Судебные решения, арбитраж
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Н.Л. Курбатова
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Волковой Я.Ю., судей Семерневой Е.С., Коренева А.С.,
при секретаре Бабкиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 21.06.2013 гражданское дело по иску П. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Белоярскому району о признании права на получение мер социальной поддержки, признании незаконным отказа ответчика выдать справку, обязании выдать бессрочную справку на получение мер социальной поддержки по освобождению от оплаты жилого помещения и коммунальных услуг
по апелляционной жалобе ответчика на решение Белоярского районного суда Свердловской области от 13.03.2013.
Заслушав доклад судьи Волковой Я.Ю., объяснения истца, полагавшей доводы жалобы необоснованными, судебная коллегия
установила:
истец обратилась в суд с иском к ответчику о признании права на получение мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, признании незаконным отказа ответчика выдать ей бессрочную справку о праве на меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, обязании ответчика выдать такую справку по форме приложения N <...> к Постановлению Правительства Свердловской области от 26.06.2012 N 690-ПП. В обоснование иска истец указала, что более 17 лет работает в качестве <...> в детском саду N <...> (ДОУ <...>) в <...>, является пенсионером. Проживает в п. <...>, отнесенном к сельской местности. Она как педагог, по нормам ст. 36 Закона Свердловской области от 16.07.1998 N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" и по норме ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", имеет право на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением. Указывая на наличие права на получение таких льгот по нормам федерального законодательства, на недопустимость снижения таких гарантий на уровне субъекта Федерации, на право на льготы по областному законодательству, ссылаясь на то, что в 2009 г. ответчик выдавал ей справку о правах на льготу (но лишь на 1 год), истец полагала незаконным отказ ответчика выдать ей (как пенсионеру) бессрочную справку по форме приложения N <...> к Постановлению Правительства Свердловской области от 26.06.2012 N 690-ПП. Полагала, что факт отнесения образовательного учреждения к федеральному учреждению правового значения для реализации льгот не имеет, притом, что в настоящее время решается вопрос о передаче детского сада в муниципальную собственность. Отмечала, что в настоящее время она получает компенсацию за указанные расходы по оплате жилья и коммунальных услуг.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Центральный военный округ Министерства обороны Российской Федерации, представитель которого ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчик иск не признал, указав, что, действительно, ранее истцу выдавалась справка о праве на меры социальной поддержки по полному освобождению от оплаты за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за освобождение и ремонт жилого помещения и (или) от платы коммунальных услуг. При проверке установлен факт необоснованной выдачи такой справки, т.к. истец не относится к категории тех лиц, которым предоставляются льготы по областному законодательству. Данное обстоятельство послужило причиной отказа в выдаче истцу бессрочной справки. Истец работает в ДОУ N <...>, которое состоит на финансовом обеспечении в Федеральном бюджетном учреждении "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Свердловской области". Этот детский сад не является областным государственным или муниципальным образовательным учреждением, притом, что меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Свердловской области от 16.07.1998 N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" и Постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012 N 690-ПП, установлены лишь для работников областных государственных и муниципальных образовательных учреждений, требуемая истцом справка подтверждает права на льготы этой категории лиц, к которой истец не относится.
