Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2013 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Александровой Л.Б.,
судей: Акимовой М.А., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
при участии в судебном заседании представителя заявителя: Лашмановой Н.В., действующей на основании доверенности от 28 мая 2013 года; административного органа: Степановой Д.А, действующей на основании доверенности от 04 февраля 2013 года N 1-03/02-24-13,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Набережная Космонавтов 6", ОГРН 1126450008816, ИНН 6450056188 (г. Саратов),
на решение арбитражного суда Саратовской области от 15 июля 2013 года по делу N А57-9196/2013 (судья Землянникова В.В.)
по заявлению товарищества собственников жилья "Набережная Космонавтов 6", ОГРН 1126450008816, ИНН 6450056188 (г. Саратов)
заинтересованное лицо: комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области, ОГРН 1056405028624, ИНН 6450608625 (г. Саратов)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 51 от 30 апреля 2013 года,
установил:
Товарищество собственников жилья "Набережная Космонавтов 6" (далее по тексту - ТСЖ "Набережная Космонавтов 6") обратилось в арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области об административном правонарушении от 30 апреля 2013 года N 51 о привлечении товарищества собственников жилья "Набережная Космонавтов 6" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 15 июля 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ТСЖ "Набережная Космонавтов 6", не согласившись с решением суда, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит принятое по делу решение отменить по основаниям, изложенным в жалобе, и принять новый судебный акт о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 30 апреля 2013 года N 51.
По мнению подателя жалобы, ТСЖ "Набережная Космонавтов 6" назначенное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей не соответствует характеру и тяжести совершенного административного правонарушения, в связи с чем выводы суда о том, что административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования общественных отношений, возникающих при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, и содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии являются необоснованными. Кроме того, ТСЖ "Набережная Космонавтов 6" считает, что суд первой инстанции должен был применить норму ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о малозначительности административного правонарушения.
Комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области представило отзыв на апелляционную жалобу, с доводами, изложенными в ней, не согласно, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, поскольку ТСЖ своевременно не приняты меры к определению и оборудованию мест складирования (накопления) отработанных ртутных ламп, не разработаны паспорта на отходы I-IV классов опасности, не разработаны проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не ведется учет в области обращения с отходами, что образует состав административного правонарушения предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным не имеется.
В порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании, 09 сентября 2013 года объявлен перерыв до 14 час. 15 мин. 16 сентября 2013 года.
Дело в арбитражном суде апелляционной инстанции рассматривается в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, комитетом охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области в отношении ТСЖ "Набережная Космонавтов 6" возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное расследование, о чем принято определение от 01 апреля 2013 года N 4-О/32. Поводом для возбуждения дела об административном правонарушении явились обращения председателя РОО "Саратовское областное общество защиты прав граждан в жилищно-коммунальной сфере" Кислицына А.А. по вопросу загрязнения окружающей среды собственниками жилых и нежилых помещений ТСЖ "Набережная Космонавтов 6" и Управления Росприроднадзора по Саратовской области об отсутствии установленных нормативов образования отходов и паспортов на опасные отходы для ТСЖ "Набережная Космонавтов 6".
11 апреля 2013 года государственным инспектором Саратовской области по охране окружающей среды и природопользования Саратовской области Акимовым Р.Г. в отношении ТСЖ "Набережная Космонавтов 6", в присутствии председателя правления Сисекиной Л.Н., был составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному помещений, территории и находящихся там вещей и документов.
19 апреля 2013 года государственным инспектором Саратовской области по охране окружающей среды и природопользования Саратовской области Акимовым Р.Г. в отношении ТСЖ "Набережная Космонавтов 6", в присутствии председателя правления Сисекиной Л.Н., был составлен протокол об административном правонарушении по признакам ст. 8.2 КоАП РФ.
О времени (на 30 апреля 2013 года) и месте рассмотрения дела об административном правонарушении извещен законный представитель юридического лица - председатель правления Сисекина Л.Н., о чем в протоколе об административном правонарушении имеется соответствующая отметка (т. 1, л.д. 75-77).
Дело об административном правонарушении в отношении ТСЖ "Набережная Космонавтов 6" рассмотрено государственным инспектором Саратовской области по охране окружающей среды и природопользования Саратовской области Акимовым Р.Г. 30 апреля 2013 года и принято постановление N 51, в соответствии с которым ТСЖ "Набережная Космонавтов 6" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме ста тысяч рублей.
