Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Зимилова Т.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего Хлопушиной Н.П.,
судей Чиченевой Н.А., Бакулина А.А.,
при секретаре Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 апреля 2013 года апелляционную жалобу Совета депутатов городского поселения Можайск на решение Можайского городского суда Московской области от 12 февраля 2013 года по делу по заявлению А. о признании незаконным Решения Совета депутатов городского поселения Можайск от 28.06.2012 года N 156/58,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А., объяснения А., представителя А. - У., представителя Совета депутатов городского поселения Можайск Можайского муниципального района - Л.,
А. обратился в суд с заявлением о признании решения Совета депутатов городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области от 28.06.2012 N 156/58 "Об утверждения размера платы за жилые помещения для населения в городском поселении Можайск" противоречащим закону и недействующим полностью со дня его принятия.
В обоснование требований заявитель указал, что он является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>. В сентябре и октябре 2012 года им были получены квитанции по оплате жилья и коммунальных услуг, в которых был указан тариф за содержание и ремонт жилого фонда в размере 28,03 руб. за квадратный метр общей площади жилого помещения, утвержденный оспариваемым решением. Данный тариф превышает тариф, утвержденный ранее.
По мнению заявителя, решение Совета депутатов городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области от 28.06.2012 N 156/58 противоречит закону, нарушает его права как собственника жилого помещения и подлежит отмене.
Представитель заинтересованного лица - Совета депутатов городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области, с заявлением не согласился по основаниям, указанным в письменном отзыве, просил применить последствия пропуска трехмесячного срока для обращения в суд (л.д. 72).
Прокурор Крючков В.И., участвующий в деле, полагал заявление не подлежащим удовлетворению.
Решением Можайского городского суда Московской области от 12 февраля 2013 года заявление А. удовлетворено.
В апелляционной жалобе Совет депутатов городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области просит об отмене данного решения, как незаконного и необоснованного.
Выслушав пояснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что 28.06.2012 Советом депутатов городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области было принято решение N 156/58 "Об утверждении размера платы за жилые помещения для населения в городском поселении Можайск", которым утвержден размер платы за содержание и текущий ремонт жилых помещений для населения в городском поселении Можайск (л.д. 13 - 15).
Решение опубликовано в газете "Можайские вести" 13.07.2012 (л.д. 5-6) и вступило в силу с 01.08.2012 (п. 5).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции в соответствии с положениями ч. 1 и ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" обоснованно исходил из того, что решение Совета депутатов городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области от 28.06.2012 N 156/58 "Об утверждения размера платы за жилые помещения для населения в городском поселении Можайск" является нормативным правовым актом, поскольку обладает существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, а именно: издано в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления - Советом депутатов городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области; содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц - размер платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения; рассчитано на неоднократное применение; направлено на изменение существующих жилищных правоотношений в области оплаты за содержание и текущий ремонт жилых помещений. Поэтому специальный трехмесячный срок для обращения в суд, установленный ст. 256 ГПК РФ, применению не подлежит.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу положений ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с ч. 4 ст. 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно п. 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в случае, если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации.
В Письме Министерства регионального развития РФ от 05.03.2009 N 6093-АД/14 "Об установлении органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме" разъяснено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме может устанавливаться органами местного самоуправления в случаях и порядке, указанных в пп. 34, 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491. Установление органами местного самоуправления данной платы в иных случаях не соответствует законодательству Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" орган местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации проводит до 1 мая 2008 года открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано. Субъекты Российской Федерации вправе установить сроки начала и окончания проведения указанных конкурсов для всех или отдельных муниципальных образований при условии их проведения не позднее 1 мая 2008 года.
Как установлено судом, открытый конкурс по выбору управляющей компании для многоквартирных домов, собственники помещений в которых не выбрали или не реализовали выбранный способ управления многоквартирными домами, на территории городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области не проводился.
Таким образом, при принятии Советом депутатов городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области оспариваемого решения от 28.06.2012 N 156/58 требования действующего жилищного законодательства соблюдены не были.
Согласно ч. 3 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Статьей 25 Устава городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области предусмотрено, что Совет депутатов городского поселения Можайск состоит из 20 депутатов (л.д. 39).
В соответствии с п. 4 ст. 34 Устава Совет депутатов городского поселения Можайск по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Московской области, Уставом городского поселения Можайск, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского поселения Можайск, большинством голосов от установленной численности депутатов городского поселения Можайск, если иное не установлено федеральным законом, устанавливающим общие правила организации местного самоуправления Российской Федерации.
Согласно Протоколу N 58 заседания Совета депутатов городского поселения Можайск от 28.06.2012 за оспариваемое решение проголосовали только 8 депутатов (л.д. 16 - 22). Таким образом, процедура принятия решения также была нарушена.
