Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "24" июля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен "25" июля 2008 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Кузьмичева С.А., Акимовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального учреждения "Жилищно-коммунальное хозяйство Краснооктябрьского района Волгограда" (г. Волгоград)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от "21" мая 2008 года по делу N А12-7594/08-с6 (судья Наумова М.Ю.)
по заявлению Муниципального учреждения "Жилищно-коммунальное хозяйство Краснооктябрьского района Волгограда" (г. Волгоград)
к Государственной жилищной инспекции по Волгоградской области (г. Волгоград)
об оспаривании постановления от 24.04.2008 г. N 207 о привлечении к административной ответственности,
установил:
Муниципальное учреждение "ЖКХ Краснооктябрьского района Волгограда" (далее - "МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района Волгограда", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Волгоградской области (далее - жилищная Инспекция, административный орган) от 24.04.2008 года N 207, которым Учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21 мая 2008 года в удовлетворении заявленных МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района Волгограда" требований отказано.
МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района Волгограда" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым требования Учреждения удовлетворить.
В материалах дела имеется письменный отзыв жилищной Инспекции на апелляционную жалобу, в котором административный орган возражает против доводов апелляционной жалобы, просит оставить решение Арбитражного суда Волгоградской области без изменения, а апелляционную жалобу Учреждения - без удовлетворения.
Жилищной инспекцией представлено письменное ходатайство исх. N 1746/03 от 274.07.2008 года о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие ее представителя.
МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района Волгограда" надлежащим образом извещено о времени и месте проведения судебного заседания, что подтверждается наличием в материалах дела судебного уведомления N 94682, с почтовой отметкой о вручении адресату от 10 июля 2008 года. Учреждение имело реальную возможность принять участие в судебном заседании, обеспечить явку своего представителя, ходатайствовать об отложении слушания дела.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон.
Изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов следует, что жилищной Инспекцией на основании распоряжения от 07 апреля 2008 года N 207 проведена внеплановая инспекционная проверка технического состояния в многоквартирных домах, расположенных по пр. Металлургов, 23, ул. Софинской, 9, пер. Демократический, 3, ул. Депутатская, 4, 6, ул. Хользунова, 11 в Краснооктябрьском районе г. Волгограда.
В ходе проверки установлены нарушения требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ 05.08.200 N 491, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.03 N 170 (далее Правила), а также обязательных требований п. п. 3.2.2, 3.2.5, 3.2.8, 3.2.9, 4.1.5, 4.1.6, 4.1.7, 4.2.4.2, 4.2.4.4, 4.2.1.4, 4.4.1, 4.6.1.1, 4.6.1.23, 4.6.1.25, 4.6.3.1, 4.6.3.3, 4.7.1, 4.7.2, 4.7.4, 5.3.6, 5.6.2, 5.6.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.03 170 (далее Правила), выраженные в неудовлетворительном техническом состоянии подъездов, входов в подъезды и лестничных клеток, оконных проемов, отмостки, кровли, цоколя, строительных конструкций (козырьков и крылец подъездов, в доме N 23 по пр. Металлургов наблюдаются разрушения балконных плит и местами разрушение цементного защитного слоя несущих конструкций железобетонных плит балконов), неудовлетворительном техническом содержании и необходимости ремонта системы отопления и внутридомового электро- и инженерного оборудования зданий.
Подробно выявленные нарушения отражены в актах проверки N 207/1, 207/2, 207/3, 207/4, 207/5, 207/6 от 10 апреля 2008 года.
При обследовании жилого дома N 23 по проспекту Металлургов:
- - наблюдаются разрушение края бетонным плит и местами разрушение цементного защитного слоя несущих конструкций железобетонных плит 2-х балконов со стороны дворового фасада и 6-ти балконов со стороны главного фасада, что является нарушением пунктов 4.2.4.2, 4.2.4.4 Правил;
- - требуется ревизия системы освещения на лестничных клетках и над входами в подъезды: местами отсутствуют выключатели, лампы накаливания, защитные плафоны на светильниках, что является нарушением пунктов 5.6.2., 5.6.6. Правил;
- - наблюдается нарушение штукатурного слоя и кирпичной кладки приямка, чем нарушен пункт 4.5.1 Правил;
- - требуется ремонт и остекление слуховых окон, чердачное помещение захламлено мусором, чем нарушены пункты 4.6.1.1., 4.6.1.25, 3.3.1. Правил.
При обследовании жилого дома N 3 по переулку Демократический:
- - по периметру здания наблюдается частичное разрушение отмостки и отсутствие герметичности в месте сопряжения с цоколем, чем нарушены пункты 4.1.6. 4.1.7. Правил;
- - требуется ревизия системы освещения на лестничных клетках и над входами в подъезды: местами отсутствуют выключатели, лампы накаливания, защитные плафоны на светильниках, чем нарушены пункты 5.6.2., 5.6.6. Правил;
- - наблюдается местами отслоение штукатурных и окрасочных слоев, трещины в штукатурном слое, подъездное отопление находится в неисправном состоянии, чем нарушены пункты 3.2.8, 3.2.9, 3.2.2 Правил;
- - имеется утечка в подвальном помещении на трубопроводах системы центрального отопления, требуется проведение ревизии запорной арматуры, чем нарушены пункты 5.2.8, 5.8.3 Правил;
- - частично отсутствуют парапетные плиты на стенах на кровле, рулонный ковер в местах примыкания к выступающим элементам имеет отставание от основания, имеется мусор на кровле, чем нарушены требования пункты 4.2.1.15., 4.6.3.3 Правил;
- - имеется разрушение конструкций козырьков у подъездов и декоративных решеток под ними, чем нарушен пункт 4.2.4.2 Правил.
