Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Ильина Н.Н.
Докладчик: Чунькова Т.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе: председательствующего: Чуньковой Т.Ю.,
судей: Овчаренко О.А., Проценко Е.П.,
при секретаре Т.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Чуньковой Т.Ю. дело по апелляционной жалобе представителя администрации Киселевского городского округа Г., действующей на основании доверенности от 10.02.2011 г., выданной сроком на три года, на решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 28 мая 2012 года
по делу по иску С.А.П., М.Н.А., М.А.Л. и С.А.В., ФИО4, А.О.А., У., С.Н., ФИО10, З. к Администрации Киселевского городского округа об изъятии и выкупе квартир,
установила:
С.А.П., М.Н.А. и М.А.Л., С.А.В., ФИО4, А.О.А., У., С.Н., ФИО10, З. обратились в суд с иском к Администрации Киселевского городского округа об изъятии и выкупе квартир.
Свои требования истцы мотивируют тем, что являются собственниками квартир в многоквартирном доме, расположенном по в. Заключением межведомственной комиссий от 11.08.2006 года, на основании ст. 15 Жилищного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ N 47 от 28.01.2006 в связи с неудовлетворительным состоянием основных несущих строительных конструкций и элементов здания многоквартирный жилой, расположенный по, признан аварийным и подлежащим сносу. В многоквартирном доме проживают не только собственники, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. В нарушение правил, установленных ст. ст. 49 - 51 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 47 от 28.01.2006, администрация г. Киселевска на основании полученного заключения не приняла решение и не издала распоряжение с указанием сроков отселения физических и юридических лиц, признав данный дом аварийным и подлежащим сносу, не расторгла договора найма жилых помещении в соответствии с законодательством. В нарушение требований ст. 32 ЖК РФ Администрации г. Киселевска не приняла никаких мер в отношении собственников квартир в данном доме, то есть жилые помещения не изъяты у собственников путем выкупа, так как решение об изъятии жилых помещений не принималось органом местного самоуправления, а собственники жилых помещении не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения не уведомлялись в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащих им жилых помещений, и им не предъявлялось требование о сносе или реконструкции дома в разумный срок.
Администрация Киселевского городского округа в нарушение федерального законодательства приняла решение о направлении истцам требования о сносе дома в срок до 31 декабря 2013 г. и не совершила других действий по сносу дома.
- Истцы просят суд признать незаконным п. 1.1 распоряжения Администрации Киселевского городского округа от 23 ноября 2011 года N 1502-р в части установленного в нем срока сноса многоквартирного до 31 декабря 2015 г.;
- обязать Администрацию Киселевского городского округа принять решение о сносе многоквартирного в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда;
- обязать Администрацию Киселевского городского округа принять решение об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный многоквартирный, для муниципальных нужд в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда;
- обязать ответчика принять решение об изъятии путем выкупа у собственников жилых помещений по адресу: не позднее, чем за год со дня принятия решения в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда;
- обязать Администрацию Киселевского городского округа зарегистрировать в Киселевском отделе Росреестра по Кемеровской области решение об изъятии путем выкупа у них жилых помещений по адресу: в течение 10 дней со дня принятия решения суда;
- обязать ответчика уведомить в письменной форме истцов о решении, об изъятии путем выкупа у них жилых помещений, расположенных по адресу:, и дате осуществленной государственной регистрации решения не позднее, чем за год до предстоящего изъятия жилого помещения в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании истцы С.А.В., ФИО4, А.О.А., У., С.Н., ФИО10, М.Н.А. исковые требования поддержали.
Истцы М.А.Л., С.А.П., З. и представитель Администрации Киселевского городского округа в суд не явились.
- Решением Киселевского городского суда от 28 мая 2012 года постановлено: "Признать незаконным п. 1.1. распоряжения Администрации Киселевского городского округа от 23 ноября 2011 года N 1502-р "О дальнейшем использовании многоквартирного " в части Управлению ЖСХ администрации Киселевского городского округа направить собственникам жилых помещений многоквартирного требование о сносе в срок до 31.12.2015 года;
- обязать Администрацию Киселевского городского округа принять решение о сносе многоквартирного в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда;
- обязать Администрацию Киселевского городского округа принять решение об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный многоквартирный, для муниципальных нужд в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда;
- обязать Администрацию Киселевского городского округа принять решение об изъятии путем выкупа у С.А.П. жилого помещения по адресу: <...>, у М.Н.А. жилого помещения по адресу:, С.А.В. жилого помещения по адресу:, у А.О.А. жилого помещения по адресу:, У. жилого помещения по адресу:, С.Н. жилого помещения по адресу,; ФИО10 жилого помещения по адресу не позднее, чем за год со дня принятия этого решения в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда;
- обязать Администрацию Киселевского городского округа зарегистрировать в Киселевском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по решение об изъятии путем выкупа у С.А.П. жилого помещения по адресу:, у М.Н.А. жилого помещения по адресу:, С.А.В. жилого помещения по адресу:, у А.О.А. жилого помещения адресу:, У. жилого помещения по адресу:, С.Н. жилого помещения по адресу:, ФИО10 жилого помещения по адресу: в течение 10 дней со дня принятия этого решения;
- обязать Администрацию Киселевского городского округа уведомить в письменной форме С.А.П., М.Н.А. и М.А.Л., С.А.В., А.О.А., У., С.Н., ФИО10 об изъятии жилого помещений путем выкупа у С.А.П. жилого помещения по адресу:, у М.Н.А. жилого помещения по адресу:, С.А.В. жилого помещения по адресу:, у А.О.А. жилого помещения по адресу:, У. жилого помещения по адресу:, С.Н. жилого помещения по адресу:, ФИО10 жилого помещения по адресу: и дате осуществления государственной регистрации этого решения не позднее, чем за год со дня принятия этого решения в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Взыскать с Администрации Киселевского городского округа госпошлину рублей".