Решением Белоярского районного суда Свердловской области от 13.03.2013 исковые требования удовлетворены: за П. признано право на получение мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; отказ ответчика от <...> N <...> в выдаче истцу бессрочной справки о праве на меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг признан незаконным; на ответчика возложена обязанность выдать истцу бессрочную справку по форме приложения N <...> к Постановлению Правительства Свердловской области от 26.06.2012 года N 690-ПП о праве на меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; с ответчика в пользу истца взысканы судебные расходы в сумме <...> руб.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в иске. Ссылается на нарушение судом норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Настаивает на прежней правовой позиции, изложенной в суде первой инстанции, считая, что права на получение справки по Постановлению областного Правительства у истца нет, т.к. она не является работником областных государственных или муниципальных образовательных учреждений, которым льготы предоставляются за счет средств областного бюджета и на основании справки, требуемой истцом к выдаче. Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг для истца как работника федерального государственного образовательного учреждения устанавливаются Российской Федерацией и реализуются за счет федерального (а не областного) бюджета (ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании"). Ссылается на то, что суд не принял во внимание то обстоятельство, что в настоящее время истец пользуется мерами социальной поддержки по предоставлению компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
В возражениях на жалобу истец просит в удовлетворении жалобы отказать, указывая, что она действительно в настоящее время пользуется мерами социальной поддержки. Полагает, что ответчик неверно толкует закон. Ссылается на то, что льгота по ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" реализуется на уровне субъекта Федерации изданием соответствующих правовых актов, что, по мнению ответчика, подтверждает ее права на получение такой льготы по нормам областного законодательства. Указывает на соответствие оспариваемого ответчиком судебного решения нормам Конституции Российской Федерации, федеральных законов и позиции Конституционного Суда Российской Федерации. Считает, что статус учреждения, где она работает, не исключает ее права на льготы, признанного обжалуемым решением суда, т.к. в настоящее время решается вопрос о передаче учреждения в муниципальную собственность. Отмечает, что иного органа по реализации ее права на получение такой льготы, кроме ответчика, на территории <...> нет.
Представители ответчика, третьего лица в заседание суда второй инстанции не явились, извещены надлежащим образом и заблаговременно, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие. Поскольку отсутствуют основания для отложения рассмотрения дела, предусмотренные ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, проверив законность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая иск и удовлетворяя требования, суд первой инстанции исходил из того, что истец, работающая педагогом в федеральном образовательном учреждении в сельской местности, имеет право на предоставление федеральной меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств федерального бюджета (ст. 55 Закона Российской Федерации "Об образовании"), указав, что такой льготой истец пользовалась в 2009, 2010 г.г. Вопрос о наличии (отсутствии) у истца права на льготы по компенсациям расходов на оплату жилья и коммунальных услуг по нормам Закона Свердловской области от 16.07.1998 N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" суд не исследовал, сочтя возможным применить п. 9 Порядка назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям работников бюджетной сферы в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, расположенных на территории Свердловской области, и пенсионерам из их числа, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012 N 690-ПП, обязав ответчика выдать истцу справку о праве на льготы по областному законодательству.
Судебная коллегия приходит к выводу о неправильном определении судом юридически значимых обстоятельств по делу и неверном применении материального закона при разрешении спора.
Ссылка истца на то, что единственным органом на территории <...>, имеющим право предоставлять такого рода льготы, является ответчик, безосновательна, учитывая норму абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" об обязанности по реализации льготы федеральными органами за счет средств федерального бюджета.
В том случае, если право истца на получение такой федеральной льготы кем-либо оспаривается или нарушается, истец не лишена права на судебную защиту, предъявляя иск к надлежащему ответчику.
Иск к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Белоярскому району о признании за истцом права на получение мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг мог быть удовлетворен судом лишь при доказанности права истца на льготы по ст. 35 Закона Свердловской области от 16.07.1998 N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области".
Согласно ч. 3 п. 1 этой же статьи для педагогических работников областных государственных образовательных организаций, а также муниципальных образовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, вышедших на пенсию, имеющих стаж работы по специальности в федеральных государственных образовательных организациях, областных государственных образовательных организациях, государственных образовательных организациях других субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образовательных организациях, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, и (или) в обособленных структурных подразделениях федеральных государственных образовательных организаций, областных государственных образовательных организаций, государственных образовательных организаций других субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, не менее десяти лет и проживающих на территории Свердловской области, настоящим Областным законом устанавливаются меры социальной поддержки по компенсации 100% расходов по оплате жилья и 100% расходов на оплату электроснабжения, отопления, газоснабжения (в домах, не имеющих центрального отопления).