Полагая, что указанное постановление является незаконным и что оно затрагивает интересы хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской и ной экономической деятельности, ТСЖ "Набережная Космонавтов 6" обратилось в арбитражный суд Саратовской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного ТСЖ "Набережная Космонавтов 6" требования, правомерно пришел к выводу о том, что событие административного правонарушения установлено, в действиях товарищества имеется состав вмененного правонарушения, административным органом нарушений требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
ТСЖ "Набережная Космонавтов 6" вменено в вину отсутствие лимитов на размещение отходов и паспортов на опасные отходы, обязанность по разработке которых возложена пунктом 3 статьи 18 и статьей 14 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" на предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Невыполнение данной обязанности представляет собой нарушение экологических требований, установленных в связи с ведением деятельности, в ходе которой образуются отходы производства и потребления.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектом названного административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) требования в области охраны окружающей среды - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
В силу статьи 16 Закона N 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Федеральный закон от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) регулирует порядок обращения с отходами, возникающими не только в процессе производства продукции, но и любой деятельности, в ходе которой образуются отходы.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Размещением отходов признается хранение и захоронение отходов.
В соответствии со статьей 11 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Статьей 18 Закона N 89-ФЗ установлено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшая количество отходов предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами. Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются и утверждаются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 г. N 461 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".
В силу статьи 14 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.
На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство Российской Федерации.
Факт образования отходов при осуществлении хозяйственной деятельности ТСЖ "Набережная Космонавтов подтверждается протоколом от 11 апреля 2013 года, согласно которому временное накопление отходов осуществляется в четырех контейнерах, расположенных в 20 м от дома N 6 по ул. Набережная Космонавтов. Вместимость контейнеров составляет примерно 0,75 м 3.
В соответствии с договором на обслуживание общего имущества, заключенного 15 июня 2012 года между ТСЖ "Набережная Космонавтов 6" и ООО "Гольфстрим", общедворовая территория 450 м 2 убирается с образованием отхода в виде смете с территории прочих коммунальных отходов (смет с территории) код ФККО 990000000000, осуществляется уборка внутри подъездов, а именно смет мусора с подоконников и смет мусора с лестничных площадок и маршей, таким образом образуются отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) код по ФККО 9110010001004.
Образовавшиеся общедомовые отходы вывозятся и утилизируются в соответствии договором заключенным ТСЖ "Набережная Космонавтов 6" с МУП "СпенАТХ по уборке города" N 8711 от 21 июня 2012 года.
На основании вышеназванного договора ТСЖ "Набережная Космонавтов 6" ежемесячно передает МУП "СпецАТХ по уборке города" для вывоза и утилизации отходы в объеме 15,75 м 3 твердых бытовых отходов и 2,52 м 3 крупно-габаритных отходов.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что ТСЖ "Набережная Космонавтов 6" осуществляет деятельность по обращению с отходами с их фактическим приемом и накоплением, а также последующей передачей отходов для транспортировки на основании заключенных договоров, находит свое подтверждение в материалах дела.
При этом ТСЖ "Набережная Космонавтов 6", как потребитель ртутьсодержащих ламп, не соблюдается порядок накопления отработанных ртутьсодержащих ламп (не определено и не оборудовано место их складирования).
На момент проведения административного расследования ТСЖ "Набережная Космонавтов 6" не произведено отнесение образующихся отходов к конкретному классу опасности; не разработаны и не согласованы в установленном порядке паспорта отходов 1-4 класса опасности, удостоверяющих принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности для следующих видов отходов: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак код по ФККО 3533010013011, прочие коммунальные отходы (смет с территории) код по ФККО 990000000000, отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) код по ФККО 911 001 00 01 00 4; проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ТСЖ "Набережная Космонавтов 6" не разрабатывался; учет в области обращения с отходами ТСЖ не велся.
Кроме того, ТСЖ "Набережная Космонавтов 6" образуются отходы, которые относятся к первому и четвертому классам опасности, и на них должны быть составлены паспорта.
Отсутствие у ТСЖ "Набережная Космонавтов 6" на момент проверки лимитов на размещение отходов, паспортов опасных отходов подтверждается протоколом об административном правонарушении N 4-О/39 от 19 апреля 2013 г., постановлением о привлечении к административной ответственности от N 51 от 30 апреля 2013 г. и по существу заявителем не оспаривается.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о наличии в действиях ТСЖ "Набережная Космонавтов 6" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.
