Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив); Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: Зайцевой И.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-805/2013) общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Мемфис" на решение Арбитражного суда Омской области от 24.12.2012 по делу N А46-29962/2012 (судья Глазков О.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Мемфис" (ИНН 5504046540, ОГРН 1025500989865)
к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска
при участии в деле в качестве третьих лиц: 1) общества с ограниченной ответственностью "Региональный центр землеустройства и учета недвижимости"; 2) Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска
о признании незаконными действий
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Прянзерский С.Н. по доверенности от 13.11.2012; Журавлев А.В. по доверенности от 13.07.2012:
- от заинтересованного лица: Унжакова И.С. по доверенности N Исх-ДИО/941 от 23.01.2013; Сотникова Н.В. по доверенности N Исх-ДИО/4753 от 04.03.2013;
- от 3-х лиц: представители не явились;
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Мемфис" (далее по тексту - заявитель, ООО "ТД "Мемфис", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (заинтересованное лицо, Департамент имущественных отношений) о признании незаконным действия Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, выразившегося в согласовании местоположения новых границ земельного участка с кадастровым номером 55:36:090106:2098, подготовленных кадастровым инженером Галыба А.В. в межевом плане от 31.05.2011 и признать незаконным действия Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, выразившегося в подаче 31.05.2011 в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области в лице действующего на основании доверенности Павлика Алексея Петровича заявления об исправлении кадастровой ошибки, связанной с изменениями границ земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:090106:2098 и 55:36:090106:2101, расположенных по ул. 10 лет Октября - ул. 4 Линия в ЦАО г. Омска.
Решением Арбитражного суда Омской области от 24.12.2012 по делу N А46-29962/2012 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что заинтересованное лицо вправе было распоряжаться земельным участком 55:36:090106:2098, поскольку на него зарегистрировано право собственности муниципального образования городской округ город Омск, а также земельным участком 55:36:090106:2101, предоставленным жильцам многоквартирного дома (ЖСК "Куйбышевец"); права заявителя оспариваемым действием не нарушаются, так как имеющиеся в деле ненормативные акты об осуществлении процедуры предоставления земельного участка под строительство, не свидетельствуют о возникновении у заявителя какого-либо права на данный земельный участок; уточнение границ спорного земельного участка было осуществлено по заявлению собственников многоквартирного жилого дома, имеющих преимущественное право на земельный участок, расположенный под жилым домом и необходимый для его использования; согласование границ при межевании и подача заявления об исправлении кадастровой ошибки осуществлено Департаментом в пределах его полномочий.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ТД "Мемфис" обратился с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что Департамент имущественных отношений имеет полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования город Омск, за исключением земельных участков, предоставляемых для строительства, функции по распоряжению которыми предоставлены Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска; земельный участок 55:36:090106:2098 является земельным участком, предоставляемым под строительство; права заявителя оспариваемыми действиями нарушаются, поскольку на момент постановки земельного участка на кадастровый учет его площадь составляла 1524 кв. м, на предоставление которых мог претендовать заявитель, данная площадь была существенно уменьшена в результате осуществления оспариваемых действий; статья 32 Земельного кодекса Российской Федерации указывает на предоставление именно такого земельного участка, площадь которого была предварительно согласована.
Представитель ООО "Торговый дом "Мемфис" в судебном заседании поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, с решением суда первой инстанции не согласен.
Представители Департамента имущественных отношений с доводами апелляционной жалобы не согласились, просят оставить решение суда без изменения.
Надлежащим образом уведомленные общество с ограниченной ответственностью "Региональный центр землеустройства и учета недвижимости" и Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска явку своих представителей в процесс не обеспечили, отзывы на апелляционную жалобу не представили, в связи с чем, дело рассмотрено судом в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей данных лиц по имеющимся в деле материалам.
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции по ходатайству заявителя были истребованы и приобщены к материалам дела кадастровые дела объектов недвижимости: земельного участка 55:36:090106:2101 и земельного участка 55:36:090106:2098.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил, что на основании заявления ООО "Торговый Дом "Мемфис" Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска 14.11.2008 вынесено распоряжение N 1222-р, которым утверждена прилагаемая схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории: из земель муниципального образования город Омск ориентировочной площадью 1524 кв. м и установлен вид использования для строительства кафе - торгового комплекса по улице 10 лет Октября - улице 4-я Линия в Центральном административном округе города Омска; из земель, государственная собственность на которые не разграничена, ориентировочной площадью 50 кв. м и установлен вид использования для строительства кафе - торгового комплекса по улице 10 лет Октября - улице 4-я Линия в Центральном административном округе города Омска (т. 1 л.д. 17)
Распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 10.09.2010 N 807-р "О предварительном согласовании места размещения кафе - торгового комплекса по улице 10 лет Октября - улице 4-я Линия в Центральном административном округе города Омска" утвержден прилагаемый акт о выборе земельного участка от 26.05.2004 N 2631 для строительства кафе - торгового комплекса по улице 10 лет Октября - улице 4-я Линия в Центральном административном округе города Омска с местоположением объекта согласно схеме расположения земельных участков на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 14.11.2008 года N 1222-р (т. 1 л.д. 18).
