Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "13" августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "20" августа 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей: Александровой Л.Б., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шепелевым С.В.,
в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РАЙКОМХОЗ" (г. Волгоград)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от "26" апреля 2013 года по делу N А12-1620/2013 (судья Наумова М.Ю.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РАЙКОМХОЗ"
(г. Волгоград, ИНН 3441036246, ОГРН 1093459001613)
к Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области
(г. Волгоград, ИНН 3445079787, ОГРН 1063460031580)
об оспаривании предписания
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "РАЙКОМХОЗ" (далее - ООО "РАЙКОМХОЗ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным предписания Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области об устранении выявленных нарушений от 31.10.2012 N 3120.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от "26" апреля 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "РАЙКОМХОЗ", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 13 июля 2013 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей общества с ограниченной ответственностью "РАЙКОМХОЗ", Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 31.10.2012 Инспекцией на основании распоряжения от 24.10.2012 N 3120 проведена внеплановая проверка юридического лица - ООО "РАЙКОМХОЗ" по содержанию общего имущества многоквартирного дом N 30 по ул. Таращанцев в г. Волгограде. При визуальном обследовании технического состояния общего имущества указанного многоквартирного дома выявлены нарушения пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества N 491), пунктов 4.2.1.1., 4.2.1.14. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации N 170).
Так, при визуальном обследовании балконов многоквартирного дома N 30 по ул. Таращанцев в г. Волгограде, в том числе балкона квартиры N 8, установлено, что железобетонные плиты и консоли всех балконов имеют повреждения в виде разрушения защитного слоя бетона, оголения, коррозия арматуры; меры по восстановлению конструктивных элементов, предупреждающие дальнейшую деформацию не приняты, защитный слой не восстановлен.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 31.10.2012 N 3120.
Управляющей организацией ООО "РАЙКОМХОЗ", как лицу, ответственному за надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома N 30 по ул. Таращанцев в г. Волгограде, Инспекцией выдано предписание от 31.10.2012 N 3120.
Предписанием от 31.10.2012 N 3120 на общество возлагается обязанность в срок до 01.04.2013 выполнить ремонт балконов.
Общество оспорило вынесенное в отношении него предписание в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал, что поскольку факт нарушения обществом пунктов 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 491, пунктов 4.2.1.1, 4.2.1.14, 4.2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 подтвержден материалами дела, Инспекция обоснованно по результатам проверки выдала заявителю предписание об устранении выявленных нарушений.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за плату обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам и лицам, пользующимся помещениями в этом доме.
Согласно подпунктам "в", "г" пункта 2 Правил содержания общего имущества N 491 балконы относятся к общему имуществу многоквартирного дома.
В силу пункта 12 Правил содержания общего имущества N 491 собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
В пункте 42 Правил содержания общего имущества N 491 закреплено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Согласно пункту 4.2.1.1. Правил и норм технической эксплуатации N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен.
Пунктом 4.2.1.14. Правил и норм технической эксплуатации N 170 предусмотрено, что организации по обслуживанию жилищного фонда при обнаружении трещин, вызвавших повреждение кирпичных стен, панелей (блоков), отклонения стен от вертикали, их выпучивание и просадку на отдельных участках, а также в местах заделки перекрытий, должны организовывать систематическое наблюдение за ними с помощью маяков или др. способом. Если будет установлено, что деформации увеличиваются, следует принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. Стабилизирующиеся трещины следует заделывать.
В соответствии с договором управления домом обязанность по соблюдению правил содержания и ремонта спорного жилого многоквартирного дома возложена на управляющую организацию.
В оспариваемом решении суд первой инстанции правомерно указал, что у управляющей компании имелась возможность для надлежащего соблюдения установленных правил содержания спорного жилого дома, но своевременно им данные мероприятия проведены не были.
Принимая на себя управление спорным многоквартирным домом, заявитель знал о состоянии передаваемого жилья и объемах поступающих в его распоряжение денежных средств для выполнения принятых обязательств.
Довод общества, изложенный в апелляционной жалобе, о том, что поскольку работы на балконах дома относятся к работам капитального ремонта, а решение общего собрания собственников помещений о проведении капитального ремонта не принималось, ООО "РАЙКОМХОЗ" не может нести обязанности по исполнению данных мероприятий, нести собственные затраты на исполнение мероприятий, апелляционный суд считает несостоятельным по следующим основаниям.