В апелляционной жалобе представитель администрации Киселевского городского округа Г., действующая на основании доверенности от 10.02.2011 г., выданной сроком на три года, просит отменить решение суда как незаконное, указывая, что в силу Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" признание помещения непригодным для проживания, а здания - аварийным само по себе не свидетельствует о прекращении права собственности на него, а является только основанием для изменения характера использования помещения, капитального ремонта или сноса здания. Так, в соответствии со ст. 32 ЖК РФ государство берет на себя обязанность по выкупу земельного участка у собственников только при сносе жилого дома в связи с отводом земель для государственных или общественных нужд. Если земельный участок не изымается для указанных нужд, собственник дома сам изыскивает способ решения проблемы с жильем в связи с приведением дома в непригодное состояние, т.к. в силу ст. 210 ГК РФ и ч. 1 ст. 39 ЖК РФ обязанность поддержания дома в надлежащем состоянии и его ремонт возложена на собственника. Кроме того, пунктами 28 - 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 предусмотрено, что собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности.
Заявитель также указывает, что из п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ" следует, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащем сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, для муниципальных нужд, и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. При этом положения ч. 4 ст. 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Заявитель указывает, что в ходе рассмотрения дела истцами не было доказано, что оспариваемое распоряжение вынесено с нарушением требований ч. 10 ст. 32 ЖК РФ и п. 49 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.
Выводы суда о том, что орган местного самоуправления бездействует в отношении принятия соответствующего решения, необходимого для соблюдения процедуры, перечисленной в ч. 2 ст. 15 ЖК РФ, а также о том, что п. 1.1. распоряжения от 23.11.2011 г. N 1503-р нарушает законные права истцов, предусмотренные ч. 2 ст. 15 ЖК РФ, являются необоснованными и противоречат положениям Гражданского кодекса РФ и Жилищного законодательства, предусматривающих ответственность собственников жилых помещений и процедуру переселения граждан при признании многоквартирного дома аварийным.
Кроме того, вывод суда о том, что выявленные нарушения ответчиком федерального законодательства по своевременному сносу аварийного дома допускают длительное проживание жителей данного дома в опасных условиях, ставят под угрозу жизнь и здоровье собственников, является необоснованным, поскольку федеральным законодательством не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления допускать или не допускать проживание собственников в аварийном доме, а на орган местного самоуправления возложена лишь обязанность провести процедуру обследования жилого дома.
Заявитель также указывает, что с истцами оговаривалась возможность заключения мирового соглашения, однако представитель администрации не мог явиться в судебное заседание, т.к. заключение мирового соглашения было назначено на 04.06.2012 г., а затем судебное заседание было перенесено на 10.00 часов на 28.05.2012 г., однако повестка была получена правовым отделом администрации Киселевского городского округа 28.06.2012 г. после обеда.
Также суд не учел, что в соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РФ выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. Однако вопрос о согласии собственника не был решен, ни в процессе рассмотрения дела, ни до подачи искового заявления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия считает необходимым частично отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, а также частично изменить решение суда.
Материалами дела установлено, что заключением N от 11.08.2006 межведомственной комиссии, назначенной распоряжением Администрации г. Киселевска N 475-р от 31.05.2006 г., был признан аварийным и подлежащим сносу многоквартирный.
23 ноября 2011 г. Администрацией Киселевского городского округа было издано распоряжение N 1502-р "О дальнейшем использовании многоквартирного ", пунктом 1.1 которого предусмотрена обязанность Управления ЖКХ администрации Киселевского городского округа направить собственникам жилых помещений многоквартирного требование о сносе в срок до 31.12.2015 г.
Как следует из материалов дела, собственники квартир, расположенных в в, оспаривают распоряжение Администрации Киселевского городского округа от 23.11.2011 N 1502-р в части установления срока о направлении требования о сносе дома до 31.12.2015 г., а также просят обязать Администрацию Киселевского городского округа совершить необходимые действия, направленные на выполнение процедуры изъятия земельного участка и жилых помещений, предусмотренной законом - статьей 32 Жилищного кодекса РФ для случаев признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с частью 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что установлен органом местного самоуправления необоснованно длительный срок для выполнения процедуры по сносу аварийного дома и обеспечения жилищных прав, проживающих в нем граждан.
Учитывая, что признан в установленном Правительством РФ порядке аварийным и подлежащим сносу еще в 2006 году, направление собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе в срок до 31.12.2015 г. и соответственно осуществление в указанный срок дальнейшей процедуры по обеспечению жилищных прав собственников жилых помещений не может быть признано разумным как этого требует закон (ч. 10 ст. 32 ЖК РФ).
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для признания незаконным п. 1.1. распоряжения Администрации Киселевского городского округа от 23.11.2011 N 1502-р в части, но в то же время, как усматривается из резолютивной части решения суда, суд первой инстанции в нарушении требований ч. 3 ст. 196 ГПК РФ вышел за пределы заявленных требований и признал полностью незаконным пункт 1.1. указанного распоряжения, несмотря на то, что истцы оспаривали его только в части установления срока направления требований о сносе до 31.12.2015 г.
