Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.02.2009 ПО ДЕЛУ N А12-20519/08-С6

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 февраля 2009 г. по делу N А12-20519/08-С6


Резолютивная часть постановления объявлена "17" февраля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен "18" февраля 2009 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей: Комнатной Ю.А., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поморовой Н.М.,
при участии в заседании:
от Муниципального учреждения "Жилищно-коммунальное хозяйство Дзержинского района Волгограда" - не явились, извещены надлежащим образом (уведомления N 99235, N 99236),
от Государственной жилищной инспекции по Волгоградской области - не явились, извещены надлежащим образом (уведомление N 99237),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального учреждения "Жилищно-коммунальное хозяйство Дзержинского района Волгограда"

на решение арбитражного суда Волгоградской области от "25" декабря 2008 года по делу N А12-20519/08-С6, принятое судьей Наумовой М.Ю.,
по заявлению Муниципального учреждения "Жилищно-коммунальное хозяйство Дзержинского района Волгограда" (г. Волгоград)
к Государственной жилищной инспекции по Волгоградской области (г. Волгоград)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

установил:

В арбитражный суд Волгоградской области обратилось МУ "Жилищно-коммунального хозяйства Дзержинского района Волгограда" (далее МУ "ЖКХ", учреждение, заявитель) с заявлением об оспаривании постановления Государственной жилищной инспекции Волгоградской области (далее Госжилинспекция) от 02.12.2008 г. N 826/6 о привлечении к административной ответственности по ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 25.12.2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
МУ "Жилищно-коммунального хозяйства Дзержинского района Волгограда", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей МУ "Жилищно-коммунального хозяйства Дзержинского района Волгограда", Государственной жилищной инспекции Волгоградской области надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Государственной жилищной инспекцией Волгоградской области 07.10.2008 г. проведена проверка Учреждения по вопросу исполнения обязательных требований, правил содержания и ремонта жилого многоквартирного дома по улице Землячки, 32, в Дзержинском районе Волгограда. В ходе проверки установлено нарушение требований раздела II Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 г. N 170, пункта 4.5 ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги".
Нарушения зафиксированы в акте проверки от 07.10.2008 г. N 826/6. По результатам проверки Государственной жилищной инспекцией Волгоградской области составлен протокол об административном правонарушении от 09.10.2008 г. N 826/6.
Государственной жилищной инспекцией Волгоградской области вынесено постановление от 02.12.2008 г. N 826/3 о привлечении Учреждения к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Посчитав принятое постановление незаконным, Учреждение обжаловало его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что факт административного правонарушения и вина заявителя в его совершении установлены и подтверждены материалами дела.
Суд апелляционной инстанции находит данные выводы суда обоснованным по следующим основаниям.
Статьей 7.22 КоАП Российской Федерации установлена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Материалами дела подтверждается, что в ходе проведенной жилищной Инспекцией проверки установлено значительное количество нарушений Правил, которые были подробно отражены и описаны в акте проверки от 07.10.2008 г. N 826/6.
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушения которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Объективную сторону данного правонарушения составляет противоправное бездействие, выразившееся в нарушении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 и Правил технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правил).
В соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за плату обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
В силу пунктов 2, 39 и 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, управляющие организации несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством. Контроль за содержанием общего имущества осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Крыши, лестничные клетки, подвал относятся к общему имуществу многоквартирного дома.
Из материалов дела следует, что обязанность по содержанию и ремонту жилых домов возложена на МУ "Жилищно-коммунальное хозяйство Дзержинского района Волгограда", что отражено в п. п. 2.1., 2.2.1, 2.2.2, 2.2.9., Устава учреждения.
Согласно указанным пунктам Устава, основными целями деятельности Учреждения являются: управление коммунальными и дорожными хозяйствами, включая объекты внешнего благоустройства, проведение комплекса работ по благоустройству территории и капитальному ремонту жилищного фонда, управление многоквартирными домами (за исключением домов, собственники помещений в которых выбрали способы управления домами, исключившие участие Учреждения) в границах Дзержинского района г. Волгограда. Для достижения указанных целей Учреждение выполняет функции заказчика, в том числе, по техническому обслуживанию, текущему (планово-предупредительному), выборочному, аварийному и капитальному ремонтам многоквартирных домов
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 32 по ул. Землячки в Дзержинском районе г. Волгограда выбран способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией, а управляющей организацией определено МУ "ЖКХ Дзержинского района Волгограда", что подтверждается протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 05.12.2006 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 162 Жилищного кодекса РФ при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
В настоящее время управление многоквартирным домом N 32 по ул. Землячки осуществляет МУ "ЖКХ Дзержинского района г. Волгограда" на основании заключенных с собственниками помещений договоров управления многоквартирным домом от 26.06.2007 г.