Согласно п. 2 Правил балконные и иные плиты включены в состав общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса РФ и пункта 31 Правил, при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации.
При этом, предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
Частью 2 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.
Следовательно, ООО "РАЙКОМХОЗ" при принятии многоквартирного дома в управление, по результатам осмотров технического состояния общего имущества дома должно было знать о техническом состоянии дома и в установленном порядке принимать своевременные меры, направленные на устранение нарушений в содержании и ремонте многоквартирного дома,
В соответствий с разделом II Правил и норм, а также пунктами 13, 14 Правил, управляющей организацией проводятся осмотры общего имущества, результаты которых оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия управляющей организацией решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества, элементов общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений), в том числе о необходимости проведения текущего или капитального ремонта общего имущества.
Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования.
Пунктом 2.1.1 Правил N 170, установлено, что общие осмотры, в ходе которых проводится осмотр здания в целом, включая конструкции, инженерное оборудование и внешнее благоустройство должны производиться два раза в год: весной и осенью (до начата отопительного сезона).
В соответствии с пунктами 13, 14 Правил N 491, осмотры общего имущества многоквартирного дома в зависимости от способа управления проводятся управляющей организацией и оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений).
В силу пункта 22 Правил, факт достижения общим имуществом уровня установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности устанавливается собственниками помещений или ответственными лицами с отражением этого факта в акте осмотра.
Как было указано выше, ООО "РАЙКОМХОЗ" добровольно приняло на себя обязательства по управлению указанным многоквартирным домом, а, следовательно, приняло на себя обязательства по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему техническому содержанию и ремонту общего имущества дома N 30 по ул. Таращанцев в г. Волгограде.
Таким образом, все права и обязанности управляющей организации по договору управления многоквартирным домом, а также предусмотренные статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе, обязанности по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию н ремонту общего имущества вышеуказанного дома возложены на управляющую организацию.
Принимая на себя обязательства, общество знало о состоянии передаваемого дома и объемах поступающих в его распоряжение денежных средств для его выполнения до момента проведения проверки.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформированной им в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 N 6464/10 по делу N А08-4962/2009-27 все неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме, управляющие организации выступают как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Если же выполнение неотложных работ и услуг (текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Содержащееся в Постановлении Президиума ВАС РФ толкование правовых норм является общеобязательным.
Заключив договоры на выполнение работ по обслуживанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов, управляющая компания становится ответственной перед собственниками жилых помещений по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов. В этой связи общество было обязано принять все необходимые меры по надлежащему исполнению своих обязанностей, в том числе рассчитать и предложить собственникам помещений размер платы, обеспечивающий надлежащее содержание и ремонт общего имущества, а также уведомить собственников о необходимости решения вопроса о проведении капитального ремонта и выделении средств на его финансирование.
Полномочия жилищной инспекции по выдаче предписаний закреплены в пункте 6 пункте Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086, и вытекают из пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В соответствии с указанными нормами Инспекция вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, а также организациям и должностным лицам, связанным с содержанием, ремонтом и эксплуатацией жилищного фонда и объектов жилищно-коммунального хозяйства, предоставлением населению коммунальных услуг. Таким образом, оспариваемое предписание выдано в рамках компетенции инспекции.
Устранение нарушений в содержании балкона, создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, должно производиться управляющей организацией ООО "Райкомхоз" в соответствии с обязанностями, возложенными на управляющую организацию Уставом, договором, Жилищным кодексом РФ, на что и направлены требования оспариваемого предписания, вынесенного уполномоченным органом и соответствующего требованиям действующего законодательства в области обеспечения сохранности и содержания жилищного фонда.
