Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2008 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуденица Т.Г.,
судей Ивановой Н.Н., Колесова Ю.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жигало Н.А.
при участии:
от заявителя - ООО "Краснодаррегионгаз" - представителя Березина П.А., паспорт <...>, доверенность N 251 от 03.03.2008 г.,
от заинтересованного лица - территориального отдела управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Каневском, Ленинградском, Староминском районах - главного специалиста-эксперта Тыщенко М.А., удостоверение N 626 от 01.08.2006 г., доверенность от 10.01.2008 г. N 01-15/78,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Краснодаррегионгаз"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 23 мая 2008 года по делу N А32-7837/2008-58/115-46АЖ,
принятое в составе судьи Шкира Д.М.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Краснодарская региональная компания по реализации газа"
о признании незаконным и отмене постановления территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Каневском, Ленинградском, Староминском районах от 26.03.2008 г. N 296 по делу об административном правонарушении,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Краснодарская региональная компания по реализации газа" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Каневском, Ленинградском, Староминском районах от 26.03.2008 г. N 296 по делу об административном правонарушении N 25.2.16-359-р/1 о привлечении общества к административной ответственности по части 1, 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Решением арбитражного суда от 23 мая 2008 года по делу N А32-7837/2008-58/115-46АЖ в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что действия общества как стороны по договору на газоснабжение населения образуют вмененные составы административных правонарушений.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда от 21.05.2008 г. отменить, полагая, что к нему не может быть применена административная ответственность по части 1, 2 статьи 14.8 КоАП РФ, поскольку общество не является исполнителем коммунальных услуг.
В отзыве на апелляционную жалобу управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю просило отказать в ее удовлетворении, полагая, что суд принял правильное решение.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, приведенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 2.1 устава основной целью деятельности общества является обеспечение бесперебойной поставки газа покупателям Краснодарского края в соответствии заключенными договорами, сбор платежей с покупателей газа, оперативное управление режимами газоснабжения.
На основании распоряжения заместителя руководителя управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю от 06.02.2008 г. N 359-р уполномоченными сотрудниками проведена проверка соблюдения обществом требований законодательства в сфере защиты прав потребителей.
В ходе проверки участка по работе с потребителями газа в Ленинградском районе, а также по результатам исследования истребованных у общества документов установлены следующие нарушения законодательства о защите прав потребителей, допущенные обществом: 1) включение в договор N 17396 от 12.02.2008 г. на газоснабжение, заключенный с гражданином Забора Г.И., условий, ущемляющих его права как потребителя коммунальной услуги, а именно:
- - пунктом 2.1.5 договора на общество возложена обязанность информировать абонента об изменении цен на газ и нормативов потребления в письменной форме не позднее, чем за 5 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата по новым розничным ценам или нормативам, что является нарушением пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 (далее - Правила);
- - пунктом 2.2.13 договора на потребителя возложена обязанность информировать абонентский отдел газоснабжающей организации об изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами и их оплаты не позднее 5 рабочих дней от даты произошедших изменений, что является нарушением подпункта "ж" пункта 52 Правил;
- - пунктом 4.4 договора на абонента возложена обязанность указывать в квитанции на оплату газа почтовый адрес помещения, сведения о собственнике помещения, номер лицевого счета и т.д., что противоречит пунктам 37, 38 Правил;
2) в разделе "Ответственность сторон" договора N 17396 от 12.02.2008 г. не предусмотрена ответственность общества перед абонентом, предусмотренная пунктом 77 Правил, что ущемляет права абонента как потребителя коммунальной услуги;
3) в договоре N 17396 от 12.02.2008 г. не указаны адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской службы в ст.Ленинградской, а также информация о Правилах предоставления коммунальных услуг;
4) на досках объявлений в помещении проверяемого участка не представлена информация о наименовании, адресе и телефоне федерального органа исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдение Правил предоставления коммунальных услуг.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении N 359-р/3 от 04.03.2008 г. Результаты проверки зафиксированы в акте N 25.1-3.03 (16)-359-р/161 от 05.03.2008 г. Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении N 25.2.16-359-р/1/161, начальник Роспотребнадзора вынес постановление N 296 от 26.03.2008 г. о привлечении общества к административной ответственности по части 1, 2 статьи 14.8 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей. Данное постановление является предметом оспаривания по настоящему делу.
Частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за включение в договор условий, ущемляющих законные права потребителя. Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе заключения потребителем договоров купли-продажи, выполнения работ или оказания услуг.
Основные положения об условиях и порядке заключения договоров установлены Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также федеральными законами, иными правовыми актами об отдельных видах договоров.
В силу пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
Статьей 9 Федерального закона от 26.01.1996 г. N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.
Закон Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
В соответствии с предметом договора N 17396 от 20.02.2008 г., заключенного обществом (газоснабжающей организацией) с гражданином Забора Г.И. (абонентом), газоснабжающая организация приняла на себя обязательства подавать по сетям газораспределительной организации природный газ на газопотребляющее оборудование абонента по адресу: ст.Ленинградская, ул. Платнировская, 18, а абонент - получать подаваемый газ и производить за него оплату.
Таким образом, по смыслу норм статьи 539, 548, 454 ГК РФ договор газоснабжения является разновидностью договора купли-продажи, где газоснабжающая организация выступает поставщиком газа абоненту, который является потребителем.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
При этом под коммунальной услугой понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Исполнителем коммунальных услуг выступает юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Потребителем является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Кроме того, согласно пункту 7 Правил при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
В силу пункта 8 Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Поскольку по условиям договора N 17396 от 12.02.2008 г. подачу газа в жилое помещение на газопотребляющее оборудование гражданина (потребителя) осуществляет непосредственно общество как газоснабжающая организация, данную деятельность необходимо квалифицировать как коммунальную услугу по газоснабжению, порядок предоставления которой должен отвечать требованиям, установленным в Правилах. При этом отсутствие обязательств газоснабжающей организации по обслуживанию внутридомовых инженерных систем не освобождает данную организацию от обязанности осуществлять деятельность по газоснабжению жилых помещений в соответствии с Правилами, ввиду того, что данная организация является непосредственным поставщиком газа потребителю (гражданину).
В силу пункта 93 Правил обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасной эксплуатации внутридомового газового оборудования возложена на потребителя. Следовательно, нормы, закрепленные в Правилах, не включают в коммунальную услугу по газоснабжению обязанность исполнителя по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасной эксплуатации внутридомового газового оборудования, которое, в свою очередь, является структурной составляющей внутридомовых инженерных систем.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие обязанности общества как газоснабжающей организации обеспечивать обслуживание внутридомовых инженерных систем, а также, принимая во внимание факт подачи природного газа обществом непосредственно потребителю по договору газоснабжения, а также оплату последним потребленных объемов газа также непосредственно обществу, суд апелляционной инстанции полагает, что в данном случае складывающиеся отношения между обществом как газоснабжающей организацией и гражданином (потребителем газа) должны отвечать требованиям Правил, определяющим порядок предоставления коммунальной услуги по газоснабжению в части подачи газа. Выступая стороной по публичному договору газоснабжения, общество приняло на себя обязательства исполнителя коммунальной услуги по газоснабжению в данной части.
Доказательств заключения потребителем договора с иным исполнителем данной коммунальной услуги в материалы дела не представлено.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона N 2300-1 ущемляющими права потребителя признаются такие условия договора, которые ущемляют права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей.
Так, в соответствии с пунктом 42 указанных Правил информация об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг направляется исполнителем потребителю (в письменной форме) не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам или нормативам (если иной срок не установлен договором). Данный порядок предполагает непосредственное и письменное уведомление исполнителем потребителя об изменении размера платы за предоставляемую коммунальную услугу, тарифов и нормативов потребления.
Вместе с тем, по условию, внесенному в пункт 2.1.5 спорного договора газоснабжения, общество приняло на себя обязательства информировать абонента в письменной форме об изменении розничных цен на газ и нормативов потребления не позднее, чем за 5 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата по новым розничным ценам или нормативам. Данное условие существенно сокращает срок предоставления данной информации потребителю, что ущемляет права абонента как потребителя на получение данной информации заблаговременно не позднее срока, установленного Правилами.
Согласно подпункту "ж" пункта 52 Правил потребитель обязан информировать исполнителя об изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами и их оплаты не позднее 10 рабочих дней с даты произошедших изменений.
