Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.03.2009 ПО ДЕЛУ N А57-14630/06-19-15

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 марта 2009 г. по делу N А57-14630/06-19-15


Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2009 года
Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2009 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимаева Ф.И.
судей Жаткиной С.А., Антоновой О.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дюжаковой С.В.
при участии в судебном заседании:
от администрации - Ломова А.А., по доверенности от 07.07.08 г.
от истца - Соколова Ю.Ю., по доверенности от 02.05.2007 г.
от Комитета по финансам администрации г. Саратова - Прокопенко М.В., доверенность от 16.12.2008 г.
от Комитета по управлению имуществом администрации г. Саратова - Алакин С.О., доверенность от 24.09.2007 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Комитета по финансам администрации г. Саратова, Администрации г. Саратова
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.11.2008 г. по делу N А57-14630/06-19-15 (судья Потапова Н.А.)
по иску ТСЖ "Бардинский"
к Администрации г. Саратова
Комитету по ЖКХ администрации г. Саратова
Комитету по управлению имуществом администрации г. Саратова
Комитету по финансам администрации г. Саратова
о взыскании задолженности 141 554, 75 руб.

установил:

Товарищество собственников жилья "Бардинский" (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к Администрации города Саратова, Комитету по управлению имуществом администрации города Саратова, Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству администрации г. Саратова, Комитету по финансам администрации города Саратова о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав товарищества за период с 01.05.2006 г. по 01.09.2006 г. в сумме 141 554,75 рублей.
Решением Арбитражного суда Саратовской области суда от 31 июля 2007 г. по делу N А57-14630/06-19-15 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда 28.11.2007 г. решение Арбитражного суда Саратовской области оставлено без изменения. Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 02 апреля 2008 г. решение Арбитражного суда Саратовской области от 31.07.2007 г. и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2007 г. отменены, дело направлено на рассмотрение в первую инстанцию.
При новом рассмотрении товарищество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, уточнило исковые требования и просило взыскать с казны муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации г. Саратова в пользу товарищества задолженность по взносам на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов N 2, 4 по ул. Бардина, входящих в состав товарищества, установленным решением общего собрания членов товарищества от 28 апреля 2006 года, за период с 01.05.2006 года по 30.09.2008 года в сумме 782 487,48 рублей.
Решением от 26.11.2008 г. по настоящему делу постановлено взыскать с казны муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации г. Саратова в пользу товарищества задолженность по взносам на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов N 2, 4 по ул. Бардина, входящих в состав товарищества, установленным решением общего собрания членов товарищества от 28 апреля 2006 года, за период с 01.05.2006 года по 30.09.2008 года, в сумме 782 487,48 рублей. В иске к остальным ответчикам отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Комитет по финансам администрации г. Саратова и Администрация г. Саратова подали апелляционные жалобы, в которых просят решение отменить, в иске отказать.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, товарищество является объединением собственников помещений в многоквартирных жилых домах N 2 и N 4 по ул. Бардина в городе Саратове, зарегистрировано администрацией Ленинского района города Саратова 17 августа 2001 года N 06292463.
В соответствии с пунктом 3.2 "Временного Положения о мерах по созданию на территории города Саратова благоприятных условий для формирования кондоминиумов, образования на их основе товариществ собственников жилья и порядке передачи им в управление и обслуживание муниципального жилищного фонда", утвержденного постановлением мэра города Саратова N 510 от 18.06.2003 года, в случае наличия в жилом здании, передаваемом товариществу собственников жилья для обслуживания и эксплуатации, муниципального жилья - администрация соответствующего района вступает от имени муниципального образования "Город Саратов" в члены данного товарищества собственников жилья.
Руководствуясь указанным Временным Положением, согласно письменному заявлению главы администрации Ленинского района Лукьянова А.В. от 19 февраля 2004 года, действующему на основании доверенности, муниципальное образование "Город Саратов", вступило в члены товарищества.
12 января 2006 года на общем собрании членов товарищества была утверждена смета расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов, входящих в состав товарищества; определен перечень работ; их стоимость; очередность проведения работ; отобраны подрядчики и определены условия оплаты работ; утверждена новая редакция устава товарищества, которым предусмотрено проведение общего собрания членов товарищества в форме заочного голосования в соответствии с требованиями пункта 6 статьи 146 ЖК РФ.
