Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Попов Б.Е.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего судьи Сергеевой Л.А.,
судей Федерякиной Е.Ю., Вишняковой Н.Е.,
при секретаре Ж.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Вишняковой Н.Е.
дело по апелляционной жалобе ответчика Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве на решение Черемушкинского районного суда города Москвы от 23 октября 2012 года, которым постановлено:
Исковые требования Мосжилинспекции к ТСЖ "Три капитана". ИФНС N 46 г. Москвы о ликвидации, признании решения общего собрания собственников недействительным удовлетворить.
Признать решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенного по адресу: ***, *** проведенного в заочной форме голосования оформленное протоколом N *** от 25.06.2009 г. недействительным.
Признать решение членов правления о выборе председателя правления ТСЖ "Три капитана" оформленное протоколом N *** от 25.06.2009 г. недействительным.
Ликвидировать ТСЖ "ТРИ КАПИТАНА" (ОГРН ***0).
Признать недействительной запись о регистрации ТСЖ "ТРИ КАПИТАНА" (ОГРН 1***0).
Исключить из Единого государственного реестра юридических лиц ТСЖ "ТРИ КАПИТАНА" (ОГРН ***0).
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве внести запись о ликвидации ТСЖ "ТРИ КАПИТАНА" (ОГРН ***) в Единый государственный реестр юридических лиц.
установила:
Истец Мосжилинспекция обратился в суд с иском к ответчикам о ликвидации, признании решения общего собрания собственников недействительным, мотивируя свои требования тем, что в связи с поступившим обращением Ч. в адрес Инспекции жилищного надзора по Юго-Западному административному округу собственника помещения в доме *** по вопросу проверки правомерности создания и деятельности ТСЖ "ТРИ КАПИТАНА", а также частью 4 ст. 8 Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ в соответствии с которой до 1 марта 2013 года уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (Мосжилинспекция), обязаны проверить правомерность принятия решений о создании товариществ собственников жилья. В ходе проведенной проверки было установлено, что в многоквартирных домах по адресу *** создано два товарищества собственников жилья "Три капитана" (ОГРН *** и ОГРН ***). ТСЖ "Три капитана" (ОГРН ***) было зарегистрировано в ЕГРЮЛ 06.04.2009 г. на момент проверки председателем правления был С., а ТСЖ "Три капитана" (ОГРН ***) создано 14.08.2009 г., председателем правления указана Ч. В целях рассмотрения обращения на юридические адреса данных ТСЖ были направлены письменные запросы о предоставлении информации и документов подтверждающих правомерность создания ТСЖ. В адрес ИЖН по ЮЗАО поступил комплект документов от председателя правления ТСЖ С., документов от ТСЖ "Три капитана" (ОГРН ***) и председателя правления ТСЖ Ч. не поступили в связи, с чем ИЖН по ЮЗАО запросила комплект документов в Федеральной налоговой службе. После получения комплекта документов из ФНС России, с данными документами была ознакомлена Ч., после ознакомления с которыми, сделала заявление о том, что подпись на данных документах представленных ФНС России ее не принадлежит, в общем собрании собственников о создании ТСЖ "Три капитана" (ОГРН ***), а также в деятельности данного ТСЖ участие не принимала, информации о месте хранения документов не имеет.
Представитель истца в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ТСЖ "Три капитана" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика ИФНС N 46 г. Москвы в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление.
Третье лицо Ч. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Третье лицо Х. в судебное заседание не явился, предоставил отзыв на исковое заявление.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве по доводам апелляционной жалобы, считая его неправильным и незаконным.
В заседание судебной коллегии стороны и их представители по повторному вызову не явились, извещены надлежащим образом, письменных ходатайств в адрес судебной коллегии не поступило. В соответствии с ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело, в отсутствие участников, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, решение подлежит отмене в части признания недействительной записи о регистрации ТСЖ "ТРИ КАПИТАНА" (ОГРН ***), исключения из Единого государственного реестра юридических лиц ТСЖ "ТРИ КАПИТАНА" (ОГРН ***), обязания МИФНС N 46 по г. Москве внести запись о ликвидации ТСЖ "ТРИ КАПИТАНА" (ОГРН ***) в Единый государственный реестр юридических лиц, как постановленное с нарушением норм материального права, в остальной части не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 136 ЖК РФ, собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья, решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме.
