Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 27.02.2013 N Ф09-610/13 ПО ДЕЛУ N А07-14701/2012

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 февраля 2013 г. N Ф09-610/13

Дело N А07-14701/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Татариновой И.А., Кангина А.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Совета городского округа г. Салават Республики Башкортостан (ИНН: 0266025839, ОГРН: 1050203409486); (далее - Совет городского округа г. Салават, заявитель) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.12.2012 по делу N А07-14701/2012.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Жилкомзаказчик" (ИНН: 0266030250, ОГРН: 1080266000319); (далее - общество "Жилкомзаказчик") - Аюпов Ш.Т. (доверенность от 14.12.2012).

Общество "Жилкомзаказчик" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Совету городского округа г. Салават о признании недействующим решения Совета городского округа г. Салават от 02.03.2006 N 1-9/90 "О внесении изменений и дополнений в решение сессии Совета городского округа N 1-3/52 от 14.12.2005 "Об утверждении цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги" в части утверждения с 01.01.2006 года норматива потребления коммунальной услуги на отопление 1 кв. м общей площади жилого помещения - 0,023 Гкал в месяц, на отопление 1 кв. м жилой площади жилого помещения - 0,032 Гкал в месяц (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в соответствии с положениями ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "БашРТС" (далее - общество "БашРТС"), Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам.
В порядке ч. 5 ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил прокурор.
Решением суда первой инстанции от 17.12.2012 (судьи Валеев К.В., Боброва С.А., Симахина И.В.) заявленные требования удовлетворены. Решение Совета городского округа г. Салават от 02.03.2006 N 1-6/90 "О внесении изменений и дополнений в решение сессии Совета городского округа от 14.12.2005 N 1-3/52 "Об утверждении цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги" признано недействующим в части утверждения с 01.01.2006 норматива потребления коммунальной услуги на отопление 1 кв. м общей площади жилого помещения - 0,023 Гкал в месяц, на отопление 1 кв. м жилой площади жилого помещения - 0,032 Гкал в месяц, как не соответствующее Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 306 (далее - Правила N 306).
В кассационной жалобе Совет городского округа г. Салават просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права, а именно: ст. 8, 64, 71, 155, 162, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неправильное применение судом норм материального права, а именно: ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 4 Правил N 306, несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела.
При этом заявитель указывает, что оспариваемое решение Совета городского округа г. Салават является ненормативным правовым актом и, как следствие, просит применить срок исковой давности по его оспариванию.
Кроме того, заявитель полагает, что судом первой инстанции не был установлен факт нарушения прав и охраняемых законом интересов общества "Жилкомзаказчик" оспариваемым решением Совета городского округа г. Салават.