В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
При этом юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения ТСЖ "Набережная Космонавтов 6" вышеперечисленных требований природоохранного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Ссылка товарищества на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 26 июля 2013 года, приобщенное к материалам дела, выводов суда первой инстанции не опровергает. Указанное постановление не устанавливает обстоятельств, которые в силу ст. 69 АПК РФ не подлежат доказыванию при рассмотрении настоящего дела.
Административным органом соблюдены процессуальные требования, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушений прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, при рассмотрении государственным инспектором Саратовской области по охране окружающей среды и природопользования Саратовской области Акимовым Р.Г. дела об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не усмотрено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления ТСЖ "Набережная Космонавтов 6" об отмене постановления по делу об административном правонарушении N 51 от 30 апреля 2013 г., принятого государственным инспектором Саратовской области по охране окружающей среды и природопользования Саратовской области Акимовым Р.Г. не имеется.
Довод заявителя жалобы о возможности применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о малозначительности административного правонарушения правомерно признан судом первой инстанции необоснованным.
Оценив собранные по делу доказательства в совокупности и в их взаимосвязи в соответствии с положениями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции не усмотрел в действиях ТСЖ "Набережная Космонавтов 6" малозначительности совершенного правонарушения. Данный вывод суда соответствует закону, фактическим обстоятельствам дела и переоценке судом апелляционной инстанции не подлежит.
Согласно ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в п. 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении субъекта к исполнению своих обязанностей, прямо предусмотренных Федеральным законом от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
С учетом изложенного оснований для применения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Апелляционная жалоба направлена на переоценку выводов суда первой инстанции. Податель апелляционной жалобы не представляет новых доказательств и на наличие таковых не ссылается. Само по себе несогласие с выводами суда не является основанием для отмены судебного акта.
Суд всесторонне, полно и объективно исследовал фактические обстоятельства и материалы дела, надлежаще оценил их. Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение судебного акта, не установлено.
Апелляционная жалоба ТСЖ "Набережная Космонавтов 6" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение арбитражного суда Саратовской области от 15 июля 2013 года по делу N А57-9196/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Набережная Космонавтов 6" (г. Саратов) - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
Судьи
М.А.АКИМОВА
Н.В.ЛУГОВСКОЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.09.2013 ПО ДЕЛУ N А57-9196/2013
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 сентября 2013 г. по делу N А57-9196/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2013 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Александровой Л.Б.,
судей: Акимовой М.А., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
при участии в судебном заседании представителя заявителя: Лашмановой Н.В., действующей на основании доверенности от 28 мая 2013 года; административного органа: Степановой Д.А, действующей на основании доверенности от 04 февраля 2013 года N 1-03/02-24-13,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Набережная Космонавтов 6", ОГРН 1126450008816, ИНН 6450056188 (г. Саратов),
на решение арбитражного суда Саратовской области от 15 июля 2013 года по делу N А57-9196/2013 (судья Землянникова В.В.)
по заявлению товарищества собственников жилья "Набережная Космонавтов 6", ОГРН 1126450008816, ИНН 6450056188 (г. Саратов)
заинтересованное лицо: комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области, ОГРН 1056405028624, ИНН 6450608625 (г. Саратов)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 51 от 30 апреля 2013 года,
установил:
Товарищество собственников жилья "Набережная Космонавтов 6" (далее по тексту - ТСЖ "Набережная Космонавтов 6") обратилось в арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области об административном правонарушении от 30 апреля 2013 года N 51 о привлечении товарищества собственников жилья "Набережная Космонавтов 6" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 15 июля 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ТСЖ "Набережная Космонавтов 6", не согласившись с решением суда, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит принятое по делу решение отменить по основаниям, изложенным в жалобе, и принять новый судебный акт о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 30 апреля 2013 года N 51.
По мнению подателя жалобы, ТСЖ "Набережная Космонавтов 6" назначенное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей не соответствует характеру и тяжести совершенного административного правонарушения, в связи с чем выводы суда о том, что административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования общественных отношений, возникающих при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, и содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии являются необоснованными. Кроме того, ТСЖ "Набережная Космонавтов 6" считает, что суд первой инстанции должен был применить норму ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о малозначительности административного правонарушения.
Комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области представило отзыв на апелляционную жалобу, с доводами, изложенными в ней, не согласно, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, поскольку ТСЖ своевременно не приняты меры к определению и оборудованию мест складирования (накопления) отработанных ртутных ламп, не разработаны паспорта на отходы I-IV классов опасности, не разработаны проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не ведется учет в области обращения с отходами, что образует состав административного правонарушения предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным не имеется.
В порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании, 09 сентября 2013 года объявлен перерыв до 14 час. 15 мин. 16 сентября 2013 года.
Дело в арбитражном суде апелляционной инстанции рассматривается в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, комитетом охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области в отношении ТСЖ "Набережная Космонавтов 6" возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное расследование, о чем принято определение от 01 апреля 2013 года N 4-О/32. Поводом для возбуждения дела об административном правонарушении явились обращения председателя РОО "Саратовское областное общество защиты прав граждан в жилищно-коммунальной сфере" Кислицына А.А. по вопросу загрязнения окружающей среды собственниками жилых и нежилых помещений ТСЖ "Набережная Космонавтов 6" и Управления Росприроднадзора по Саратовской области об отсутствии установленных нормативов образования отходов и паспортов на опасные отходы для ТСЖ "Набережная Космонавтов 6".
11 апреля 2013 года государственным инспектором Саратовской области по охране окружающей среды и природопользования Саратовской области Акимовым Р.Г. в отношении ТСЖ "Набережная Космонавтов 6", в присутствии председателя правления Сисекиной Л.Н., был составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному помещений, территории и находящихся там вещей и документов.
19 апреля 2013 года государственным инспектором Саратовской области по охране окружающей среды и природопользования Саратовской области Акимовым Р.Г. в отношении ТСЖ "Набережная Космонавтов 6", в присутствии председателя правления Сисекиной Л.Н., был составлен протокол об административном правонарушении по признакам ст. 8.2 КоАП РФ.
О времени (на 30 апреля 2013 года) и месте рассмотрения дела об административном правонарушении извещен законный представитель юридического лица - председатель правления Сисекина Л.Н., о чем в протоколе об административном правонарушении имеется соответствующая отметка (т. 1, л.д. 75-77).
Дело об административном правонарушении в отношении ТСЖ "Набережная Космонавтов 6" рассмотрено государственным инспектором Саратовской области по охране окружающей среды и природопользования Саратовской области Акимовым Р.Г. 30 апреля 2013 года и принято постановление N 51, в соответствии с которым ТСЖ "Набережная Космонавтов 6" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме ста тысяч рублей.
Полагая, что указанное постановление является незаконным и что оно затрагивает интересы хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской и ной экономической деятельности, ТСЖ "Набережная Космонавтов 6" обратилось в арбитражный суд Саратовской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного ТСЖ "Набережная Космонавтов 6" требования, правомерно пришел к выводу о том, что событие административного правонарушения установлено, в действиях товарищества имеется состав вмененного правонарушения, административным органом нарушений требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
ТСЖ "Набережная Космонавтов 6" вменено в вину отсутствие лимитов на размещение отходов и паспортов на опасные отходы, обязанность по разработке которых возложена пунктом 3 статьи 18 и статьей 14 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" на предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Невыполнение данной обязанности представляет собой нарушение экологических требований, установленных в связи с ведением деятельности, в ходе которой образуются отходы производства и потребления.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектом названного административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) требования в области охраны окружающей среды - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
В силу статьи 16 Закона N 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Федеральный закон от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) регулирует порядок обращения с отходами, возникающими не только в процессе производства продукции, но и любой деятельности, в ходе которой образуются отходы.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Размещением отходов признается хранение и захоронение отходов.
В соответствии со статьей 11 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Статьей 18 Закона N 89-ФЗ установлено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшая количество отходов предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами. Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются и утверждаются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 г. N 461 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".
В силу статьи 14 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.
На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство Российской Федерации.
Факт образования отходов при осуществлении хозяйственной деятельности ТСЖ "Набережная Космонавтов подтверждается протоколом от 11 апреля 2013 года, согласно которому временное накопление отходов осуществляется в четырех контейнерах, расположенных в 20 м от дома N 6 по ул. Набережная Космонавтов. Вместимость контейнеров составляет примерно 0,75 м 3.
В соответствии с договором на обслуживание общего имущества, заключенного 15 июня 2012 года между ТСЖ "Набережная Космонавтов 6" и ООО "Гольфстрим", общедворовая территория 450 м 2 убирается с образованием отхода в виде смете с территории прочих коммунальных отходов (смет с территории) код ФККО 990000000000, осуществляется уборка внутри подъездов, а именно смет мусора с подоконников и смет мусора с лестничных площадок и маршей, таким образом образуются отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) код по ФККО 9110010001004.