Из этих норм следует, что такие льготы предусмотрены лишь для работников областных государственных и муниципальных образовательных организаций, их структурных подразделений, а также для лиц из числа работников учреждений только этого же уровня (областных, муниципальных), вышедших на пенсию (с возможностью зачета в стаж периода работы также и в федеральных государственных образовательных организациях). На работников федеральных государственных организаций эта льгота не распространяется, а потому права на такую льготу по ст. 35 Закона Свердловской области от 16.07.1998 N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" у истца нет.
Позиция истца о том, что льгота по ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" реализуется на уровне субъекта Федерации изданием соответствующих правовых актов (Закона Свердловской области от 16.07.1998 N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области"), противоречит как содержанию нормы абз. 3 п. *** 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", предусматривающей компетенцию федеральных органов власти по реализации льгот педагогическим работникам федеральных образовательных учреждений и предоставление таких льгот за счет федерального бюджета, так и положениям ст. 35 Закона Свердловской области от 16.07.1998 N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области", четко определившим круг лиц, которым предоставляются льготы по этому закону и за счет средств областного бюджета. Кроме того, статьей 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" предусмотрено право работающих педагогов на льготу по оплате жилья и услуг, отопления и освещения, вопрос о предоставлении такой льготы неработающим пенсионерам этой нормой не урегулирован, такая льгота предоставлена только областным законом за счет областного бюджета и только педагогам областных и муниципальных образовательных учреждений.
Указание в решении суда первой инстанции на то, что по Конституции Российской Федерации права гражданина действуют на всей территории Российской Федерации, само по себе не подтверждает законности требований истца. Безусловно, право на получение мер социальной поддержки по нормам федерального законодательства и за счет федерального бюджета является действующим правом на всей территории Российской Федерации, однако не влечет автоматически возникновения права на льготы по областному законодательству, притом, что в областном законодательстве четко определен круг лиц, на которых распространяются предусматриваемые на областном уровне меры гос. поддержки.
Ссылка истца в иске на статью 36 Закона Свердловской области от 16.07.1998 N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" ошибочна, т.к. этой статьей предусмотрены меры социальной поддержки работников областных государственных и муниципальных образовательных организаций, не относящихся к числу педагогических работников, а истец является педагогическим работником.
С учетом изложенного, решение суда о признании за истцом права на получение мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как постановленное по иску к ненадлежащему ответчику - по льготам педагогическим работникам федеральных образовательных учреждений (по абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании"), а также как постановленное с нарушением материального закона, при отсутствии оснований для признания за истцом права на льготы по норме ст. 35 Закона Свердловской области от 16.07.1998 N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области", подлежит отмене (п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) с вынесением нового решения об отказе в иске о признании права на получение мер социальной поддержки к данному ответчику.
Проверяя решение суда по доводам жалобы о законности отказа в выдаче справки, судебная коллегия учитывает, что выдача той справки, на получение которой претендует истец, предусмотрена Постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012 N 690-ПП "О Порядке назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям работников бюджетной сферы в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, расположенных на территории Свердловской области, и пенсионерам из их числа" (далее по тексту - Порядок).
В пункте 1 указанного Порядка предусмотрено, что настоящий Порядок устанавливает механизм назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация расходов), порядок исчисления и перерасчета размера компенсации расходов, а также случаи и порядок прекращения выплаты компенсации расходов отдельным категориям граждан, проживающих на территории Свердловской области, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законами Свердловской области от 16 июля 1998 года N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области", от 21 августа 1997 года N 54-ОЗ "О здравоохранении в Свердловской области", от 22 июля 1997 года N 43-ОЗ "О культурной деятельности на территории Свердловской области", от 14 июня 2005 года N 56-ОЗ "О социальной поддержке работников государственной системы социальных служб Свердловской области", от 14 июня 2005 года N 57-ОЗ "О социальной поддержке работников государственных учреждений Свердловской области, входящих в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации", устанавливающими меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг для отдельных категорий граждан.
Пунктом 2 Порядка установлено, что компенсация расходов - это социальная выплата, которая является денежным эквивалентом мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с законами Свердловской области, указанными в пункте 1 настоящего Порядка.
