Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2013 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Белова Д.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросян Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уют" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.08.2013 по делу N А63-6151/2013 (судья З.Р. Тлябичева)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Уют", пос. Иноземцево, ОГРН 1092647000555, ИНН 2627024068,
к Управлению Ставропольского края - государственной жилищной инспекции, г. Ставрополь
о признании недействительным и отмене постановления об административном правонарушении N 144 от 14.05.2013,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Уют" (далее - ООО "Уют") обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Ставропольского края - государственной жилищной инспекции, г. Ставрополь об отмене постановления о признании недействительным и отмене постановления об административном правонарушении N 144 от 14.05.2013.
Учитывая, что сторонами не представлено возражений против рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел дело в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 19.08.2013 в удовлетворении требований ООО "Уют" о признании недействительным и отмене постановления Управления Ставропольского края - государственной жилищной инспекции об административном правонарушении N 144 от 14.05.2013, отказано.
Не согласившись с таким решением суда, ООО "Уют" обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Ставропольского края - государственной жилищной инспекции просит оставить решение суда от 19.08.2013 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от Управления Ставропольского края - государственной жилищной инспекции поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующими файлом размещена 24.10.2013 на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ, вступившего в силу 01.11.2010).
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 АПК РФ, проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 20.04.2013 прокуратурой города Железноводска была проведена проверка по контролю за исполнением ООО "Уют" требований и норм жилищного законодательства, при обслуживании многоквартирного дома N 20, расположенного по ул. Чапаева, в г. Железноводске, а именно за техническим состоянием общего имущества в указанном многоквартирном доме.
В ходе проведения проверки в многоквартирном доме N 20, по ул. Чапаева, в г. Железноводске, находящемся на обслуживании ООО "Уют", были выявлены нарушения п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491 (далее по тексту - Правила N 491), а также Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее по тексту - Правила N 170), а именно: п. 4.6.3.3 - вздутие и отслоение покрытия мягкой кровли, имеются контруклоны, в помещении кухни квартиры N 45 указанного многоквартирного дома имеются следы протечек кровли, наблюдается отслоение и вздутие обоев; п. 4.6.4.1 - на лестничной клетке в местах прохождения через плиту перекрытия труб внутреннего водостока имеются следы протечек кровли; п. 4.6.4.5 - отсутствуют защитные решетки (клапаны) на водоприемных воронках внутреннего водостока.
По результатам проведенной проверки, прокуратурой города Железноводска было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 22.04.2013 г. в отношении ООО "Уют".
Копия постановления о возбуждении дела об административном правонарушении была вручена законному представителю заявителя - директору ООО "Уют" В.И. Корлотяну 22.04.2013, что подтверждается его личной росписью в данном постановлении, а также в строке постановления об отсутствии замечаний по содержанию постановления.
О дате и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, назначенном на 14.05.2013, ООО "Уют" было уведомлено надлежащим образом определением от 30.04.2013 N 187, что подтверждается присутствием на рассмотрении дела законного представителя заявителя ООО "Уют" - директора ООО "Уют" В.И. Корлотяну.
14 мая 2013 года заместителем начальника управления - заместителем главного государственного жилищного инспектора Ставропольского края было вынесено постановление N 144 о привлечении ООО "Уют" к административной ответственности по ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), в виде наложения административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Считая вышеназванное постановление незаконным, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Согласно пунктам 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно пункту 3 постановление Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении лиц к административной ответственности, установленной статьей 7.22 КоАП РФ, суды должны исходить из следующего.
Субъектом данного административного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) бремя содержания имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, несет его собственник.
Вопросы управления в многоквартирных домах решаются в соответствии с разделом VIII Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ), согласно которому право выбора способа управления принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме.
В случае если собственники помещений в многоквартирном доме, исходя из пункта 2 части 2 статьи 161 ЖК РФ, приняли решение об управлении жилым домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, субъектами ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.22 КоАП РФ, будут являться соответственно товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы как лица, на которые возложены функции по управлению этим домом.