Испрашиваемый земельный участок был поставлен на кадастровый учет 04.09.2009 с присвоением ему кадастрового номера 55:36:090106:2098 как земли населенных пунктов с целевым назначением под строительство. На земельный участок было зарегистрировано право муниципальной собственности, о чем в кадастровом деле имеется свидетельство о государственной регистрации права 55 АА N 099251 от 27.05.2010.
Постановлением Администрации города Омска N 169-п от 27.01.2012 было предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования данного земельного участка для размещения кафе и торгового комплекса (т. 1 л.д. 20).
После издания данного постановления, заявитель, с целью обращения за предоставлением земельного участка, получил 25.06.2012 кадастровый паспорт земельного участка, из которого следовало, что площадь земельного участка 55:36:090106:2098 с разрешенным использованием "для размещения кафе и торгового комплекса" составляет 1184 кв. м (т. 1 л.д. 21).
Поскольку материалы дела не содержат иных сведений о том, что заявителю до 25.06.2012 было известно об изменении границ испрашиваемого им земельного участка, суд исходит из того, что трехмесячный срок на обращение в суд за защитой нарушенного права или охраняемого законом интереса ООО "ТД "Мемфис" нарушен не был.
Как следует из материалов дела, изменение площади земельного участка было осуществлено в следующем порядке. Распоряжением Департамента имущественных отношений от 08.06.2009 N 6020-р была утверждена схема расположения земельного участка, местоположение которого установлено относительно многоэтажного жилого дома по улице 10 лет Октября, дом 107 в Центральном административном округе города Омска. Площадь земельного участка составляла 7622 кв. м и судя по схеме на межевом плане от 28.09.2009 граничила с южной стороны с земельным участком 55:36:090106:2098.
По сведениям кадастрового дела данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет 14.08.2009 с присвоением ему кадастрового номера 55:36:090106:2101 с видом разрешенного использования "для размещения домов многоэтажной жилой застройки".
Из материалов кадастрового дела было установлено, что 23.04.2011 на общем собрании членов ТСЖ "Куйбышевец-29" (дом 107 по ул. 10 лет Октября) было принято решение: дать согласие на корректировку (уточнение) границ земельного участка.
Кадастровым инженером Галыба А.В. 31.05.2011 по заказу собственников помещений в многоквартирном жилом доме в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером 55:36:090106:2101, местоположение которого установлено относительно ориентира на земельном участке расположен жилой дом N 107, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Омская область, город Омск, Центральный административный округ, улица 10 лет Октября; уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером 55:36:090106:2098, местоположение которого установлено в 8 метрах южнее относительно здания с почтовым адресом: Омская область, город Омск, Центральный административный округ, улица 10 лет Октября, дом 107; уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером 55:36:090106:2099, местоположение которого установлено относительно ориентира центральная часть кадастрового квартала 55:36:090106: г. Омск, адрес ориентира: Омская область, город Омск, Центральный административный округ подготовлен межевой план (т. 1 л.д. 22 - 50).
Данный межевой план согласован Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска, что подтверждается проставленной в нем отметкой указанного органа на акте согласования местоположения границы земельного участка 55:36:090106:2101 (т. 1 л.д. 46).
Как следует из материалов кадастрового дела, 31.05.2011 Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска в Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Омской области в лице действующего на основании доверенности Павлика Алексея Петровича подано заявление об исправлении кадастровой ошибки, связанной с изменениями границ земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:090106:2098, расположенных по ул. 10 лет Октября - ул. 4 Линия в ЦАО г. Омска.
08.06.2011 Федеральным государственным учреждением "Земельная кадастровая палата" по Омской области на основании заявления N 5536/103/11-880 от 31.05.2011 о кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером 55:36:090106:2098, доверенности нотариальной представителя Департамента имущественных отношений N 2890 от 29.06.2010, межевого плана от 23.05.2011 вынесено решений N 36/11-6448 об исправлении кадастровой ошибки, допущенной в местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 55:36:090106:2098. Площадь земельного участка уменьшилась на 340 кв. м.