Признание указанного пункта распоряжения органа местного самоуправления незаконным в полном объеме является необоснованным, поскольку само по себе направление собственникам помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, требования о сносе дома предусмотрено законом в качестве необходимого этапа мероприятий по сносу дома и обеспечению жилищных прав граждан, проживающих в таком доме. Принятие распоряжения о направлении собственникам требования о сносе дома свидетельствует о соблюдении органом местного самоуправления процедуры, установленной ст. 32 ЖК РФ.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда в части признания незаконным пункта 1.1. распоряжения Администрации Киселевского городского округа от 23.11.2011 N 1502-р за исключением признания незаконным данного пункта распоряжения только в части установления срока направления требований о сносе до 31.12.2015 г.
Из материалов дела видно, что судом первой инстанции также принято решение, которым он обязал Администрацию Киселевского городского округа принять решение о сносе многоквартирного в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Между тем, судом первой инстанции не принято во внимание, что указанный дом уже признан подлежащим сносу в установленном законом порядке решением межведомственной комиссии N 187 от 11.08.2006, при этом пункты 44 - 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 N 47, на которые ссылаются истцы, не предусматривают принятие решение о сносе дома органом местного самоуправления. Одновременно ст. 32 ЖК РФ предусматривает особый порядок обеспечения жилищных прав собственников жилых помещений посредством принятия решения об изъятии земельного участка, на котором расположен признанный аварийным и подлежащим сносу дом, для государственных и общественных нужд и изъятии жилого помещения.
При таких обстоятельствах решение суда в части возложения на Администрацию Киселевского городского округа обязанности принять решение о сносе многоквартирного в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу подлежит отмене. С учетом изложенного судебная коллегия считает необходимым отказать в удовлетворении требований истцов в указанной части.
Верховным Судом РФ даны разъяснения относительно рассмотрения судами требований собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, об оспаривании бездействия органов местного самоуправления по принятию решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в ст. 32 ЖК РФ, в обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2009 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 25.11.2009, и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса РФ".
Так, в соответствии с п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Необходимо обратить внимание судов на то, что Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм части 1 статьи 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения части 10 статьи 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, обоснованно указал, что поскольку дом по является аварийным и подлежит сносу, то переселение граждан из указанного дома должно быть произведено с соблюдением процедур, предусмотренных ст. 32 ЖК РФ, однако, судом не были учтены вышеприведенные разъяснения Верховного Суда РФ, что привело к принятию незаконного решения, подлежащего частичной отмене.
В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, подлежащий сносу, и жилых помещений осуществляется в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 и 5 - 9 настоящей статьи.
С учетом положений указанной нормы закона, суд, признав незаконным бездействие органа местного самоуправления, обоснованно обязал Администрацию Киселевского городского округа принять решение об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный многоквартирный, а также об изъятии у истцов, принадлежащих им жилых помещений.
В то же время, суд без каких-либо оснований полностью согласился с позицией истцов о том, что указанные решения должны были быть приняты органом местного самоуправления не позднее, чем год назад, в связи с чем суд принял явно незаконное решение, обязав Администрацию Киселевского городского округа принять решение об изъятии жилых помещений "не позднее, чем за год до принятия этого решения в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда", т.е. возложив на орган местного самоуправления обязанность принять соответствующие решения "задним числом", что является явно недопустимым.
С учетом изложенного судебная коллегия считает необходимым отменить как незаконное решение суда в части установления срока, в течение которого Администрация Киселевского городского округа обязана принять решения об изъятии земельного участка и жилых помещений, отказав в удовлетворении исковых требований в данной части. При этом судебная коллегия полагает, что исполнение органом местного самоуправления решения суда, которым на него возложена обязанность разрешить вопрос об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, подлежащий сносу, и жилых помещений в указанном доме, в срок, установленный законом для исполнения судебных решений, будет отвечать требованиям законности и разумности, в связи с чем, не усматривает оснований для установления иного срока для исполнения органом местного самоуправления вышеуказанной обязанности, установленной решением суда.
В соответствии с ч. 3 ст. 32 ЖК РФ решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как видно из решения суда первой инстанции, суд обязал Администрацию Киселевского городского округа зарегистрировать в Киселевском отделе Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области решения об изъятии жилых помещений в течение 10 дней со дня принятия такого решения.
С учетом положений ч. 3 ст. 32 ЖК РФ вывод суда о необходимости государственной регистрации решения об изъятии жилых помещений является правильным, вместе с тем, суд необоснованно возложил обязанность по регистрации на орган местного самоуправления, в то время как государственная регистрация осуществляется соответствующим государственным органом, которому предоставлены государственные функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Более того, законодательством, регулирующим отношения по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлены сроки регистрации соответствующих решений, прав, сделок и т.п., в связи с чем установление срока регистрации решения органа местного самоуправления судебным решением не может быть признано обоснованным.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия считает необходимым изменить решения суда в данной части, обязав Администрацию Киселевского городского округа обратиться в Киселевский отдел Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области за регистрацией решения об изъятии жилых помещений в течение 10 дней со дня принятия такого решения.
Соглашаясь с позицией истцов о том, что решение об изъятии земельного участка и жилых помещений у собственников должно было быть принято органом местного самоуправления год назад, с тем, чтобы изъятие земельного участка и жилых помещений начало реально осуществляться непосредственно после принятия судом решения по настоящему делу, суд руководствовался ч. 4 ст. 32 ЖК РФ, согласно которой собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с частью третьей настоящей статьи государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Суд, с учетом положений ч. 4 ст. 32 ЖК РФ принял решение, которым также обязал орган местного самоуправления уведомить истцов об изъятии у них жилых помещений и дате осуществления государственной регистрации этого решения, которая еще в настоящий момент не состоялась, "задним числом" - "не позднее чем за год до принятия этого решения в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда". Решение суда в данной части является незаконным.
