Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АРХАНГЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 11.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-4004

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРХАНГЕЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 июля 2013 г. по делу N 33-4004


Судья: Латфуллин И.Г.
Докладчик: Кузнецов Ю.И.

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Кузнецова Ю.И.,
судей Пономарева Р.С. и Пыжовой И.А.,
при секретаре Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске 11 июля 2013 года дело по апелляционной жалобе представителя ответчика - общества с ограниченной ответственностью "1" на решение Вельского районного суда Архангельской области от 23 апреля 2013 года, которым постановлено:
"Исковое заявление прокурора Вельского района в защиту прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц о признании незаконными действий ООО "1" по начислению платы за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению на общедомовые нужды населению - удовлетворить.
Признать действия Общества с ограниченной ответственностью "1" по начислению и взиманию с граждан платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению на общедомовые нужды незаконными.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью "1" не производить начисление гражданам платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению на общедомовые нужды с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "1" в пользу бюджета государственную пошлину в размере *** руб.".
Заслушав доклад судьи Кузнецова Ю.И., судебная коллегия

установила:

Прокурор Вельского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о признании незаконными действий общества с ограниченной ответственностью "1" (далее - ООО "1") по начислению платы за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению на общедомовые нужды населению.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района проведена проверка по обращению жильцов многоквартирных домов МО "Вельское" о законности начисления ООО "1" платы за предоставление коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению на общедомовые нужды.
В ходе проверки установлено, что в соответствии с договором оказания услуг от "Дата", заключенного между муниципальным унитарным предприятием "2" и ООО "1", последнее оказывает населению услуги по холодному водоснабжению и водоотведению. При этом ООО "1" помимо платы за водоснабжение и водоотведение, потребленное гражданами в индивидуальных жилых помещениях (квартирах) для собственных нужд, производится начисление платы за коммунальные ресурсы (холодное водоснабжение, водоотведение), использованные на общедомовые нужды, что является незаконным.
Внесение платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, предусмотрено только управляющей компанией. Управляющей организации в отношении многоквартирных жилых домов муниципального образования "Вельское" (далее - МО "Вельское"), собственники помещений которых не выбрали способ управления многоквартирным домом самостоятельно, является общество с ограниченной ответственностью "3" (далее - ООО "3"). ООО "1" не является управляющей организацией, поскольку в установленном законом порядке не осуществляет управление многоквартирными домами, не выполняет работы по содержанию и ремонту жилья, в том числе содержанию мест общего пользования.
Исполнителем коммунальных услуг перед потребителями является управляющая организация, а ресурсоснабжающая организация ООО "1", которая не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющей организацией, плату за водоснабжение и водоотведение, израсходованных на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь воды во внутридомовых инженерных сетях. Право на получение оплаты за потребленную холодную воду и водоотведение непосредственно от собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирного дома возникает у ресурсоснабжающей организации только в части ресурсов, потребленных ими в жилых помещениях для собственных нужд.
Просит признать действия ООО "1" по начислению и взиманию с граждан платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению на общедомовые нужды незаконными, обязать ООО "1" не производить начисление гражданам платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению на общедомовые нужды с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Кубенин А.А. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ООО "1" Н. с иском не согласилась.
Представитель третьего лица ООО "3" М. полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласился представитель ответчика ООО "1" Ч.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, поскольку судом сделаны выводы, не соответствующие обстоятельствам дела, а также неправильно применены нормы материального права.
Судом неправильно истолкован п. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которым собственники помещений в многоквартирном доме могут вносить плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям только при наличии решения общего собрания собственников.
При рассмотрении настоящего дела указанная норма не подлежит применению, поскольку между ООО "1" и ООО "3" заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно п. 63 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды вносится потребителем исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту (ООО "Водоканал").
В данном случае нельзя применять аналогию закона и распространять установленный п. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ запрет для ресурсоснабжающих организаций о приеме платы за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, поскольку по смыслу ст. 6 Гражданского кодекса РФ отношения по передаче права на сбор оплаты за все коммунальные услуги урегулированы действующим законодательством, в частности ст. 1005 Гражданского кодекса РФ и Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354.
Просит отменить решение Вельского районного суда Архангельской области и вынести новое об отказе в удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ООО "1" Н., прокурора Подчередниченко О.С., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса РФ на собственников и нанимателей жилых помещений возложена обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Судом первой инстанции установлено, что управляющей организацией в отношении многоквартирных жилых домов в муниципальном образовании "Вельское", собственники помещений которых не выбрали способ управления многоквартирным домом самостоятельно, является ООО "3".