Одновременно 08.06.2011 Федеральным государственным учреждением "Земельная кадастровая палата" по Омской области на основании заявления N 5536/103/11-878 от 31.05.2011 о кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером 55:36:090106:2101, доверенности нотариальной представителя Департамента имущественных отношений N 2890 от 29.06.2010, межевого плана от 23.05.2011 было вынесено решений N 36/11-6446 от 08.06.2011 об исправлении кадастровой ошибки, допущенной в местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 55:36:090106:2101, площадь которого была увеличена, судя по листу 16 межевого плана на 338 кв. м (т. 1 л.д. 71).
Как следует из схемы расположения земельного участка к межевому плану (т. 1 л.д. 43) изменение границ произошло за счет переноса точек с южной стороны земельного участка 55:36:090106:2101 путем их наложения на северную границу земельного участка 55:36:090106:2098.
Полагая, что действия Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, выразившиеся в согласовании местоположения новых границ земельного участка с кадастровым номером 55:36:090106:2098 и действия, выразившиеся в подаче заявления об исправлении кадастровой ошибки, связанной с изменениями границ земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:090106:2098 и 55:36:090106:2101, не соответствуют закону, нарушают его права и охраняемые законом интересы ООО "Торговый Дом "Мемфис", последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
24.12.2012 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано Обществом в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции считает, что оно подлежит отмене исходя из следующего. Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (статья 70 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости (пункты 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
В силу пунктов 1, 3 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться лица или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. При этом от имени собственников помещений в многоквартирном доме с заявлением о кадастровом учете вправе обратиться также их представитель, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников.
С заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Таким образом, муниципальное образование город Омск как собственник земельного участка с кадастровым номером 55:36:090106:2098 могло обратиться в органы кадастрового учета с заявлением, в том числе об изменении уникальных характеристик земельного участка, находящегося в муниципальной собственности. При этом муниципальное образование город Омск должно было действовать через тот орган, на который полномочия по распоряжению данным земельным участком было возложено по закону.
Документы, которые необходимо приложить к заявлению при обращении в орган кадастрового учета, поименованы в пункте 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", к ним, в том числе относится и межевой план земельного участка.
Как следует из пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Согласно пункту 3 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Часть 3 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает случаи согласования местоположения границ с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: собственности (со своими исключениями), пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования (со своими исключениями) и аренды (также со своими исключениями, предусмотренными законом).
Как следует из материалов дела, поскольку площадь и границы земельного участка 55:36:090106:2101 были изменены за счет изменения площади и границ земельного участка 55:36:090106:2098, находящегося в муниципальной собственности и не имеющего иных, перечисленных в части 3 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" правообладателей, согласование границ должно было быть осуществлено также муниципальным образованием город Омск, которое должно было действовать через полномочный орган.
Имеющиеся в материалах межевого плана согласования на акте согласования местоположения границ земельного участка и поданные в органы государственного кадастра заявления свидетельствуют о том, что названные выше действия были осуществлены муниципальным образованием город Омск через Департамент имущественных отношений Администрации города Омска.
На основании подпункта 4 пункта 21 Положения о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска", утвержденного Постановлением Мэра города Омска от 10.08.2005 N 395-п (действовавшего в мае 2011 года), Департамент имущественных отношений управляет и распоряжается земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования город Омск за исключением земельных участков, предоставляемых для строительства.
Функция же по распоряжению земельными участками, предназначенными для строительства, в соответствии с Положением о департаменте архитектуры и градостроительства администрации города Омска, утвержденным Постановлением Мэра города Омска от 10.08.2005 N 396-п предоставлена последнему. Так в подпункте 5 пункта 18 - 1 Положения сказано, что департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска обеспечивает проведение работ по формированию земельных участков на территории города Омска в целях предоставления их для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов, без предварительного согласования мест размещения объектов.
Материалами дела подтверждается, что выбор земельного участка 55:36:090106:2098 (поставлен на кадастровый учет 04.06.2009) под строительства осуществляется Департаментом архитектуры и строительства Администрации города Омска с 2004 года. Так, в частности, распоряжением N 1222-р была утверждена схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории по улице 10 лет Октября - улице 4-я Линия, а распоряжением N 807-р осуществлено предварительное согласование места размещения объекта.
Довод Департамента имущественных отношений о том, что он действовал в пределах своих полномочий, согласовывая границы и подавая заявление об исправлении кадастровой ошибки по учету границ земельного участка 55:36:090106:2101, судом отклоняется, поскольку предмет заявленного требования касается действий Департамента имущественных отношений по согласованию изменения границ не названного земельного участка, а земельного участка с кадастровым номером 55:36:090106:2098, что прямо следует из акта согласования местоположения границ земельного участка. Отдельное заявление по земельному участку 55:36:090106:2098 было подано и на исправление кадастровой ошибки, по которому уполномоченным органом кадастрового учета было принято самостоятельное решение.