Согласно статье 47 ЖК РФ, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может быть принято без проведения собрания (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование) путем проведения заочного голосования - передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.
Принявшими участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, проводимом в форме заочного голосования, считаются собственники помещений в данном доме, решения которых получены до даты окончания их приема.
В решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, должны быть указаны:
- 1) сведения о лице, участвующем в голосовании;
- 2) сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме;
- 3) решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался".
В соответствии со ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие государственный жилищный надзор проводят проверку соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе требований к созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, правил содержания общего имущества собственников помещении в многоквартирном доме, порядка предоставления коммунальных услуг, требовании к осуществлению оценки соответствия жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в связи с поступившим обращением Ч. в адрес Инспекции жилищного надзора по Юго-Западному административному округу собственника помещения в доме *** по вопросу проверки правомерности создания и деятельности ТСЖ "ТРИ КАПИТАНА", а также частью 4 ст. 8 Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ в соответствии с которой до 1 марта 2013 года уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (Мосжилинспекция), обязаны проверить правомерность принятия решений о создании товариществ собственников жилья.
В ходе проведенной проверки было установлено, что в многоквартирных домах по адресу ***, создано два товарищества собственников жилья "Три капитана" (ОГРН ***и ОГРН ***0). ТСЖ "Три капитана" (ОГРН ***) было зарегистрировано в ЕГРЮЛ 06.04.2009 г. на момент проверки председателем правления был С., а ТСЖ "Три капитана" (ОГРН ***) создано 14.08.2009 г. председателем правления указана Ч.. В целях рассмотрения обращения на юридические адреса данных ТСЖ были направлены письменные запросы о предоставлении информации и документов подтверждающих правомерность создания ТСЖ. В адрес ИЖН по ЮЗАО поступил комплект документов от председателя правления ТСЖ С., документов от ТСЖ "Три капитана" (ОГРН ***) и председателя правления ТСЖ Ч. не поступили в связи, с чем ИЖН по ЮЗАО запросила комплект документов в Федеральной налоговой службе. После получения комплекта документов из ФНС России, с данными документами была ознакомлена Ч., после ознакомления с которыми сделала заявление о том, что подпись на данных документах ей не принадлежит, в общем собрании собственников о создании ТСЖ "Три капитана" (ОГРН ***), а также в деятельности данного ТСЖ участия не принимала, информации о месте хранения документов не имеет.
Согласно представленным документам ТСЖ "Три капитана" (ОГРН ***) реализовало выбор способа управления (проводятся собрания, утверждаются сметы, заключаются договора), в то время как ТСЖ "Три капитана" (ОГРН ***) деятельность не ведет.
В состав правления ТСЖ "Три капитана" (ОГРН ***) был избран представитель ГБУ "ИС Академического района" действующего по доверенности выданной руководителем ГБУ "ИС Академического района". Полномочия членов правления истекли, новое правление не выбрано, реестр членов ТСЖ не ведется, иные требования законодательства не выполняются.
Разрешая спор, суд пришел к правильному выводу о том, что общее собрание является неправомочным, т.к. при проведении собрания собственников помещений были допущены нарушения действующего законодательства, и о том, что в деятельности ТСЖ также имеются нарушения, а решения членов правления о выборе председателя правления ТСЖ "Три капитана", оформленное протоколом N *** от 25.06.2009, и общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенного по адресу: ***, ***, проведенного в заочной форме голосования, оформленное протоколом N *** от 25.06.2009, следует признать недействительными.
В этой части решение суда не обжалуется.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Вынося решение, суд также удовлетворил требования истца о признании недействительной записи о государственной регистрации ТСЖ "Три капитана" (ОГРН ***).