Образовавшиеся общедомовые отходы вывозятся и утилизируются в соответствии договором заключенным ТСЖ "Набережная Космонавтов 6" с МУП "СпенАТХ по уборке города" N 8711 от 21 июня 2012 года.
На основании вышеназванного договора ТСЖ "Набережная Космонавтов 6" ежемесячно передает МУП "СпецАТХ по уборке города" для вывоза и утилизации отходы в объеме 15,75 м 3 твердых бытовых отходов и 2,52 м 3 крупно-габаритных отходов.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что ТСЖ "Набережная Космонавтов 6" осуществляет деятельность по обращению с отходами с их фактическим приемом и накоплением, а также последующей передачей отходов для транспортировки на основании заключенных договоров, находит свое подтверждение в материалах дела.
При этом ТСЖ "Набережная Космонавтов 6", как потребитель ртутьсодержащих ламп, не соблюдается порядок накопления отработанных ртутьсодержащих ламп (не определено и не оборудовано место их складирования).
На момент проведения административного расследования ТСЖ "Набережная Космонавтов 6" не произведено отнесение образующихся отходов к конкретному классу опасности; не разработаны и не согласованы в установленном порядке паспорта отходов 1-4 класса опасности, удостоверяющих принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности для следующих видов отходов: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак код по ФККО 3533010013011, прочие коммунальные отходы (смет с территории) код по ФККО 990000000000, отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) код по ФККО 911 001 00 01 00 4; проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ТСЖ "Набережная Космонавтов 6" не разрабатывался; учет в области обращения с отходами ТСЖ не велся.
Кроме того, ТСЖ "Набережная Космонавтов 6" образуются отходы, которые относятся к первому и четвертому классам опасности, и на них должны быть составлены паспорта.
Отсутствие у ТСЖ "Набережная Космонавтов 6" на момент проверки лимитов на размещение отходов, паспортов опасных отходов подтверждается протоколом об административном правонарушении N 4-О/39 от 19 апреля 2013 г., постановлением о привлечении к административной ответственности от N 51 от 30 апреля 2013 г. и по существу заявителем не оспаривается.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о наличии в действиях ТСЖ "Набережная Космонавтов 6" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.
В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
При этом юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения ТСЖ "Набережная Космонавтов 6" вышеперечисленных требований природоохранного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Ссылка товарищества на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 26 июля 2013 года, приобщенное к материалам дела, выводов суда первой инстанции не опровергает. Указанное постановление не устанавливает обстоятельств, которые в силу ст. 69 АПК РФ не подлежат доказыванию при рассмотрении настоящего дела.
Административным органом соблюдены процессуальные требования, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушений прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, при рассмотрении государственным инспектором Саратовской области по охране окружающей среды и природопользования Саратовской области Акимовым Р.Г. дела об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не усмотрено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления ТСЖ "Набережная Космонавтов 6" об отмене постановления по делу об административном правонарушении N 51 от 30 апреля 2013 г., принятого государственным инспектором Саратовской области по охране окружающей среды и природопользования Саратовской области Акимовым Р.Г. не имеется.
Довод заявителя жалобы о возможности применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о малозначительности административного правонарушения правомерно признан судом первой инстанции необоснованным.
Оценив собранные по делу доказательства в совокупности и в их взаимосвязи в соответствии с положениями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции не усмотрел в действиях ТСЖ "Набережная Космонавтов 6" малозначительности совершенного правонарушения. Данный вывод суда соответствует закону, фактическим обстоятельствам дела и переоценке судом апелляционной инстанции не подлежит.
Согласно ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в п. 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении субъекта к исполнению своих обязанностей, прямо предусмотренных Федеральным законом от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
С учетом изложенного оснований для применения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Апелляционная жалоба направлена на переоценку выводов суда первой инстанции. Податель апелляционной жалобы не представляет новых доказательств и на наличие таковых не ссылается. Само по себе несогласие с выводами суда не является основанием для отмены судебного акта.
Суд всесторонне, полно и объективно исследовал фактические обстоятельства и материалы дела, надлежаще оценил их. Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение судебного акта, не установлено.
Апелляционная жалоба ТСЖ "Набережная Космонавтов 6" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение арбитражного суда Саратовской области от 15 июля 2013 года по делу N А57-9196/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Набережная Космонавтов 6" (г. Саратов) - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
Судьи
М.А.АКИМОВА
Н.В.ЛУГОВСКОЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)