В период с 24 по 28 апреля 2006 года, в соответствии с разделом 13 Устава товарищества, в соответствии со статьями 145, 146 ЖК РФ, было проведено общее собрание членов товарищества, в форме заочного голосования по вопросу установления с 1 мая 2006 года для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных многоквартирных домов. Решения общего собрания оформлены 28.04.2006 года протоколом подведения итогов общего собрания членов товарищества, проведенного в форме письменного опроса (заочного голосования).
В голосовании также принял участие и голосовал за установление с 1 мая 2006 года для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных многоквартирных домов представитель муниципального образования "Город Саратов", по доверенности от 03.04.2006 года.
По итогам голосования общее собрание членов товарищество большинством голосов приняло решение установить с 1 мая 2006 года для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах N 2 и N 4 по ул. Бардина ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества данных домов, в размере равному размеру федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц, утверждаемому для Саратовской области соответствующими постановлением Правительства Российской Федерации (на 2006 год - это 3 рубля 20 копеек за кв. метр, согласно постановлению Правительства РФ N 541 от 29.08.2005 года; на 2007 год - это 3 рубля 60 копеек за кв. метр, согласно постановлению Правительства РФ N 772 от 16.12.2006 года; на 2008 год - это 4 рубля 00 копеек за кв. метр, согласно постановлению Правительства РФ N 405 от 26.06.2007 года).
Данное общее собрание членов товарищества проведено в соответствии с действующим жилищным законодательством. Суду представлены доказательства письменного извещения членов товарищества о проведении общего собрания в форме заочного голосования, путем направления уведомлений и бюллетеней заказными письмами за 10 дней до начала его проведения; представлены оформленные бюллетени для заочного голосования (в том числе бюллетень, подписанный представителем муниципального образования "Город Саратов", по доверенности от 03 апреля 2006 года). Решение данного общего собрания было опубликовано в газете "ЖилСовет Ленинского района" N 14 (98) от 04 мая 2006 года. Данное решение не оспорено.
С 1 мая 2006 года и по настоящее время за исключением муниципального образования "Город Саратов", как собственника муниципальных квартир, собственники помещений в многоквартирных жилых домах N 2, 4 по ул. Бардина, как физические, так и юридические лица оплачивают ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества, данных жилых домов, в размере и в порядке, установленном Уставом и общим собранием членов товарищества от 28 апреля 2006 года.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции обоснованно отклонен довод администрации г. Саратова о том, что товарищество должно было получать обязательные платежи (взносы) в виде субсидий, в соответствии с "Положением о порядке предоставления субсидии на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов", утвержденное постановлением главы администрации города Саратова N 599 от 24 июля 2007 года.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести бремя содержания своего имущества наравне с другими собственниками.
Указанные взносы являются расходными обязательствами муниципального образования "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса РФ относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования, как исполнения его расходных обязательств.
В силу пункта 2 статьи 18 ФЗ-N 131 финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местного (городского) бюджета.
Таким образом, бюджетное законодательство дает право и определяет возможность внесения средств на содержание своего муниципального имущества и относит эти обязательства к вопросам местного значения.
А именно, в силу статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - "ФЗ-N 131") к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (пп. 3 пункта 1) и содержания муниципального жилищного фонда (пп. 6 пункта 1).
Также Министерство регионального развития Российской Федерации, в ответ на запрос ТСЖ "Бардинский", письмом Ш0900-АД/07 от 05 мая 2008 года (имеется в материалах дела) указало, что жилищным законодательством не определен особый порядок внесения обязательных платежей на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме для органов местного самоуправления. Содержание общего имущества обеспечивается ими за счет собственных средств, без требований к источникам получения таких средств.
Кроме того, постановление N 599, для товариществ собственников жилья, в соответствии со своим пунктом 2 носит не обязательный, а рекомендательный характер. Текст постановления N 599 официально опубликован не был и в настоящее время оно постановлением главы администрации города N 1441 от 08.12.2008 года - отменено.
Аналогичные положения содержались и в постановлении постановлением мэра г. Саратова N 558 от 1 ноября 2005 г., которое также носило не обязательный, а рекомендательный характер, так как не являлось нормативно-правовым актом. Текст постановления N 588 официально опубликован не был, и оно отменено постановлением N 599.