Как следует из материалов дела, Советом городского округа г. Салават принято решение от 02.03.2006 года N 1-9/90 "О внесении изменений и дополнений в решение сессии Совета городского округа г. Салават N 1-3/52 от 14.12.2005 "Об утверждении цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги" которым с 01.01.2006 года утвержден норматив потребления коммунальной услуги на отопление 1 кв. м общей площади жилого помещения - 0,023 Гкал в месяц, на отопление 1 кв. м жилой площади жилого помещения - 0,032 Гкал в месяц, решение опубликовано в газете "Выбор" от 07.03.2006 N 31 (8247).
Общество "Жилкомзаказчик", полагая, что названное решение Совета городского округа г. Салават в части утверждения с 01.01.2006 норматива потребления коммунальной услуги на отопление 1 кв. м общей площади жилого помещения - 0,023 Гкал в месяц, на отопление 1 кв. м жилой площади жилого помещения - 0,032 Гкал в месяц нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, сделав вывод о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушают права и законные интересы общества "Жилкомзаказчик" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, удовлетворил заявленные требования.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Согласно ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемым постановлением утверждены нормативы на коммунальный ресурс "отопление" без указания конкретных потребителей, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции верно указал, что оспариваемое постановление является нормативным правовым актом и подлежит рассмотрению по правилам, установленным гл. 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
В силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 года N 237-ФЗ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в ранее действовавшей редакции) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правилами N 306 урегулированы порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В силу подп. "д" п. 4 (в редакции, действовавшей до 01.07.2012 п. 5) Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: в отношение отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутренних инженерных систем.
Согласно п. 9, 10, 14 Правил N 306 в редакции, действовавшей до 01.07.2012, нормативы потребления устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома. Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются. Для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению.
В соответствии с п. 20 - 23 Правил N 306 в редакции, действовавшей до 01.07.2012, при установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: метод аналогов; экспертный метод; расчетный метод.
На основании п. 13 Правил N 306, в редакции, действующей с 01.07.2012, нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода с использованием формул согласно приложению.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что при установлении норматива коммунальной услуги на отопление 1 кв. м общей площади жилого помещения - 0,023 Гкал в месяц, на отопление 1 кв. м жилой площади жилого помещения - 0,032 Гкал в месяц какие-либо расчеты, предусмотренные Правилами N 306, не проводились, а был взят норматив, установленный в постановлении Кабинета Министров Республики Башкортостан от 15.07.1998 N 152 "О дальнейшем упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг".
Представленные обществом "Жилкомзаказчик" расчеты, как установлено судом, произведенные на основании положений Правил N 306, а также нормативы, утвержденные Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам в постановлении от 31.08.2012 N 219, свидетельствуют о несоответствии установленного Советом городского округа г. Салават единого норматива требованиям Правил N 306, поскольку названные Правила не допускают установление нормативов потребления коммунальных ресурсов с определением средних значений тех или иных показателей (параметров).
Кроме того, как видно из материалов дела и судом первой инстанции установлено, общество "Жилкомзаказчик" является управляющей организацией ряда многоквартирных домов в г. Салавате Республики Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.07.2011 по делу N А07-5223/2011 было установлено, что между открытым акционерным обществом "Башкирэнерго" (энергоснабжающая организация) и обществом "Жилкомзаказчик" (абонент) был заключен договор энергоснабжения от 01.03.2008 года N 3999. В дальнейшем на основании договора уступки права требования от 08.12.2010 года N 143/767 открытое акционерное общество "Башкирэнерго" уступило обществу "БашРТС" право требования задолженности с общества "Жилкомзаказчик" по данному договору энергоснабжения.
Обществом "БашРТС" взыскана с общества "Жилкомзаказчик" задолженность за потребленный коммунальный ресурс на основании названного договора с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09, согласно которой количество тепловой энергии определяется исходя из установленного органом местного самоуправления норматива потребления коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции с учетом того, что общество "Жилкомзаказчик" осуществляет расчеты за принятые от энергоснабжающей организации объемы горячей воды в соответствии с нормативом, утвержденным решением Совета городского округа г. Салават от 02.03.2006 N 1-9/90 "О внесении изменений и дополнений в решение сессии Совета городского округа N 1-3/52 от 14.12.2005 "Об утверждении цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги", сделал обоснованный вывод о том, что решение затрагивает и нарушает права и законные интересы общества "Жилкомзаказчик" в сфере экономической деятельности.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение Совета городского округа г. Салават от 02.03.2006 N 1-6/90 "О внесении изменений и дополнений в решение сессии Совета городского округа от 14.12.2005 N 1-3/52 года "Об утверждении цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги" в части утверждения с 01.01.2006 года норматива потребления коммунальной услуги на отопление 1 кв. м общей площади жилого помещения - 0,023 Гкал в месяц, и на отопление 1 кв. м жилой площади жилого помещения - 0,032 Гкал в месяц не соответствует Правилам N 306.
Таким образом, судом правомерно удовлетворены заявленные обществом "Жилкомзаказчик" требования.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, выводов суда первой инстанции не опровергают, основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.12.2012 по делу N А07-14701/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Совета городского округа г. Салават Республики Башкортостан - без удовлетворения.

Председательствующий
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ

Судьи
И.А.ТАТАРИНОВА
А.В.КАНГИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)