Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.11.2008 N 15АП-6329/2008 ПО ДЕЛУ N А32-12232/2008-29/203

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 ноября 2008 г. N 15АП-6329/2008

Дело N А32-12232/2008-29/203

Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 ноября 2008 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Т.И.
судей Ивановой Н.Н., Смотровой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Захаровой А.С.,
при участии:
- от заявителя: представитель в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (уведомление N 87178);
- от заинтересованного лица: представителя по доверенности от 27.10.2008 г. N 75-3704/08-01-19 Андрейчиковой А.О., паспорт <...>, доверенность N 75-3704/08-01-19 от 27.10.2008 г., срок действия доверенности 3 года;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.08.2008 по делу N А32-12232/2008-29/203
по заявлению жилищно-строительного кооператива N 1, г. Славянск-на-Кубани
к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
о признании недействительным предписания от 26.03.08 N 000467,
принятое судьей Мицкевичем С.Р.,

установил:

Жилищно-строительный кооператив N 1, г. Славянск-на-Кубани обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 26.03.2008 г. N 000467.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.08.2008 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме. С Государственной жилищной инспекции Краснодарского края в пользу ЖСК N 1 взысканы судебные расходы на уплату госпошлины в размере 2000 рублей, и 5000 рублей судебных расходов, понесенных заявителем на оплату услуг представителя. Судебный акт мотивирован тем, что жилищно-строительный кооператив не является организацией по обслуживанию жилищного фонда, в связи с чем оспариваемое предписание, обязывающее заявителя заключить со специализированными организациями договоры на техническое обслуживание газового и электрооборудования, не соответствует нормам Гражданского кодекса Российской Федерации и нарушает право заявителя на свободу договора.
Не согласившись с принятым судебным актом Государственная жилищная инспекция Краснодарского края обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края. По мнению заинтересованного лица, жилищно-строительный кооператив, в соответствии с договором добровольно приняв на себя обязательства по управлению жилым домом, обязан в силу Правил организации по обслуживанию жилищного фонда заключить со специализированными организациями договоры на техническое обслуживание и ремонт внутренних устройств газоснабжения, проверку и ремонт дымоходов и вентиляционных каналов, внутридомового электрооборудования.
Жилищно-строительный кооператив N 1, г. Славянск-на-Кубани представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором не согласился с доводами заинтересованного лица, сославшись на правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке апелляционного производства повторно рассматривает дело.
В судебном заседании представителя Государственной жилищной инспекции Краснодарского края поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, дополнительно пояснив, что предписание были вынесено вследствие неисполнения ЖСК предусмотренной законом обязанности по заключению договоров на обслуживание и ремонт внутренних устройств и коммуникаций жилого дома, в связи с чем вывод суда первой инстанции является необоснованным и не соответствует действующему законодательству.
Представитель жилищно-строительного кооператива N 1 г. Славянск-на-Кубани в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав в судебном заседании представителя заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, должностным лицом Государственной жилищной инспекции Краснодарского края на основании распоряжения заместителя руководителя инспекции от 25.03.2008 г., в целях проверки соблюдения жилищного законодательства при эксплуатации жилых домов, пользования жилыми (нежилыми) помещениями, а также предоставления коммунальных услуг в жилых домах на территории муниципального образования Славянский район, в отношении ЖСК N 1, г. Славянск-на-Кубани проведено внеплановое мероприятие по контролю за исполнением нормативно-технических требований при эксплуатации жилого дома, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Славянск-на-Кубани, ул. Красная, 22А.
Актом проверки от 26.03.2008 г. N 000834 (л.д. 66) установлено отсутствие у ЖСК N 1 договоров на обслуживание внутридомового газового оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, на проверку электрооборудования, дымоходов и вентиляционных каналов.
По результатам проведения проверки жилищно-строительному кооперативу N 1 выдано предписание от 26.03.2008 г. N 000467, которым кооперативу было предписано в срок до 11.04.2008 г. заключить со специализированными организациями договоры на обслуживание внутридомового газового оборудования, проверку внутридомового электрооборудования, вентиляционных каналов.
Указанное предписание явилось основанием для обращения жилищно-строительного кооператива в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением по настоящему делу.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа государственной власти или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
Принимая решение, суд первой инстанции указал, что в соответствии с действующим законодательством заявитель не является организацией по обслуживанию жилищного фонда, в связи с чем оспариваемое предписание, обязывающее заявителя заключить со специализированными организациями договоры на техническое обслуживание газового и электрооборудования, не соответствует нормам Гражданского кодекса Российской Федерации и нарушает право заявителя на свободу договора.