Судом первой инстанции не принято во внимание, что при осуществлении процедуры изъятия жилых помещений у собственников, проживающих в многоквартирных жилых домах, положения ч. 4 ст. 32 ЖК РФ о предварительном, не менее, чем за год направлении уведомления о принятии решения об изъятии жилого помещения, в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ не применяются.
Таким образом, не может быть признано законным решение суда о возложении на орган местного самоуправления обязанности направить соответствующие уведомления, и решение суда в данной части подлежит отмене.
Также у суда не было необходимости обязывать Администрацию Киселевского городского округа принимать необходимые решения "задним числом".
Из решения суда усматривается, что судом с Администрации Киселевского городского округа взыскана государственная пошлина в сумме рублей. Суд не указал, в какой бюджет взыскана государственная пошлина, однако, в любом случае взыскание государственной пошлины с органа местного самоуправления является незаконным, поскольку в соответствии с п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Администрация Киселевского городского округа была лишена возможности заключить мировое соглашение с истцами в связи с неожиданным переносом судебного заседания с 04.06.2012 г. на 28.05.2012 г., не могут быть приняты во внимание, поскольку из материалов дела следует, что судебное заседание, в котором было принято решение по существу спора, изначально было назначено на 28.05.2012 г., о чем было объявлено сторонам по окончании предыдущего судебного заседания (протокол судебного заседания от 22.05.2012 г. л.д. 167, 168), при этом представитель ответчика принимал участие в данном судебном заседании, следовательно, ему было известно о дате следующего судебного заседания. Кроме того, в адрес Администрации Киселевского городского округа была направлена и вручена повестка с извещением о времени следующего судебного заседания (л.д. 169).
Необходимо также отметить, что стороны не лишены возможности заключить мировое соглашение и на стадии исполнительного производства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Отменить решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 28 мая 2012 года в части признания незаконным пункта 1.1. распоряжения Администрации Киселевского городского округа от 23 ноября 2011 года N 1502-р "О дальнейшем использовании многоквартирного " за исключением признания незаконным пункта 1.1. распоряжения Администрации Киселевского городского округа от 23 ноября 2011 года N 1502-р "О дальнейшем использовании многоквартирного " в части установления срока направления собственникам жилых помещений в многоквартирном требования о сносе в срок до 31.12.2015 года, оставив в данной части решение суда без изменения.
Отменить решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 28 мая 2012 года в части обязания Администрации Киселевского городского округа принять решение о сносе многоквартирного в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда, приняв в данной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Отменить решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 28 мая 2012 года в части обязания Администрации Киселевского городского округа уведомить в письменной форме С.А.П., М.Н.А. и М.А.Л. С.А.В., А.О.А., У., С.Н., ФИО10 об изъятии жилых помещений путем выкупа у С.А.П. жилого помещения по адресу:, у М.Н.А. жилого помещения по адресу:, С.А.В. жилого помещения по адресу:, у А.О.А. жилого помещения по адресу:, У. жилого помещения по адресу:, С.Н. жилого помещения по адресу:, ФИО10 жилого помещения по адресу: и дате осуществления государственной регистрации этого решения не позднее, чем за год со дня принятия этого решения в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда, приняв в данной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Отменить решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 28 мая 2012 года в части установления срока 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда, в течение которого Администрация Киселевского городского округа обязана принять решение об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный многоквартирный, для муниципальных нужд, приняв новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в части установления срока.
Отменить решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 28 мая 2012 года в части установления срока не позднее, чем за год со дня принятия этого решения в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда, в течение которого Администрация Киселевского городского округа обязана принять решение об изъятии путем выкупа у С.А.П. жилого помещения по адресу:, у М.Н.А. жилого помещения по адресу:, С.А.В. жилого помещения по адресу:, у А.О.А. жилого помещения по адресу:, У. жилого помещения по адресу:, С.Н. жилого помещения по адресу; ФИО10 жилого помещения по адресу, приняв новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в части установления срока.
Изменить решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 28 мая 2012 года в части обязания Администрацию Киселевского городского округа зарегистрировать в Киселевском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по решение об изъятии путем выкупа у С.А.П. жилого помещения по адресу:, у М.Н.А. жилого помещения по адресу: ул., С.А.В. жилого помещения по адресу:, у А.О.А. жилого помещения адресу:, У. жилого помещения по адресу:, С.Н. жилого помещения по адресу:, ФИО10 жилого помещения по адресу: в течение 10 дней со дня принятия этого решения, обязав Администрацию Киселевского городского округа обратиться в Киселевский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области для государственной регистрации решения об изъятии у С.А.П. жилого помещения по адресу:, у М.Н.А. жилого помещения по адресу:, С.А.В. жилого помещения по адресу:, у А.О.А. жилого помещения адресу:, У. жилого помещения по адресу:, С.Н. жилого помещения по адресу:, ФИО10 жилого помещения по адресу: в течение 10 дней со дня принятия этого решения.
Отменить решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 28 мая 2012 года в части взыскания с Администрации Киселевского городского округа государственной пошлины.
В остальной части решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 28 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Киселевского городского округа - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 04.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-8503
Разделы:Управление многоквартирным домом; Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 сентября 2012 г. по делу N 33-8503
Судья: Ильина Н.Н.