Судебная коллегия полагает, что, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы Совета депутатов городского поселения Можайск несостоятельны и не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
Решение Можайского городского суда Московской области от 12 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета депутатов городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 22.04.2013 ПО ДЕЛУ N 33-9185/13
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 апреля 2013 г. по делу N 33-9185/13
Судья Зимилова Т.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего Хлопушиной Н.П.,
судей Чиченевой Н.А., Бакулина А.А.,
при секретаре Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 апреля 2013 года апелляционную жалобу Совета депутатов городского поселения Можайск на решение Можайского городского суда Московской области от 12 февраля 2013 года по делу по заявлению А. о признании незаконным Решения Совета депутатов городского поселения Можайск от 28.06.2012 года N 156/58,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А., объяснения А., представителя А. - У., представителя Совета депутатов городского поселения Можайск Можайского муниципального района - Л.,
установила:
А. обратился в суд с заявлением о признании решения Совета депутатов городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области от 28.06.2012 N 156/58 "Об утверждения размера платы за жилые помещения для населения в городском поселении Можайск" противоречащим закону и недействующим полностью со дня его принятия.
В обоснование требований заявитель указал, что он является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>. В сентябре и октябре 2012 года им были получены квитанции по оплате жилья и коммунальных услуг, в которых был указан тариф за содержание и ремонт жилого фонда в размере 28,03 руб. за квадратный метр общей площади жилого помещения, утвержденный оспариваемым решением. Данный тариф превышает тариф, утвержденный ранее.
По мнению заявителя, решение Совета депутатов городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области от 28.06.2012 N 156/58 противоречит закону, нарушает его права как собственника жилого помещения и подлежит отмене.
Представитель заинтересованного лица - Совета депутатов городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области, с заявлением не согласился по основаниям, указанным в письменном отзыве, просил применить последствия пропуска трехмесячного срока для обращения в суд (л.д. 72).
Прокурор Крючков В.И., участвующий в деле, полагал заявление не подлежащим удовлетворению.
Решением Можайского городского суда Московской области от 12 февраля 2013 года заявление А. удовлетворено.
В апелляционной жалобе Совет депутатов городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области просит об отмене данного решения, как незаконного и необоснованного.
Выслушав пояснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что 28.06.2012 Советом депутатов городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области было принято решение N 156/58 "Об утверждении размера платы за жилые помещения для населения в городском поселении Можайск", которым утвержден размер платы за содержание и текущий ремонт жилых помещений для населения в городском поселении Можайск (л.д. 13 - 15).
Решение опубликовано в газете "Можайские вести" 13.07.2012 (л.д. 5-6) и вступило в силу с 01.08.2012 (п. 5).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции в соответствии с положениями ч. 1 и ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" обоснованно исходил из того, что решение Совета депутатов городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области от 28.06.2012 N 156/58 "Об утверждения размера платы за жилые помещения для населения в городском поселении Можайск" является нормативным правовым актом, поскольку обладает существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, а именно: издано в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления - Советом депутатов городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области; содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц - размер платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения; рассчитано на неоднократное применение; направлено на изменение существующих жилищных правоотношений в области оплаты за содержание и текущий ремонт жилых помещений. Поэтому специальный трехмесячный срок для обращения в суд, установленный ст. 256 ГПК РФ, применению не подлежит.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу положений ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с ч. 4 ст. 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно п. 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в случае, если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации.
В Письме Министерства регионального развития РФ от 05.03.2009 N 6093-АД/14 "Об установлении органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме" разъяснено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме может устанавливаться органами местного самоуправления в случаях и порядке, указанных в пп. 34, 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491. Установление органами местного самоуправления данной платы в иных случаях не соответствует законодательству Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" орган местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации проводит до 1 мая 2008 года открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано. Субъекты Российской Федерации вправе установить сроки начала и окончания проведения указанных конкурсов для всех или отдельных муниципальных образований при условии их проведения не позднее 1 мая 2008 года.
Как установлено судом, открытый конкурс по выбору управляющей компании для многоквартирных домов, собственники помещений в которых не выбрали или не реализовали выбранный способ управления многоквартирными домами, на территории городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области не проводился.
Таким образом, при принятии Советом депутатов городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области оспариваемого решения от 28.06.2012 N 156/58 требования действующего жилищного законодательства соблюдены не были.
Согласно ч. 3 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Статьей 25 Устава городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области предусмотрено, что Совет депутатов городского поселения Можайск состоит из 20 депутатов (л.д. 39).
В соответствии с п. 4 ст. 34 Устава Совет депутатов городского поселения Можайск по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Московской области, Уставом городского поселения Можайск, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского поселения Можайск, большинством голосов от установленной численности депутатов городского поселения Можайск, если иное не установлено федеральным законом, устанавливающим общие правила организации местного самоуправления Российской Федерации.
Согласно Протоколу N 58 заседания Совета депутатов городского поселения Можайск от 28.06.2012 за оспариваемое решение проголосовали только 8 депутатов (л.д. 16 - 22). Таким образом, процедура принятия решения также была нарушена.
Судебная коллегия полагает, что, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы Совета депутатов городского поселения Можайск несостоятельны и не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Можайского городского суда Московской области от 12 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета депутатов городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)