Субъектом указанного административного правонарушения является управляющая организация в тех случаях, если ей согласно статье 162 ЖК РФ переданы функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилых домов и (или) жилых помещений.
Как следует из представленных в материалы дела документов, между многоквартирным домом (г. Железноводск, ул. Чапаева, 20) и ООО "УЮТ" 23.03.2013 заключен договор управления многоквартирным домом. Согласно п. 9.2 срок действия договора с 01.04.2011 по 01.04.2012. При отсутствии заявления от одной из сторон о прекращении договора за 30 дней до окончания срока его действия, договор считает продленным на каждый последующий год.
На момент проверки ООО "Уют" являлось обслуживающей организацией жи-лого многоквартирного дома по адресу: г. Железноводск, ул. Чапаева, д. 20, на ос-новании договора оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, и таким образом обязано соблюдать положения законодательства, определяющего требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.
В силу п. 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и договором.
Пунктом 1.1 Правил N 170 определены требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, а также выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Оказание услуг и выполнение работ по содержанию, текущему и капитальному ремонту, в соответствии с условиями договора и правилами, предусмотренными действующими нормативными правовыми актами, в том числе Правилами N 170 в многоквартирном доме N 20, расположенном по ул. Чапаева, в г. Железноводске, является обязанностью заявителя ООО "Уют".
Оспаривая вынесенное постановление об административном правонарушении, общество ссылается на то, что до заключения договора об управлении многоквартирным домом, указанный дом находился под управлением иной управляющей организации - ООО "Управляющая компания -1".
26 сентября 2010 года комиссий в составе представителей государственной жилищной инспекции по СК, управления городского хозяйства г. Железноводска, ООО "Управляющая компания -1", составлен и подписан акт приемки в эксплуатацию законченных капитальным ремонтом элементов многоквартирного дома, из которого следует, что в указанном доме проведен капитальный ремонт кровли жилого дома, в комиссионном акте отсутствуют претензии по качеству и объему выполненных работ.
24 апреля 2010 года представителем ООО "Уют" в присутствии уполномоченных представителей многоквартирного дома, подписан акт технического состояния общедомового имущества жилого дома, в котором указано на удовлетворительное состояние кровли после перекрытия.
При этом, заявитель указывает, что с момента проведения капитального ремонта от жильцов верхних этажей и председателя совета дома заявок на ремонт кровли не поступало, решения собственников в помещений многоквартирного дома о проведении текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома не принималось.
Судом первой инстанции правомерно отклонен указанный довод общества, так как срок исполнения обязанностей по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома исчисляется с 01.04.2011, установленного п. 9.2 договора N 23 от 23.03.2011, тогда как вменяемое обществу правонарушение выявлено 20.04.2013.
При проверке контролирующим органом выявлены: вздутие и отслоение покрытия мягкой кровли, имеются контруклоны, в помещении кухни квартиры N 45 указанного многоквартирного дома имеются следы протечек кровли, наблюдается отслоение и вздутие обоев, кроме того, на лестничной клетке в местах прохождения через плиту перекрытия труб внутреннего водостока имеются следы протечек кровли, вместе с тем, отсутствуют защитные решетки (клапаны) на водоприемных воронках внутреннего водостока.
Пунктами 10 и 11 Правил N 491 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения; в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности; меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества; проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В силу пункта 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и договором.
Статьей 2.1 КоАП РФ определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
Общество не представило доказательств, подтверждающих, что оно предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, не установлено.
Кроме того, осуществление технического и финансового планирования работ, обеспечивающих сохранность или улучшение переданного в управление недвижимого имущества, организация содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в указанном многоквартирном доме является обязанностью управляющей компании и не требует обязательного наличия заявлений от собственников жилья.