Однако, данный вывод сделан судом не верно, с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии с абзацем 2 статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 4 Федерального закона N 129-ФЗ, в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие, соответственно, сведения о создании, реорганизация и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 г. N 439 установлено, что документом, подтверждающим факт внесения записи в ЕГРЮЛ, является свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по соответствующей форме.
Пунктом 4 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ предусмотрено, что записи вносятся в государственные реестры на основания документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. Основанием для внесения записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом (пункт 1 статьи 11 Федерального закона N 129-ФЗ). Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (пункт 2 статьи 11 Федерального закона N 129-ФЗ).
При этом, в силу п. 4.1 ст. 9 ФЗ "О государственной регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
При несоответствии сведений, содержащихся в государственном реестре, сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, содержащиеся в государственном реестре, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Изменение сведений, содержащихся в конкретной записи государственного реестра, осуществляется путем внесения новой записи со ссылкой на изменяемую запись.
Из смысла и содержания приведенных норм права следует, что, по общему правилу, в полномочия регистрирующего органа не входит проведение правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию, и проверка их на соответствие нормативным правовым актам РФ.
В соответствия со статьей 11, пунктом 3 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ, решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр; при этом в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются.
Аннулирование, восстановление или признание недействительными записей в ЕГРЮЛ, признание недействительным решение о государственной регистрации не предусмотрело действующим законодательством РФ. Согласно действующему законодательству в ЕГРЮЛ могут быть внесены лишь новые записи.
В то же время, пунктом 1 ст. 23 ФЗ "О государственной регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрен закрытый перечень оснований для принятия решения об отказе в государственной регистрации. Так, отказ в государственной регистрации допускается в случае:
- а) непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;
- б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
- в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона;
- г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;
- д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;
- е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества;
- Как следует из материалов дела, и не оспаривается сторонами, при создании ТСЖ "Три капитана" (ОГРН ***), для его государственной регистрации в регистрирующий орган были представлены все необходимые документы, предусмотренных законодательством оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица не имелось.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенных выше норм законодательства, удовлетворение требований о признании недействительной записи о государственной регистрации ТСЖ "Три капитана" (ОГРН ***) не отвечает принципу исполнимости принимаемого судебного решения, поскольку противоречит пункту 5 "Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и представления содержащихся в нем сведений", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации за N*** от 19.06.2002 года, согласно которым изменение сведений, содержащихся в конкретной записи государственного реестра, осуществляется путем внесения новой записи со ссылкой на изменяемую запись.
При данных обстоятельствах решение суда в части изложенного вывода, по мнению судебной коллегии, следует отменить.
Вместе с тем, вынося решение, суд также удовлетворил и требования истца об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц ТСЖ "Три капитана" (ОГРН ***), обязав ИФНС N 46 по г. Москве внести в ЕГРЮЛ запись о ликвидации ТСЖ "Три капитана" (ОГРН ***).
Судебная коллегия приходит к выводу, что данный вывод суда также сделан с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 141 ЖК РФ, ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.
Данная норма закона носит отсылочный характер в части оснований и порядка ликвидации товарищества собственников жилья.
То есть, Жилищный кодекс РФ не устанавливает каких-либо особенностей порядка ликвидации товарищества; следовательно, в этих вопросах необходимо руководствоваться общим порядком, установленным ст. ст. 61 - 65 ГК РФ.
Ликвидируется товарищество собственников жилья либо добровольно - по решению общего собрания собственников, либо принудительно - по решению суда, принятому в соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 61 ГК РФ требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Такое право предоставлено истцу на основании Положения о Государственной жилищной инспекции г. Москвы, утвержденного постановлением Правительства г. Москвы от 26.07.2011 N ***.
В п. 2.1 Письма ФНС N ЧД-6-09/439 от 27.05.2005 "О государственной регистрации в связи с ликвидацией юридических лиц", содержатся разъяснения порядка государственной регистрации ликвидации юридических лиц, из которых следует, что решение суда о ликвидации юридического лица не может служить основанием для государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией.