При обследовании жилого дома N 9 по улице Софийская:
- - конструкции отмостки из бетонного покрытия находятся в неудовлетворительном состоянии, местами наблюдается разрушение конструкции, трещины в месте примыкания конструкции отмостки к зданию, чем нарушены требования пунктов 4.1.6, 4.1.7. Правил;
- - наблюдается разрушение штукатурного слоя цоколя по кирпичной кладке, чем нарушены требования пункта 4.2.1.4. Правил;
- - требуется восстановление цементной стяжки крылец подъездов, чем нарушены требования пункта 4.2.14 Правил;
- - конструкции металлические козырьков имеют значительный износ материала, наблюдается деформация металлического покрытия, чем нарушен пункт 4.2.4.2 Правил;
- - в неудовлетворительном состоянии лестничные клетки подъездов и мест общего пользования, требуется побелка потолков, стен, окрасочный слой стен, дверей; наблюдается разрушение и отслоения окрасочного слоя, сколы и выбоины в цементной пола; ремонт не производился более 5-ти лет, чем нарушены требования пунктов 2.3.4, 2.3.9, 4.4.1. Правил;
- - наблюдается загнивание и коробление элементов заполнений оконных проемов; ослабление сопряжений в узлах переплетов, отсутствие и ослабление крепления стекол и приборов, отслоение и разрушение окраски оконных коробок, чем нарушены требования пунктов 4.7.1. 4.7.2. 4.7.4. Правил;
- - подъездное отопление в подъезде N 1 находится в неисправном состоянии; отсутствует осветительный прибор над входом в подъезд N 1-й, осветительный прибор над входом в подъезд N 2 требует ремонта и не закреплен должным образом, чем нарушены требования п. 5.6.2., 5.6.6 Правил;
- - конструкция дверных полотен входа в подъезд N 2 требует ремонта, наблюдается загнивание и коробление элементов заполнений; ослабление сопряжений в узлах дверных полотен; отслоение и разрушение окраски дверных полотен, чем нарушены требования пункта 4.6.1.2 Правил;
- - наблюдается значительный износ покрытия и металлических элементов кровельного покрытия; наблюдается повреждение и смещение отдельных листов шифера, остаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов конструкции кровли, чем нарушены требования пункта 4.6.1.2. Правил.
- изоляционный слой на трубопроводах отопления частично отсутствует, отсутствуют. слуховые окна; световые проемы забиты подручными материалами, чем нарушены требования пунктов 4.6.1.1.. 4.6.1.25., 4.6.3.1. Правил.
При обследовании жилого дома N 4 по улице Депутатская:
- - в торце здания имеются участки с разрушением конструкции отмостки из асфальтового покрытия, чем самым нарушены требования пунктов 4.1.6, 4.1.7. Правил;
- - наблюдается частичное разрушение штукатурного слоя цоколя по бетонным блокам, чем нарушены требования пункта 4.2.1.4. Правил.
- - требуется ремонт ступеней и стяжки конструкции крылец подъездов N 3 и N 4, чем нарушены требования пункта 4.8.4 Правил;
- - наблюдается разрушение слоя в нижней части конструкции козырька подъезда N 3, чем нарушены требования пункта 4.2.4.2 Правил;
- - в неудовлетворительном состоянии лестничные клетки подъездов N 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, требуется побелка потолков, стен, окрасочный слой стен, дверей; наблюдается разрушение и отслоения окрасочного слоя, сколы и выбоины в цементной пола; частичное разрушение элементов лестничного ограждения, ремонт не производился более 5-ти лет, чем нарушены требования пунктов 2.3.4, 2.3.9, 4.4.1. Правил;
- - наблюдается частичное отсутствие внутренних рам, стекол и приборов, отслоение и разрушение окраски оконных коробок, чем нарушены требования п. п. 4.7.1, 4.7.2, 4.7.4. Правил;
- - подъездное отопление лестничных клеток подъездов N 2, 4, 6, 7, 8 находится в неисправном состоянии, чем нарушены требования пунктов 3.2.2.. 3.2.5. Правил;
- - входные двери подъезда N 1 в неисправном состоянии; наблюдается загнивание и коробление элементов заполнений; ослабление сопряжений в узлах дверного полотна; отслоение и разрушение дверных полотен; отсутствуют тамбурные двери подъезда N 4, чем нарушены пункты 4.7.1, 4.7.2, 4.7.4. Правил;
- - трубопровод системы канализации в подвале подъезда N 8 находится в неудовлетворительном состоянии, имеется течь раструба на участке трубопровода, чем нарушены требования пункт 5.8.3 Правил;
- - трубопровод системы горячего водоснабжения в подвале подъезда N 7 в неудовлетворительно состоянии, наблюдается коррозия металла участка трубопровода, чем нарушены требования пункта 5.3.6. Правил;
- При обследовании жилого дома N 6 по улице Депутатская:
- - требуется ремонт ступеней и стяжки конструкции крылец подъездов, чем нарушены требования пункта 4.8.4 Правил;
- - наблюдается разрушение и осыпание бетонного слоя в нижней части конструкции козырька подъезда N 2, чем нарушены требования пункта 4.2.4.2. Правил;
- - в неудовлетворительном состоянии лестничные клетки подъездов N 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, требуется побелка потолков, стен, окрасочный слой стен, дверей; наблюдается разрушение и отслоения окрасочного слоя, сколы и выбоины в цементной пола; частичное разрушение элементов лестничного ограждения, ремонт не производился более 5-ти лет, чем нарушены требования пунктов 2.3.4, 2.3.9, 4.4.1. Правил;
- - наблюдается частичное отсутствие внутренних рам, стекол и приборов, отслоение и разрушение окраски оконных коробок, чем нарушены требования п. п. 4.7.1, 4.7.2, 4.7.4. Правил;
- - трубопровод системы горячего водоснабжения в подвале подъезда N 7 в неудовлетворительно состоянии, наблюдается коррозия металла участка трубопровода, чем нарушены требования пункта 5.3.6. Правил;
- - неудовлетворительное техническое состояние покрытия кровельного покрытие, наблюдается значительный износ, отслоение, разрывы, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев конструкции примыканий; отсутствуют люки входа на кровлю (подъезд N 1, 8) и остекление световых проемов будок-лазов, чем нарушены положения пунктов 4.6.1.2., 4.6.3.3. Правил.