Кроме того, даже если исходить из того, что все действия были осуществлены с целью изменения только земельного участка 55:36:090106:2101, то данное право также не следует из полномочий Департамента имущественных отношений.
Как неоднократно обращал внимание суда Департамент имущественных отношений, на земельный участок 55:36:090106:2101 возникло право общей собственности жильцов многоквартирного дома в силу прямого указания закона (статья 16 Федерального закона Российской Федерации N 189-ФЗ от 29.12.2004 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Как следует из данной нормы в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Следовательно, право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок 55:36:090106:2101 возникло с даты его кадастрового учета, т.е. с 14.08.2009 и на 31.05.2011 Департамент имущественных отношений не имел никаких полномочий по распоряжению данным земельным участком, находящимся в частной собственности.
Суд апелляционной инстанции считает необоснованным и указание в тексте решения Арбитражного суда Омской области на то, что права заявителя оспариваемым действием не нарушаются.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулирование застройки территории городских и сельских поселений регламентируется Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном этим же Кодексом.
В силу статьи 30 ЗК РФ, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется: с предварительным согласованием мест размещения объектов; с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов.
Пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ определен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, согласно которому первым этапом является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 указанного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта, затем выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами статьи 32 названного Кодекса.
В силу статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ установлено, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В силу пункта 1 статьи 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Согласно пункта 2 статьи 32 ЗК РФ, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
Таким образом, из анализа названных норм права следует, что наличие решения о предварительном согласовании места размещения объекта и кадастровый учет земельного участка дают заявителю право требовать предоставления земельного участка в размере, указанном в решении о предварительном согласовании места размещения объекта и в границах, определенных при постановке земельного участка на кадастровый учет.
Следовательно, даже при отсутствии у ООО "ТД "Мемфис" зарегистрированного права на земельный участок с кадастровым номером 55:36:090106:2098, право его на любые изменения данного участка нарушаются, поскольку в силу статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации он имеет предусмотренное законом право требовать осуществления последнего этапа предоставления земельного участка под строительство - принятия решения о предоставлении земельного участка.
Не обоснованным является и то, что уточнение границ спорного земельного участка было осуществлено по заявлению собственников многоквартирного жилого дома, имеющих преимущественное право на земельный участок, расположенный под жилым домом и необходимый для его использовании. Как было выше сказано, право общей собственности на земельный участок возникло у жильцов многоквартирного дома в силу прямого указания закона 14.08.2009, т.е. с даты постановки земельного участка на кадастровый учет.
В такой ситуации жильцы уже реализовали свое преимущественное право на земельный участок и право на предоставление какого-то иного участка они уже не имеют.
При этом материалы дела не содержат доказательств того, что предоставленный им ранее земельный участок сформирован без учета интересов жильцов на земельный участок, необходимый им на обслуживание жилого дома.
В силу изложенного суд апелляционной инстанции удовлетворяет доводы апелляционной жалобы, отменяет решение суда и выносит новый судебный акт об удовлетворении в полном объеме требований заявителя по делу.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Мемфис" расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанции в соответствии со статьей 110 АПК РФ возлагаются на Департамент имущественных отношений.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, пунктом 1 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Мемфис" удовлетворить. Решение Арбитражного суда Омской области от 24.12.2012 по делу N А46-29962/2012 отменить.
Принять новый судебный акт. Заявление общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Мемфис" удовлетворить. Признать незаконными действия Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, выразившиеся в согласовании местоположения новых границ земельного участка с кадастровым номером 55:36:090106:2098, подготовленных кадастровым инженером Галыба А.В. в межевом плане от 31.05.2011 и признать незаконными действия Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, выразившиеся в подаче 31.05.2011 в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области в лице действующего на основании доверенности Павлика Алексея Петровича заявления об исправлении кадастровой ошибки, связанной с изменениями границ земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:090106:2098 и 55:36:090106:2101, расположенных по ул. 10 лет Октября - ул. 4 Линия в ЦАО г. Омска.
