Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Пичугова О.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Ю.Р. Мочаловой,
судей Д.Н. Горшунова, Э.Р. Сайдашевой,
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ю.Р. Мочаловой гражданское дело по апелляционной жалобе представителя открытого акционерного общества "Телерадиокомпания "ТВТ" Г. на решение Советского районного суда города Казани от 13 февраля 2013 года, которым постановлено:
заявление прокурора Ново-Савиновского района города Казани, действующего в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования города Казани, к открытому акционерному обществу "Телерадиокомпания "ТВТ" о признании незаконными действий по прокладке линии связи воздушным способом с креплением к крыше многоквартирного жилого дома и об обязании перевести подвесную линию связи в подземные коммуникации удовлетворить частично.
Обязать открытое акционерное общество "Телерадиокомпания "ТВТ" привести в соответствие с требованиями действующего законодательства линию связи, прикрепленную к крыше многоквартирного жилого дома N .... по улице А города Казани, осуществив ее перевод в подземные коммуникации.
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Телерадиокомпания "ТВТ" в доход бюджета муниципального образования города Казани судебные издержки в виде государственной пошлины в размере .... рублей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения прокурора И.А. Золина, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор Ново-Савиновского района города Казани (далее - прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к открытому акционерному обществу "Телерадиокомпания "ТВТ" (далее - ОАО "ТРК "ТВТ") о признании действий по прокладке линии связи воздушным способом с креплением к крыше многоквартирного жилого дома незаконными и возложении обязанности по переоборудованию линии связи путем перевода в подземные коммуникации.
В обоснование требований указал, что прокуратурой Ново-Савиновского района города Казани совместно с обществом с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Управляющая компания "Уютный дом" проведена проверка деятельности ОАО "ТРК "ТВТ" по соблюдению законодательства при размещении подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов. В ходе выездной проверки выявлен факт монтажа подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов, принадлежащих ОАО "ТРК "ТВТ", и их оборудования на крыше дома N .... по улице А города Казани.
Прокурор полагал, что действия ответчика по прокладке линий связи воздушным способом являются незаконными, поскольку положения Правил благоустройства муниципального образования города Казани не допускают использование в качестве крепления подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов элементов фасадов крыш, стен зданий и сооружений.
Кроме того, привел довод о том, что размещение линий связи воздушным способом создает угрозу причинения вреда гражданам в случае обрыва проводов в результате стихийных бедствий, технических аварий, виновных действий юридических и физических лиц, а также негативно влияет на архитектурный облик города Казани.
Просил признать незаконными действия ОАО "ТРК "ТВТ" по прокладке линии связи воздушным способом с креплением к крыше многоквартирного жилого дома N.... по улице А города Казани и обязать ОАО "ТРК "ТВТ" переоборудовать эту линию связи, осуществив перевод в подземные коммуникации.
В судебном заседании представитель прокурора требования поддержала.
Представитель ответчика требования прокурора не признал.
Третье лицо ООО "Управляющая компания "Уютный дом" своего представителя в суд не направило.
Решением суда заявление удовлетворено частично.
В апелляционной жалобе представитель ОАО "ТРК "ТВТ" Г. просит решение суда отменить и принять новое решение. Указывает, что при проведении проверки прокуратурой допущены нарушения прав ответчика, который не был уведомлен о ее проведении, акт составлялся в отсутствии представителя ОАО "ТРК "ТВТ". Кроме того, из данного акта невозможно сделать вывод о том, что проверялись именно принадлежащие ответчику линии связи.
Ссылается на то обстоятельство, что размещение ответчиком оборудования в жилом доме осуществлялось в 2007 году в соответствии с требованиями действующего законодательства. На момент строительства и ввода в эксплуатацию сооружений связи отсутствовали правила, устанавливающие обязанность операторов связи осуществлять строительство сетей кабельных линий подземным способом. Изменения, внесенные в Правила благоустройства города Казани, приняты после ввода в эксплуатацию линий связи, и, по ее мнению, не могут распространять свое действие на отношения, возникшие до введения их в действие. Кроме того, связь является предметом исключительного ведения Российской Федерации, поэтому ни органы государственной власти Республики Татарстан, ни органы муниципальной власти не имеют полномочий по установлению требований к способам размещения сооружений связи.
Приводит доводы о том, что Правила благоустройства города Казани не предусматривают обязанности демонтировать ранее размещенные линии связи и не устанавливают срока их переоборудования. При этом судом не принято во внимание заключенное 1 апреля 2012 года между Министерством информатизации и связи Республики Татарстан, Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани и ОАО "ТРК "ТВТ" соглашение, установившее график проведения работ по переводу подвесных линий связи в подземные коммуникации. Указанным соглашением установлены разумные сроки проведения мероприятий с учетом возможностей оператора связи и технической возможности такого перевода, что не было учтено судом при вынесении решения.
Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона "О связи" оператор связи обязан руководствоваться при проектировании, построении, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации сетей связи нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи, осуществлять построение сетей связи с учетом требований обеспечения устойчивости и безопасности их функционирования.
Как видно из материалов дела, прокуратурой Ново-Савиновского района города Казани совместно с ООО "Управляющая компания "Уютный дом" проведена проверка деятельности ОАО "ТРК "ТВТ" по соблюдению законодательства при размещении подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов. В ходе выездной проверки выявлен факт монтажа подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов, принадлежащих ОАО "ТРК "ТВТ", и их оборудования на крыше дома N .... по улице А города Казани.
При разрешении требований о возложении обязанности на ОАО "ТРК "ТВТ" перевести линию связи в подземные коммуникации суд правомерно исходил из следующего.
Решением Казанской городской Думы от 10 марта 2010 года N 16-48 были внесены изменения в Правила благоустройства города Казани, утвержденные решением от 18 октября 2006 года N 4-12, согласно которым запрещалось пересекать автомобильные дороги общего пользования при прокладке кабелей связи воздушным способом от одного здания к другому зданию; использовать в качестве крепления кабеля связи элементы фасадов, крыш, стен зданий и сооружений (дымоходы, вентиляция, антенны систем коллективного приема телевидения и радио, фронтоны, козырьки, двери, окна).
Пункт 73 ныне действующих Правил благоустройства города Казани, утвержденных решением Казанской городской Думы от 7 июня 2012 года N 4-14, также не допускает использование в качестве крепления подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов элементов фасадов, крыш, стен зданий и сооружений (дымоходы, вентиляция, антенны систем коллективного приема телевидения и радио, фронтоны, козырьки, двери, окна).
Государственное регулирование деятельности в области связи в соответствии с Федеральным законом "О связи" осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти в области связи, а также в пределах компетенции иными федеральными органами исполнительной власти. В целом для обеспечения управляемости и устойчивости единой сети связи государства Конституция Российской Федерации и Федеральный закон "О связи" устанавливают приоритет Российской Федерации в области управления данной отраслью перед субъектами Российской Федерации. Так, согласно пункту "и" статьи 71 Конституции Российской Федерации связь как отрасль отнесена к исключительному ведению Российской Федерации.
Однако в области связи на органы местного самоуправления возлагаются обязанности по созданию условий для обеспечения жителей поселения услугами связи.
Так, в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи.
Пункт 25 части 1 указанной статьи предоставляет органам местного самоуправления полномочия по утверждению правил благоустройства территории округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.
Принятие правового акта представительного органа муниципального образования было вызвано необходимостью повышения уровня благоустройства города Казани. Данный акт не устанавливает каких-либо новых нормативных требований в области связи, а регулирует вопросы благоустройства поселения, что входит в компетенцию принявшего его органа.
Кроме того, как ранее пункт 6.5.10 решения Казанской городской Думы от 10 марта 2010 года N 16-48, так и пункт 73 Правил благоустройства города Казани, не допускают использование в качестве крепления кабеля связи элементов фасадов, крыш, стен зданий и сооружений (дымоходы, вентиляция, антенны систем коллективного приема телевидения и радио, фронтоны, козырьки, двери, окна), не указывая, что данный запрет устанавливается лишь на первоначально размещаемые оборудование и линии связи.
В связи с этим доводы апелляционной жалобы о том, что на момент строительства и ввода в эксплуатацию сооружений связи отсутствовали правила, устанавливающие обязанность операторов связи осуществлять строительство сетей кабельных линий подземным способом, не могут повлечь отмену решения суда и не являются основаниями для отказа прокурору в удовлетворении требований.
Ссылка в жалобе на то, что ответчик не был уведомлен о проведении проверки, акт составлялся в отсутствии представителя ОАО "ТРК "ТВТ", не влияет на правильность принятого решения, поскольку факт не соответствующего требованиям нормативно-правового акта размещения принадлежащей ответчику линии связи на крыше многоквартирного дома установлен в судебном заседании, и судом правомерно возложена на ответчика обязанность по устранению выявленного нарушения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не принято во внимание заключенное 1 апреля 2012 года между Министерством информатизации и связи Республики Татарстан, Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани и ОАО "ТРК "ТВТ" соглашение, не могут повлечь отмену решения, так как не опровергают правильность вывода суда о необходимости перевода подвесных линий связи в подземные коммуникации, а вопрос о возможности такого перевода в реальные для ответчика сроки может быть решен в процессе исполнения судебного акта.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда города Казани от 13 февраля 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя открытого акционерного общества "Телерадиокомпания "ТВТ" Г. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 25.04.2013 ПО ДЕЛУ N 33-4723/13
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 апреля 2013 г. по делу N 33-4723/13
Судья: Пичугова О.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Ю.Р. Мочаловой,
судей Д.Н. Горшунова, Э.Р. Сайдашевой,
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ю.Р. Мочаловой гражданское дело по апелляционной жалобе представителя открытого акционерного общества "Телерадиокомпания "ТВТ" Г. на решение Советского районного суда города Казани от 13 февраля 2013 года, которым постановлено:
заявление прокурора Ново-Савиновского района города Казани, действующего в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования города Казани, к открытому акционерному обществу "Телерадиокомпания "ТВТ" о признании незаконными действий по прокладке линии связи воздушным способом с креплением к крыше многоквартирного жилого дома и об обязании перевести подвесную линию связи в подземные коммуникации удовлетворить частично.