Судебной коллегией установлено, что у истца нет права на получение мер социальной поддержки по Закону Свердловской области от 16.07.1998 N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области", а иные областные законы, перечисленные в п. 1 Порядка, регулируют отношения в иных областях занятости населения.
В силу п.п. 9, 6 указанного Порядка требуемая истцом к выдаче справка необходима для назначения компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых категориям граждан, перечисленных в п. 5 названного Порядка, и удостоверяет право на получение компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по законодательству Свердловской области (форма по приложению N <...> к настоящему Порядку).
Пунктом 5 названного Порядка установлено, что компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется медицинским и фармацевтическим работникам областных государственных и муниципальных организаций здравоохранения и образования (подп. 1 п. 5), педагогическим работникам областных государственных и муниципальных образовательных организаций (в том числе руководящим работникам образовательных учреждений, деятельность которых связана с образовательным (воспитательным) процессом), в соответствии с пунктом 1 статьи 35 Областного закона от 16 июля 1998 года N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" (подп. 2 п. 5 Порядка); работникам областных государственных и муниципальных образовательных организаций, не относящимся к числу педагогических работников, в соответствии со статьей 36 Областного закона от 16 июля 1998 года N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" (подп. 3 п. 5), работникам иных сфер деятельности (поименованных в данном пункте), работающим в областных государственных и муниципальных учреждениях.
Истец (с учетом занимаемой ею должности) имела бы право на получение испрашиваемой ею справки лишь при условии, если бы относилась к категории лиц, названной в подп. 2 п. 5 указанного Порядка, ст. 35 Областного закона от 16.07.1998 N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области". Но к этой категории истец не относится (с учетом работы в федеральном государственном образовательном учреждении).
При таких обстоятельствах истец не имеет права на получение бессрочной справки на получение мер социальной поддержки по областному законодательству (учитывая, что справкой как раз и должно подтверждаться право на льготы по ст. 35 Областного закона от 16.07.1998 N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области").
Действия ответчика, отказавшего в выдаче истцу такой справки, основаны на законе, вследствие чего у суда первой инстанции не было правовых оснований для вывода об их незаконности и о возложении на ответчика обязанности выдать бессрочную справку по форме приложения N <...> к Постановлению Правительства Свердловской области от 26.06.2012 N 690-ПП о праве на меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Тот факт, что в 2009 г. истцу выдавалась справка о праве на льготы по областному закону (сроком на 1 год), не свидетельствует о законности требований истца, т.к. такая справка в 2009 г. была выдана истцу ошибочно и безосновательно (что неоднократно отмечалось ответчиком), а права на льготы, назначаемые при предъявлении данной справки, по областному законодательству у истца до настоящего времени нет (притом, что это обстоятельство проверено судебной коллегией).
Ссылка истца на ответ уполномоченного по правам человека в Свердловской области также не подтверждает обоснованности иска, т.к. в этом ответе указано, что после передачи детского сада в муниципальную собственность на его работников будут распространены меры социальной поддержки, установленные Областным законом от 16.07.1998 N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области".
Решение суда первой инстанции в части признания незаконным отказа в выдаче бессрочной справки, возложении обязанности по выдаче такой справки как постановленное с нарушением норм материального права и при неустановлении юридически значимых обстоятельств по делу подлежит отмене (п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) с вынесением нового решения об отказе и в этой части иска (учитывая отсутствие у истца до настоящего времени права на льготы по ст. 35 Областного закона от 16.07.1998 N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области").
Руководствуясь п. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Белоярского районного суда Свердловской области от 13.03.2013 отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований П. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Белоярскому району о признании права на получение мер социальной поддержки, признании незаконным отказа ответчика выдать справку, обязании выдать бессрочную справку на получение мер социальной поддержки по освобождению от оплаты жилого помещения и коммунальных услуг - отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 21.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-6742/2013
Разделы:Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 июня 2013 г. по делу N 33-6742/2013
Судья Н.Л. Курбатова
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Волковой Я.Ю., судей Семерневой Е.С., Коренева А.С.,
при секретаре Бабкиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 21.06.2013 гражданское дело по иску П. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Белоярскому району о признании права на получение мер социальной поддержки, признании незаконным отказа ответчика выдать справку, обязании выдать бессрочную справку на получение мер социальной поддержки по освобождению от оплаты жилого помещения и коммунальных услуг
по апелляционной жалобе ответчика на решение Белоярского районного суда Свердловской области от 13.03.2013.