При обследовании жилого дома N 11 по улице Хользунова:
- - требуется ремонт ступеней и стяжки конструкции крылец подъездов N 1 и N 3, выравнивание ступеней крыльца подъезда N 4, чем нарушены требования пункта 4.8.4 Правил;
- - в неудовлетворительном состоянии лестничные клетки подъездов и мест общего пользования, требуется побелка потолков, стен, окрасочный слой стен, дверей; наблюдается разрушение и отслоения окрасочного слоя, сколы и выбоины в цементной пола; затечные пятна на верхних этажах, ремонт не производился более 5-ти лет, чем нарушены требования пунктов 2.3.4, 2.3.9, 4.4.1. Правил;
- - подъездное отопление лестничных клеток подъездов N 2, 3, 4 находится в неисправном состоянии, чем нарушены требования пунктов 3.2.2.. 3.2.5. Правил;
- - неудовлетворительное техническое состояние покрытия кровельного покрытие, наблюдается значительный износ, отслоение, разрывы, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев, в местах протекания выполнен "латочный" ремонт, чем нарушены положения пунктов 4.6.1.2., 4.6.3.3. Правил.
14 апреля 2008 года главным специалистом - инспектором инспекционного отдела Госжилинспекции Волгоградской области Юдиной Т.А. в отношении управляющей организации МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района Волгограда" составлен протокол об административном правонарушении, в котором полно и подробно описано событие административного правонарушения, действия Учреждения квалифицированы по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
24 мая 2008 года заместителем руководителя Государственной жилищной инспекции Волгоградской области Кутузовым Г.А., вынесено постановление N 207 о назначении административного наказания, в соответствии с которым МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района Волгограда" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района Волгограда" не согласилось с привлечением к административной ответственности и оспорило постановление в судебном порядке.
Отказывая Учреждению в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сделал вывод о наличии в действиях МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района Волгограда" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также о соблюдении административным органом порядка привлечения юридического лица к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, собранным по делу доказательствам и закону.
Из текста оспариваемого постановления следует, что в вину МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района Волгограда" вменено бездействие, выразившееся в непринятии мер, направленных на устранение нарушений по надлежащему содержанию указанных многоквартирных домов.
Статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность установлена за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Следовательно, для привлечения к административной ответственности в соответствии со статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо доказать, что лицо является ответственным за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, а также то обстоятельство, что этим лицом нарушены правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядок и правила признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а также то, что переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений произведено без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Объективную сторону оспариваемого заявлением правонарушения составляет противоправное бездействие, выразившееся в невыполнении МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района Волгограда" требований, установленных Правилами.
Субъектами данного правонарушения признаются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники, организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда.
МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района Волгограда" с 1998 года осуществляет управление многоквартирными домами в границах Краснооктябрьского района.
Как верно указал суд первой инстанции, отношения, связанные с управлением многоквартирными домами, расположенными на территории Красноармейского района, возникли до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно Федеральному закону от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации. Учитывая, что иной способ управления собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных по пр. Металлургов, 23, ул. Софинской, 9, пер. Демократический, 3, ул. Депутатская, 4, 6, ул. Хользунова, 11 в Краснооктябрьском районе г. Волгограда, не избран, все права и обязанности управляющей организации, предусмотренные статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе обязанности по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества до выбора способа управления многоквартирными домами возлагаются на Учреждение.
МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района Волгограда" является лицом, ответственным за содержание и ремонт вышеуказанных многоквартирных домов и общежитий и их придомовых территорий, следовательно, и субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с Уставом МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района" учреждение осуществляет контроль за внешним состоянием многоквартирных домов, объектов внешнего благоустройства, включая инженерные коммуникации. Согласно пункту 2.2.2. Устава учреждение наделено функциями управляющей организации многоквартирными домами.