Докладчик: Чунькова Т.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе: председательствующего: Чуньковой Т.Ю.,
судей: Овчаренко О.А., Проценко Е.П.,
при секретаре Т.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Чуньковой Т.Ю. дело по апелляционной жалобе представителя администрации Киселевского городского округа Г., действующей на основании доверенности от 10.02.2011 г., выданной сроком на три года, на решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 28 мая 2012 года
по делу по иску С.А.П., М.Н.А., М.А.Л. и С.А.В., ФИО4, А.О.А., У., С.Н., ФИО10, З. к Администрации Киселевского городского округа об изъятии и выкупе квартир,
установила:
С.А.П., М.Н.А. и М.А.Л., С.А.В., ФИО4, А.О.А., У., С.Н., ФИО10, З. обратились в суд с иском к Администрации Киселевского городского округа об изъятии и выкупе квартир.
Свои требования истцы мотивируют тем, что являются собственниками квартир в многоквартирном доме, расположенном по в. Заключением межведомственной комиссий от 11.08.2006 года, на основании ст. 15 Жилищного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ N 47 от 28.01.2006 в связи с неудовлетворительным состоянием основных несущих строительных конструкций и элементов здания многоквартирный жилой, расположенный по, признан аварийным и подлежащим сносу. В многоквартирном доме проживают не только собственники, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. В нарушение правил, установленных ст. ст. 49 - 51 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 47 от 28.01.2006, администрация г. Киселевска на основании полученного заключения не приняла решение и не издала распоряжение с указанием сроков отселения физических и юридических лиц, признав данный дом аварийным и подлежащим сносу, не расторгла договора найма жилых помещении в соответствии с законодательством. В нарушение требований ст. 32 ЖК РФ Администрации г. Киселевска не приняла никаких мер в отношении собственников квартир в данном доме, то есть жилые помещения не изъяты у собственников путем выкупа, так как решение об изъятии жилых помещений не принималось органом местного самоуправления, а собственники жилых помещении не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения не уведомлялись в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащих им жилых помещений, и им не предъявлялось требование о сносе или реконструкции дома в разумный срок.
Администрация Киселевского городского округа в нарушение федерального законодательства приняла решение о направлении истцам требования о сносе дома в срок до 31 декабря 2013 г. и не совершила других действий по сносу дома.
- Истцы просят суд признать незаконным п. 1.1 распоряжения Администрации Киселевского городского округа от 23 ноября 2011 года N 1502-р в части установленного в нем срока сноса многоквартирного до 31 декабря 2015 г.;
- обязать Администрацию Киселевского городского округа принять решение о сносе многоквартирного в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда;
- обязать Администрацию Киселевского городского округа принять решение об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный многоквартирный, для муниципальных нужд в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда;
- обязать ответчика принять решение об изъятии путем выкупа у собственников жилых помещений по адресу: не позднее, чем за год со дня принятия решения в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда;
- обязать Администрацию Киселевского городского округа зарегистрировать в Киселевском отделе Росреестра по Кемеровской области решение об изъятии путем выкупа у них жилых помещений по адресу: в течение 10 дней со дня принятия решения суда;
- обязать ответчика уведомить в письменной форме истцов о решении, об изъятии путем выкупа у них жилых помещений, расположенных по адресу:, и дате осуществленной государственной регистрации решения не позднее, чем за год до предстоящего изъятия жилого помещения в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании истцы С.А.В., ФИО4, А.О.А., У., С.Н., ФИО10, М.Н.А. исковые требования поддержали.
Истцы М.А.Л., С.А.П., З. и представитель Администрации Киселевского городского округа в суд не явились.
- Решением Киселевского городского суда от 28 мая 2012 года постановлено: "Признать незаконным п. 1.1. распоряжения Администрации Киселевского городского округа от 23 ноября 2011 года N 1502-р "О дальнейшем использовании многоквартирного " в части Управлению ЖСХ администрации Киселевского городского округа направить собственникам жилых помещений многоквартирного требование о сносе в срок до 31.12.2015 года;
- обязать Администрацию Киселевского городского округа принять решение о сносе многоквартирного в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда;
- обязать Администрацию Киселевского городского округа принять решение об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный многоквартирный, для муниципальных нужд в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда;
- обязать Администрацию Киселевского городского округа принять решение об изъятии путем выкупа у С.А.П. жилого помещения по адресу: <...>, у М.Н.А. жилого помещения по адресу:, С.А.В. жилого помещения по адресу:, у А.О.А. жилого помещения по адресу:, У. жилого помещения по адресу:, С.Н. жилого помещения по адресу,; ФИО10 жилого помещения по адресу не позднее, чем за год со дня принятия этого решения в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда;
- обязать Администрацию Киселевского городского округа зарегистрировать в Киселевском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по решение об изъятии путем выкупа у С.А.П. жилого помещения по адресу:, у М.Н.А. жилого помещения по адресу:, С.А.В. жилого помещения по адресу:, у А.О.А. жилого помещения адресу:, У. жилого помещения по адресу:, С.Н. жилого помещения по адресу:, ФИО10 жилого помещения по адресу: в течение 10 дней со дня принятия этого решения;
- обязать Администрацию Киселевского городского округа уведомить в письменной форме С.А.П., М.Н.А. и М.А.Л., С.А.В., А.О.А., У., С.Н., ФИО10 об изъятии жилого помещений путем выкупа у С.А.П. жилого помещения по адресу:, у М.Н.А. жилого помещения по адресу:, С.А.В. жилого помещения по адресу:, у А.О.А. жилого помещения по адресу:, У. жилого помещения по адресу:, С.Н. жилого помещения по адресу:, ФИО10 жилого помещения по адресу: и дате осуществления государственной регистрации этого решения не позднее, чем за год со дня принятия этого решения в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Взыскать с Администрации Киселевского городского округа госпошлину рублей".
