартирных домах; в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов, указанных в части 6 названной статьи, перечисляет средства, предусмотренные на проведение капитального ремонта многоквартирного дома на банковские счета, указанные в части 6, с учетом требований, установленных частью 6.1 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в соответствующий бюджет возврату подлежат субсидии и субвенции в случаях их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые органами исполнительной власти, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки.
По правилам статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет, в том числе, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.
Материалами дела подтверждается, что ТСЖ "Искра", являясь участником региональной программы по капитальному ремонту многоквартирных домов, в соответствии с соглашением от 20.03.2009 N 16, на основании выданных Департаментом разрешений на расходование бюджетных денежных средств перечислило в счет оплаты за выполненные работы по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома денежные средства.
Установленные судами по делу обстоятельства подтверждают использование бюджетных денежных средств по целевому назначению.
Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Доводы кассационной жалобы о нецелевом использовании средств ТСЖ "Искра" рассмотрены и подлежат отклонению, поскольку касаются установленных при разрешении спора обстоятельств, основаны на ином толковании норм законодательства, что не свидетельствует о нарушении норм права. Не опровергая законность выводов судов, доводы кассационной жалобы направлены на иную оценку доказательств, что в силу положений статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При проверке материалов дела судом кассационной инстанции не установлено определенных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нарушений для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.08.2012 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2012 по делу N А70-5263/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.В.БУШМЕЛЕВА
Судьи
С.Н.ТАМАШАКИН
В.В.ТИХОМИРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 19.02.2013 ПО ДЕЛУ N А70-5263/2012
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 2013 г. по делу N А70-5263/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бушмелевой Л.В.
судей Тамашакина С.Н.
Тихомирова В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского хозяйства администрации города Тюмени на решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.08.2012 (судья Курындина А.Н.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2012 (судьи Смольникова М.В., Семенова Т.П., Шарова Н.А.) по делу N А70-5263/2012
по иску Департамента городского хозяйства администрации города Тюмени (625036, г. Тюмень, ул. Первомайская, 20, ИНН 7204034314, ОГРН 1037200568680)
к товариществу собственников жилья "Искра" (625048, г. Тюмень, ул. Коммунаров, 7, ИНН 7202145428, ОГРН 1067203020246)
об обязании вернуть разницу между предоставленной и использованной субсидией.
Другие лица, участвующие в деле:
Департамент финансов и налоговой политики администрации города Тюмени, общество с ограниченной ответственностью "ОНИКС".
Суд
установил:
Департамент городского хозяйства администрации города Тюмени (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с иском к товариществу собственников жилья "Искра" (далее - ТСЖ "Искра") о взыскании 1 327 906,95 руб. разницы между предоставленной и фактически использованной субсидии.
Исковые требования основаны ссылками на статьи 38, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, мотивированы ненадлежащим исполнением обязательств по соглашению N 16 от 20.03.2009.
Определением от 09.07.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент финансов и налоговой политики администрации города (далее - Департамент финансов) и общество с ограниченной ответственностью "ОНИКС" (далее - ООО "ОНИКС").
Решением суда от 21.08.2012, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2012, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Департамент просит отменить судебные акты, как необоснованные, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Департамент указывает на то, что в связи с выявленным в результате проверки завышением стоимости выполненных работ он вправе предъявить возражения по объему и стоимости работ в соответствии с правилами статей 748, 753 Гражданского кодекса Российской Федерации и согласно пункту 12 информационного письма Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51. По мнению Департамента, ТСЖ "Искра" допущено ненадлежащее расходование бюджетных средств при оплате стоимости работ подрядной организации.
Отзывы на кассационную жалобу в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены.
Согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствии представителей сторон и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания по делу, в том числе и публично путем размещения информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм права, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует и как установлено судами, ТСЖ "Искра" как участнику региональной адресной программы по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ) предоставлены денежные средства для проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных в г. Тюмени по адресам: ул. Коммунаров, 5; ул. Коммунаров, 7; ул. Софьи Ковалевской, 5А; ул. Горького, 28.
В этой связи между Сбербанком РФ, ТСЖ "Искра" и Департаментом было заключено соглашение о взаимодействии по предоставлению финансовой поддержки от 20.03.2009 N 16, регулирующее отношения по взаимодействию в вопросах представления финансовой поддержки на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов.
По условиям данного соглашения бюджетные денежные средства могут быть направлены только безналичным путем на финансирование видов работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, предусмотренных статьей 15 Закона N 185-ФЗ. При этом пунктом 3.4 соглашения предусмотрены случаи возврата денежных средств в бюджет города Тюмени.