Согласно пунктам 2.1, 2.2 Устава МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района Волгограда" основными целями деятельности Учреждения является управление многоквартирными домами (за исключением домов, собственники решений в которых выбрали способы управления домами, исключившие участие Учреждения), коммунальными и дорожными хозяйствами, включая объекты внешнего благоустройства, в границах Краснооктябрьского района г. Волгограда. Для достижения указанных целей Учреждение выполняет функции заказчика, в том числе, по техническому обслуживанию, текущему (планово-предупредительному), выборочному, аварийному и капитальному ремонтам вышеуказанных многоквартирных домов (за исключением домов, собственники помещений в которых выбрали способы управления домами, исключившие участие Учреждения).
С целью выполнения уставных задач, МУ "ЖКХ", действуя как управляющая организация, заключила от имени населения договор на оказание услуг населению по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда и придомовых территорий от 28.07.2004 г. N 1, согласно которому Управляющая компания - МУ "ЖКХ" от имени населения поручает, а Эксплуатирующая организация - ООО "ЖЭК", согласно соглашению от 24.01.2006 года о внесении изменений в договор от 28.07.2004 года N 1, принимает на себя обязательства по оказанию услуг населению по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры и придомовых территорий.
В соответствии с п. 2.2 данного договора "Управляющая компания" организовывает выполнение работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда на территории Краснооктябрьского района г. Волгограда, в том числе, многоквартирных домов, расположенных по ул. Софинской, 9, пер. Демократический, 3, ул. Депутатская, 4, 6, ул. Хользунова, 11 в Краснооктябрьском районе г. Волгограда.
Согласно договору на оказание услуг для муниципальных нужд по техническому обслуживанию (содержание и текущий ремонт) муниципального жилищного фонда от 01.10.2003 г. N 52, заключенному МУ "ЖКХ" с ООО "Жилье-46", МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района Волгограда", действуя от имени населения, выступает "Заказчиком" услуг по техническому обслуживанию и ремонту жилых домов, указанных в приложении, в том числе, многоквартирного дома N 23 по пр. Металлургов.
ООО "ЖЭК", ООО "Жилье-46" являются эксплуатирующими организациями, которые не вправе пользоваться и распоряжаться общежитиями и, соответственно, нести дополнительные расходы на проведение мероприятий по его содержанию.
ООО "ЖЭК", ООО "Жилье-46" являются подрядными организациями, оказывающими населению Краснооктябрьского района г. Волгограда услуги по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда и придомовых территорий на основании заключенных с МУ "ЖКХ" договоров, при нарушении обязательств которых эксплуатирующие организации несут ответственность перед МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района" г. Волгограда в рамках гражданско-правовых отношений.
Имеющиеся договоры МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района" с ООО "ЖЭК", ООО "Жилье-46" не освобождает МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района" от административной ответственности, так как обязанностей с управляющей организации данные соглашения не снимают.
В соответствии с требованиями ст. 162 Жилищного кодекса РФ, управляющая организация за плату обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и лицам, пользующимся помещениями.
В соответствии с п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района" обязано самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю.
ООО "ЖЭК", ООО "Жилье-46" не являются ни собственниками, ни балансодержателями муниципального жилищного фонда.
Таким образом, лицом, ответственным за техническое содержание и своевременное выполнение ремонтных работ в многоквартирных домах, расположенных по пр. Металлургов, 23, ул. Софинской, 9, пер. Демократический, 3, ул. Депутатская, 4, 6, ул. Хользунова, 11 в Краснооктябрьском районе г. Волгограда, является МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района Волгограда", а, следовательно, и субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с чем, несостоятельными являются доводы апелляционной жалобы о том, что ответственным лицом за техническое состояние жилых домов, являются ООО "Жилье - 46" и ООО "ЖЭК".
Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты меры по их соблюдению (пункт 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с положениями указанных выше договоров, МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района Волгограда" обязано проводить регулярные проверки объема и качества выполненных услуг с составлением актов оценки выполненных работ, еженедельно проверять соблюдение "Исполнителем" правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, состояния придомовых территорий. В случае невыполнения или при выявлении недостатков в работе "Исполнителя", "Заказчик" вправе привлекать по своему усмотрению других подрядчиков, отказаться полностью или частично от услуг "Исполнителя" и др.
Из имеющихся в материалах дела доказательств видно, что МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района" не были приняты исчерпывающие меры по осуществлению должного контроля за выполнением договорных обязательств ООО "Жилье-46", связанных со своевременным устранением неисправностей инженерного оборудования и конструктивных элементов зданий, техническим содержанием их придомовой территории, состоянием объектов внешнего благоустройства.
Доказательств невозможности содержания указанных многоквартирных домов в надлежащем состоянии, а также доказательств, свидетельствующих о том, что Учреждением были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения, суду не представлены.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о наличии в действиях МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района Волгограда" состава вменяемого административного правонарушения является законным и обоснованным.
Нарушений порядка привлечения МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района Волгограда" к административной ответственности административным органом не допущен, штраф наложен в пределах санкции, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судебная коллегия пришла к выводу, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
Апелляционную жалобу МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района Волгограда" следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от "21" мая 2008 года по делу N А12-7594/08-С6 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Муниципального учреждения "Жилищно-коммунальное хозяйство Краснооктябрьского района Волгограда" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд Волгоградской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий
Т.С.БОРИСОВА
Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
М.А.АКИМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.07.2008 ПО ДЕЛУ N А12-7594/08-С6
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июля 2008 г. по делу N А12-7594/08-с6
Резолютивная часть постановления объявлена "24" июля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен "25" июля 2008 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Кузьмичева С.А., Акимовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального учреждения "Жилищно-коммунальное хозяйство Краснооктябрьского района Волгограда" (г. Волгоград)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от "21" мая 2008 года по делу N А12-7594/08-с6 (судья Наумова М.Ю.)