Заслушав доклад судьи Волковой Я.Ю., объяснения истца, полагавшей доводы жалобы необоснованными, судебная коллегия
установила:
истец обратилась в суд с иском к ответчику о признании права на получение мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, признании незаконным отказа ответчика выдать ей бессрочную справку о праве на меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, обязании ответчика выдать такую справку по форме приложения N <...> к Постановлению Правительства Свердловской области от 26.06.2012 N 690-ПП. В обоснование иска истец указала, что более 17 лет работает в качестве <...> в детском саду N <...> (ДОУ <...>) в <...>, является пенсионером. Проживает в п. <...>, отнесенном к сельской местности. Она как педагог, по нормам ст. 36 Закона Свердловской области от 16.07.1998 N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" и по норме ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", имеет право на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением. Указывая на наличие права на получение таких льгот по нормам федерального законодательства, на недопустимость снижения таких гарантий на уровне субъекта Федерации, на право на льготы по областному законодательству, ссылаясь на то, что в 2009 г. ответчик выдавал ей справку о правах на льготу (но лишь на 1 год), истец полагала незаконным отказ ответчика выдать ей (как пенсионеру) бессрочную справку по форме приложения N <...> к Постановлению Правительства Свердловской области от 26.06.2012 N 690-ПП. Полагала, что факт отнесения образовательного учреждения к федеральному учреждению правового значения для реализации льгот не имеет, притом, что в настоящее время решается вопрос о передаче детского сада в муниципальную собственность. Отмечала, что в настоящее время она получает компенсацию за указанные расходы по оплате жилья и коммунальных услуг.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Центральный военный округ Министерства обороны Российской Федерации, представитель которого ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчик иск не признал, указав, что, действительно, ранее истцу выдавалась справка о праве на меры социальной поддержки по полному освобождению от оплаты за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за освобождение и ремонт жилого помещения и (или) от платы коммунальных услуг. При проверке установлен факт необоснованной выдачи такой справки, т.к. истец не относится к категории тех лиц, которым предоставляются льготы по областному законодательству. Данное обстоятельство послужило причиной отказа в выдаче истцу бессрочной справки. Истец работает в ДОУ N <...>, которое состоит на финансовом обеспечении в Федеральном бюджетном учреждении "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Свердловской области". Этот детский сад не является областным государственным или муниципальным образовательным учреждением, притом, что меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Свердловской области от 16.07.1998 N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" и Постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012 N 690-ПП, установлены лишь для работников областных государственных и муниципальных образовательных учреждений, требуемая истцом справка подтверждает права на льготы этой категории лиц, к которой истец не относится.