В апелляционной жалобе представитель администрации Киселевского городского округа Г., действующая на основании доверенности от 10.02.2011 г., выданной сроком на три года, просит отменить решение суда как незаконное, указывая, что в силу Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" признание помещения непригодным для проживания, а здания - аварийным само по себе не свидетельствует о прекращении права собственности на него, а является только основанием для изменения характера использования помещения, капитального ремонта или сноса здания. Так, в соответствии со ст. 32 ЖК РФ государство берет на себя обязанность по выкупу земельного участка у собственников только при сносе жилого дома в связи с отводом земель для государственных или общественных нужд. Если земельный участок не изымается для указанных нужд, собственник дома сам изыскивает способ решения проблемы с жильем в связи с приведением дома в непригодное состояние, т.к. в силу ст. 210 ГК РФ и ч. 1 ст. 39 ЖК РФ обязанность поддержания дома в надлежащем состоянии и его ремонт возложена на собственника. Кроме того, пунктами 28 - 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 предусмотрено, что собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности.
Заявитель также указывает, что из п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ" следует, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащем сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, для муниципальных нужд, и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. При этом положения ч. 4 ст. 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Заявитель указывает, что в ходе рассмотрения дела истцами не было доказано, что оспариваемое распоряжение вынесено с нарушением требований ч. 10 ст. 32 ЖК РФ и п. 49 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.
Выводы суда о том, что орган местного самоуправления бездействует в отношении принятия соответствующего решения, необходимого для соблюдения процедуры, перечисленной в ч. 2 ст. 15 ЖК РФ, а также о том, что п. 1.1. распоряжения от 23.11.2011 г. N 1503-р нарушает законные права истцов, предусмотренные ч. 2 ст. 15 ЖК РФ, являются необоснованными и противоречат положениям Гражданского кодекса РФ и Жилищного законодательства, предусматривающих ответственность собственников жилых помещений и процедуру переселения граждан при признании многоквартирного дома аварийным.
Кроме того, вывод суда о том, что выявленные нарушения ответчиком федерального законодательства по своевременному сносу аварийного дома допускают длительное проживание жителей данного дома в опасных условиях, ставят под угрозу жизнь и здоровье собственников, является необоснованным, поскольку федеральным законодательством не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления допускать или не допускать проживание собственников в аварийном доме, а на орган местного самоуправления возложена лишь обязанность провести процедуру обследования жилого дома.
Заявитель также указывает, что с истцами оговаривалась возможность заключения мирового соглашения, однако представитель администрации не мог явиться в судебное заседание, т.к. заключение мирового соглашения было назначено на 04.06.2012 г., а затем судебное заседание было перенесено на 10.00 часов на 28.05.2012 г., однако повестка была получена правовым отделом администрации Киселевского городского округа 28.06.2012 г. после обеда.
Также суд не учел, что в соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РФ выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. Однако вопрос о согласии собственника не был решен, ни в процессе рассмотрения дела, ни до подачи искового заявления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия считает необходимым частично отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, а также частично изменить решение суда.
Материалами дела установлено, что заключением N от 11.08.2006 межведомственной комиссии, назначенной распоряжением Администрации г. Киселевска N 475-р от 31.05.2006 г., был признан аварийным и подлежащим сносу многоквартирный.
23 ноября 2011 г. Администрацией Киселевского городского округа было издано распоряжение N 1502-р "О дальнейшем использовании многоквартирного ", пунктом 1.1 которого предусмотрена обязанность Управления ЖКХ администрации Киселевского городского округа направить собственникам жилых помещений многоквартирного требование о сносе в срок до 31.12.2015 г.
Как следует из материалов дела, собственники квартир, расположенных в в, оспаривают распоряжение Администрации Киселевского городского округа от 23.11.2011 N 1502-р в части установления срока о направлении требования о сносе дома до 31.12.2015 г., а также просят обязать Администрацию Киселевского городского округа совершить необходимые действия, направленные на выполнение процедуры изъятия земельного участка и жилых помещений, предусмотренной законом - статьей 32 Жилищного кодекса РФ для случаев признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с частью 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что установлен органом местного самоуправления необоснованно длительный срок для выполнения процедуры по сносу аварийного дома и обеспечения жилищных прав, проживающих в нем граждан.
Учитывая, что признан в установленном Правительством РФ порядке аварийным и подлежащим сносу еще в 2006 году, направление собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе в срок до 31.12.2015 г. и соответственно осуществление в указанный срок дальнейшей процедуры по обеспечению жилищных прав собственников жилых помещений не может быть признано разумным как этого требует закон (ч. 10 ст. 32 ЖК РФ).
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для признания незаконным п. 1.1. распоряжения Администрации Киселевского городского округа от 23.11.2011 N 1502-р в части, но в то же время, как усматривается из резолютивной части решения суда, суд первой инстанции в нарушении требований ч. 3 ст. 196 ГПК РФ вышел за пределы заявленных требований и признал полностью незаконным пункт 1.1. указанного распоряжения, несмотря на то, что истцы оспаривали его только в части установления срока направления требований о сносе до 31.12.2015 г.