по заявлению Муниципального учреждения "Жилищно-коммунальное хозяйство Краснооктябрьского района Волгограда" (г. Волгоград)
к Государственной жилищной инспекции по Волгоградской области (г. Волгоград)
об оспаривании постановления от 24.04.2008 г. N 207 о привлечении к административной ответственности,
установил:
Муниципальное учреждение "ЖКХ Краснооктябрьского района Волгограда" (далее - "МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района Волгограда", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Волгоградской области (далее - жилищная Инспекция, административный орган) от 24.04.2008 года N 207, которым Учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21 мая 2008 года в удовлетворении заявленных МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района Волгограда" требований отказано.
МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района Волгограда" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым требования Учреждения удовлетворить.
В материалах дела имеется письменный отзыв жилищной Инспекции на апелляционную жалобу, в котором административный орган возражает против доводов апелляционной жалобы, просит оставить решение Арбитражного суда Волгоградской области без изменения, а апелляционную жалобу Учреждения - без удовлетворения.
Жилищной инспекцией представлено письменное ходатайство исх. N 1746/03 от 274.07.2008 года о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие ее представителя.
МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района Волгограда" надлежащим образом извещено о времени и месте проведения судебного заседания, что подтверждается наличием в материалах дела судебного уведомления N 94682, с почтовой отметкой о вручении адресату от 10 июля 2008 года. Учреждение имело реальную возможность принять участие в судебном заседании, обеспечить явку своего представителя, ходатайствовать об отложении слушания дела.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон.
Изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов следует, что жилищной Инспекцией на основании распоряжения от 07 апреля 2008 года N 207 проведена внеплановая инспекционная проверка технического состояния в многоквартирных домах, расположенных по пр. Металлургов, 23, ул. Софинской, 9, пер. Демократический, 3, ул. Депутатская, 4, 6, ул. Хользунова, 11 в Краснооктябрьском районе г. Волгограда.
В ходе проверки установлены нарушения требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ 05.08.200 N 491, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.03 N 170 (далее Правила), а также обязательных требований п. п. 3.2.2, 3.2.5, 3.2.8, 3.2.9, 4.1.5, 4.1.6, 4.1.7, 4.2.4.2, 4.2.4.4, 4.2.1.4, 4.4.1, 4.6.1.1, 4.6.1.23, 4.6.1.25, 4.6.3.1, 4.6.3.3, 4.7.1, 4.7.2, 4.7.4, 5.3.6, 5.6.2, 5.6.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.03 170 (далее Правила), выраженные в неудовлетворительном техническом состоянии подъездов, входов в подъезды и лестничных клеток, оконных проемов, отмостки, кровли, цоколя, строительных конструкций (козырьков и крылец подъездов, в доме N 23 по пр. Металлургов наблюдаются разрушения балконных плит и местами разрушение цементного защитного слоя несущих конструкций железобетонных плит балконов), неудовлетворительном техническом содержании и необходимости ремонта системы отопления и внутридомового электро- и инженерного оборудования зданий.
Подробно выявленные нарушения отражены в актах проверки N 207/1, 207/2, 207/3, 207/4, 207/5, 207/6 от 10 апреля 2008 года.
При обследовании жилого дома N 23 по проспекту Металлургов:
- - наблюдаются разрушение края бетонным плит и местами разрушение цементного защитного слоя несущих конструкций железобетонных плит 2-х балконов со стороны дворового фасада и 6-ти балконов со стороны главного фасада, что является нарушением пунктов 4.2.4.2, 4.2.4.4 Правил;
- - требуется ревизия системы освещения на лестничных клетках и над входами в подъезды: местами отсутствуют выключатели, лампы накаливания, защитные плафоны на светильниках, что является нарушением пунктов 5.6.2., 5.6.6. Правил;
- - наблюдается нарушение штукатурного слоя и кирпичной кладки приямка, чем нарушен пункт 4.5.1 Правил;
- - требуется ремонт и остекление слуховых окон, чердачное помещение захламлено мусором, чем нарушены пункты 4.6.1.1., 4.6.1.25, 3.3.1. Правил.
При обследовании жилого дома N 3 по переулку Демократический:
- - по периметру здания наблюдается частичное разрушение отмостки и отсутствие герметичности в месте сопряжения с цоколем, чем нарушены пункты 4.1.6. 4.1.7. Правил;
- - требуется ревизия системы освещения на лестничных клетках и над входами в подъезды: местами отсутствуют выключатели, лампы накаливания, защитные плафоны на светильниках, чем нарушены пункты 5.6.2., 5.6.6. Правил;
- - наблюдается местами отслоение штукатурных и окрасочных слоев, трещины в штукатурном слое, подъездное отопление находится в неисправном состоянии, чем нарушены пункты 3.2.8, 3.2.9, 3.2.2 Правил;
- - имеется утечка в подвальном помещении на трубопроводах системы центрального отопления, требуется проведение ревизии запорной арматуры, чем нарушены пункты 5.2.8, 5.8.3 Правил;
- - частично отсутствуют парапетные плиты на стенах на кровле, рулонный ковер в местах примыкания к выступающим элементам имеет отставание от основания, имеется мусор на кровле, чем нарушены требования пункты 4.2.1.15., 4.6.3.3 Правил;
- - имеется разрушение конструкций козырьков у подъездов и декоративных решеток под ними, чем нарушен пункт 4.2.4.2 Правил.