Таким образом, апелляционный суд считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству и вынесено уполномоченным органом; ООО "Райкомхоз" является ответственным за обеспечение надлежащего технического состояния общего имущества спорного многоквартирного жилого дома; доказательства нарушения его прав и законных интересов отсутствуют.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от "26" апреля 2013 года по делу N А12-1620/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РАЙКОМХОЗ" без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Г.ВЕРЯСКИНА
Судьи
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
Н.В.ЛУГОВСКОЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.08.2013 ПО ДЕЛУ N А12-1620/2013
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 августа 2013 г. по делу N А12-1620/2013
Резолютивная часть постановления объявлена "13" августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "20" августа 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей: Александровой Л.Б., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шепелевым С.В.,
в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РАЙКОМХОЗ" (г. Волгоград)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от "26" апреля 2013 года по делу N А12-1620/2013 (судья Наумова М.Ю.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РАЙКОМХОЗ"
(г. Волгоград, ИНН 3441036246, ОГРН 1093459001613)
к Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области
(г. Волгоград, ИНН 3445079787, ОГРН 1063460031580)
об оспаривании предписания
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "РАЙКОМХОЗ" (далее - ООО "РАЙКОМХОЗ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным предписания Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области об устранении выявленных нарушений от 31.10.2012 N 3120.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от "26" апреля 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "РАЙКОМХОЗ", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 13 июля 2013 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей общества с ограниченной ответственностью "РАЙКОМХОЗ", Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 31.10.2012 Инспекцией на основании распоряжения от 24.10.2012 N 3120 проведена внеплановая проверка юридического лица - ООО "РАЙКОМХОЗ" по содержанию общего имущества многоквартирного дом N 30 по ул. Таращанцев в г. Волгограде. При визуальном обследовании технического состояния общего имущества указанного многоквартирного дома выявлены нарушения пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества N 491), пунктов 4.2.1.1., 4.2.1.14. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации N 170).
Так, при визуальном обследовании балконов многоквартирного дома N 30 по ул. Таращанцев в г. Волгограде, в том числе балкона квартиры N 8, установлено, что железобетонные плиты и консоли всех балконов имеют повреждения в виде разрушения защитного слоя бетона, оголения, коррозия арматуры; меры по восстановлению конструктивных элементов, предупреждающие дальнейшую деформацию не приняты, защитный слой не восстановлен.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 31.10.2012 N 3120.
Управляющей организацией ООО "РАЙКОМХОЗ", как лицу, ответственному за надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома N 30 по ул. Таращанцев в г. Волгограде, Инспекцией выдано предписание от 31.10.2012 N 3120.
Предписанием от 31.10.2012 N 3120 на общество возлагается обязанность в срок до 01.04.2013 выполнить ремонт балконов.
Общество оспорило вынесенное в отношении него предписание в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал, что поскольку факт нарушения обществом пунктов 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 491, пунктов 4.2.1.1, 4.2.1.14, 4.2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 подтвержден материалами дела, Инспекция обоснованно по результатам проверки выдала заявителю предписание об устранении выявленных нарушений.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за плату обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам и лицам, пользующимся помещениями в этом доме.
Согласно подпунктам "в", "г" пункта 2 Правил содержания общего имущества N 491 балконы относятся к общему имуществу многоквартирного дома.
В силу пункта 12 Правил содержания общего имущества N 491 собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
В пункте 42 Правил содержания общего имущества N 491 закреплено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Согласно пункту 4.2.1.1. Правил и норм технической эксплуатации N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен.
Пунктом 4.2.1.14. Правил и норм технической эксплуатации N 170 предусмотрено, что организации по обслуживанию жилищного фонда при обнаружении трещин, вызвавших повреждение кирпичных стен, панелей (блоков), отклонения стен от вертикали, их выпучивание и просадку на отдельных участках, а также в местах заделки перекрытий, должны организовывать систематическое наблюдение за ними с помощью маяков или др. способом. Если будет установлено, что деформации увеличиваются, следует принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. Стабилизирующиеся трещины следует заделывать.
В соответствии с договором управления домом обязанность по соблюдению правил содержания и ремонта спорного жилого многоквартирного дома возложена на управляющую организацию.
В оспариваемом решении суд первой инстанции правомерно указал, что у управляющей компании имелась возможность для надлежащего соблюдения установленных правил содержания спорного жилого дома, но своевременно им данные мероприятия проведены не были.
Принимая на себя управление спорным многоквартирным домом, заявитель знал о состоянии передаваемого жилья и объемах поступающих в его распоряжение денежных средств для выполнения принятых обязательств.
Довод общества, изложенный в апелляционной жалобе, о том, что поскольку работы на балконах дома относятся к работам капитального ремонта, а решение общего собрания собственников помещений о проведении капитального ремонта не принималось, ООО "РАЙКОМХОЗ" не может нести обязанности по исполнению данных мероприятий, нести собственные затраты на исполнение мероприятий, апелляционный суд считает несостоятельным по следующим основаниям.