Решение суда о ликвидации юридического лица является основанием лишь для внесения регистрирующим органом записи о принятии решения о ликвидации юридического лица, но не для внесения записи о ликвидации как таковой.
ГК РФ не предусмотрен специальный порядок ликвидации юридического лица в случае вынесения судом решения о ликвидации юридического лица. Это означает, что ликвидация юридического лица в таком случае осуществляется в соответствии со статьями 61 - 64 ГК РФ.
По мнению судебной коллегии, из изложенного следует, что решение суда о ликвидации не исключает необходимости соблюдения процедуры ликвидации, предусмотренной законом, поскольку при ее осуществлении принимаются меры, направленные на защите прав и интересов всех заинтересованных лиц.
При этом, статьями 62, 63 ГК РФ определен порядок ликвидации юридического лица, в соответствии с которым орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливает порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами.
Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.
В соответствии с п. 3 ст. 20 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Кроме того, ст. 21 указанного ФЗ установлен исчерпывающий перечень документов предоставляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица.
В силу п. 3 ст. 22 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" документы, предусмотренные статьей 21 настоящего Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.
Согласно положениям части 8 ст. 63 ГК РФ, пункта 6 ст. 22 Федерального закона N 129-ФЗ, ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Кроме того, порядок и основания исключения из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица устанавливаются ст. ст. 21.1, 22 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Таким образом, исходя из смысла ст. ст. 62, 63 ГК РФ, требований Федерального закона N 129-ФЗ, коллегия приходит к выводу о том, что до проведения вышеописанных процедур и представления документов, указанных в ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", внесение записи в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица невозможно, решение суда в изложенной также следует отменить, поскольку суд вышеизложенных обстоятельств не учел.
Кроме того, из содержания вышеприведенных норм ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" следует, что юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ лишь по решению регистрирующего органа по месту нахождения юридического лица и при наличии признаков, при наличии оснований, установленных законом.
Возможность исключения юридического лица из ЕГРЮЛ в судебном порядке по решению суда действующим законодательством не предусмотрена.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы ответчика и полагает, что решение в обжалуемой части подлежит отмене.
В соответствии со ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным принять по делу новое решение.
Судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска Мосжилинспекции к ТСЖ "Три капитана", ИФНС N 46 по г. Москве в части признания недействительной записи о регистрации ТСЖ "ТРИ КАПИТАНА" (ОГРН ***), исключения из Единого государственного реестра юридических лиц ТСЖ "ТРИ КАПИТАНА" (ОГРН ***), обязания Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве внести запись о ликвидации ТСЖ "ТРИ КАПИТАНА" (ОГРН ***) в Единый государственный реестр юридических лиц.
При этом, судебная коллегия полагает необходимым изменить судебное решение, дополнив его резолютивную часть указанием на то, что решение суда является основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о принятии решения о ликвидации юридического лица ТСЖ "ТРИ КАПИТАНА" (ОГРН ***).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Черемушкинского районного суда города Москвы от 23 октября 2012 года в части признания недействительной записи о регистрации ТСЖ "ТРИ КАПИТАНА" (ОГРН ***), исключения из Единого государственного реестра юридических лиц ТСЖ "ТРИ КАПИТАНА" (ОГРН ***), обязания Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве внести запись о ликвидации ТСЖ "ТРИ КАПИТАНА" (ОГРН ***) в Единый государственный реестр юридических лиц - отменить, в удовлетворении иска в этой части - отказать.
Резолютивную часть решения Черемушкинского районного суда города Москвы от 23 октября 2012 года дополнить указанием на то, что решение суда является основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о принятии решения о ликвидации юридического лица ТСЖ "ТРИ КАПИТАНА" (ОГРН ***).