Обязать открытое акционерное общество "Телерадиокомпания "ТВТ" привести в соответствие с требованиями действующего законодательства линию связи, прикрепленную к крыше многоквартирного жилого дома N .... по улице А города Казани, осуществив ее перевод в подземные коммуникации.
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Телерадиокомпания "ТВТ" в доход бюджета муниципального образования города Казани судебные издержки в виде государственной пошлины в размере .... рублей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения прокурора И.А. Золина, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор Ново-Савиновского района города Казани (далее - прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к открытому акционерному обществу "Телерадиокомпания "ТВТ" (далее - ОАО "ТРК "ТВТ") о признании действий по прокладке линии связи воздушным способом с креплением к крыше многоквартирного жилого дома незаконными и возложении обязанности по переоборудованию линии связи путем перевода в подземные коммуникации.
В обоснование требований указал, что прокуратурой Ново-Савиновского района города Казани совместно с обществом с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Управляющая компания "Уютный дом" проведена проверка деятельности ОАО "ТРК "ТВТ" по соблюдению законодательства при размещении подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов. В ходе выездной проверки выявлен факт монтажа подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов, принадлежащих ОАО "ТРК "ТВТ", и их оборудования на крыше дома N .... по улице А города Казани.
Прокурор полагал, что действия ответчика по прокладке линий связи воздушным способом являются незаконными, поскольку положения Правил благоустройства муниципального образования города Казани не допускают использование в качестве крепления подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов элементов фасадов крыш, стен зданий и сооружений.
Кроме того, привел довод о том, что размещение линий связи воздушным способом создает угрозу причинения вреда гражданам в случае обрыва проводов в результате стихийных бедствий, технических аварий, виновных действий юридических и физических лиц, а также негативно влияет на архитектурный облик города Казани.
Просил признать незаконными действия ОАО "ТРК "ТВТ" по прокладке линии связи воздушным способом с креплением к крыше многоквартирного жилого дома N.... по улице А города Казани и обязать ОАО "ТРК "ТВТ" переоборудовать эту линию связи, осуществив перевод в подземные коммуникации.
В судебном заседании представитель прокурора требования поддержала.
Представитель ответчика требования прокурора не признал.
Третье лицо ООО "Управляющая компания "Уютный дом" своего представителя в суд не направило.
Решением суда заявление удовлетворено частично.
В апелляционной жалобе представитель ОАО "ТРК "ТВТ" Г. просит решение суда отменить и принять новое решение. Указывает, что при проведении проверки прокуратурой допущены нарушения прав ответчика, который не был уведомлен о ее проведении, акт составлялся в отсутствии представителя ОАО "ТРК "ТВТ". Кроме того, из данного акта невозможно сделать вывод о том, что проверялись именно принадлежащие ответчику линии связи.
Ссылается на то обстоятельство, что размещение ответчиком оборудования в жилом доме осуществлялось в 2007 году в соответствии с требованиями действующего законодательства. На момент строительства и ввода в эксплуатацию сооружений связи отсутствовали правила, устанавливающие обязанность операторов связи осуществлять строительство сетей кабельных линий подземным способом. Изменения, внесенные в Правила благоустройства города Казани, приняты после ввода в эксплуатацию линий связи, и, по ее мнению, не могут распространять свое действие на отношения, возникшие до введения их в действие. Кроме того, связь является предметом исключительного ведения Российской Федерации, поэтому ни органы государственной власти Республики Татарстан, ни органы муниципальной власти не имеют полномочий по установлению требований к способам размещения сооружений связи.
Приводит доводы о том, что Правила благоустройства города Казани не предусматривают обязанности демонтировать ранее размещенные линии связи и не устанавливают срока их переоборудования. При этом судом не принято во внимание заключенное 1 апреля 2012 года между Министерством информатизации и связи Республики Татарстан, Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани и ОАО "ТРК "ТВТ" соглашение, установившее график проведения работ по переводу подвесных линий связи в подземные коммуникации. Указанным соглашением установлены разумные сроки проведения мероприятий с учетом возможностей оператора связи и технической возможности такого перевода, что не было учтено судом при вынесении решения.
Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона "О связи" оператор связи обязан руководствоваться при проектировании, построении, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации сетей связи нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи, осуществлять построение сетей связи с учетом требований обеспечения устойчивости и безопасности их функционирования.
Как видно из материалов дела, прокуратурой Ново-Савиновского района города Казани совместно с ООО "Управляющая компания "Уютный дом" проведена проверка деятельности ОАО "ТРК "ТВТ" по соблюдению законодательства при размещении подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов. В ходе выездной проверки выявлен факт монтажа подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов, принадлежащих ОАО "ТРК "ТВТ", и их оборудования на крыше дома N .... по улице А города Казани.
При разрешении требований о возложении обязанности на ОАО "ТРК "ТВТ" перевести линию связи в подземные коммуникации суд правомерно исходил из следующего.
Решением Казанской городской Думы от 10 марта 2010 года N 16-48 были внесены изменения в Правила благоустройства города Казани, утвержденные решением от 18 октября 2006 года N 4-12, согласно которым запрещалось пересекать автомобильные дороги общего пользования при прокладке кабелей связи воздушным способом от одного здания к другому зданию; использовать в качестве крепления кабеля связи элементы фасадов, крыш, стен зданий и сооружений (дымоходы, вентиляция, антенны систем коллективного приема телевидения и радио, фронтоны, козырьки, двери, окна).
Пункт 73 ныне действующих Правил благоустройства города Казани, утвержденных решением Казанской городской Думы от 7 июня 2012 года N 4-14, также не допускает использование в качестве крепления подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов элементов фасадов, крыш, стен зданий и сооружений (дымоходы, вентиляция, антенны систем коллективного приема телевидения и радио, фронтоны, козырьки, двери, окна).
Государственное регулирование деятельности в области связи в соответствии с Федеральным законом "О связи" осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти в области связи, а также в пределах компетенции иными федеральными органами исполнительной власти. В целом для обеспечения управляемости и устойчивости единой сети связи государства Конституция Российской Федерации и Федеральный закон "О связи" устанавливают приоритет Российской Федерации в области управления данной отраслью перед субъектами Российской Федерации. Так, согласно пункту "и" статьи 71 Конституции Российской Федерации связь как отрасль отнесена к исключительному ведению Российской Федерации.
Однако в области связи на органы местного самоуправления возлагаются обязанности по созданию условий для обеспечения жителей поселения услугами связи.
Так, в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи.
Пункт 25 части 1 указанной статьи предоставляет органам местного самоуправления полномочия по утверждению правил благоустройства территории округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.
Принятие правового акта представительного органа муниципального образования было вызвано необходимостью повышения уровня благоустройства города Казани. Данный акт не устанавливает каких-либо новых нормативных требований в области связи, а регулирует вопросы благоустройства поселения, что входит в компетенцию принявшего его органа.
Кроме того, как ранее пункт 6.5.10 решения Казанской городской Думы от 10 марта 2010 года N 16-48, так и пункт 73 Правил благоустройства города Казани, не допускают использование в качестве крепления кабеля связи элементов фасадов, крыш, стен зданий и сооружений (дымоходы, вентиляция, антенны систем коллективного приема телевидения и радио, фронтоны, козырьки, двери, окна), не указывая, что данный запрет устанавливается лишь на первоначально размещаемые оборудование и линии связи.
В связи с этим доводы апелляционной жалобы о том, что на момент строительства и ввода в эксплуатацию сооружений связи отсутствовали правила, устанавливающие обязанность операторов связи осуществлять строительство сетей кабельных линий подземным способом, не могут повлечь отмену решения суда и не являются основаниями для отказа прокурору в удовлетворении требований.
Ссылка в жалобе на то, что ответчик не был уведомлен о проведении проверки, акт составлялся в отсутствии представителя ОАО "ТРК "ТВТ", не влияет на правильность принятого решения, поскольку факт не соответствующего требованиям нормативно-правового акта размещения принадлежащей ответчику линии связи на крыше многоквартирного дома установлен в судебном заседании, и судом правомерно возложена на ответчика обязанность по устранению выявленного нарушения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не принято во внимание заключенное 1 апреля 2012 года между Министерством информатизации и связи Республики Татарстан, Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани и ОАО "ТРК "ТВТ" соглашение, не могут повлечь отмену решения, так как не опровергают правильность вывода суда о необходимости перевода подвесных линий связи в подземные коммуникации, а вопрос о возможности такого перевода в реальные для ответчика сроки может быть решен в процессе исполнения судебного акта.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда города Казани от 13 февраля 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя открытого акционерного общества "Телерадиокомпания "ТВТ" Г. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)