Согласно п. 2 Правил балконные и иные плиты включены в состав общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса РФ и пункта 31 Правил, при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации.
При этом, предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
Частью 2 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.
Следовательно, ООО "РАЙКОМХОЗ" при принятии многоквартирного дома в управление, по результатам осмотров технического состояния общего имущества дома должно было знать о техническом состоянии дома и в установленном порядке принимать своевременные меры, направленные на устранение нарушений в содержании и ремонте многоквартирного дома,
В соответствий с разделом II Правил и норм, а также пунктами 13, 14 Правил, управляющей организацией проводятся осмотры общего имущества, результаты которых оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия управляющей организацией решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества, элементов общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений), в том числе о необходимости проведения текущего или капитального ремонта общего имущества.
Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования.
Пунктом 2.1.1 Правил N 170, установлено, что общие осмотры, в ходе которых проводится осмотр здания в целом, включая конструкции, инженерное оборудование и внешнее благоустройство должны производиться два раза в год: весной и осенью (до начата отопительного сезона).
В соответствии с пунктами 13, 14 Правил N 491, осмотры общего имущества многоквартирного дома в зависимости от способа управления проводятся управляющей организацией и оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений).
В силу пункта 22 Правил, факт достижения общим имуществом уровня установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности устанавливается собственниками помещений или ответственными лицами с отражением этого факта в акте осмотра.
Как было указано выше, ООО "РАЙКОМХОЗ" добровольно приняло на себя обязательства по управлению указанным многоквартирным домом, а, следовательно, приняло на себя обязательства по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему техническому содержанию и ремонту общего имущества дома N 30 по ул. Таращанцев в г. Волгограде.
Таким образом, все права и обязанности управляющей организации по договору управления многоквартирным домом, а также предусмотренные статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе, обязанности по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию н ремонту общего имущества вышеуказанного дома возложены на управляющую организацию.
Принимая на себя обязательства, общество знало о состоянии передаваемого дома и объемах поступающих в его распоряжение денежных средств для его выполнения до момента проведения проверки.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформированной им в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 N 6464/10 по делу N А08-4962/2009-27 все неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме, управляющие организации выступают как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Если же выполнение неотложных работ и услуг (текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Содержащееся в Постановлении Президиума ВАС РФ толкование правовых норм является общеобязательным.
Заключив договоры на выполнение работ по обслуживанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов, управляющая компания становится ответственной перед собственниками жилых помещений по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов. В этой связи общество было обязано принять все необходимые меры по надлежащему исполнению своих обязанностей, в том числе рассчитать и предложить собственникам помещений размер платы, обеспечивающий надлежащее содержание и ремонт общего имущества, а также уведомить собственников о необходимости решения вопроса о проведении капитального ремонта и выделении средств на его финансирование.
Полномочия жилищной инспекции по выдаче предписаний закреплены в пункте 6 пункте Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086, и вытекают из пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В соответствии с указанными нормами Инспекция вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, а также организациям и должностным лицам, связанным с содержанием, ремонтом и эксплуатацией жилищного фонда и объектов жилищно-коммунального хозяйства, предоставлением населению коммунальных услуг. Таким образом, оспариваемое предписание выдано в рамках компетенции инспекции.
Устранение нарушений в содержании балкона, создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, должно производиться управляющей организацией ООО "Райкомхоз" в соответствии с обязанностями, возложенными на управляющую организацию Уставом, договором, Жилищным кодексом РФ, на что и направлены требования оспариваемого предписания, вынесенного уполномоченным органом и соответствующего требованиям действующего законодательства в области обеспечения сохранности и содержания жилищного фонда.
Таким образом, апелляционный суд считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству и вынесено уполномоченным органом; ООО "Райкомхоз" является ответственным за обеспечение надлежащего технического состояния общего имущества спорного многоквартирного жилого дома; доказательства нарушения его прав и законных интересов отсутствуют.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от "26" апреля 2013 года по делу N А12-1620/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РАЙКОМХОЗ" без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Г.ВЕРЯСКИНА
Судьи
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
Н.В.ЛУГОВСКОЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)