Решением Белоярского районного суда Свердловской области от 13.03.2013 исковые требования удовлетворены: за П. признано право на получение мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; отказ ответчика от <...> N <...> в выдаче истцу бессрочной справки о праве на меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг признан незаконным; на ответчика возложена обязанность выдать истцу бессрочную справку по форме приложения N <...> к Постановлению Правительства Свердловской области от 26.06.2012 года N 690-ПП о праве на меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; с ответчика в пользу истца взысканы судебные расходы в сумме <...> руб.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в иске. Ссылается на нарушение судом норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Настаивает на прежней правовой позиции, изложенной в суде первой инстанции, считая, что права на получение справки по Постановлению областного Правительства у истца нет, т.к. она не является работником областных государственных или муниципальных образовательных учреждений, которым льготы предоставляются за счет средств областного бюджета и на основании справки, требуемой истцом к выдаче. Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг для истца как работника федерального государственного образовательного учреждения устанавливаются Российской Федерацией и реализуются за счет федерального (а не областного) бюджета (ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании"). Ссылается на то, что суд не принял во внимание то обстоятельство, что в настоящее время истец пользуется мерами социальной поддержки по предоставлению компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
В возражениях на жалобу истец просит в удовлетворении жалобы отказать, указывая, что она действительно в настоящее время пользуется мерами социальной поддержки. Полагает, что ответчик неверно толкует закон. Ссылается на то, что льгота по ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" реализуется на уровне субъекта Федерации изданием соответствующих правовых актов, что, по мнению ответчика, подтверждает ее права на получение такой льготы по нормам областного законодательства. Указывает на соответствие оспариваемого ответчиком судебного решения нормам Конституции Российской Федерации, федеральных законов и позиции Конституционного Суда Российской Федерации. Считает, что статус учреждения, где она работает, не исключает ее права на льготы, признанного обжалуемым решением суда, т.к. в настоящее время решается вопрос о передаче учреждения в муниципальную собственность. Отмечает, что иного органа по реализации ее права на получение такой льготы, кроме ответчика, на территории <...> нет.
Представители ответчика, третьего лица в заседание суда второй инстанции не явились, извещены надлежащим образом и заблаговременно, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие. Поскольку отсутствуют основания для отложения рассмотрения дела, предусмотренные ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, проверив законность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая иск и удовлетворяя требования, суд первой инстанции исходил из того, что истец, работающая педагогом в федеральном образовательном учреждении в сельской местности, имеет право на предоставление федеральной меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств федерального бюджета (ст. 55 Закона Российской Федерации "Об образовании"), указав, что такой льготой истец пользовалась в 2009, 2010 г.г. Вопрос о наличии (отсутствии) у истца права на льготы по компенсациям расходов на оплату жилья и коммунальных услуг по нормам Закона Свердловской области от 16.07.1998 N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" суд не исследовал, сочтя возможным применить п. 9 Порядка назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям работников бюджетной сферы в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, расположенных на территории Свердловской области, и пенсионерам из их числа, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012 N 690-ПП, обязав ответчика выдать истцу справку о праве на льготы по областному законодательству.
Судебная коллегия приходит к выводу о неправильном определении судом юридически значимых обстоятельств по делу и неверном применении материального закона при разрешении спора.
Ссылка истца на то, что единственным органом на территории <...>, имеющим право предоставлять такого рода льготы, является ответчик, безосновательна, учитывая норму абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" об обязанности по реализации льготы федеральными органами за счет средств федерального бюджета.
В том случае, если право истца на получение такой федеральной льготы кем-либо оспаривается или нарушается, истец не лишена права на судебную защиту, предъявляя иск к надлежащему ответчику.
Иск к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Белоярскому району о признании за истцом права на получение мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг мог быть удовлетворен судом лишь при доказанности права истца на льготы по ст. 35 Закона Свердловской области от 16.07.1998 N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области".
Согласно ч. 3 п. 1 этой же статьи для педагогических работников областных государственных образовательных организаций, а также муниципальных образовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, вышедших на пенсию, имеющих стаж работы по специальности в федеральных государственных образовательных организациях, областных государственных образовательных организациях, государственных образовательных организациях других субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образовательных организациях, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, и (или) в обособленных структурных подразделениях федеральных государственных образовательных организаций, областных государственных образовательных организаций, государственных образовательных организаций других субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, не менее десяти лет и проживающих на территории Свердловской области, настоящим Областным законом устанавливаются меры социальной поддержки по компенсации 100% расходов по оплате жилья и 100% расходов на оплату электроснабжения, отопления, газоснабжения (в домах, не имеющих центрального отопления).
Из этих норм следует, что такие льготы предусмотрены лишь для работников областных государственных и муниципальных образовательных организаций, их структурных подразделений, а также для лиц из числа работников учреждений только этого же уровня (областных, муниципальных), вышедших на пенсию (с возможностью зачета в стаж периода работы также и в федеральных государственных образовательных организациях). На работников федеральных государственных организаций эта льгота не распространяется, а потому права на такую льготу по ст. 35 Закона Свердловской области от 16.07.1998 N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" у истца нет.