На основании изложенного, лицом, ответственным за техническое содержание и своевременное выполнение ремонтных работ в многоквартирном жилом доме, является МУ "ЖКХ Дзержинского района Волгограда".
Довод заявителя о том, что в приобщенном к материалам административного дела договоре управления многоквартирным домом от 26.06.2007 г. отсутствует утвержденный общим собранием собственников помещений в жилом доме перечень работ и услуг по содержанию общего имущества указанного дома, не соответствует тексту данного договора. Согласно п. 7.5 договора, подписанного в установленном порядке законным представителем управляющей организации - директором МУ "ЖКХ Дзержинского района Волгограда" Санжаровым Э.С. - и собственником жилого помещения в доме N 32 по ул. Землячки, его неотъемлемой частью является, в том числе, Перечень работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (л.д. 47).
Также является несостоятельным доводом заявителя апелляционной жалобы о том, что Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170, обязательны для исполнения только органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления, в том числе эксплуатирующими организациями.
Согласно пункту 1.1 Правил и норм N 170 Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью:
- - обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности;
- - проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий;
- - обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Следовательно, данные Правила должны исполняться всеми организациями, деятельность которых непосредственно связана с вопросами обеспечения надлежащего содержания и ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе муниципальными учреждениями (по настоящему делу - МУ "ЖКХ Дзержинского района г. Волгограда"), на которых в силу договора (закона, Устава) возложена обязанность управления многоквартирными домами.
Согласно п. 2. ст. 5 Жилищного кодекса РФ Жилищное законодательство состоит из Жилищного Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Правила и нормы N 170 утверждены федеральным органом исполнительной власти - Госстроем Российской Федерации, в установленном порядке зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ 15.10.2003 г. за номером 5176, официально опубликованы и действуют до настоящего времени.
Требования о соблюдении Правил и норм N 170 управляющими организациями (и учреждениями, выполняющими их функции) вытекают из статей 4, 5, 161 Жилищного кодекса РФ и пункта 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, согласно которому управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила содержания общего имущества в многоквартирных домах не содержат каких-либо исключений равно особенностей в части исполнения обязанности по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирных домах управляющей организацией.
Таким образом, Правила и нормы N 170, равно как и Правила содержания N 491, являющиеся частью жилищного законодательства РФ, обязательны для исполнения как обслуживающими организациями, так и наделенными функциями по управлению многоквартирными домами муниципальными учреждениями (по настоящему делу - МУ "ЖКХ Дзержинского района Волгограда").
Суд апелляционной инстанции считает, что обязанности, возложенные на МУ "ЖКХ" в Договоре управления многоквартирным домом по ул. Землячки, 32 от 26.06.2007 г., не освобождают управляющую организацию от соблюдения общеобязательных требований по содержанию общего имущества многоквартирного дома, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами содержания общего имущества в многоквартирных домах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Таким образом, МУ "ЖКХ Дзержинского района Волгограда", выполняющее функции управления многоквартирным домом N 32 по ул. Землячки, обязано обеспечивать надлежащее содержание общего имущества данного многоквартирного дома, руководствуясь обязательными требованиями "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170, а также Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491.
Кроме того, является несостоятельным довод МУ "ЖК" о том, что Правила и нормы N 170 имеют рекомендательный характер. В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", учитывая, что технический регламент "о безопасности зданий и сооружений" до настоящего времени не принят (ст. 9 этого закона), нормативные документы федеральных органов исполнительной власти в части защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества подлежат обязательному исполнению до вступления в силу соответствующих технических регламентов.
Ссылка заявителя на Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда от 05.10.2007 г. N 57 является необоснованной, поскольку указанное Постановление содержит разъяснения по вопросам, возникающим у арбитражных судов при рассмотрении дел с участием налоговых органов и товариществ собственников жилья, связанных с применением налогового законодательства по вопросам обложения налогом на добавленную стоимость жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых ТСЖ.
При таких обстоятельствах, в деяниях МУ "ЖКХ Дзержинского района Волгограда" по ненадлежащему содержанию и ремонту дома N 32 по ул. Землячки в Дзержинском районе г. Волгограда содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Таким образом, факт правонарушения и вина Учреждения в его совершении подтверждается материалами дела, порядок привлечения к административной ответственности инспекцией не нарушен.
Учреждению назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией ст. 7.22 КоАП РФ.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение арбитражного суда Волгоградской области от "25" декабря 2008 года по делу N А12-20519/08-С6 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального учреждения "Жилищно-коммунальное хозяйство Дзержинского района Волгограда" без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий
С.Г.ВЕРЯСКИНА

Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
Н.В.ЛУГОВСКОЙ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)