Принимая во внимание все вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что административный орган не доказал факт совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы ООО "Уют", изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 19.08.2013 по делу N А63-6151/2013.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.08.2013 по делу N А63-6151/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Судья
Д.А.БЕЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.12.2013 ПО ДЕЛУ N А63-6151/2013
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 декабря 2013 г. по делу N А63-6151/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2013 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Белова Д.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросян Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уют" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.08.2013 по делу N А63-6151/2013 (судья З.Р. Тлябичева)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Уют", пос. Иноземцево, ОГРН 1092647000555, ИНН 2627024068,
к Управлению Ставропольского края - государственной жилищной инспекции, г. Ставрополь
о признании недействительным и отмене постановления об административном правонарушении N 144 от 14.05.2013,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Уют" (далее - ООО "Уют") обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Ставропольского края - государственной жилищной инспекции, г. Ставрополь об отмене постановления о признании недействительным и отмене постановления об административном правонарушении N 144 от 14.05.2013.
Учитывая, что сторонами не представлено возражений против рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел дело в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 19.08.2013 в удовлетворении требований ООО "Уют" о признании недействительным и отмене постановления Управления Ставропольского края - государственной жилищной инспекции об административном правонарушении N 144 от 14.05.2013, отказано.
Не согласившись с таким решением суда, ООО "Уют" обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Ставропольского края - государственной жилищной инспекции просит оставить решение суда от 19.08.2013 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от Управления Ставропольского края - государственной жилищной инспекции поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующими файлом размещена 24.10.2013 на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ, вступившего в силу 01.11.2010).
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 АПК РФ, проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 20.04.2013 прокуратурой города Железноводска была проведена проверка по контролю за исполнением ООО "Уют" требований и норм жилищного законодательства, при обслуживании многоквартирного дома N 20, расположенного по ул. Чапаева, в г. Железноводске, а именно за техническим состоянием общего имущества в указанном многоквартирном доме.
В ходе проведения проверки в многоквартирном доме N 20, по ул. Чапаева, в г. Железноводске, находящемся на обслуживании ООО "Уют", были выявлены нарушения п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491 (далее по тексту - Правила N 491), а также Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее по тексту - Правила N 170), а именно: п. 4.6.3.3 - вздутие и отслоение покрытия мягкой кровли, имеются контруклоны, в помещении кухни квартиры N 45 указанного многоквартирного дома имеются следы протечек кровли, наблюдается отслоение и вздутие обоев; п. 4.6.4.1 - на лестничной клетке в местах прохождения через плиту перекрытия труб внутреннего водостока имеются следы протечек кровли; п. 4.6.4.5 - отсутствуют защитные решетки (клапаны) на водоприемных воронках внутреннего водостока.
По результатам проведенной проверки, прокуратурой города Железноводска было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 22.04.2013 г. в отношении ООО "Уют".
Копия постановления о возбуждении дела об административном правонарушении была вручена законному представителю заявителя - директору ООО "Уют" В.И. Корлотяну 22.04.2013, что подтверждается его личной росписью в данном постановлении, а также в строке постановления об отсутствии замечаний по содержанию постановления.
О дате и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, назначенном на 14.05.2013, ООО "Уют" было уведомлено надлежащим образом определением от 30.04.2013 N 187, что подтверждается присутствием на рассмотрении дела законного представителя заявителя ООО "Уют" - директора ООО "Уют" В.И. Корлотяну.
14 мая 2013 года заместителем начальника управления - заместителем главного государственного жилищного инспектора Ставропольского края было вынесено постановление N 144 о привлечении ООО "Уют" к административной ответственности по ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), в виде наложения административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Считая вышеназванное постановление незаконным, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Согласно пунктам 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно пункту 3 постановление Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении лиц к административной ответственности, установленной статьей 7.22 КоАП РФ, суды должны исходить из следующего.
Субъектом данного административного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) бремя содержания имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, несет его собственник.
Вопросы управления в многоквартирных домах решаются в соответствии с разделом VIII Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ), согласно которому право выбора способа управления принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме.
В случае если собственники помещений в многоквартирном доме, исходя из пункта 2 части 2 статьи 161 ЖК РФ, приняли решение об управлении жилым домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, субъектами ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.22 КоАП РФ, будут являться соответственно товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы как лица, на которые возложены функции по управлению этим домом.