Взыскать с Департамента имущественных отношений Администрации города Омска в пользу общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Мемфис" 5000 рублей государственной пошлины, уплаченной за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанции платежными поручениями N 320 от 10.09.2012, N 341 от 11.10.2012, N 2 от 17.01.2013.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Мемфис" из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной платежными поручениями N 2 от 17.01.2013 на общую сумму 2000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
А.Н.ЛОТОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.03.2013 ПО ДЕЛУ N А46-29962/2012
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив); Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2013 г. по делу N А46-29962/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: Зайцевой И.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-805/2013) общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Мемфис" на решение Арбитражного суда Омской области от 24.12.2012 по делу N А46-29962/2012 (судья Глазков О.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Мемфис" (ИНН 5504046540, ОГРН 1025500989865)
к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска
при участии в деле в качестве третьих лиц: 1) общества с ограниченной ответственностью "Региональный центр землеустройства и учета недвижимости"; 2) Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска
о признании незаконными действий
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Прянзерский С.Н. по доверенности от 13.11.2012; Журавлев А.В. по доверенности от 13.07.2012:
- от заинтересованного лица: Унжакова И.С. по доверенности N Исх-ДИО/941 от 23.01.2013; Сотникова Н.В. по доверенности N Исх-ДИО/4753 от 04.03.2013;
- от 3-х лиц: представители не явились;
-
установил:
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Мемфис" (далее по тексту - заявитель, ООО "ТД "Мемфис", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (заинтересованное лицо, Департамент имущественных отношений) о признании незаконным действия Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, выразившегося в согласовании местоположения новых границ земельного участка с кадастровым номером 55:36:090106:2098, подготовленных кадастровым инженером Галыба А.В. в межевом плане от 31.05.2011 и признать незаконным действия Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, выразившегося в подаче 31.05.2011 в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области в лице действующего на основании доверенности Павлика Алексея Петровича заявления об исправлении кадастровой ошибки, связанной с изменениями границ земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:090106:2098 и 55:36:090106:2101, расположенных по ул. 10 лет Октября - ул. 4 Линия в ЦАО г. Омска.
Решением Арбитражного суда Омской области от 24.12.2012 по делу N А46-29962/2012 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что заинтересованное лицо вправе было распоряжаться земельным участком 55:36:090106:2098, поскольку на него зарегистрировано право собственности муниципального образования городской округ город Омск, а также земельным участком 55:36:090106:2101, предоставленным жильцам многоквартирного дома (ЖСК "Куйбышевец"); права заявителя оспариваемым действием не нарушаются, так как имеющиеся в деле ненормативные акты об осуществлении процедуры предоставления земельного участка под строительство, не свидетельствуют о возникновении у заявителя какого-либо права на данный земельный участок; уточнение границ спорного земельного участка было осуществлено по заявлению собственников многоквартирного жилого дома, имеющих преимущественное право на земельный участок, расположенный под жилым домом и необходимый для его использования; согласование границ при межевании и подача заявления об исправлении кадастровой ошибки осуществлено Департаментом в пределах его полномочий.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ТД "Мемфис" обратился с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что Департамент имущественных отношений имеет полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования город Омск, за исключением земельных участков, предоставляемых для строительства, функции по распоряжению которыми предоставлены Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска; земельный участок 55:36:090106:2098 является земельным участком, предоставляемым под строительство; права заявителя оспариваемыми действиями нарушаются, поскольку на момент постановки земельного участка на кадастровый учет его площадь составляла 1524 кв. м, на предоставление которых мог претендовать заявитель, данная площадь была существенно уменьшена в результате осуществления оспариваемых действий; статья 32 Земельного кодекса Российской Федерации указывает на предоставление именно такого земельного участка, площадь которого была предварительно согласована.
Представитель ООО "Торговый дом "Мемфис" в судебном заседании поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, с решением суда первой инстанции не согласен.
Представители Департамента имущественных отношений с доводами апелляционной жалобы не согласились, просят оставить решение суда без изменения.
Надлежащим образом уведомленные общество с ограниченной ответственностью "Региональный центр землеустройства и учета недвижимости" и Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска явку своих представителей в процесс не обеспечили, отзывы на апелляционную жалобу не представили, в связи с чем, дело рассмотрено судом в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей данных лиц по имеющимся в деле материалам.
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции по ходатайству заявителя были истребованы и приобщены к материалам дела кадастровые дела объектов недвижимости: земельного участка 55:36:090106:2101 и земельного участка 55:36:090106:2098.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил, что на основании заявления ООО "Торговый Дом "Мемфис" Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска 14.11.2008 вынесено распоряжение N 1222-р, которым утверждена прилагаемая схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории: из земель муниципального образования город Омск ориентировочной площадью 1524 кв. м и установлен вид использования для строительства кафе - торгового комплекса по улице 10 лет Октября - улице 4-я Линия в Центральном административном округе города Омска; из земель, государственная собственность на которые не разграничена, ориентировочной площадью 50 кв. м и установлен вид использования для строительства кафе - торгового комплекса по улице 10 лет Октября - улице 4-я Линия в Центральном административном округе города Омска (т. 1 л.д. 17)
Распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 10.09.2010 N 807-р "О предварительном согласовании места размещения кафе - торгового комплекса по улице 10 лет Октября - улице 4-я Линия в Центральном административном округе города Омска" утвержден прилагаемый акт о выборе земельного участка от 26.05.2004 N 2631 для строительства кафе - торгового комплекса по улице 10 лет Октября - улице 4-я Линия в Центральном административном округе города Омска с местоположением объекта согласно схеме расположения земельных участков на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 14.11.2008 года N 1222-р (т. 1 л.д. 18).