Согласно заключенному между ТСЖ "Искра" (заказчик) и ООО "ОНИКС" (подрядчик) договору 09.06.2008 N 3/Д-2/08 на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту, подрядчик обязался выполнить по заданию заказчика работы по капитальному ремонту дома N 5А по ул. Софьи Ковалевской в г. Тюмени: сантехнические работы, ремонт фасада, и сдать результат работ заказчику в порядке, определенном договором, а заказчик обязался принять и оплатить выполненную работу в соответствии с условиями договора.
Пунктом 2.1 договора в редакции дополнительного соглашения N 1 установлено, что стоимость работ определяется в соответствии со сметной документацией, составляет 2 173 886 руб. и является фиксированной.
Представленные в материалы дела акт о приемке выполненных работ и справка о стоимости выполненных работ и затрат подрядчиком по договору от 09.06.2008 N 3/Д-2/08, подписанные сторонами договора без каких-либо замечаний, подтверждают выполнение подрядчиком и принятие заказчиком работ на сумму 2 194 708 руб.
ТСЖ "Искра" на основании выданных Департаментом разрешений на расходование денежных средств, счетов перечислило ООО "ОНИКС" денежные средства в размере 2 145 477 руб. за выполненные работы по договору от 09.06.2008 N 3/Д-2/08.
По результатам проверки, проведенной Департаментом финансов, установлено завышение стоимости выполненных работ по договору N 3/Д-2/08 на сумму 230 989 руб.; неправильное применением индекса удорожания на сумму 20 822 руб.; некачественное проведение ремонта по замене стояков канализации, горячей и холодной воды на сумму 1 027 141 руб., о чем был составлен акт от 15.04.2010.
Ссылаясь на то, что разница между предоставленной и фактически использованной субсидией, с выделением бюджетной доли, составила сумму 1 327 906,95 руб., которая является переплатой и в соответствии с соглашением от 20.03.2009 N 16 подлежит возврату в бюджет вследствие нецелевого использования, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлена обязанность сторон доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основании своих требований и возражений.
Арбитражный суд, проанализировав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, применив положения статей 3, 4, 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", статьи 78, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о недоказанности нецелевого использования бюджетных денежных средств, приняв решение об отказе в удовлетворении иска.
При этом арбитражный суд исходил из того, что в данном случае бюджетные денежные средства не поступили в собственность ТСЖ "Искра", а были переданы последним как уполномоченным лицом во исполнение соглашения от 20.03.2009 N 16 по договору за выполненные работы по капитальному ремонту многоквартирного дома.
Суд апелляционной инстанции поддержал обоснованность выводов суда первой инстанции, указав на то, что ТСЖ "Искра", не являясь получателем бюджетных денежных средств, не имело возможности неосновательного приобретения денежной суммы.
Выводы судов основаны на правильной оценке доказательств, соответствуют установленным обстоятельствам по делу и действующему законодательству.
Согласно пунктам 4 и 7 статьи 20 Закона N 185-ФЗ, орган местного самоуправления в определенные сроки принимает решение о распределении полученных средств и предусмотренных в местном бюджете средств на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов между многоквартирными домами, которые включены в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и управление которыми осуществляется товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, выбранными собственниками помещений в многоквартирных домах; в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов, указанных в части 6 названной статьи, перечисляет средства, предусмотренные на проведение капитального ремонта многоквартирного дома на банковские счета, указанные в части 6, с учетом требований, установленных частью 6.1 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в соответствующий бюджет возврату подлежат субсидии и субвенции в случаях их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые органами исполнительной власти, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки.
По правилам статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет, в том числе, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.
Материалами дела подтверждается, что ТСЖ "Искра", являясь участником региональной программы по капитальному ремонту многоквартирных домов, в соответствии с соглашением от 20.03.2009 N 16, на основании выданных Департаментом разрешений на расходование бюджетных денежных средств перечислило в счет оплаты за выполненные работы по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома денежные средства.
Установленные судами по делу обстоятельства подтверждают использование бюджетных денежных средств по целевому назначению.
Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Доводы кассационной жалобы о нецелевом использовании средств ТСЖ "Искра" рассмотрены и подлежат отклонению, поскольку касаются установленных при разрешении спора обстоятельств, основаны на ином толковании норм законодательства, что не свидетельствует о нарушении норм права. Не опровергая законность выводов судов, доводы кассационной жалобы направлены на иную оценку доказательств, что в силу положений статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При проверке материалов дела судом кассационной инстанции не установлено определенных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нарушений для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.08.2012 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2012 по делу N А70-5263/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.В.БУШМЕЛЕВА
Судьи
С.Н.ТАМАШАКИН
В.В.ТИХОМИРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)