Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.10.2013 ПО ДЕЛУ N А82-15092/2012

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 октября 2013 г. по делу N А82-15092/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Караваевой А.В.,
судей Ившиной Г.Г., Кононова П.И.,
при ведении протокола судебного заседания Шестаковой М.О.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 09.07.2013 по делу N А82-15092/2012, принятое судом в составе судьи Сурововой М.В.,
по заявлению открытого акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района"
к департаменту городского хозяйства мэрии города Ярославля
третье лицо: департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области
о признании незаконными действий департамента,

установил:

открытое акционерное общество "Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района" (далее - заявитель, Общество, ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконными действий департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля (далее - ответчик, Департамент городского хозяйства), выразившихся в разъяснении письмом от 21.01.2010 N 01-07/256 порядка расчета тарифа на горячую воду для потребителей в 2010 году.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее - третье лицо, Департамент энергетики и регулирования тарифов).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 09.07.2013 заявленное требование удовлетворено, оспариваемые действия признаны незаконными.
Департамент городского хозяйства с принятым решением суда первой инстанции не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ярославской области от 09.07.2013 по делу N А82-15092/2012 и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, Департамент городского хозяйства не является органом местного самоуправления, уполномоченным в сфере применяемых цен и тарифов на коммунальные услуги. Следовательно, как полагает ответчик, оспариваемые действия не могут рассматриваться как действия органа, уполномоченного в сфере применяемых цен и тарифов на коммунальные услуги, и быть предметом судебного разбирательства в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Департамент городского хозяйства также считает, что примененная судом первой инстанции в данном случае статья 165 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) не подлежит применению, поскольку указанная статья предусматривает обязанность органов местного самоуправления предоставлять гражданам по их запросам информацию об установленных ценах и тарифах на предоставляемые коммунальные услуги, в то время как в рассматриваемом случае оспариваются действия Департамента городского хозяйства по предложенному механизму расчета тарифа на горячее водоснабжение, а не действия по предоставлению информации об установленном тарифе на горячее водоснабжение.
Кроме того, заявитель жалобы обращает внимание суда апелляционной инстанции на то, что изложенный в письме Департамента городского хозяйства порядок расчета тарифа на горячее водоснабжение предложен в рамках исполнения полномочий по оказанию методологической помощи. При этом оказание методологической помощи по порядку расчета тарифа на горячее водоснабжение не означает необходимость применения указанных в письме сведений управляющими организациями в обязательном порядке.
Ответчик также отмечает, что убытки у ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района" образовались не в связи с применением расчета тарифа, а в связи с несвоевременным осуществлением корректировки размера платы за горячее водоснабжение.
Более подробно доводы ответчика изложены в апелляционной жалобе.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, письмом от 21.01.2010 N 01-07/256 Департамент городского хозяйства довел до руководителей ресурсоснабжающих организаций, управляющих организаций многоквартирными домами, товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов сведения о тарифах на горячую воду в 2010 году.
Департамент сообщил, что расчет размера платы граждан за коммунальные услуги в 2010 году необходимо производить по тарифам, утвержденным департаментом энергетики и регулирования тарифов Ярославской области и мэрией города Ярославля, а теми ресурсоснабжающими организациями, которым тариф на горячую воду установлен с 01.02.2010, при расчетах с потребителями за январь 2010 года должны применяться тарифы, утвержденные в 2009 году, а если тариф в 2009 году установлен не был, то тариф за январь 2010 года должен быть определен в соответствии с пунктом 48 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об Основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - Постановление от 14.07.2008 N 520) по формуле, учитывающей температуру горячей воды 51,41 °C (температура в точке водоразбора 60 °C, установленная постановлением мэра г. Ярославля от 19.08.2002 N 2609 "О нормативах и тарифах на коммунальные услуги в г. Ярославле", минус температура холодной воды 8,59 °C).
Управляющим организациям предписано использовать указанный порядок расчета тарифа при определении размера платы для населения за горячую воду в январе 2010 года.
Размер тарифа по предложенной департаментом формуле (с учетом показателей удельной теплоемкости и плотности воды, равным 1) составил 63,88 руб. за 1 куб. м (из сетей МУП "Яргорэнергосбыт").
Заявитель является управляющей многоквартирными домами организацией.
То, что указанную формулу расчета предполагалось использовать в течение всего 2010 года при отсутствии утвержденных тарифов на 2009 и 2010 года, подтвердили обе стороны по делу. Общество имело взаимоотношения с ресурсоснабжающей организаций ("ТКГ-2"), для которой тарифы на горячую воду ни в 2009 году, ни в 2010 году установлены не были.
Письмом от 05.09.2012 N 01-11/10355 Департамент городского хозяйства сообщил заявителю, что письмо от 21.01.2010 N 01-07/256 было отозвано, а при расчете платы населения за горячую воду в 2010 году следовало применять тариф, рассчитанный исходя из температуры, указанной в договоре с "ТКГ-2" - 65 °C (76,21 руб. за 1 куб. м из сетей МУП "Яргорэнергосбыт").
Полагая, что действия Департамента городского хозяйства, выразившиеся в разъяснении письмом от 21.01.2010 N 01-07/256 порядка расчета тарифа на горячую воду для потребителей в 2010 году, не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя, Общество обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с соответствующим заявлением.
