Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 09.08.2013 ПО ДЕЛУ N А38-5655/2012

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 августа 2013 г. по делу N А38-5655/2012


(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 05.08.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.
при участии представителей
от заявителя - открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 5": Сергеевой Н.В. (доверенность от 31.05.2013),
от заинтересованного лица: Муравьевой Е.А. (доверенность от 18.01.2013 N 01-12/190)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 08.02.2013,
принятое судьей Камаевой А.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2013,
принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
по делу N А38-5655/2012
по заявлениям общества с ограниченной ответственностью "Марийская теплоснабжающая компания"
(ИНН: 1215151467, ОГРН: 1101215005924)
и открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 5"
в лице филиала "Марий Эл и Чувашии"
(ИНН: 2128701733, ОГРН: 1052128030954)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл
(ИНН: 1215026787, ОГРН: 1021200772251)
о признании недействительными решения и предписания,
третьи лица - товарищество собственников жилья "Салют Альфа Плюс",
Республиканская служба по тарифам Республики Марий Эл,
и
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Марийская теплоснабжающая компания" (далее - ООО "МТК") и открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 5" в лице филиала "Марий Эл и Чувашии" (далее - ОАО "ТГК-5") (далее вместе - Общества, Теплоснабжающие компании) обратились в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлениями о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Управление, антимонопольный орган) от 06.08.2012 по делу N 03-28/3-2012.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены товарищество собственников жилья "Салют Альфа Плюс" (далее - ТСЖ "Салют Альфа Плюс"), Республиканская служба по тарифам Республики Марий Эл.
Решением суда от 08.02.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2013 решение оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Управление, ссылаясь статью 10, пункт 1 статьи 539, пункт 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1, 5 статьи 5, часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), статьи 3, 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", статью 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", статью 1 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, указывает, что ОАО "ТГК-5" и ООО "МТК" правомерно признаны нарушившими антимонопольного законодательство, а выводы судов об обратном основаны на формальном подходе к разрешению спора.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
ОАО "ТГК-5" в отзыве и его представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу не представили; надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей не направили.
Законность решения Арбитражного суда Республики Марий Эл и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "ТГК-5" (энергоснабжающая организация) и ТСЖ "Салют Альфа Плюс" (абонент) заключили договор энергоснабжения от 01.04.2006 N 004 т.
Согласно пункту 1.2 договора его предметом является подача энергоснабжающей организацией тепловой энергии в горячей воде на нужды отопления и горячего водоснабжения жилого дома, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Анникова, д. 10б, и оплата абонентом счетов за потребленную тепловую энергию и горячую воду в сроки и на условиях, предусмотренные договором.
В связи с заключением ООО "МТК" (агент) и ОАО "ТГК-5" (принципал) агентского договора от 30.12.2010 N 210/045/2011 договор энергоснабжения от 01.04.2006 N 004т был расторгнут.
ООО "МТК" (теплоснабжающая организация) и ТСЖ "Салют Альфа Плюс" (потребитель) заключили договор теплоснабжения от 01.01.2011 N 004т-2011, согласно пункту 1.1 которого теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде (мощность) и (или) теплоноситель (химически очищенная вода), а потребитель обязуется оплачивать принятую тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а также соблюдать предусмотренный договором режим их потребления, обеспечивать безопасность находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии и (или) теплоносителя.
ТСЖ "Салют Альфа Плюс" обратилось в Управление с заявлением от 08.11.2011 о злоупотреблении ОАО "ТГК-5" своим доминирующим положением на рынке подачи тепловой энергии, что выразилось в установлении для потребителей необоснованно высокой цены на свои услуги.
С целью проверки сложившейся ситуации Управление возбудило дело N 03-28/3-2012 о нарушении антимонопольного законодательства.
В ходе проверки антимонопольный орган установил, что в 2009-2011 годах в расчетах с ТСЖ "Салют Альфа Плюс" за горячее водоснабжение ОАО "ТГК-5" и ООО "МТК" использовало тариф на тепловую энергию в горячей воде в Гкал, а не тариф на горячую воду в кубических метрах.
ТСЖ "Салют Альфа Плюс" 28.03.2011 обратилось к ОАО "ТГК-5" с претензией, в которой указала на незаконность начисления платы за тепловую энергию в Гкал.
ОАО "ТГК-5" направило в адрес ТСЖ "Салют Альфа Плюс" письмо от 20.05.2011 N 15-05/691, в котором сообщило о правомерности расчета платы за тепловую энергию в горячей воде и отказалось произвести перерасчет сумм за потребленные энергетические ресурсы.
Такое решение ОАО "ТГК-5" послужило основанием для обращения ТСЖ "Салют Альфа Плюс" в антимонопольный орган.
Комиссия антимонопольного органа рассмотрела дело N 03-28/3-2012 и приняла решение от 06.08.2012, в соответствии с которым признала действия ОАО "ТГК-5", выразившиеся в отказе в проведении перерасчета сумм, выставленных к оплате за горячее водоснабжение, нарушающими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (пункт 1 решения); действия ОАО "ТГК-5" и ООО "МТК", выразившиеся в применении в расчетах за горячее водоснабжение с ТСЖ "Салют Альфа Плюс" тарифа в Гкал вместо установленного показателя в кубических метрах, нарушающими пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (пункт 2 решения).
В пункте 4 решения Управление предусмотрело передачу материалов дела уполномоченному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании пункта 3 решения Управление выдало ОАО "ТГК-5" предписание, в пункте 1 которого теплоснабжающей компании предложено прекратить выявленные нарушения и в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания отозвать письмо от 20.05.2011 N 15-05/691 об отказе в проведении перерасчета за потребленные энергетические ресурсы.