В остальной части решение Черемушкинского районного суда города Москвы от 23 октября 2012 года оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 22.04.2013 ПО ДЕЛУ N 11-9313
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 апреля 2013 г. по делу N 11-9313
Судья: Попов Б.Е.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего судьи Сергеевой Л.А.,
судей Федерякиной Е.Ю., Вишняковой Н.Е.,
при секретаре Ж.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Вишняковой Н.Е.
дело по апелляционной жалобе ответчика Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве на решение Черемушкинского районного суда города Москвы от 23 октября 2012 года, которым постановлено:
Исковые требования Мосжилинспекции к ТСЖ "Три капитана". ИФНС N 46 г. Москвы о ликвидации, признании решения общего собрания собственников недействительным удовлетворить.
Признать решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенного по адресу: ***, *** проведенного в заочной форме голосования оформленное протоколом N *** от 25.06.2009 г. недействительным.
Признать решение членов правления о выборе председателя правления ТСЖ "Три капитана" оформленное протоколом N *** от 25.06.2009 г. недействительным.
Ликвидировать ТСЖ "ТРИ КАПИТАНА" (ОГРН ***0).
Признать недействительной запись о регистрации ТСЖ "ТРИ КАПИТАНА" (ОГРН 1***0).
Исключить из Единого государственного реестра юридических лиц ТСЖ "ТРИ КАПИТАНА" (ОГРН ***0).
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве внести запись о ликвидации ТСЖ "ТРИ КАПИТАНА" (ОГРН ***) в Единый государственный реестр юридических лиц.
установила:
Истец Мосжилинспекция обратился в суд с иском к ответчикам о ликвидации, признании решения общего собрания собственников недействительным, мотивируя свои требования тем, что в связи с поступившим обращением Ч. в адрес Инспекции жилищного надзора по Юго-Западному административному округу собственника помещения в доме *** по вопросу проверки правомерности создания и деятельности ТСЖ "ТРИ КАПИТАНА", а также частью 4 ст. 8 Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ в соответствии с которой до 1 марта 2013 года уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (Мосжилинспекция), обязаны проверить правомерность принятия решений о создании товариществ собственников жилья. В ходе проведенной проверки было установлено, что в многоквартирных домах по адресу *** создано два товарищества собственников жилья "Три капитана" (ОГРН *** и ОГРН ***). ТСЖ "Три капитана" (ОГРН ***) было зарегистрировано в ЕГРЮЛ 06.04.2009 г. на момент проверки председателем правления был С., а ТСЖ "Три капитана" (ОГРН ***) создано 14.08.2009 г., председателем правления указана Ч. В целях рассмотрения обращения на юридические адреса данных ТСЖ были направлены письменные запросы о предоставлении информации и документов подтверждающих правомерность создания ТСЖ. В адрес ИЖН по ЮЗАО поступил комплект документов от председателя правления ТСЖ С., документов от ТСЖ "Три капитана" (ОГРН ***) и председателя правления ТСЖ Ч. не поступили в связи, с чем ИЖН по ЮЗАО запросила комплект документов в Федеральной налоговой службе. После получения комплекта документов из ФНС России, с данными документами была ознакомлена Ч., после ознакомления с которыми, сделала заявление о том, что подпись на данных документах представленных ФНС России ее не принадлежит, в общем собрании собственников о создании ТСЖ "Три капитана" (ОГРН ***), а также в деятельности данного ТСЖ участие не принимала, информации о месте хранения документов не имеет.
Представитель истца в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ТСЖ "Три капитана" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика ИФНС N 46 г. Москвы в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление.
Третье лицо Ч. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Третье лицо Х. в судебное заседание не явился, предоставил отзыв на исковое заявление.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве по доводам апелляционной жалобы, считая его неправильным и незаконным.