Придя к выводу о правомерности заявленного ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района" требования, суд первой инстанции удовлетворил его, признав оспариваемые действия незаконными.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность законности совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган, который совершил действия (бездействие).
Из письма Департамента от 21.01.2010 N 01-07/256 следует, что расчет размера платы граждан за коммунальные услуги в 2010 году необходимо производить по тарифам, утвержденным департаментом энергетики и регулирования тарифов Ярославской области и мэрией города Ярославля, а теми ресурсоснабжающими организациями, которым тариф на горячую воду установлен с 01.02.2010, при расчетах с потребителями за январь 2010 года должны применяться тарифы, утвержденные в 2009 году, а если тариф в 2009 году установлен не был, то тариф за январь 2010 года должен быть определен в соответствии с пунктов 48 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об Основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - Постановление от 14.07.2008.2008 N 520) по формуле, учитывающей температуру горячей воды 51,41 °C (температура в точке водоразбора 60 °C, установленная постановлением мэра г. Ярославля от 19.08.2002 N 2609 "О нормативах и тарифах на коммунальные услуги в г. Ярославле", минус температура холодной воды 8,59 °C).
Как установлено судом первой инстанции, Общество, руководствуясь оспариваемым письмом Департамента, при расчете платы населения за горячую воду в 2010 году применял тариф 63,88 руб., о чем свидетельствуют его исковые требования о взыскании неосновательного обогащения с "ТКГ-2", которая получала от него плату из расчета 76,21 руб. за 1 куб. м воды (дело N А82-1731/2012), и только после получения письма от 05.09.2012 узнал о том, что Департамент в 2010 году сообщил неправильный тариф.
В силу части 1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) (в ранее действовавшей редакции) в целях создания условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправления:
1) обеспечивают равные условия для деятельности управляющих организаций независимо от организационно-правовых форм;
2) могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов;
3) содействуют повышению уровня квалификации лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, и организации обучения лиц, имеющих намерение осуществлять такую деятельность.
Из части 2 названной статьи следует, что органы местного самоуправления и управляющие организации обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию об установленных ценах и тарифах на услуги и работы по содержанию и ремонту многоквартирных домов и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с этими ценами и тарифами, об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и выполняемых работ, а также о ценах и тарифах на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг.
Решением муниципалитета города Ярославля от 06.07.2007 N 492 утверждено Положение о департаменте городского хозяйства мэрии города Ярославля (далее - Положение).
В соответствии с названным Положением (в ранее действовавшей редакции) Департамент, в том числе:
- - выполняет все полномочия мэрии по проведению открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, в том числе создает конкурсную комиссию, определяет ее состав и порядок работы;
- - осуществляет координацию и оказание методической помощи организациям, управляющим жилищным фондом;
- - составляет планы проведения капитального ремонта, реконструкции многоквартирных домов, находящихся в муниципальной собственности и находившихся в муниципальной собственности до 1 марта 2005 года;
- - организует работу по внедрению новых форм управления жилищным фондом, созданию товариществ собственников жилья, участвует в работе по выбору способа управления многоквартирными домами, оказанию содействия жителям по вопросам, связанным с управлением многоквартирным домом.
Таким образом, как правомерно и обоснованно указал суд первой инстанции, из изложенных положений действующего законодательства следует, что Департамент является органом местного самоуправления, уполномоченным в сфере применяемых цен и тарифов на коммунальные услуги. Следовательно, сведения, сообщенные им в письме от 21.01.2010, могут являться предметом судебного оспаривания в порядке главы 24 АПК РФ.
Такие сведения безусловно и непосредственно влияют на права и интересы Общества.
При этом сообщенный Департаментом порядок расчета тарифа, который получился равным 63,88 руб. за 1 куб. м воды, опровергается и самим Департаментом в письме от 05.09.2012 в адрес заявителя, и его позицией в деле N А82-13180/2012 по иску "ТКГ-2" к "Управляющей компании N 1", где он признал расчетный тариф равным 76,21 руб., и позицией департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области в делах N А82-13180/2010, А82-753/2011 и А82-25/2011 по искам той же "ТКГ-2" к той же "Управляющей организации N 1" о взыскании задолженности за тепловую энергию за октябрь, ноябрь и декабрь 2010 года, и выводами суда по указанным делам.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о незаконности действий Департамента городского хозяйства, выразившихся в разъяснении письмом от 21.01.2010 N 01-07/256 порядка расчета тарифа на горячую воду для потребителей в 2010 году, и нарушении ими прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах в рассматриваемом случае имеются в совокупности условия, предусмотренные статьями 198, 200, 201 АПК РФ, необходимые для признания оспариваемых действий незаконными, о чем правильно указано в обжалуемом судебном акте.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверены судом апелляционной инстанции, однако они не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо должным образом опровергали выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела, фактически направлены на их переоценку, данную судом надлежащим образом, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент городского хозяйства освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 09.07.2013 по делу N А82-15092/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в случаях и в порядке, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Председательствующий
А.В.КАРАВАЕВА

Судьи
Г.Г.ИВШИНА
П.И.КОНОНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)