Пунктом 2.2.13 спорного договора газоснабжения перечень информации, обязанность предоставления которой возложена на абонента, необоснованно расширен, срок предоставления такой информации газоснабжающей организации сокращен до 5 рабочих дней от даты произошедших изменений.
Согласно пункту 37 Правил плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов. При этом в платежных документах должны быть указаны сведения, перечисленные в пункте 38 Правил.
Поскольку платежный документ должен предоставляться исполнителем, обязанность по внесению необходимых реквизитов в данный платежный документ также возложена на исполнителя, а не на потребителя газа.
Вместе с тем, пунктом 4.4 договора газоснабжения на абонента возложена обязанность указывать в квитанциях на оплату почтовый адрес помещения, сведения о собственнике помещения, номер лицевого счета, наименование месяца, за который производится оплата, показания счетчика (если счетчик установлен и исправлен) стоимость потребленного газа, дата оплаты и подпись.
Такие условия договора ущемляют права потребителя на получение платежного документа, отвечающего требованиям, установленным пунктом 38 Правил.
В соответствии с пунктом 77 Правил потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустойки (штрафов, пеней) в соответствии с законодательством о защите прав потребителей. Однако спорным договором газоснабжения не установлена ответственность общества как газоснабжающей организации перед потребителем (абонентом), что также свидетельствует об ограничении договорными условиями возможности потребителя (гражданина) потребовать от исполнителя уплаты неустойки.
Такие условия договора ущемляют права потребителя на своевременное получение платежного документа, отвечающего требованиям, установленным пунктом 38 Правил. Поскольку платежный документ должен предоставляться исполнителем, обязанность по внесению необходимых реквизитов в данный платежный документ также возложена на исполнителя, а не на потребителя услуги.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции полагает, что действия общества образуют состав вмененного административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона N 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, подпунктом "п" пункта 49 Правил на исполнителя коммунальной услуги возложена обязанность по предоставлению потребителю соответствующей информации, в частности: об адресах и номерах телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб (которые указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов); о наименованиях, адресах и телефонах федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением данных Правил.
При этом обязанность по предоставлению потребителю указанной информации возложена на общество, которое по условиям договора осуществляет подачу газа непосредственно потребителю.
Собранные по делу об административном правонарушении доказательства свидетельствуют о том, что вышеперечисленная информация не доведена обществом до сведения абонента, в связи с чем в действиях общества усматривается состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении N 359-р/1 от 04.03.2008 г. составлен компетентным лицом в соответствии с частью 1 статьи 28.3, статьей 23.49 КоАП РФ и в порядке, предусмотренным статьей 28.2 КоАП РФ. О времени и месте составления протокола общество извещено надлежаще путем направления уведомления от 27.02.2008 г., которое получено обществом 28 февраля 2008 года, о чем свидетельствует штамп входящей документации, проставленный на уведомлении. Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии представителя общества, действующего на основании доверенности N 248 от 03.02.2008 г. От подписи протокола представитель отказался, о чем сотрудниками Роспотребнадзора составлен акт, с которым представитель ознакомлен под роспись.
Материалы дела об административном правонарушении N 25.2.16-359-р/1/161 рассмотрены с участием надлежаще уполномоченного представителя общества, действующего на основании доверенности N 253 от 06.03.2008 г., в которой специально оговорено право представителя участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении.
Кроме того, исходя из позиции общества, приведенной в заявлении по делу, апелляционной жалобе и поддержанной его представителем в судебном заседании апелляционной инстанции, замечания к соблюдению административным органом процедуры уведомления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения материалов дела об административном правонарушении отсутствуют.
Постановление N 296 от 26.03.2008 г. о привлечении общества к административной ответственности по части 1, 2 статьи 14.8 КоАП РФ вынесено начальником Роспотребнадзора в рамках полномочий, предусмотренных статьей 23.49 КоАП РФ, и в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока привлечения к административной ответственности. При назначении наказания административном органом правомерно применены правила назначения наказаний, установленные статьями 4.1 - 4.4 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда от 23 мая 2008 года, вынесенное Арбитражным судом Краснодарского края по делу N А32-7837/2008-58/115-46АЖ, оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Судьи
Н.Н.ИВАНОВА
Ю.И.КОЛЕСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.07.2008 N 15АП-3739/2008 ПО ДЕЛУ N А32-7837/2008-58/115-46АЖ
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июля 2008 г. N 15АП-3739/2008
Дело N А32-7837/2008-58/115-46АЖ
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2008 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуденица Т.Г.,
судей Ивановой Н.Н., Колесова Ю.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жигало Н.А.