Субъектом указанного административного правонарушения является управляющая организация в тех случаях, если ей согласно статье 162 ЖК РФ переданы функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилых домов и (или) жилых помещений.
Как следует из представленных в материалы дела документов, между многоквартирным домом (г. Железноводск, ул. Чапаева, 20) и ООО "УЮТ" 23.03.2013 заключен договор управления многоквартирным домом. Согласно п. 9.2 срок действия договора с 01.04.2011 по 01.04.2012. При отсутствии заявления от одной из сторон о прекращении договора за 30 дней до окончания срока его действия, договор считает продленным на каждый последующий год.
На момент проверки ООО "Уют" являлось обслуживающей организацией жи-лого многоквартирного дома по адресу: г. Железноводск, ул. Чапаева, д. 20, на ос-новании договора оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, и таким образом обязано соблюдать положения законодательства, определяющего требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.
В силу п. 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и договором.
Пунктом 1.1 Правил N 170 определены требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, а также выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Оказание услуг и выполнение работ по содержанию, текущему и капитальному ремонту, в соответствии с условиями договора и правилами, предусмотренными действующими нормативными правовыми актами, в том числе Правилами N 170 в многоквартирном доме N 20, расположенном по ул. Чапаева, в г. Железноводске, является обязанностью заявителя ООО "Уют".
Оспаривая вынесенное постановление об административном правонарушении, общество ссылается на то, что до заключения договора об управлении многоквартирным домом, указанный дом находился под управлением иной управляющей организации - ООО "Управляющая компания -1".
26 сентября 2010 года комиссий в составе представителей государственной жилищной инспекции по СК, управления городского хозяйства г. Железноводска, ООО "Управляющая компания -1", составлен и подписан акт приемки в эксплуатацию законченных капитальным ремонтом элементов многоквартирного дома, из которого следует, что в указанном доме проведен капитальный ремонт кровли жилого дома, в комиссионном акте отсутствуют претензии по качеству и объему выполненных работ.
24 апреля 2010 года представителем ООО "Уют" в присутствии уполномоченных представителей многоквартирного дома, подписан акт технического состояния общедомового имущества жилого дома, в котором указано на удовлетворительное состояние кровли после перекрытия.
При этом, заявитель указывает, что с момента проведения капитального ремонта от жильцов верхних этажей и председателя совета дома заявок на ремонт кровли не поступало, решения собственников в помещений многоквартирного дома о проведении текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома не принималось.
Судом первой инстанции правомерно отклонен указанный довод общества, так как срок исполнения обязанностей по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома исчисляется с 01.04.2011, установленного п. 9.2 договора N 23 от 23.03.2011, тогда как вменяемое обществу правонарушение выявлено 20.04.2013.
При проверке контролирующим органом выявлены: вздутие и отслоение покрытия мягкой кровли, имеются контруклоны, в помещении кухни квартиры N 45 указанного многоквартирного дома имеются следы протечек кровли, наблюдается отслоение и вздутие обоев, кроме того, на лестничной клетке в местах прохождения через плиту перекрытия труб внутреннего водостока имеются следы протечек кровли, вместе с тем, отсутствуют защитные решетки (клапаны) на водоприемных воронках внутреннего водостока.
Пунктами 10 и 11 Правил N 491 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения; в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности; меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества; проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В силу пункта 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и договором.
Статьей 2.1 КоАП РФ определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
Общество не представило доказательств, подтверждающих, что оно предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, не установлено.
Кроме того, осуществление технического и финансового планирования работ, обеспечивающих сохранность или улучшение переданного в управление недвижимого имущества, организация содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в указанном многоквартирном доме является обязанностью управляющей компании и не требует обязательного наличия заявлений от собственников жилья.
Принимая во внимание все вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что административный орган не доказал факт совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы ООО "Уют", изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 19.08.2013 по делу N А63-6151/2013.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.08.2013 по делу N А63-6151/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Судья
Д.А.БЕЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)