В заседание судебной коллегии стороны и их представители по повторному вызову не явились, извещены надлежащим образом, письменных ходатайств в адрес судебной коллегии не поступило. В соответствии с ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело, в отсутствие участников, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, решение подлежит отмене в части признания недействительной записи о регистрации ТСЖ "ТРИ КАПИТАНА" (ОГРН ***), исключения из Единого государственного реестра юридических лиц ТСЖ "ТРИ КАПИТАНА" (ОГРН ***), обязания МИФНС N 46 по г. Москве внести запись о ликвидации ТСЖ "ТРИ КАПИТАНА" (ОГРН ***) в Единый государственный реестр юридических лиц, как постановленное с нарушением норм материального права, в остальной части не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 136 ЖК РФ, собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья, решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме.
Согласно статье 47 ЖК РФ, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может быть принято без проведения собрания (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование) путем проведения заочного голосования - передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.
Принявшими участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, проводимом в форме заочного голосования, считаются собственники помещений в данном доме, решения которых получены до даты окончания их приема.
В решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, должны быть указаны:
- 1) сведения о лице, участвующем в голосовании;
- 2) сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме;
- 3) решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался".
В соответствии со ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие государственный жилищный надзор проводят проверку соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе требований к созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, правил содержания общего имущества собственников помещении в многоквартирном доме, порядка предоставления коммунальных услуг, требовании к осуществлению оценки соответствия жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в связи с поступившим обращением Ч. в адрес Инспекции жилищного надзора по Юго-Западному административному округу собственника помещения в доме *** по вопросу проверки правомерности создания и деятельности ТСЖ "ТРИ КАПИТАНА", а также частью 4 ст. 8 Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ в соответствии с которой до 1 марта 2013 года уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (Мосжилинспекция), обязаны проверить правомерность принятия решений о создании товариществ собственников жилья.
В ходе проведенной проверки было установлено, что в многоквартирных домах по адресу ***, создано два товарищества собственников жилья "Три капитана" (ОГРН ***и ОГРН ***0). ТСЖ "Три капитана" (ОГРН ***) было зарегистрировано в ЕГРЮЛ 06.04.2009 г. на момент проверки председателем правления был С., а ТСЖ "Три капитана" (ОГРН ***) создано 14.08.2009 г. председателем правления указана Ч.. В целях рассмотрения обращения на юридические адреса данных ТСЖ были направлены письменные запросы о предоставлении информации и документов подтверждающих правомерность создания ТСЖ. В адрес ИЖН по ЮЗАО поступил комплект документов от председателя правления ТСЖ С., документов от ТСЖ "Три капитана" (ОГРН ***) и председателя правления ТСЖ Ч. не поступили в связи, с чем ИЖН по ЮЗАО запросила комплект документов в Федеральной налоговой службе. После получения комплекта документов из ФНС России, с данными документами была ознакомлена Ч., после ознакомления с которыми сделала заявление о том, что подпись на данных документах ей не принадлежит, в общем собрании собственников о создании ТСЖ "Три капитана" (ОГРН ***), а также в деятельности данного ТСЖ участия не принимала, информации о месте хранения документов не имеет.
Согласно представленным документам ТСЖ "Три капитана" (ОГРН ***) реализовало выбор способа управления (проводятся собрания, утверждаются сметы, заключаются договора), в то время как ТСЖ "Три капитана" (ОГРН ***) деятельность не ведет.
В состав правления ТСЖ "Три капитана" (ОГРН ***) был избран представитель ГБУ "ИС Академического района" действующего по доверенности выданной руководителем ГБУ "ИС Академического района". Полномочия членов правления истекли, новое правление не выбрано, реестр членов ТСЖ не ведется, иные требования законодательства не выполняются.
Разрешая спор, суд пришел к правильному выводу о том, что общее собрание является неправомочным, т.к. при проведении собрания собственников помещений были допущены нарушения действующего законодательства, и о том, что в деятельности ТСЖ также имеются нарушения, а решения членов правления о выборе председателя правления ТСЖ "Три капитана", оформленное протоколом N *** от 25.06.2009, и общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенного по адресу: ***, ***, проведенного в заочной форме голосования, оформленное протоколом N *** от 25.06.2009, следует признать недействительными.