При обследовании жилого дома N 9 по улице Софийская:
- - конструкции отмостки из бетонного покрытия находятся в неудовлетворительном состоянии, местами наблюдается разрушение конструкции, трещины в месте примыкания конструкции отмостки к зданию, чем нарушены требования пунктов 4.1.6, 4.1.7. Правил;
- - наблюдается разрушение штукатурного слоя цоколя по кирпичной кладке, чем нарушены требования пункта 4.2.1.4. Правил;
- - требуется восстановление цементной стяжки крылец подъездов, чем нарушены требования пункта 4.2.14 Правил;
- - конструкции металлические козырьков имеют значительный износ материала, наблюдается деформация металлического покрытия, чем нарушен пункт 4.2.4.2 Правил;
- - в неудовлетворительном состоянии лестничные клетки подъездов и мест общего пользования, требуется побелка потолков, стен, окрасочный слой стен, дверей; наблюдается разрушение и отслоения окрасочного слоя, сколы и выбоины в цементной пола; ремонт не производился более 5-ти лет, чем нарушены требования пунктов 2.3.4, 2.3.9, 4.4.1. Правил;
- - наблюдается загнивание и коробление элементов заполнений оконных проемов; ослабление сопряжений в узлах переплетов, отсутствие и ослабление крепления стекол и приборов, отслоение и разрушение окраски оконных коробок, чем нарушены требования пунктов 4.7.1. 4.7.2. 4.7.4. Правил;
- - подъездное отопление в подъезде N 1 находится в неисправном состоянии; отсутствует осветительный прибор над входом в подъезд N 1-й, осветительный прибор над входом в подъезд N 2 требует ремонта и не закреплен должным образом, чем нарушены требования п. 5.6.2., 5.6.6 Правил;
- - конструкция дверных полотен входа в подъезд N 2 требует ремонта, наблюдается загнивание и коробление элементов заполнений; ослабление сопряжений в узлах дверных полотен; отслоение и разрушение окраски дверных полотен, чем нарушены требования пункта 4.6.1.2 Правил;
- - наблюдается значительный износ покрытия и металлических элементов кровельного покрытия; наблюдается повреждение и смещение отдельных листов шифера, остаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов конструкции кровли, чем нарушены требования пункта 4.6.1.2. Правил.
- изоляционный слой на трубопроводах отопления частично отсутствует, отсутствуют. слуховые окна; световые проемы забиты подручными материалами, чем нарушены требования пунктов 4.6.1.1.. 4.6.1.25., 4.6.3.1. Правил.
При обследовании жилого дома N 4 по улице Депутатская:
- - в торце здания имеются участки с разрушением конструкции отмостки из асфальтового покрытия, чем самым нарушены требования пунктов 4.1.6, 4.1.7. Правил;
- - наблюдается частичное разрушение штукатурного слоя цоколя по бетонным блокам, чем нарушены требования пункта 4.2.1.4. Правил.
- - требуется ремонт ступеней и стяжки конструкции крылец подъездов N 3 и N 4, чем нарушены требования пункта 4.8.4 Правил;
- - наблюдается разрушение слоя в нижней части конструкции козырька подъезда N 3, чем нарушены требования пункта 4.2.4.2 Правил;
- - в неудовлетворительном состоянии лестничные клетки подъездов N 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, требуется побелка потолков, стен, окрасочный слой стен, дверей; наблюдается разрушение и отслоения окрасочного слоя, сколы и выбоины в цементной пола; частичное разрушение элементов лестничного ограждения, ремонт не производился более 5-ти лет, чем нарушены требования пунктов 2.3.4, 2.3.9, 4.4.1. Правил;
- - наблюдается частичное отсутствие внутренних рам, стекол и приборов, отслоение и разрушение окраски оконных коробок, чем нарушены требования п. п. 4.7.1, 4.7.2, 4.7.4. Правил;
- - подъездное отопление лестничных клеток подъездов N 2, 4, 6, 7, 8 находится в неисправном состоянии, чем нарушены требования пунктов 3.2.2.. 3.2.5. Правил;
- - входные двери подъезда N 1 в неисправном состоянии; наблюдается загнивание и коробление элементов заполнений; ослабление сопряжений в узлах дверного полотна; отслоение и разрушение дверных полотен; отсутствуют тамбурные двери подъезда N 4, чем нарушены пункты 4.7.1, 4.7.2, 4.7.4. Правил;
- - трубопровод системы канализации в подвале подъезда N 8 находится в неудовлетворительном состоянии, имеется течь раструба на участке трубопровода, чем нарушены требования пункт 5.8.3 Правил;
- - трубопровод системы горячего водоснабжения в подвале подъезда N 7 в неудовлетворительно состоянии, наблюдается коррозия металла участка трубопровода, чем нарушены требования пункта 5.3.6. Правил;
- При обследовании жилого дома N 6 по улице Депутатская:
- - требуется ремонт ступеней и стяжки конструкции крылец подъездов, чем нарушены требования пункта 4.8.4 Правил;
- - наблюдается разрушение и осыпание бетонного слоя в нижней части конструкции козырька подъезда N 2, чем нарушены требования пункта 4.2.4.2. Правил;
- - в неудовлетворительном состоянии лестничные клетки подъездов N 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, требуется побелка потолков, стен, окрасочный слой стен, дверей; наблюдается разрушение и отслоения окрасочного слоя, сколы и выбоины в цементной пола; частичное разрушение элементов лестничного ограждения, ремонт не производился более 5-ти лет, чем нарушены требования пунктов 2.3.4, 2.3.9, 4.4.1. Правил;
- - наблюдается частичное отсутствие внутренних рам, стекол и приборов, отслоение и разрушение окраски оконных коробок, чем нарушены требования п. п. 4.7.1, 4.7.2, 4.7.4. Правил;
- - трубопровод системы горячего водоснабжения в подвале подъезда N 7 в неудовлетворительно состоянии, наблюдается коррозия металла участка трубопровода, чем нарушены требования пункта 5.3.6. Правил;
- - неудовлетворительное техническое состояние покрытия кровельного покрытие, наблюдается значительный износ, отслоение, разрывы, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев конструкции примыканий; отсутствуют люки входа на кровлю (подъезд N 1, 8) и остекление световых проемов будок-лазов, чем нарушены положения пунктов 4.6.1.2., 4.6.3.3. Правил.
