Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 11.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-5584/13

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 июля 2013 г. по делу N 33-5584/13


Судья: Самсонова О.В.
Судья-докладчик: Давыдова О.Ф.

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Давыдовой О.Ф.,
судей Жилкиной Е.М., Быковой Н.А.,
при секретаре О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Иркутска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью <данные изъяты> об обязании при осуществлении управления многоквартирными домами организовать места для накопления, накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированную организацию, с апелляционной жалобой представителя ООО <данные изъяты> Ч. на решение Ленинского районного суда г. Иркутска от 22 апреля 2012 года,

установила:

Прокурор Ленинского района г. Иркутска в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что прокуратурой Ленинского района г. Иркутска проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства ООО <данные изъяты> по вопросу оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах в части организации мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп. В силу требований п. 2.10 Порядка сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории г. Иркутска, утвержденным постановлением администрации г. Иркутска от 31.12.2010, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие управление многоквартирными домами, должны определить помещение для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп.
Размещение помещений для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп согласовывается с комитетами по управлению округами администрации г. Иркутска и управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области. В соответствии с Уставом ООО <данные изъяты> осуществляет управление эксплуатацией жилого и нежилого фондов. На обслуживании ООО <данные изъяты> находится 265 жилых домов, расположенных на территории Ленинского района г. Иркутска, из которых 83 дома обслуживаются по договору с администрацией г. Иркутска и 182 - по договору с собственниками жилых помещений. При эксплуатации столь значимого числа многоквартирных домов, организация мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передача в специализированные организации ответчиком в нарушение требований законодательства не производятся, в связи с чем ртутьсодержащие отходы бесконтрольно накапливаются в общих контейнерах для сбора твердых бытовых отходов, шахтах мусоропроводов, что может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде. Контейнерные площадки для сбора отходов располагаются, как правило, в непосредственной близости с жилыми домами, детскими игровыми площадками, детскими образовательными учреждениями. Бездействием ответчика нарушаются права неопределенного круга лиц на предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности и жизнедеятельности будущих поколений.
Просил обязать ООО <данные изъяты> при осуществлении управления многоквартирными домами организовать места для накопления, накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированную организацию, имеющую лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов 1-4 класса опасности.
Решением Ленинского районного суда г. Иркутска от 22 апреля 2013 года исковые требования удовлетворены. Суд постановил обязать Общество с ограниченной ответственностью <данные изъяты> при осуществлении управления многоквартирными домами в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда, организовать места для накопления, накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированную организацию, имеющую лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов 1-4 класса опасности.
В апелляционной жалобе представитель ООО <данные изъяты> Ч. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает, что ООО <данные изъяты> осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными на территории Ленинского района г. Иркутска на основании договоров управления многоквартирным домом, заключенными с собственниками помещений. Исходя из буквального смысла ст. 162 ЖК РФ, услуги управляющей организации оказываются населению по договорам управления многоквартирных домов на возмездной основе. ООО <данные изъяты> не имеет дополнительных источников финансирования, кроме как взимание платы с граждан за содержание и текущий ремонт помещений. Все денежные средства, поступающие от граждан за содержание и ремонт общего имущества, используются строго по назначению. Работы по организации мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передача в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов 1-4 класса опасности потребует от управляющей организации дополнительных затрат на: заключение договоров аренды на помещения, где будут организованы пункты приема ртутьсодержащих ламп, так как ООО <данные изъяты> не имеет в собственности помещений; 2) увеличение штатной численности предприятия; 3) заключение договоров со специализированной организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов - IV класса опасности. Указанные работы приведут к увеличению объема услуг, предоставляемых населению по договору управления многоквартирным домом и, как следствие, к увеличению стоимости услуг на содержание общего имущества многоквартирного дома. Услуги по организации мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передача в специализированные организации не были включены в действующие договоры управления многоквартирными домами, поскольку договоры заключались до 2011 года, то есть до внесения дополнений в п. 11 Правил содержания общего имущества.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Ленинского района г. Иркутска К. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Давыдовой О.Ф., пояснения представителя ООО <данные изъяты> Н. поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора отдела прокуратуры Иркутской области М. полагавшей решение суда не подлежащим отмене, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении дела установлено, что общество с ограниченной ответственностью <данные изъяты> осуществляет управление многоквартирными жилыми домами, расположенными на территории Ленинского района г. Иркутска.
Установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что до настоящего времени обществом с ограниченной ответственностью <данные изъяты> не организованы места для приема и накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, их передача в специализированную организацию, имеющую лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов 1-4 класса опасности.
Вместе с тем, установлено наличие специализированной организации, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов 1-4 класса опасности - индивидуального предпринимателя М. с которым ответчик уже имеет договорные отношения по утилизации отработанных ртутьсодержащих ламп, используемых непосредственно сетевой компанией.
Разрешая заявленные исковые требования суд первой инстанции, правильно определив правоотношения сторон и нормы материального права, подлежащие применению, исходил из того, что обязанность по организации мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и их накоплению лежит на организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, независимо от использования ею в своей деятельности ламп с ртутным заполнением, поскольку организация мест накопления и накопление ртутьсодержащих ламп является частью содержания общего имущества многоквартирного дома, учитывая, что ответчиком требования подп. "д (1)" п. 11 Правил содержания общего имущества не исполняются, чем нарушается закрепленное ст. 42 Конституции РФ право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, так как существует потенциальная угроза возникновения заболеваний граждан и загрязнения окружающей среды по причине несоблюдения ответчиком требований в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологических правил, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст. ст. 56, 57 ГПК РФ, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к позиции, занятой представителем ответчика в ходе рассмотрения дела, являлись предметом судебного разбирательства, о чем в судебном решении имеются подробные суждения суда, основаны на произвольном толковании норм материального права и направлены на иную оценку установленных представленными доказательствами обстоятельств по делу, в связи с чем не принимаются судебной коллегией во внимание.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, безопасность для жизни и здоровья граждан, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Согласно подп. д(1) п. 11 Правил содержания общего имущества содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности.
Поскольку ООО <данные изъяты> требования подп. "д(1)" п. 11 Правил содержания общего имущества, пунктов 3, 4 Правил обращения с отходами не исполняются, чем нарушается закрепленное ст. 42 Конституции Российской Федерации право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, так как существует потенциальная угроза возникновения заболеваний граждан и загрязнения окружающей среды по причине несоблюдения ответчиком требований в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологических правил, установленных с целью исключения негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровье населения, оснований для отказа в удовлетворении требований прокурора не имеется.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем решение суда, проверенное в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным и обоснованным и отмене не подлежит, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Иркутска от 22 апреля 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
О.Ф.ДАВЫДОВА

Судьи
Е.М.ЖИЛКИНА
Н.А.БЫКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)