Пунктом 2.3 Устава ООО "3" предусмотрено, что предметом деятельности Общества является: управление комплексом недвижимого имущества (общим имуществом) в многоквартирных домах, обеспечение эксплуатации многоквартирных домов, в том числе содержание и уборка мест общего пользования в многоквартирных домах и земельных участков, входящих в состав общего имущества.
"Дата" между ООО "1" и ООО "3" заключен договор N холодного водоснабжения и водоотведения, согласно которому ООО "1" отпускает объектам исполнителя питьевую воду и принимает сброшенные сточные воды, а исполнитель оплачивает принятую воду по показаниям общедомовых приборов учета либо в случае их отсутствия по расчетным нормативам.
"Дата" между ООО "1" (Агент) и ООО "3" (Принципал) заключен агентский договор N, согласно которого Принципал поручает, а Агент обязуется за предусмотренное настоящим договором вознаграждение совершать от своего имени, но за счет Принципала, следующие фактические и юридические действия: ежемесячно до 1 числа месяца следующего за отчетным осуществлять начисление и сбор денежных средств с собственников и нанимателей жилых и нежилых помещений, именуемые далее по тексту "фактические потребители", за услуги холодного водоснабжения и водоотведение, в том числе на общедомовые нужды; совершать все действия, связанные с ограничением предоставляемой услуги, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что передача управляющей организацией всех перечисленных полномочий ресурсоснабжающей организации в части оплаты за услуги холодного водоснабжения и водоотведения на общедомовые нужды в многоквартирных жилых домах противоречит п. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ.
Судебная коллегия с указанным выводом суда согласна в силу следующего.
В соответствии с п. 7 ст. 155 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
В силу п. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, исходя из данной нормы Закона внесение платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, предусмотрено только управляющей организации.
Судебная коллегия считает несостоятельной ссылку в апелляционной жалобе на п. 63 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354.
Пунктом 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с п. 15 ст. 155 Жилищного кодекса РФ наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Как следует из п. 63 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
ООО "1" не является управляющей организацией, поскольку в установленном законом порядке не осуществляет управление многоквартирными домами, не выполняет работы по содержанию и ремонту жилья, в том числе содержанию мест общего пользования.
Передача управляющей организацией полномочий ресурсоснабжающей организацией в части оплаты за услуги холодного водоснабжения и водоотведения на общедомовые нужды, противоречит п. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, что указывает на ничтожность таких положений договора и отсутствие правовых последствий при их реализации участниками договора.
Собственники и наниматели жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных в МО "Вельское", не принимали на общих собраниях решение о внесении платы за водоснабжение и водоотведение на общедомовые нужды ресурсоснабжающей организации.
Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 4 Федерального закона от 03 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" оператор по приему платежей (ООО "1") вправе осуществлять прием платежей после его постановки на учет уполномоченным органом в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2013 года N 364 "Об утверждении положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации".
Поставлено ли ООО "1" на такой учет его представитель пояснить не смог, в материалах дела таких данных также нет.
Таким образом, действия ООО "1" по начислению и взиманию с граждан платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению на общедомовые нужды в многоквартирных жилых домах, расположенных в МО "Вельское", обслуживаемых ООО "3", являются незаконными.
Остальные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, они направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сводятся к неправильному толкованию норм материального права.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом правильно, исследованным доказательствам оценка дана в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.
Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда, поскольку из искового заявления прокурора Вельского района следует, что он ставит вопрос о признании незаконными действий ООО "1" только в части многоквартирных жилых домов, расположенных в МО "Вельское", обслуживаемых ООО "3", но это в решении не отражено.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Вельского районного суда Архангельской области от 23 апреля 2013 года изменить.
Принять по делу новое решение, изложив его в следующей редакции: "Исковое заявление прокурора Вельского района в защиту прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц о признании незаконными действий ООО "1" по начислению платы за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению на общедомовые нужды населению - удовлетворить.
Признать действия Общества с ограниченной ответственностью "1" по начислению и взиманию с граждан платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению на общедомовые нужды в многоквартирных жилых домах, расположенных в муниципальном образовании "Вельское", обслуживаемых ООО "3", незаконными.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью "1" не производить начисление гражданам платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению на общедомовые нужды в многоквартирных жилых домах, расположенных в муниципальном образовании "Вельское", обслуживаемых ООО "3", с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "1" в пользу бюджета государственную пошлину в размере *** руб.".

Председательствующий
Ю.И.КУЗНЕЦОВ

Судьи
Р.С.ПОНОМАРЕВ
И.А.ПЫЖОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)