При обследовании жилого дома N 11 по улице Хользунова:
- - требуется ремонт ступеней и стяжки конструкции крылец подъездов N 1 и N 3, выравнивание ступеней крыльца подъезда N 4, чем нарушены требования пункта 4.8.4 Правил;
- - в неудовлетворительном состоянии лестничные клетки подъездов и мест общего пользования, требуется побелка потолков, стен, окрасочный слой стен, дверей; наблюдается разрушение и отслоения окрасочного слоя, сколы и выбоины в цементной пола; затечные пятна на верхних этажах, ремонт не производился более 5-ти лет, чем нарушены требования пунктов 2.3.4, 2.3.9, 4.4.1. Правил;
- - подъездное отопление лестничных клеток подъездов N 2, 3, 4 находится в неисправном состоянии, чем нарушены требования пунктов 3.2.2.. 3.2.5. Правил;
- - неудовлетворительное техническое состояние покрытия кровельного покрытие, наблюдается значительный износ, отслоение, разрывы, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев, в местах протекания выполнен "латочный" ремонт, чем нарушены положения пунктов 4.6.1.2., 4.6.3.3. Правил.
14 апреля 2008 года главным специалистом - инспектором инспекционного отдела Госжилинспекции Волгоградской области Юдиной Т.А. в отношении управляющей организации МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района Волгограда" составлен протокол об административном правонарушении, в котором полно и подробно описано событие административного правонарушения, действия Учреждения квалифицированы по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
24 мая 2008 года заместителем руководителя Государственной жилищной инспекции Волгоградской области Кутузовым Г.А., вынесено постановление N 207 о назначении административного наказания, в соответствии с которым МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района Волгограда" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района Волгограда" не согласилось с привлечением к административной ответственности и оспорило постановление в судебном порядке.
Отказывая Учреждению в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сделал вывод о наличии в действиях МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района Волгограда" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также о соблюдении административным органом порядка привлечения юридического лица к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, собранным по делу доказательствам и закону.
Из текста оспариваемого постановления следует, что в вину МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района Волгограда" вменено бездействие, выразившееся в непринятии мер, направленных на устранение нарушений по надлежащему содержанию указанных многоквартирных домов.
Статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность установлена за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Следовательно, для привлечения к административной ответственности в соответствии со статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо доказать, что лицо является ответственным за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, а также то обстоятельство, что этим лицом нарушены правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядок и правила признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а также то, что переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений произведено без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Объективную сторону оспариваемого заявлением правонарушения составляет противоправное бездействие, выразившееся в невыполнении МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района Волгограда" требований, установленных Правилами.
Субъектами данного правонарушения признаются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники, организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда.
МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района Волгограда" с 1998 года осуществляет управление многоквартирными домами в границах Краснооктябрьского района.
Как верно указал суд первой инстанции, отношения, связанные с управлением многоквартирными домами, расположенными на территории Красноармейского района, возникли до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно Федеральному закону от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации. Учитывая, что иной способ управления собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных по пр. Металлургов, 23, ул. Софинской, 9, пер. Демократический, 3, ул. Депутатская, 4, 6, ул. Хользунова, 11 в Краснооктябрьском районе г. Волгограда, не избран, все права и обязанности управляющей организации, предусмотренные статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе обязанности по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества до выбора способа управления многоквартирными домами возлагаются на Учреждение.
МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района Волгограда" является лицом, ответственным за содержание и ремонт вышеуказанных многоквартирных домов и общежитий и их придомовых территорий, следовательно, и субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с Уставом МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района" учреждение осуществляет контроль за внешним состоянием многоквартирных домов, объектов внешнего благоустройства, включая инженерные коммуникации. Согласно пункту 2.2.2. Устава учреждение наделено функциями управляющей организации многоквартирными домами.