В этой части решение суда не обжалуется.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Вынося решение, суд также удовлетворил требования истца о признании недействительной записи о государственной регистрации ТСЖ "Три капитана" (ОГРН ***).
Однако, данный вывод сделан судом не верно, с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии с абзацем 2 статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 4 Федерального закона N 129-ФЗ, в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие, соответственно, сведения о создании, реорганизация и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 г. N 439 установлено, что документом, подтверждающим факт внесения записи в ЕГРЮЛ, является свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по соответствующей форме.
Пунктом 4 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ предусмотрено, что записи вносятся в государственные реестры на основания документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. Основанием для внесения записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом (пункт 1 статьи 11 Федерального закона N 129-ФЗ). Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (пункт 2 статьи 11 Федерального закона N 129-ФЗ).
При этом, в силу п. 4.1 ст. 9 ФЗ "О государственной регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
При несоответствии сведений, содержащихся в государственном реестре, сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, содержащиеся в государственном реестре, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Изменение сведений, содержащихся в конкретной записи государственного реестра, осуществляется путем внесения новой записи со ссылкой на изменяемую запись.
Из смысла и содержания приведенных норм права следует, что, по общему правилу, в полномочия регистрирующего органа не входит проведение правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию, и проверка их на соответствие нормативным правовым актам РФ.
В соответствия со статьей 11, пунктом 3 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ, решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр; при этом в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются.
Аннулирование, восстановление или признание недействительными записей в ЕГРЮЛ, признание недействительным решение о государственной регистрации не предусмотрело действующим законодательством РФ. Согласно действующему законодательству в ЕГРЮЛ могут быть внесены лишь новые записи.
В то же время, пунктом 1 ст. 23 ФЗ "О государственной регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрен закрытый перечень оснований для принятия решения об отказе в государственной регистрации. Так, отказ в государственной регистрации допускается в случае:
- а) непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;
- б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
- в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона;
- г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;
- д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;
- е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества;
- Как следует из материалов дела, и не оспаривается сторонами, при создании ТСЖ "Три капитана" (ОГРН ***), для его государственной регистрации в регистрирующий орган были представлены все необходимые документы, предусмотренных законодательством оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица не имелось.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенных выше норм законодательства, удовлетворение требований о признании недействительной записи о государственной регистрации ТСЖ "Три капитана" (ОГРН ***) не отвечает принципу исполнимости принимаемого судебного решения, поскольку противоречит пункту 5 "Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и представления содержащихся в нем сведений", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации за N*** от 19.06.2002 года, согласно которым изменение сведений, содержащихся в конкретной записи государственного реестра, осуществляется путем внесения новой записи со ссылкой на изменяемую запись.
При данных обстоятельствах решение суда в части изложенного вывода, по мнению судебной коллегии, следует отменить.
Вместе с тем, вынося решение, суд также удовлетворил и требования истца об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц ТСЖ "Три капитана" (ОГРН ***), обязав ИФНС N 46 по г. Москве внести в ЕГРЮЛ запись о ликвидации ТСЖ "Три капитана" (ОГРН ***).
Судебная коллегия приходит к выводу, что данный вывод суда также сделан с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 141 ЖК РФ, ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.
Данная норма закона носит отсылочный характер в части оснований и порядка ликвидации товарищества собственников жилья.
То есть, Жилищный кодекс РФ не устанавливает каких-либо особенностей порядка ликвидации товарищества; следовательно, в этих вопросах необходимо руководствоваться общим порядком, установленным ст. ст. 61 - 65 ГК РФ.
Ликвидируется товарищество собственников жилья либо добровольно - по решению общего собрания собственников, либо принудительно - по решению суда, принятому в соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 61 ГК РФ требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Такое право предоставлено истцу на основании Положения о Государственной жилищной инспекции г. Москвы, утвержденного постановлением Правительства г. Москвы от 26.07.2011 N ***.