Испрашиваемый земельный участок был поставлен на кадастровый учет 04.09.2009 с присвоением ему кадастрового номера 55:36:090106:2098 как земли населенных пунктов с целевым назначением под строительство. На земельный участок было зарегистрировано право муниципальной собственности, о чем в кадастровом деле имеется свидетельство о государственной регистрации права 55 АА N 099251 от 27.05.2010.
Постановлением Администрации города Омска N 169-п от 27.01.2012 было предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования данного земельного участка для размещения кафе и торгового комплекса (т. 1 л.д. 20).
После издания данного постановления, заявитель, с целью обращения за предоставлением земельного участка, получил 25.06.2012 кадастровый паспорт земельного участка, из которого следовало, что площадь земельного участка 55:36:090106:2098 с разрешенным использованием "для размещения кафе и торгового комплекса" составляет 1184 кв. м (т. 1 л.д. 21).
Поскольку материалы дела не содержат иных сведений о том, что заявителю до 25.06.2012 было известно об изменении границ испрашиваемого им земельного участка, суд исходит из того, что трехмесячный срок на обращение в суд за защитой нарушенного права или охраняемого законом интереса ООО "ТД "Мемфис" нарушен не был.
Как следует из материалов дела, изменение площади земельного участка было осуществлено в следующем порядке. Распоряжением Департамента имущественных отношений от 08.06.2009 N 6020-р была утверждена схема расположения земельного участка, местоположение которого установлено относительно многоэтажного жилого дома по улице 10 лет Октября, дом 107 в Центральном административном округе города Омска. Площадь земельного участка составляла 7622 кв. м и судя по схеме на межевом плане от 28.09.2009 граничила с южной стороны с земельным участком 55:36:090106:2098.
По сведениям кадастрового дела данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет 14.08.2009 с присвоением ему кадастрового номера 55:36:090106:2101 с видом разрешенного использования "для размещения домов многоэтажной жилой застройки".
Из материалов кадастрового дела было установлено, что 23.04.2011 на общем собрании членов ТСЖ "Куйбышевец-29" (дом 107 по ул. 10 лет Октября) было принято решение: дать согласие на корректировку (уточнение) границ земельного участка.
Кадастровым инженером Галыба А.В. 31.05.2011 по заказу собственников помещений в многоквартирном жилом доме в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером 55:36:090106:2101, местоположение которого установлено относительно ориентира на земельном участке расположен жилой дом N 107, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Омская область, город Омск, Центральный административный округ, улица 10 лет Октября; уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером 55:36:090106:2098, местоположение которого установлено в 8 метрах южнее относительно здания с почтовым адресом: Омская область, город Омск, Центральный административный округ, улица 10 лет Октября, дом 107; уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером 55:36:090106:2099, местоположение которого установлено относительно ориентира центральная часть кадастрового квартала 55:36:090106: г. Омск, адрес ориентира: Омская область, город Омск, Центральный административный округ подготовлен межевой план (т. 1 л.д. 22 - 50).
Данный межевой план согласован Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска, что подтверждается проставленной в нем отметкой указанного органа на акте согласования местоположения границы земельного участка 55:36:090106:2101 (т. 1 л.д. 46).
Как следует из материалов кадастрового дела, 31.05.2011 Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска в Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Омской области в лице действующего на основании доверенности Павлика Алексея Петровича подано заявление об исправлении кадастровой ошибки, связанной с изменениями границ земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:090106:2098, расположенных по ул. 10 лет Октября - ул. 4 Линия в ЦАО г. Омска.
08.06.2011 Федеральным государственным учреждением "Земельная кадастровая палата" по Омской области на основании заявления N 5536/103/11-880 от 31.05.2011 о кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером 55:36:090106:2098, доверенности нотариальной представителя Департамента имущественных отношений N 2890 от 29.06.2010, межевого плана от 23.05.2011 вынесено решений N 36/11-6448 об исправлении кадастровой ошибки, допущенной в местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 55:36:090106:2098. Площадь земельного участка уменьшилась на 340 кв. м.