В пункте 2 предписания Управление указало группе лиц в составе ОАО "ТГК-5" и ООО "МТК" в течение 30 дней с момента получения данного предписания произвести перерасчет сумм к оплате за потребленную тепловую энергию за период в пределах срока исковой давности. О выполнении данного ненормативного акта в трехдневный срок со дня его исполнения надлежит сообщить в антимонопольный орган с приложением письменных доказательств.
ОАО "ТГК-5" и ООО "МТК" не согласились с принятыми Управлением решением и предписанием и обратились в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 71, 162, частью 5 статьи 195, частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, пунктом 18 статьи 2, статьями 8, 12.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителей, поэтому удовлетворил заявленные требования.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо доказать, что на соответствующем товарном рынке он занимает доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.
Согласно пункту 18 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в сфере теплоснабжения существуют регулируемые виды деятельности, при осуществлении которых, расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию, в том числе реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя и оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
В статье 8 указанного закона установлены виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, подлежащие регулированию. К ним относятся предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям; тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов; тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям; тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя и другие.
Тарифы в сфере теплоснабжения формируются в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" и приказом Минрегиона Российской Федерации от 15.02.2011 N 47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 05.03.2009 N 51 (действовало до 28.03.2012) утверждено Положение о Республиканской службе по тарифам Республики Марий Эл, согласно которому служба в целях реализации возложенных на нее задач в сфере теплоснабжения устанавливает, в том числе тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям; тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям.
Приказами Республиканской службы по тарифам Республики Марий Эл от 30.11.2009 N 44, от 06.04.2010 N 22, от 25.11.2010 N 161, от 26.11.2010 N 188 утверждены тарифы на тепловую энергию и на горячее водоснабжение, реализуемые ОАО "ТГК-5".
Тариф на тепловую энергию составил в 2010 году 589,61 рубля за 1 Гкал (без НДС), в 2011 году - 634,47 рубля за 1 Гкал (без НДС).
Тариф на горячую воду составил в 2010 году 51,66 рубля за 1 куб. м (без НДС), в том числе стоимость химически очищенной холодной воды 23,04 рубля за 1 куб. м (без НДС), в 2011 году - 56,02 рубля за 1 куб. м (без НДС), в том числе стоимость химически очищенной холодной воды 25,22 рубля за 1 куб. м (без НДС).
Действовавшими в 2009-2011 годах Методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47 (далее - Методические указания N 47), предусматривалось, если горячее водоснабжение осуществляется в водяной системе теплоснабжения, в которой вся или часть сетевой воды (теплоносителя) используется путем ее отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителя в горячей воде (далее - открытая система теплоснабжения), потребители оплачивают:
- - тепловую энергию (мощность), используемую для целей горячего водоснабжения, по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения;
- - расход теплоносителя на цели горячего водоснабжения исходя из удельной стоимости подготовки 1 кубического метра воды в открытых системах теплоснабжения соответствующей теплоснабжающей организацией (производителем тепловой энергии).
В связи с этим тарифы на горячую воду для открытой системы теплоснабжения устанавливались регулирующим органом именно исходя из показателей тепловой энергии (мощности), используемой для целей горячего водоснабжения (в Гкал) и расхода теплоносителя на цели горячего водоснабжения (в куб. м).
В письме от 21.06.2012 N ДС-4826/5 Федеральная служба по тарифам разъяснила, что ОАО "ТГК-5" осуществляет поставку тепловой энергии в горячей воде жителям города Йошкар-Олы по открытой системе теплоснабжения, и расчет стоимости услуг горячего водоснабжения, осуществляемый теплоснабжающей компанией, соответствует Методическим указаниям N 47.
Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.06.2012 N ВАС-4747/12 данные положения Методических указаний N 47 о расчете стоимости услуг горячего водоснабжения в открытой системе теплоснабжения были признаны недействующими.
В соответствии с частью 5 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда.
Следовательно, ОАО "ТГК-5" производило расчет стоимости услуг горячего водоснабжения в полном соответствии с действующим на тот момент нормативным актом.
Из содержащегося в материалах дела письма Республиканской службы по тарифам Республики Марий Эл от 15.02.2013 N РСТ-52 усматривается, что до вступления в силу судебного акта от 29.06.2012 N ВАС-4747/12 применение тарифа на горячую воду, рассчитанного в соответствии с Методическими указаниями N 47, являлось правомерным для открытой системы теплоснабжения.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что применение одного из тарифов, установленных уполномоченным государственным органом, не связанное с включением в расчет оплаты дополнительных платежей к установленному тарифу, не может рассматриваться как нарушение порядка ценообразования.
Таким образом, в действиях ОАО "ТГК-5" и ООО "МТК" отсутствует вмененное им нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, предусмотренное пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Соответственно, в действиях ОАО "ТГК-5" отсутствует нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, статья 12.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" устанавливает, что государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, задачами которого является, в том числе, пресечение нарушений, связанных с неправомерностью и необоснованностью установления, изменения и применения цен (тарифов), осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный контроль (надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный контроль (надзор) согласно их компетенции.
В подпунктах 5.3.4 (2) и 5.3.10 Положения о Федеральной службе по тарифам предусмотрен контроль за применением государственных регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса и проведение проверок хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения этих цен (тарифов), а также рассмотрение разногласий между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), органом местного самоуправления поселения или городского округа и организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в связи с выбором метода регулирования, относятся к полномочиям Федеральной службы по тарифам.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 28.03.2012 N 94 утверждено Положение о Республиканской службе по тарифам Республики Марий Эл, согласно пункту 9 которого служба осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части обоснованности установления, изменения и применения цен (тарифов).
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили требования заявителей и признали недействительными оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Арбитражный суд Республики Марий Эл и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 08.02.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2013 по делу N А38-5655/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
Судьи
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
А.И.ЧИГРАКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)