при участии:
от заявителя - ООО "Краснодаррегионгаз" - представителя Березина П.А., паспорт <...>, доверенность N 251 от 03.03.2008 г.,
от заинтересованного лица - территориального отдела управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Каневском, Ленинградском, Староминском районах - главного специалиста-эксперта Тыщенко М.А., удостоверение N 626 от 01.08.2006 г., доверенность от 10.01.2008 г. N 01-15/78,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Краснодаррегионгаз"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 23 мая 2008 года по делу N А32-7837/2008-58/115-46АЖ,
принятое в составе судьи Шкира Д.М.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Краснодарская региональная компания по реализации газа"
о признании незаконным и отмене постановления территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Каневском, Ленинградском, Староминском районах от 26.03.2008 г. N 296 по делу об административном правонарушении,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Краснодарская региональная компания по реализации газа" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Каневском, Ленинградском, Староминском районах от 26.03.2008 г. N 296 по делу об административном правонарушении N 25.2.16-359-р/1 о привлечении общества к административной ответственности по части 1, 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Решением арбитражного суда от 23 мая 2008 года по делу N А32-7837/2008-58/115-46АЖ в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что действия общества как стороны по договору на газоснабжение населения образуют вмененные составы административных правонарушений.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда от 21.05.2008 г. отменить, полагая, что к нему не может быть применена административная ответственность по части 1, 2 статьи 14.8 КоАП РФ, поскольку общество не является исполнителем коммунальных услуг.
В отзыве на апелляционную жалобу управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю просило отказать в ее удовлетворении, полагая, что суд принял правильное решение.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, приведенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 2.1 устава основной целью деятельности общества является обеспечение бесперебойной поставки газа покупателям Краснодарского края в соответствии заключенными договорами, сбор платежей с покупателей газа, оперативное управление режимами газоснабжения.
На основании распоряжения заместителя руководителя управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю от 06.02.2008 г. N 359-р уполномоченными сотрудниками проведена проверка соблюдения обществом требований законодательства в сфере защиты прав потребителей.
В ходе проверки участка по работе с потребителями газа в Ленинградском районе, а также по результатам исследования истребованных у общества документов установлены следующие нарушения законодательства о защите прав потребителей, допущенные обществом: 1) включение в договор N 17396 от 12.02.2008 г. на газоснабжение, заключенный с гражданином Забора Г.И., условий, ущемляющих его права как потребителя коммунальной услуги, а именно:
- - пунктом 2.1.5 договора на общество возложена обязанность информировать абонента об изменении цен на газ и нормативов потребления в письменной форме не позднее, чем за 5 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата по новым розничным ценам или нормативам, что является нарушением пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 (далее - Правила);
- - пунктом 2.2.13 договора на потребителя возложена обязанность информировать абонентский отдел газоснабжающей организации об изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами и их оплаты не позднее 5 рабочих дней от даты произошедших изменений, что является нарушением подпункта "ж" пункта 52 Правил;
- - пунктом 4.4 договора на абонента возложена обязанность указывать в квитанции на оплату газа почтовый адрес помещения, сведения о собственнике помещения, номер лицевого счета и т.д., что противоречит пунктам 37, 38 Правил;
2) в разделе "Ответственность сторон" договора N 17396 от 12.02.2008 г. не предусмотрена ответственность общества перед абонентом, предусмотренная пунктом 77 Правил, что ущемляет права абонента как потребителя коммунальной услуги;
3) в договоре N 17396 от 12.02.2008 г. не указаны адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской службы в ст.Ленинградской, а также информация о Правилах предоставления коммунальных услуг;
4) на досках объявлений в помещении проверяемого участка не представлена информация о наименовании, адресе и телефоне федерального органа исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдение Правил предоставления коммунальных услуг.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении N 359-р/3 от 04.03.2008 г. Результаты проверки зафиксированы в акте N 25.1-3.03 (16)-359-р/161 от 05.03.2008 г. Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении N 25.2.16-359-р/1/161, начальник Роспотребнадзора вынес постановление N 296 от 26.03.2008 г. о привлечении общества к административной ответственности по части 1, 2 статьи 14.8 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей. Данное постановление является предметом оспаривания по настоящему делу.
Частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за включение в договор условий, ущемляющих законные права потребителя. Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе заключения потребителем договоров купли-продажи, выполнения работ или оказания услуг.
Основные положения об условиях и порядке заключения договоров установлены Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также федеральными законами, иными правовыми актами об отдельных видах договоров.
В силу пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
Статьей 9 Федерального закона от 26.01.1996 г. N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.
Закон Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
В соответствии с предметом договора N 17396 от 20.02.2008 г., заключенного обществом (газоснабжающей организацией) с гражданином Забора Г.И. (абонентом), газоснабжающая организация приняла на себя обязательства подавать по сетям газораспределительной организации природный газ на газопотребляющее оборудование абонента по адресу: ст.Ленинградская, ул. Платнировская, 18, а абонент - получать подаваемый газ и производить за него оплату.
Таким образом, по смыслу норм статьи 539, 548, 454 ГК РФ договор газоснабжения является разновидностью договора купли-продажи, где газоснабжающая организация выступает поставщиком газа абоненту, который является потребителем.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
При этом под коммунальной услугой понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Исполнителем коммунальных услуг выступает юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Потребителем является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Кроме того, согласно пункту 7 Правил при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
В силу пункта 8 Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Поскольку по условиям договора N 17396 от 12.02.2008 г. подачу газа в жилое помещение на газопотребляющее оборудование гражданина (потребителя) осуществляет непосредственно общество как газоснабжающая организация, данную деятельность необходимо квалифицировать как коммунальную услугу по газоснабжению, порядок предоставления которой должен отвечать требованиям, установленным в Правилах. При этом отсутствие обязательств газоснабжающей организации по обслуживанию внутридомовых инженерных систем не освобождает данную организацию от обязанности осуществлять деятельность по газоснабжению жилых помещений в соответствии с Правилами, ввиду того, что данная организация является непосредственным поставщиком газа потребителю (гражданину).
В силу пункта 93 Правил обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасной эксплуатации внутридомового газового оборудования возложена на потребителя. Следовательно, нормы, закрепленные в Правилах, не включают в коммунальную услугу по газоснабжению обязанность исполнителя по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасной эксплуатации внутридомового газового оборудования, которое, в свою очередь, является структурной составляющей внутридомовых инженерных систем.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие обязанности общества как газоснабжающей организации обеспечивать обслуживание внутридомовых инженерных систем, а также, принимая во внимание факт подачи природного газа обществом непосредственно потребителю по договору газоснабжения, а также оплату последним потребленных объемов газа также непосредственно обществу, суд апелляционной инстанции полагает, что в данном случае складывающиеся отношения между обществом как газоснабжающей организацией и гражданином (потребителем газа) должны отвечать требованиям Правил, определяющим порядок предоставления коммунальной услуги по газоснабжению в части подачи газа. Выступая стороной по публичному договору газоснабжения, общество приняло на себя обязательства исполнителя коммунальной услуги по газоснабжению в данной части.
Доказательств заключения потребителем договора с иным исполнителем данной коммунальной услуги в материалы дела не представлено.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона N 2300-1 ущемляющими права потребителя признаются такие условия договора, которые ущемляют права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей.
Так, в соответствии с пунктом 42 указанных Правил информация об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг направляется исполнителем потребителю (в письменной форме) не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам или нормативам (если иной срок не установлен договором). Данный порядок предполагает непосредственное и письменное уведомление исполнителем потребителя об изменении размера платы за предоставляемую коммунальную услугу, тарифов и нормативов потребления.
Вместе с тем, по условию, внесенному в пункт 2.1.5 спорного договора газоснабжения, общество приняло на себя обязательства информировать абонента в письменной форме об изменении розничных цен на газ и нормативов потребления не позднее, чем за 5 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата по новым розничным ценам или нормативам. Данное условие существенно сокращает срок предоставления данной информации потребителю, что ущемляет права абонента как потребителя на получение данной информации заблаговременно не позднее срока, установленного Правилами.
Согласно подпункту "ж" пункта 52 Правил потребитель обязан информировать исполнителя об изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами и их оплаты не позднее 10 рабочих дней с даты произошедших изменений.