Одновременно 08.06.2011 Федеральным государственным учреждением "Земельная кадастровая палата" по Омской области на основании заявления N 5536/103/11-878 от 31.05.2011 о кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером 55:36:090106:2101, доверенности нотариальной представителя Департамента имущественных отношений N 2890 от 29.06.2010, межевого плана от 23.05.2011 было вынесено решений N 36/11-6446 от 08.06.2011 об исправлении кадастровой ошибки, допущенной в местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 55:36:090106:2101, площадь которого была увеличена, судя по листу 16 межевого плана на 338 кв. м (т. 1 л.д. 71).
Как следует из схемы расположения земельного участка к межевому плану (т. 1 л.д. 43) изменение границ произошло за счет переноса точек с южной стороны земельного участка 55:36:090106:2101 путем их наложения на северную границу земельного участка 55:36:090106:2098.
Полагая, что действия Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, выразившиеся в согласовании местоположения новых границ земельного участка с кадастровым номером 55:36:090106:2098 и действия, выразившиеся в подаче заявления об исправлении кадастровой ошибки, связанной с изменениями границ земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:090106:2098 и 55:36:090106:2101, не соответствуют закону, нарушают его права и охраняемые законом интересы ООО "Торговый Дом "Мемфис", последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
24.12.2012 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано Обществом в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции считает, что оно подлежит отмене исходя из следующего. Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (статья 70 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости (пункты 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
В силу пунктов 1, 3 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться лица или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. При этом от имени собственников помещений в многоквартирном доме с заявлением о кадастровом учете вправе обратиться также их представитель, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников.
С заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Таким образом, муниципальное образование город Омск как собственник земельного участка с кадастровым номером 55:36:090106:2098 могло обратиться в органы кадастрового учета с заявлением, в том числе об изменении уникальных характеристик земельного участка, находящегося в муниципальной собственности. При этом муниципальное образование город Омск должно было действовать через тот орган, на который полномочия по распоряжению данным земельным участком было возложено по закону.
Документы, которые необходимо приложить к заявлению при обращении в орган кадастрового учета, поименованы в пункте 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", к ним, в том числе относится и межевой план земельного участка.
Как следует из пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Согласно пункту 3 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Часть 3 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает случаи согласования местоположения границ с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: собственности (со своими исключениями), пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования (со своими исключениями) и аренды (также со своими исключениями, предусмотренными законом).
Как следует из материалов дела, поскольку площадь и границы земельного участка 55:36:090106:2101 были изменены за счет изменения площади и границ земельного участка 55:36:090106:2098, находящегося в муниципальной собственности и не имеющего иных, перечисленных в части 3 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" правообладателей, согласование границ должно было быть осуществлено также муниципальным образованием город Омск, которое должно было действовать через полномочный орган.
Имеющиеся в материалах межевого плана согласования на акте согласования местоположения границ земельного участка и поданные в органы государственного кадастра заявления свидетельствуют о том, что названные выше действия были осуществлены муниципальным образованием город Омск через Департамент имущественных отношений Администрации города Омска.
На основании подпункта 4 пункта 21 Положения о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска", утвержденного Постановлением Мэра города Омска от 10.08.2005 N 395-п (действовавшего в мае 2011 года), Департамент имущественных отношений управляет и распоряжается земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования город Омск за исключением земельных участков, предоставляемых для строительства.
Функция же по распоряжению земельными участками, предназначенными для строительства, в соответствии с Положением о департаменте архитектуры и градостроительства администрации города Омска, утвержденным Постановлением Мэра города Омска от 10.08.2005 N 396-п предоставлена последнему. Так в подпункте 5 пункта 18 - 1 Положения сказано, что департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска обеспечивает проведение работ по формированию земельных участков на территории города Омска в целях предоставления их для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов, без предварительного согласования мест размещения объектов.
Материалами дела подтверждается, что выбор земельного участка 55:36:090106:2098 (поставлен на кадастровый учет 04.06.2009) под строительства осуществляется Департаментом архитектуры и строительства Администрации города Омска с 2004 года. Так, в частности, распоряжением N 1222-р была утверждена схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории по улице 10 лет Октября - улице 4-я Линия, а распоряжением N 807-р осуществлено предварительное согласование места размещения объекта.
Довод Департамента имущественных отношений о том, что он действовал в пределах своих полномочий, согласовывая границы и подавая заявление об исправлении кадастровой ошибки по учету границ земельного участка 55:36:090106:2101, судом отклоняется, поскольку предмет заявленного требования касается действий Департамента имущественных отношений по согласованию изменения границ не названного земельного участка, а земельного участка с кадастровым номером 55:36:090106:2098, что прямо следует из акта согласования местоположения границ земельного участка. Отдельное заявление по земельному участку 55:36:090106:2098 было подано и на исправление кадастровой ошибки, по которому уполномоченным органом кадастрового учета было принято самостоятельное решение.