Позиция истца о том, что льгота по ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" реализуется на уровне субъекта Федерации изданием соответствующих правовых актов (Закона Свердловской области от 16.07.1998 N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области"), противоречит как содержанию нормы абз. 3 п. *** 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", предусматривающей компетенцию федеральных органов власти по реализации льгот педагогическим работникам федеральных образовательных учреждений и предоставление таких льгот за счет федерального бюджета, так и положениям ст. 35 Закона Свердловской области от 16.07.1998 N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области", четко определившим круг лиц, которым предоставляются льготы по этому закону и за счет средств областного бюджета. Кроме того, статьей 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" предусмотрено право работающих педагогов на льготу по оплате жилья и услуг, отопления и освещения, вопрос о предоставлении такой льготы неработающим пенсионерам этой нормой не урегулирован, такая льгота предоставлена только областным законом за счет областного бюджета и только педагогам областных и муниципальных образовательных учреждений.
Указание в решении суда первой инстанции на то, что по Конституции Российской Федерации права гражданина действуют на всей территории Российской Федерации, само по себе не подтверждает законности требований истца. Безусловно, право на получение мер социальной поддержки по нормам федерального законодательства и за счет федерального бюджета является действующим правом на всей территории Российской Федерации, однако не влечет автоматически возникновения права на льготы по областному законодательству, притом, что в областном законодательстве четко определен круг лиц, на которых распространяются предусматриваемые на областном уровне меры гос. поддержки.
Ссылка истца в иске на статью 36 Закона Свердловской области от 16.07.1998 N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" ошибочна, т.к. этой статьей предусмотрены меры социальной поддержки работников областных государственных и муниципальных образовательных организаций, не относящихся к числу педагогических работников, а истец является педагогическим работником.
С учетом изложенного, решение суда о признании за истцом права на получение мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как постановленное по иску к ненадлежащему ответчику - по льготам педагогическим работникам федеральных образовательных учреждений (по абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании"), а также как постановленное с нарушением материального закона, при отсутствии оснований для признания за истцом права на льготы по норме ст. 35 Закона Свердловской области от 16.07.1998 N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области", подлежит отмене (п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) с вынесением нового решения об отказе в иске о признании права на получение мер социальной поддержки к данному ответчику.
Проверяя решение суда по доводам жалобы о законности отказа в выдаче справки, судебная коллегия учитывает, что выдача той справки, на получение которой претендует истец, предусмотрена Постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012 N 690-ПП "О Порядке назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям работников бюджетной сферы в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, расположенных на территории Свердловской области, и пенсионерам из их числа" (далее по тексту - Порядок).
В пункте 1 указанного Порядка предусмотрено, что настоящий Порядок устанавливает механизм назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация расходов), порядок исчисления и перерасчета размера компенсации расходов, а также случаи и порядок прекращения выплаты компенсации расходов отдельным категориям граждан, проживающих на территории Свердловской области, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законами Свердловской области от 16 июля 1998 года N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области", от 21 августа 1997 года N 54-ОЗ "О здравоохранении в Свердловской области", от 22 июля 1997 года N 43-ОЗ "О культурной деятельности на территории Свердловской области", от 14 июня 2005 года N 56-ОЗ "О социальной поддержке работников государственной системы социальных служб Свердловской области", от 14 июня 2005 года N 57-ОЗ "О социальной поддержке работников государственных учреждений Свердловской области, входящих в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации", устанавливающими меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг для отдельных категорий граждан.
Пунктом 2 Порядка установлено, что компенсация расходов - это социальная выплата, которая является денежным эквивалентом мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с законами Свердловской области, указанными в пункте 1 настоящего Порядка.
Судебной коллегией установлено, что у истца нет права на получение мер социальной поддержки по Закону Свердловской области от 16.07.1998 N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области", а иные областные законы, перечисленные в п. 1 Порядка, регулируют отношения в иных областях занятости населения.