Вместе с тем, из анализа постановления N 599, усматривается, что органы местного самоуправления могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья и жилищным кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов, а могут и не предоставлять.
В частности условиями предоставления субсидий, по постановлению N 599 является заявка, с приложением необходимых документов и только после их рассмотрения принимается решение о возможном предоставлении субсидии при наличии выделенных средств бюджета города на очередной год на данные цели или об отказе в ее предоставлении (пункты 2.1, 2.2.3 его Положения).
Таким образом, муниципальное образование, оставляет за собой право, как на выделение денежных средств на капитальный ремонт многоквартирного дома, так и на отказ.
Постановление N 599 направлено на регулирование лишь предоставления разовых субсидий на капитальный ремонт многоквартирного дома, в порядке финансовой помощи, возможность предоставления которой закреплена в пункте 2 части 1 статьи 165 ЖК РФ.
Из анализа указанной нормы усматривается, что это финансовая помощь может быть, в виде безвозмездной передаче бюджетных средств (субсидий), так и в виде предоставления бюджетных кредитов. Право органов местного самоуправления предоставлять бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов, реализуется отдельно от обязанности финансировать свою часть расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов.
В данном же деле речь идет не об оказании разовой финансовой помощи (получения субсидии), а об обязанности собственника муниципального жилья и члена товарищества ежемесячно нести расходы на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, в порядке и размере установленном общим собранием членов товарищества и нормами жилищного законодательства.
Таким образом, внесение указанных обязательных платежей не противоречит бюджетному законодательству.
Ссылка администрации на нормы бюджетного законодательства не сможет служить доказательством отсутствия обязанности по несению бремени содержания принадлежащего муниципальному образованию имущества, в том числе и путем внесения ежемесячных обязательных платежей на капитальный ремонт имущества муниципального образования.
Суда апелляционной инстанции согласен с позицией суда первой инстанции о том, что действующее жилищное законодательство не разделяет права и обязанности собственника жилого помещения в зависимости от того, кем он является: гражданином, юридическим лицом, либо муниципальным образованием.
Часть 1 статьи 1 ЖК РФ закрепляет равенство участников жилищных отношений, в том числе по обеспечению сохранности жилищного фонда, а часть 2 статьи 15 Конституции РФ обязывает органы местного самоуправления соблюдать законы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме.
Согласно пункту 3.1 Решения Саратовской городской Думы от 28.02.20008 года N 25-246 "О муниципальной казне муниципального образования "Город Саратов", муниципальную казну составляют имущество города, находящееся в собственности муниципального образования "Город Саратов", в том числе - средства бюджета города.
В силу статьи 55 Устава города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думой, утвержденного решением Саратовской городской Думы N 67-649 от 18 декабря 2005 года финансовый орган администрации города является функциональным подразделением, исполняющим бюджет города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
Согласно Решению Саратовской городской Думы от 23.06.1998 года N 21-183 "О разграничении полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью" полномочия администрации по управлению муниципальной собственностью и соответствующие права собственника по средствам городского бюджета осуществляет Городское финансовое управление, в настоящее время комитет по финансам администрации г. Саратова.
В соответствии с Положением о комитете по финансам администрации г. Саратова, утвержденным решением Саратовской городской Думы N 19-172 от 19.07.2007 года - комитет по финансам администрации г. Саратова - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы. Согласно п. 1.2 положения в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим положением, комитет координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса. В соответствии с пунктом 3.22 положения выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в защиту интересов казны города. Согласно п. 3.23 исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города.
Таким образом, суд обоснованно указал что, исполнение вступивших в законную силу судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета города производится комитетом по финансам администрации г. Саратова в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании закона и получили надлежащую правовую оценку суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции полно исследованы доказательства, имеющиеся в деле, дана им верная правовая оценка, выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, правильно применены нормы материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в размере 1000 рублей арбитражный суд апелляционной инстанции относит на Комитет по финансам администрации г. Саратова.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.11.2008 г. по делу N А57-14630/06-19-15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
Ф.И.ТИМАЕВ

Судьи
О.И.АНТОНОВА
С.А.ЖАТКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)