Кроме того, даже если исходить из того, что все действия были осуществлены с целью изменения только земельного участка 55:36:090106:2101, то данное право также не следует из полномочий Департамента имущественных отношений.
Как неоднократно обращал внимание суда Департамент имущественных отношений, на земельный участок 55:36:090106:2101 возникло право общей собственности жильцов многоквартирного дома в силу прямого указания закона (статья 16 Федерального закона Российской Федерации N 189-ФЗ от 29.12.2004 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Как следует из данной нормы в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Следовательно, право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок 55:36:090106:2101 возникло с даты его кадастрового учета, т.е. с 14.08.2009 и на 31.05.2011 Департамент имущественных отношений не имел никаких полномочий по распоряжению данным земельным участком, находящимся в частной собственности.
Суд апелляционной инстанции считает необоснованным и указание в тексте решения Арбитражного суда Омской области на то, что права заявителя оспариваемым действием не нарушаются.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулирование застройки территории городских и сельских поселений регламентируется Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном этим же Кодексом.
В силу статьи 30 ЗК РФ, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется: с предварительным согласованием мест размещения объектов; с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов.
Пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ определен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, согласно которому первым этапом является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 указанного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта, затем выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами статьи 32 названного Кодекса.
В силу статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ установлено, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В силу пункта 1 статьи 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Согласно пункта 2 статьи 32 ЗК РФ, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
Таким образом, из анализа названных норм права следует, что наличие решения о предварительном согласовании места размещения объекта и кадастровый учет земельного участка дают заявителю право требовать предоставления земельного участка в размере, указанном в решении о предварительном согласовании места размещения объекта и в границах, определенных при постановке земельного участка на кадастровый учет.
Следовательно, даже при отсутствии у ООО "ТД "Мемфис" зарегистрированного права на земельный участок с кадастровым номером 55:36:090106:2098, право его на любые изменения данного участка нарушаются, поскольку в силу статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации он имеет предусмотренное законом право требовать осуществления последнего этапа предоставления земельного участка под строительство - принятия решения о предоставлении земельного участка.
Не обоснованным является и то, что уточнение границ спорного земельного участка было осуществлено по заявлению собственников многоквартирного жилого дома, имеющих преимущественное право на земельный участок, расположенный под жилым домом и необходимый для его использовании. Как было выше сказано, право общей собственности на земельный участок возникло у жильцов многоквартирного дома в силу прямого указания закона 14.08.2009, т.е. с даты постановки земельного участка на кадастровый учет.
В такой ситуации жильцы уже реализовали свое преимущественное право на земельный участок и право на предоставление какого-то иного участка они уже не имеют.
При этом материалы дела не содержат доказательств того, что предоставленный им ранее земельный участок сформирован без учета интересов жильцов на земельный участок, необходимый им на обслуживание жилого дома.
В силу изложенного суд апелляционной инстанции удовлетворяет доводы апелляционной жалобы, отменяет решение суда и выносит новый судебный акт об удовлетворении в полном объеме требований заявителя по делу.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Мемфис" расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанции в соответствии со статьей 110 АПК РФ возлагаются на Департамент имущественных отношений.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, пунктом 1 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Мемфис" удовлетворить. Решение Арбитражного суда Омской области от 24.12.2012 по делу N А46-29962/2012 отменить.
Принять новый судебный акт. Заявление общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Мемфис" удовлетворить. Признать незаконными действия Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, выразившиеся в согласовании местоположения новых границ земельного участка с кадастровым номером 55:36:090106:2098, подготовленных кадастровым инженером Галыба А.В. в межевом плане от 31.05.2011 и признать незаконными действия Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, выразившиеся в подаче 31.05.2011 в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области в лице действующего на основании доверенности Павлика Алексея Петровича заявления об исправлении кадастровой ошибки, связанной с изменениями границ земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:090106:2098 и 55:36:090106:2101, расположенных по ул. 10 лет Октября - ул. 4 Линия в ЦАО г. Омска.
Взыскать с Департамента имущественных отношений Администрации города Омска в пользу общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Мемфис" 5000 рублей государственной пошлины, уплаченной за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанции платежными поручениями N 320 от 10.09.2012, N 341 от 11.10.2012, N 2 от 17.01.2013.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Мемфис" из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной платежными поручениями N 2 от 17.01.2013 на общую сумму 2000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
А.Н.ЛОТОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)