Пунктом 2.2.13 спорного договора газоснабжения перечень информации, обязанность предоставления которой возложена на абонента, необоснованно расширен, срок предоставления такой информации газоснабжающей организации сокращен до 5 рабочих дней от даты произошедших изменений.
Согласно пункту 37 Правил плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов. При этом в платежных документах должны быть указаны сведения, перечисленные в пункте 38 Правил.
Поскольку платежный документ должен предоставляться исполнителем, обязанность по внесению необходимых реквизитов в данный платежный документ также возложена на исполнителя, а не на потребителя газа.
Вместе с тем, пунктом 4.4 договора газоснабжения на абонента возложена обязанность указывать в квитанциях на оплату почтовый адрес помещения, сведения о собственнике помещения, номер лицевого счета, наименование месяца, за который производится оплата, показания счетчика (если счетчик установлен и исправлен) стоимость потребленного газа, дата оплаты и подпись.
Такие условия договора ущемляют права потребителя на получение платежного документа, отвечающего требованиям, установленным пунктом 38 Правил.
В соответствии с пунктом 77 Правил потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустойки (штрафов, пеней) в соответствии с законодательством о защите прав потребителей. Однако спорным договором газоснабжения не установлена ответственность общества как газоснабжающей организации перед потребителем (абонентом), что также свидетельствует об ограничении договорными условиями возможности потребителя (гражданина) потребовать от исполнителя уплаты неустойки.
Такие условия договора ущемляют права потребителя на своевременное получение платежного документа, отвечающего требованиям, установленным пунктом 38 Правил. Поскольку платежный документ должен предоставляться исполнителем, обязанность по внесению необходимых реквизитов в данный платежный документ также возложена на исполнителя, а не на потребителя услуги.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции полагает, что действия общества образуют состав вмененного административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона N 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, подпунктом "п" пункта 49 Правил на исполнителя коммунальной услуги возложена обязанность по предоставлению потребителю соответствующей информации, в частности: об адресах и номерах телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб (которые указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов); о наименованиях, адресах и телефонах федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением данных Правил.
При этом обязанность по предоставлению потребителю указанной информации возложена на общество, которое по условиям договора осуществляет подачу газа непосредственно потребителю.
Собранные по делу об административном правонарушении доказательства свидетельствуют о том, что вышеперечисленная информация не доведена обществом до сведения абонента, в связи с чем в действиях общества усматривается состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении N 359-р/1 от 04.03.2008 г. составлен компетентным лицом в соответствии с частью 1 статьи 28.3, статьей 23.49 КоАП РФ и в порядке, предусмотренным статьей 28.2 КоАП РФ. О времени и месте составления протокола общество извещено надлежаще путем направления уведомления от 27.02.2008 г., которое получено обществом 28 февраля 2008 года, о чем свидетельствует штамп входящей документации, проставленный на уведомлении. Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии представителя общества, действующего на основании доверенности N 248 от 03.02.2008 г. От подписи протокола представитель отказался, о чем сотрудниками Роспотребнадзора составлен акт, с которым представитель ознакомлен под роспись.
Материалы дела об административном правонарушении N 25.2.16-359-р/1/161 рассмотрены с участием надлежаще уполномоченного представителя общества, действующего на основании доверенности N 253 от 06.03.2008 г., в которой специально оговорено право представителя участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении.
Кроме того, исходя из позиции общества, приведенной в заявлении по делу, апелляционной жалобе и поддержанной его представителем в судебном заседании апелляционной инстанции, замечания к соблюдению административным органом процедуры уведомления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения материалов дела об административном правонарушении отсутствуют.
Постановление N 296 от 26.03.2008 г. о привлечении общества к административной ответственности по части 1, 2 статьи 14.8 КоАП РФ вынесено начальником Роспотребнадзора в рамках полномочий, предусмотренных статьей 23.49 КоАП РФ, и в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока привлечения к административной ответственности. При назначении наказания административном органом правомерно применены правила назначения наказаний, установленные статьями 4.1 - 4.4 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда от 23 мая 2008 года, вынесенное Арбитражным судом Краснодарского края по делу N А32-7837/2008-58/115-46АЖ, оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Судьи
Н.Н.ИВАНОВА
Ю.И.КОЛЕСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)