В п. 2.1 Письма ФНС N ЧД-6-09/439 от 27.05.2005 "О государственной регистрации в связи с ликвидацией юридических лиц", содержатся разъяснения порядка государственной регистрации ликвидации юридических лиц, из которых следует, что решение суда о ликвидации юридического лица не может служить основанием для государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией.
Решение суда о ликвидации юридического лица является основанием лишь для внесения регистрирующим органом записи о принятии решения о ликвидации юридического лица, но не для внесения записи о ликвидации как таковой.
ГК РФ не предусмотрен специальный порядок ликвидации юридического лица в случае вынесения судом решения о ликвидации юридического лица. Это означает, что ликвидация юридического лица в таком случае осуществляется в соответствии со статьями 61 - 64 ГК РФ.
По мнению судебной коллегии, из изложенного следует, что решение суда о ликвидации не исключает необходимости соблюдения процедуры ликвидации, предусмотренной законом, поскольку при ее осуществлении принимаются меры, направленные на защите прав и интересов всех заинтересованных лиц.
При этом, статьями 62, 63 ГК РФ определен порядок ликвидации юридического лица, в соответствии с которым орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливает порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами.
Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.
В соответствии с п. 3 ст. 20 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Кроме того, ст. 21 указанного ФЗ установлен исчерпывающий перечень документов предоставляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица.
В силу п. 3 ст. 22 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" документы, предусмотренные статьей 21 настоящего Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.
Согласно положениям части 8 ст. 63 ГК РФ, пункта 6 ст. 22 Федерального закона N 129-ФЗ, ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Кроме того, порядок и основания исключения из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица устанавливаются ст. ст. 21.1, 22 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Таким образом, исходя из смысла ст. ст. 62, 63 ГК РФ, требований Федерального закона N 129-ФЗ, коллегия приходит к выводу о том, что до проведения вышеописанных процедур и представления документов, указанных в ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", внесение записи в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица невозможно, решение суда в изложенной также следует отменить, поскольку суд вышеизложенных обстоятельств не учел.
Кроме того, из содержания вышеприведенных норм ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" следует, что юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ лишь по решению регистрирующего органа по месту нахождения юридического лица и при наличии признаков, при наличии оснований, установленных законом.
Возможность исключения юридического лица из ЕГРЮЛ в судебном порядке по решению суда действующим законодательством не предусмотрена.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы ответчика и полагает, что решение в обжалуемой части подлежит отмене.
В соответствии со ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным принять по делу новое решение.
Судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска Мосжилинспекции к ТСЖ "Три капитана", ИФНС N 46 по г. Москве в части признания недействительной записи о регистрации ТСЖ "ТРИ КАПИТАНА" (ОГРН ***), исключения из Единого государственного реестра юридических лиц ТСЖ "ТРИ КАПИТАНА" (ОГРН ***), обязания Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве внести запись о ликвидации ТСЖ "ТРИ КАПИТАНА" (ОГРН ***) в Единый государственный реестр юридических лиц.
При этом, судебная коллегия полагает необходимым изменить судебное решение, дополнив его резолютивную часть указанием на то, что решение суда является основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о принятии решения о ликвидации юридического лица ТСЖ "ТРИ КАПИТАНА" (ОГРН ***).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Черемушкинского районного суда города Москвы от 23 октября 2012 года в части признания недействительной записи о регистрации ТСЖ "ТРИ КАПИТАНА" (ОГРН ***), исключения из Единого государственного реестра юридических лиц ТСЖ "ТРИ КАПИТАНА" (ОГРН ***), обязания Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве внести запись о ликвидации ТСЖ "ТРИ КАПИТАНА" (ОГРН ***) в Единый государственный реестр юридических лиц - отменить, в удовлетворении иска в этой части - отказать.
Резолютивную часть решения Черемушкинского районного суда города Москвы от 23 октября 2012 года дополнить указанием на то, что решение суда является основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о принятии решения о ликвидации юридического лица ТСЖ "ТРИ КАПИТАНА" (ОГРН ***).
В остальной части решение Черемушкинского районного суда города Москвы от 23 октября 2012 года оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)