Признание указанного пункта распоряжения органа местного самоуправления незаконным в полном объеме является необоснованным, поскольку само по себе направление собственникам помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, требования о сносе дома предусмотрено законом в качестве необходимого этапа мероприятий по сносу дома и обеспечению жилищных прав граждан, проживающих в таком доме. Принятие распоряжения о направлении собственникам требования о сносе дома свидетельствует о соблюдении органом местного самоуправления процедуры, установленной ст. 32 ЖК РФ.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда в части признания незаконным пункта 1.1. распоряжения Администрации Киселевского городского округа от 23.11.2011 N 1502-р за исключением признания незаконным данного пункта распоряжения только в части установления срока направления требований о сносе до 31.12.2015 г.
Из материалов дела видно, что судом первой инстанции также принято решение, которым он обязал Администрацию Киселевского городского округа принять решение о сносе многоквартирного в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Между тем, судом первой инстанции не принято во внимание, что указанный дом уже признан подлежащим сносу в установленном законом порядке решением межведомственной комиссии N 187 от 11.08.2006, при этом пункты 44 - 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 N 47, на которые ссылаются истцы, не предусматривают принятие решение о сносе дома органом местного самоуправления. Одновременно ст. 32 ЖК РФ предусматривает особый порядок обеспечения жилищных прав собственников жилых помещений посредством принятия решения об изъятии земельного участка, на котором расположен признанный аварийным и подлежащим сносу дом, для государственных и общественных нужд и изъятии жилого помещения.
При таких обстоятельствах решение суда в части возложения на Администрацию Киселевского городского округа обязанности принять решение о сносе многоквартирного в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу подлежит отмене. С учетом изложенного судебная коллегия считает необходимым отказать в удовлетворении требований истцов в указанной части.
Верховным Судом РФ даны разъяснения относительно рассмотрения судами требований собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, об оспаривании бездействия органов местного самоуправления по принятию решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в ст. 32 ЖК РФ, в обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2009 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 25.11.2009, и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса РФ".
Так, в соответствии с п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Необходимо обратить внимание судов на то, что Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм части 1 статьи 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения части 10 статьи 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, обоснованно указал, что поскольку дом по является аварийным и подлежит сносу, то переселение граждан из указанного дома должно быть произведено с соблюдением процедур, предусмотренных ст. 32 ЖК РФ, однако, судом не были учтены вышеприведенные разъяснения Верховного Суда РФ, что привело к принятию незаконного решения, подлежащего частичной отмене.
В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, подлежащий сносу, и жилых помещений осуществляется в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 и 5 - 9 настоящей статьи.
С учетом положений указанной нормы закона, суд, признав незаконным бездействие органа местного самоуправления, обоснованно обязал Администрацию Киселевского городского округа принять решение об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный многоквартирный, а также об изъятии у истцов, принадлежащих им жилых помещений.
В то же время, суд без каких-либо оснований полностью согласился с позицией истцов о том, что указанные решения должны были быть приняты органом местного самоуправления не позднее, чем год назад, в связи с чем суд принял явно незаконное решение, обязав Администрацию Киселевского городского округа принять решение об изъятии жилых помещений "не позднее, чем за год до принятия этого решения в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда", т.е. возложив на орган местного самоуправления обязанность принять соответствующие решения "задним числом", что является явно недопустимым.
С учетом изложенного судебная коллегия считает необходимым отменить как незаконное решение суда в части установления срока, в течение которого Администрация Киселевского городского округа обязана принять решения об изъятии земельного участка и жилых помещений, отказав в удовлетворении исковых требований в данной части. При этом судебная коллегия полагает, что исполнение органом местного самоуправления решения суда, которым на него возложена обязанность разрешить вопрос об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, подлежащий сносу, и жилых помещений в указанном доме, в срок, установленный законом для исполнения судебных решений, будет отвечать требованиям законности и разумности, в связи с чем, не усматривает оснований для установления иного срока для исполнения органом местного самоуправления вышеуказанной обязанности, установленной решением суда.
В соответствии с ч. 3 ст. 32 ЖК РФ решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как видно из решения суда первой инстанции, суд обязал Администрацию Киселевского городского округа зарегистрировать в Киселевском отделе Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области решения об изъятии жилых помещений в течение 10 дней со дня принятия такого решения.
С учетом положений ч. 3 ст. 32 ЖК РФ вывод суда о необходимости государственной регистрации решения об изъятии жилых помещений является правильным, вместе с тем, суд необоснованно возложил обязанность по регистрации на орган местного самоуправления, в то время как государственная регистрация осуществляется соответствующим государственным органом, которому предоставлены государственные функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Более того, законодательством, регулирующим отношения по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлены сроки регистрации соответствующих решений, прав, сделок и т.п., в связи с чем установление срока регистрации решения органа местного самоуправления судебным решением не может быть признано обоснованным.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия считает необходимым изменить решения суда в данной части, обязав Администрацию Киселевского городского округа обратиться в Киселевский отдел Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области за регистрацией решения об изъятии жилых помещений в течение 10 дней со дня принятия такого решения.