Однако данный вывод суда первой инстанции не соответствует действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела ввиду следующего.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, регулирующие отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 12 указанных Правил собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в том числе, товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом) путем членства собственников помещений в указанных организациях - в соответствии с разделами V и VI Жилищного кодекса Российской Федерации; или путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями - в соответствии с пунктом 2 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 110 Жилищного кодекса РФ жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме.
В силу подпункта "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Подпунктами "а" - "д" пункта 2 данных Правил предусмотрено, что в состав общего имущества включаются:
а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
б) крыши;
в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);
г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);
д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
В соответствии с пунктами 5 - 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества также включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, внутридомовая система электроснабжения и иное оборудование.
Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.
В силу пункта 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда организация по обслуживанию жилищного фонда должна, в том числе, содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы, своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения.
В соответствии с пунктом 5.5.12 указанных Правил организации по обслуживанию жилищного фонда, ответственные за технически исправное состояние вентиляционных каналов и дымоходов, по договорам со специализированными организациями должны обеспечивать периодические проверки:
а) дымоходов:
- сезонно работающего газоиспользующего оборудования - перед отопительным сезоном;
- кирпичных - один раз в три месяца;
- асбоцементных, гончарных и из жаростойкого бетона - один раз в год;
- отопительно-варочных печей - три раза в год (перед началом и среди отопительного сезона, а также в весеннее время);
б) вентиляционных каналов помещений, в которых установлены газовые приборы, - не реже двух раз в год (зимой и летом).
Согласно пункту 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию внутридомового электрооборудования, которая в соответствии с Приложением 1 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором.
В соответствии со свидетельством серии 23 N 006040493 жилищно-строительный кооператив зарегистрирован в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Славянску-на-Кубани Краснодарского края за основным государственным регистрационным номером 1020304655163 (л.д. 7).
Согласно пункту 5 Устава ЖСК N 1, утвержденного общим собранием его членов, жилищно-строительный кооператив организован в городе Славянск-на-Кубани в целях удовлетворения членов кооператива жилой площадью в построенном многоквартирном жилом доме на собственные средства кооператива с помощью государственного кредита, а также для последующей эксплуатации и управления этим домом.
В соответствии с пунктом 9 Устава обслуживание жилищного фонда и территорий домовладений кооператива может осуществляться силами жилуправления; в необходимых случаях осуществляется наем специалистов со стороны, указанное обслуживание осуществляется на договорных началах.
Следовательно, в силу указанных правовых норм жилищно-строительный кооператив N 1, г. Славянск-на-Кубани, приняв на себя обязательства по управлению и эксплуатации жилого дома, обязано выполнять требования вышеназванных Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, устанавливающих, в том числе, обязанности по обслуживанию внутридомового газо- и электрооборудования, путем заключения договоров со специализированными организациями, а также проведению проверки вентиляционных каналов жилого дома.
В соответствии с Положением о Государственной жилищной инспекции Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 05.10.2006 г. N 861, Государственная жилищная инспекция Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченным осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, а также соответствием жилых помещений и коммунальных услуг требованиям, установленным законодательством. В целях выполнения возложенных на нее задач и функций инспекция в пределах своей компетенции вправе проводить плановые и внеплановые контрольные мероприятия по проверке состояния жилищного фонда и связанных с ним объектов коммунального назначения, оформлять результаты контрольных мероприятий актами проверок, на основании которых выдавать собственникам, нанимателям, арендаторам жилых (нежилых) помещений в жилых домах, управляющим и (или) жилищно-эксплуатационным организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам либо иным специализированным потребительским кооперативам, а также поставщикам коммунальных услуг населению обязательные для исполнения предписания с указанием видов нарушений со ссылкой на нормативные правовые акты, технические регламенты (нормы и правила), требования которых нарушены, а также устанавливать срок устранения выявленных нарушений.
В связи с изложенным, оспариваемое предписание Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 26.03.2008 г. N 000467 вынесено в соответствии с действующим законодательством и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Вывод суда первой инстанции о нарушении оспариваемым предписанием права ЖСК на свободу договора является необоснованным, поскольку кооперативу предписано выполнить обязанности, вытекающие из действующего законодательства, что в соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации не является неправомерным понуждением к заключению договора.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.08.2008 г. отменить, в удовлетворении заявления ЖСК N 1 г. Славянск-на-Кубани о признании недействительным предписания от 26.03.08 г. N 000467 - отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
Т.И.ТКАЧЕНКО

Судьи
Н.Н.ИВАНОВА
Н.Н.СМОТРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)