В силу п.п. 9, 6 указанного Порядка требуемая истцом к выдаче справка необходима для назначения компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых категориям граждан, перечисленных в п. 5 названного Порядка, и удостоверяет право на получение компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по законодательству Свердловской области (форма по приложению N <...> к настоящему Порядку).
Пунктом 5 названного Порядка установлено, что компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется медицинским и фармацевтическим работникам областных государственных и муниципальных организаций здравоохранения и образования (подп. 1 п. 5), педагогическим работникам областных государственных и муниципальных образовательных организаций (в том числе руководящим работникам образовательных учреждений, деятельность которых связана с образовательным (воспитательным) процессом), в соответствии с пунктом 1 статьи 35 Областного закона от 16 июля 1998 года N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" (подп. 2 п. 5 Порядка); работникам областных государственных и муниципальных образовательных организаций, не относящимся к числу педагогических работников, в соответствии со статьей 36 Областного закона от 16 июля 1998 года N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" (подп. 3 п. 5), работникам иных сфер деятельности (поименованных в данном пункте), работающим в областных государственных и муниципальных учреждениях.
Истец (с учетом занимаемой ею должности) имела бы право на получение испрашиваемой ею справки лишь при условии, если бы относилась к категории лиц, названной в подп. 2 п. 5 указанного Порядка, ст. 35 Областного закона от 16.07.1998 N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области". Но к этой категории истец не относится (с учетом работы в федеральном государственном образовательном учреждении).
При таких обстоятельствах истец не имеет права на получение бессрочной справки на получение мер социальной поддержки по областному законодательству (учитывая, что справкой как раз и должно подтверждаться право на льготы по ст. 35 Областного закона от 16.07.1998 N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области").
Действия ответчика, отказавшего в выдаче истцу такой справки, основаны на законе, вследствие чего у суда первой инстанции не было правовых оснований для вывода об их незаконности и о возложении на ответчика обязанности выдать бессрочную справку по форме приложения N <...> к Постановлению Правительства Свердловской области от 26.06.2012 N 690-ПП о праве на меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Тот факт, что в 2009 г. истцу выдавалась справка о праве на льготы по областному закону (сроком на 1 год), не свидетельствует о законности требований истца, т.к. такая справка в 2009 г. была выдана истцу ошибочно и безосновательно (что неоднократно отмечалось ответчиком), а права на льготы, назначаемые при предъявлении данной справки, по областному законодательству у истца до настоящего времени нет (притом, что это обстоятельство проверено судебной коллегией).
Ссылка истца на ответ уполномоченного по правам человека в Свердловской области также не подтверждает обоснованности иска, т.к. в этом ответе указано, что после передачи детского сада в муниципальную собственность на его работников будут распространены меры социальной поддержки, установленные Областным законом от 16.07.1998 N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области".
Решение суда первой инстанции в части признания незаконным отказа в выдаче бессрочной справки, возложении обязанности по выдаче такой справки как постановленное с нарушением норм материального права и при неустановлении юридически значимых обстоятельств по делу подлежит отмене (п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) с вынесением нового решения об отказе и в этой части иска (учитывая отсутствие у истца до настоящего времени права на льготы по ст. 35 Областного закона от 16.07.1998 N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области").
Руководствуясь п. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Белоярского районного суда Свердловской области от 13.03.2013 отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований П. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Белоярскому району о признании права на получение мер социальной поддержки, признании незаконным отказа ответчика выдать справку, обязании выдать бессрочную справку на получение мер социальной поддержки по освобождению от оплаты жилого помещения и коммунальных услуг - отказать.
Председательствующий
ВОЛКОВА Я.Ю.
Судьи
СЕМЕРНЕВА Е.С.
КОРЕНЕВ А.С.
ВОЛКОВА Я.Ю.
Судьи
СЕМЕРНЕВА Е.С.
КОРЕНЕВ А.С.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)