Соглашаясь с позицией истцов о том, что решение об изъятии земельного участка и жилых помещений у собственников должно было быть принято органом местного самоуправления год назад, с тем, чтобы изъятие земельного участка и жилых помещений начало реально осуществляться непосредственно после принятия судом решения по настоящему делу, суд руководствовался ч. 4 ст. 32 ЖК РФ, согласно которой собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с частью третьей настоящей статьи государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Суд, с учетом положений ч. 4 ст. 32 ЖК РФ принял решение, которым также обязал орган местного самоуправления уведомить истцов об изъятии у них жилых помещений и дате осуществления государственной регистрации этого решения, которая еще в настоящий момент не состоялась, "задним числом" - "не позднее чем за год до принятия этого решения в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда". Решение суда в данной части является незаконным.
Судом первой инстанции не принято во внимание, что при осуществлении процедуры изъятия жилых помещений у собственников, проживающих в многоквартирных жилых домах, положения ч. 4 ст. 32 ЖК РФ о предварительном, не менее, чем за год направлении уведомления о принятии решения об изъятии жилого помещения, в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ не применяются.
Таким образом, не может быть признано законным решение суда о возложении на орган местного самоуправления обязанности направить соответствующие уведомления, и решение суда в данной части подлежит отмене.
Также у суда не было необходимости обязывать Администрацию Киселевского городского округа принимать необходимые решения "задним числом".
Из решения суда усматривается, что судом с Администрации Киселевского городского округа взыскана государственная пошлина в сумме рублей. Суд не указал, в какой бюджет взыскана государственная пошлина, однако, в любом случае взыскание государственной пошлины с органа местного самоуправления является незаконным, поскольку в соответствии с п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Администрация Киселевского городского округа была лишена возможности заключить мировое соглашение с истцами в связи с неожиданным переносом судебного заседания с 04.06.2012 г. на 28.05.2012 г., не могут быть приняты во внимание, поскольку из материалов дела следует, что судебное заседание, в котором было принято решение по существу спора, изначально было назначено на 28.05.2012 г., о чем было объявлено сторонам по окончании предыдущего судебного заседания (протокол судебного заседания от 22.05.2012 г. л.д. 167, 168), при этом представитель ответчика принимал участие в данном судебном заседании, следовательно, ему было известно о дате следующего судебного заседания. Кроме того, в адрес Администрации Киселевского городского округа была направлена и вручена повестка с извещением о времени следующего судебного заседания (л.д. 169).
Необходимо также отметить, что стороны не лишены возможности заключить мировое соглашение и на стадии исполнительного производства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Отменить решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 28 мая 2012 года в части признания незаконным пункта 1.1. распоряжения Администрации Киселевского городского округа от 23 ноября 2011 года N 1502-р "О дальнейшем использовании многоквартирного " за исключением признания незаконным пункта 1.1. распоряжения Администрации Киселевского городского округа от 23 ноября 2011 года N 1502-р "О дальнейшем использовании многоквартирного " в части установления срока направления собственникам жилых помещений в многоквартирном требования о сносе в срок до 31.12.2015 года, оставив в данной части решение суда без изменения.
Отменить решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 28 мая 2012 года в части обязания Администрации Киселевского городского округа принять решение о сносе многоквартирного в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда, приняв в данной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Отменить решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 28 мая 2012 года в части обязания Администрации Киселевского городского округа уведомить в письменной форме С.А.П., М.Н.А. и М.А.Л. С.А.В., А.О.А., У., С.Н., ФИО10 об изъятии жилых помещений путем выкупа у С.А.П. жилого помещения по адресу:, у М.Н.А. жилого помещения по адресу:, С.А.В. жилого помещения по адресу:, у А.О.А. жилого помещения по адресу:, У. жилого помещения по адресу:, С.Н. жилого помещения по адресу:, ФИО10 жилого помещения по адресу: и дате осуществления государственной регистрации этого решения не позднее, чем за год со дня принятия этого решения в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда, приняв в данной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Отменить решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 28 мая 2012 года в части установления срока 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда, в течение которого Администрация Киселевского городского округа обязана принять решение об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный многоквартирный, для муниципальных нужд, приняв новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в части установления срока.
Отменить решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 28 мая 2012 года в части установления срока не позднее, чем за год со дня принятия этого решения в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда, в течение которого Администрация Киселевского городского округа обязана принять решение об изъятии путем выкупа у С.А.П. жилого помещения по адресу:, у М.Н.А. жилого помещения по адресу:, С.А.В. жилого помещения по адресу:, у А.О.А. жилого помещения по адресу:, У. жилого помещения по адресу:, С.Н. жилого помещения по адресу; ФИО10 жилого помещения по адресу, приняв новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в части установления срока.
Изменить решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 28 мая 2012 года в части обязания Администрацию Киселевского городского округа зарегистрировать в Киселевском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по решение об изъятии путем выкупа у С.А.П. жилого помещения по адресу:, у М.Н.А. жилого помещения по адресу: ул., С.А.В. жилого помещения по адресу:, у А.О.А. жилого помещения адресу:, У. жилого помещения по адресу:, С.Н. жилого помещения по адресу:, ФИО10 жилого помещения по адресу: в течение 10 дней со дня принятия этого решения, обязав Администрацию Киселевского городского округа обратиться в Киселевский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области для государственной регистрации решения об изъятии у С.А.П. жилого помещения по адресу:, у М.Н.А. жилого помещения по адресу:, С.А.В. жилого помещения по адресу:, у А.О.А. жилого помещения адресу:, У. жилого помещения по адресу:, С.Н. жилого помещения по адресу:, ФИО10 жилого помещения по адресу: в течение 10 дней со дня принятия этого решения.
Отменить решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 28 мая 2012 года в части взыскания с Администрации Киселевского городского округа государственной пошлины.
В остальной части решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 28 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Киселевского городского округа - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)