Согласно пунктам 2.1, 2.2 Устава МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района Волгограда" основными целями деятельности Учреждения является управление многоквартирными домами (за исключением домов, собственники решений в которых выбрали способы управления домами, исключившие участие Учреждения), коммунальными и дорожными хозяйствами, включая объекты внешнего благоустройства, в границах Краснооктябрьского района г. Волгограда. Для достижения указанных целей Учреждение выполняет функции заказчика, в том числе, по техническому обслуживанию, текущему (планово-предупредительному), выборочному, аварийному и капитальному ремонтам вышеуказанных многоквартирных домов (за исключением домов, собственники помещений в которых выбрали способы управления домами, исключившие участие Учреждения).
С целью выполнения уставных задач, МУ "ЖКХ", действуя как управляющая организация, заключила от имени населения договор на оказание услуг населению по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда и придомовых территорий от 28.07.2004 г. N 1, согласно которому Управляющая компания - МУ "ЖКХ" от имени населения поручает, а Эксплуатирующая организация - ООО "ЖЭК", согласно соглашению от 24.01.2006 года о внесении изменений в договор от 28.07.2004 года N 1, принимает на себя обязательства по оказанию услуг населению по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры и придомовых территорий.
В соответствии с п. 2.2 данного договора "Управляющая компания" организовывает выполнение работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда на территории Краснооктябрьского района г. Волгограда, в том числе, многоквартирных домов, расположенных по ул. Софинской, 9, пер. Демократический, 3, ул. Депутатская, 4, 6, ул. Хользунова, 11 в Краснооктябрьском районе г. Волгограда.
Согласно договору на оказание услуг для муниципальных нужд по техническому обслуживанию (содержание и текущий ремонт) муниципального жилищного фонда от 01.10.2003 г. N 52, заключенному МУ "ЖКХ" с ООО "Жилье-46", МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района Волгограда", действуя от имени населения, выступает "Заказчиком" услуг по техническому обслуживанию и ремонту жилых домов, указанных в приложении, в том числе, многоквартирного дома N 23 по пр. Металлургов.
ООО "ЖЭК", ООО "Жилье-46" являются эксплуатирующими организациями, которые не вправе пользоваться и распоряжаться общежитиями и, соответственно, нести дополнительные расходы на проведение мероприятий по его содержанию.
ООО "ЖЭК", ООО "Жилье-46" являются подрядными организациями, оказывающими населению Краснооктябрьского района г. Волгограда услуги по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда и придомовых территорий на основании заключенных с МУ "ЖКХ" договоров, при нарушении обязательств которых эксплуатирующие организации несут ответственность перед МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района" г. Волгограда в рамках гражданско-правовых отношений.
Имеющиеся договоры МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района" с ООО "ЖЭК", ООО "Жилье-46" не освобождает МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района" от административной ответственности, так как обязанностей с управляющей организации данные соглашения не снимают.
В соответствии с требованиями ст. 162 Жилищного кодекса РФ, управляющая организация за плату обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и лицам, пользующимся помещениями.
В соответствии с п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района" обязано самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю.
ООО "ЖЭК", ООО "Жилье-46" не являются ни собственниками, ни балансодержателями муниципального жилищного фонда.
Таким образом, лицом, ответственным за техническое содержание и своевременное выполнение ремонтных работ в многоквартирных домах, расположенных по пр. Металлургов, 23, ул. Софинской, 9, пер. Демократический, 3, ул. Депутатская, 4, 6, ул. Хользунова, 11 в Краснооктябрьском районе г. Волгограда, является МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района Волгограда", а, следовательно, и субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с чем, несостоятельными являются доводы апелляционной жалобы о том, что ответственным лицом за техническое состояние жилых домов, являются ООО "Жилье - 46" и ООО "ЖЭК".
Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты меры по их соблюдению (пункт 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с положениями указанных выше договоров, МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района Волгограда" обязано проводить регулярные проверки объема и качества выполненных услуг с составлением актов оценки выполненных работ, еженедельно проверять соблюдение "Исполнителем" правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, состояния придомовых территорий. В случае невыполнения или при выявлении недостатков в работе "Исполнителя", "Заказчик" вправе привлекать по своему усмотрению других подрядчиков, отказаться полностью или частично от услуг "Исполнителя" и др.
Из имеющихся в материалах дела доказательств видно, что МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района" не были приняты исчерпывающие меры по осуществлению должного контроля за выполнением договорных обязательств ООО "Жилье-46", связанных со своевременным устранением неисправностей инженерного оборудования и конструктивных элементов зданий, техническим содержанием их придомовой территории, состоянием объектов внешнего благоустройства.
Доказательств невозможности содержания указанных многоквартирных домов в надлежащем состоянии, а также доказательств, свидетельствующих о том, что Учреждением были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения, суду не представлены.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о наличии в действиях МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района Волгограда" состава вменяемого административного правонарушения является законным и обоснованным.
Нарушений порядка привлечения МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района Волгограда" к административной ответственности административным органом не допущен, штраф наложен в пределах санкции, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судебная коллегия пришла к выводу, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
Апелляционную жалобу МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района Волгограда" следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от "21" мая 2008 года по делу N А12-7594/08-С6 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Муниципального учреждения "Жилищно-коммунальное хозяйство Краснооктябрьского района Волгограда" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд Волгоградской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий
Т.С.БОРИСОВА
Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
М.А.АКИМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)