Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЯЗАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.04.2013 ПО ДЕЛУ N 33-930

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 апреля 2013 г. по делу N 33-930


Судья: Кузнецова Г.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего Насоновой В.Н.,
судей Красавцевой В.И., Вергазовой Л.В.,
при секретаре А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам К., О.В., Администрации МО - городской округ город Скопин Рязанской области на решение Скопинского районного суда Рязанской области от 26 февраля 2013 года, которым постановлено:
исковые требования О.В. и К. к администрации муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области, выразившееся в непредоставлении О.В. и К. мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения за период с 01 октября 2011 года по 31 декабря 2011 года включительно.
Обязать администрацию муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области предоставить О.В. и К. меры социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения за период с 01 октября 2011 года по 31 декабря 2011 года включительно.
В удовлетворении остальной части исковых требований О.В. и К. к администрации муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области - отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Красавцевой В.И., объяснения представителя администрации МО - городской округ город Скопин Рязанской области М., судебная коллегия

установила:

О.В. и К. обратились в суд к администрации МО - городской округ город Скопин Рязанской области с иском о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредоставлении мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения, за период с 01 октября 2011 года по день вынесения решения и об обязании предоставить указанные меры социальной поддержки.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что О.В. с 20 мая 1980 года, а К. с 01 июля 1977 года по настоящее время являются медицинскими работниками учреждения здравоохранения - <...> центральной районной больницы Рязанской области. Медицинская деятельность на протяжении всего периода работы ими осуществляется в <...> больнице, которая является структурным подразделением <...> центральной районной больницы Рязанской области. С 14 мая 2001 года О.В., с 01 июня 1998 года К. являются получателями пенсии по старости, на дату выхода на пенсию (на момент получения права на пенсию) общий стаж работы каждого из истцов в качестве специалистов составляет более 10 лет. О.В. зарегистрирована и фактически проживает по адресу: <1>. К. зарегистрирована и фактически проживает по адресу: <2>. В связи с изменением административных границ МО - городской округ город Скопин и МО - Скопинский муниципальный район, в 2003 году пос. Октябрьский МО - Скопинский муниципальный район Рязанской области был преобразован в микрорайон Октябрьский МО - городской округ город Скопин, т.е. был изменен статус населенного пункта из сельского в городской. Ранее до изменения статуса населенного пункта, истцы как работающие и проживающие медицинские работники в сельском поселении, являлись получателями компенсационных выплат по оплате жилья, отопления (в том числе приобретения и доставки топлива при наличии печного отопления) и освещения жилых помещений. По сентябрь месяц 2011 года включительно ответчиком медицинским работникам, работающим и проживающим в микрорайонах <адрес> предоставлялась указанная льгота. Компенсации выплачивались, через бухгалтерию <...> ЦРБ. Однако, с октября месяца 2011 года и по настоящее время компенсационные выплаты не производятся. Истцы считают, что у ответчика отсутствовали законные основания для прекращения производства компенсационных выплат, поскольку единственным условием, при котором право на получение компенсаций не сохраняется, является переезд на постоянное место жительства в городскую местность либо в поселок городского типа Рязанской области, в которых специалисты не имеют указанного права. Истцы местожительство не меняли, следовательно, никаких оснований для лишения их компенсационных выплат не имеется. Считают, что бездействие ответчика, выразившееся в прекращении осуществления выплат компенсационного характера, является незаконным и нарушает их право на получение соответствующей денежной компенсации. С учетом уточнений, истцы просили суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области, выразившееся в непредоставлении мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения, начиная с 01 октября 2011 года; об обязании администрации муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области предоставить указанные меры социальной поддержки начиная с 01 октября 2011 года.
Решением суда исковые требования О.В. и К. удовлетворены частично.
В апелляционной жалобе О.В. и К. просят решение суда в части отказа им удовлетворении исковых требований отменить, считая его незаконным и необоснованным, ссылаясь на те, же обстоятельства, что и в заявленном иске.
В апелляционной жалобе администрация МО - городской округ г. Скопин Рязанской области просит решение суда в части удовлетворения иска отменить, считая его незаконным и необоснованным, ссылаясь на то, что судом не учтено, что Положение о компенсационных выплатах по оплате жилья и коммунальных услуг специалистам, работающим и проживающим в микрорайонах <адрес>, утвержденное решением Скопинского городского Совета депутатов от 11.05.2005 года N 158/22 применялось в нарушение требований п. 3 ст. 136 БК РФ в редакции ФЗ от 26.04.2007 года N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации". Кроме того, ответчик не был наделен полномочиями по предоставлению компенсаций по оплате жилья и коммунальных услуг, отдельным категориям специалистов. Субвенции из областного бюджета бюджету МО - городской округ г. Скопин Рязанской области не предусматривались.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения суда, судебная коллегия полагает, что оно подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Принятое по делу решение приведенным требованиям не отвечает, суд основал свои выводы на неправильном толковании норм материального права.
Частично удовлетворяя исковые требования К. и О.В. и обязывая администрацию МО - городской округ город Скопин предоставить истцам меры социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения с 01 октября 2011 года по 31 декабря 2011 года, суд исходил из того, ответчик наделен государственными полномочиями по предоставлению медицинским работникам, работающим и проживающим в городе Скопине Рязанской области, мерами социальной поддержки в виде компенсации расходов по жилью и коммунальным платежам.
При этом, суд сослался на ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года N 5487-1 (в редакции ФЗ N 122-ФЗ от 22.08.2004 г.) и ч. 2 ст. 16.1 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления".
Однако такой вывод суда является ошибочным, поскольку сделан он без учета действующего законодательства и материалов дела.
Из материалов дела усматривается, и судом было установлено, что с 01.07.1977 года К. и с 27.05.1982 года О.В. по настоящее время работают в амбулатории мкр. <адрес> ГБУ РО "<...> ЦРБ" (ранее амбулатория мкр. <адрес> МУЗ "<...> ЦРБ") в должностях, соответственно: врача и старшей медицинской сестры. С 2004 года истцы вместе с членами своих семьей, постоянно зарегистрированы и проживают по месту жительству в мкр. <адрес>. Ранее (до 2004 года) мкр. <адрес> имел статус рабочего поселка и истцам как медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности, в соответствии со ст. 63 Основ законодательства РФ по охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. N 5487-1 и Закона Рязанской области от 13.09.2006 года N 101-ОЗ, предоставлялись льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. После изменения статуса населенного пункта из сельского в городской, Скопинский городской Совет депутатов Рязанской области, своим решением от 11.05.2005 года за N 158/22, утвердил Положение о компенсационных выплатах по оплате жилья и коммунальных услуг специалистам, работающим и проживающим в мкр. <адрес>, согласно которому истцам как медицинским работникам, проживающим в указанных микрорайонах города Скопина, до 01 октября 2011 года, продолжали предоставляться указанные льготы из местного бюджета органа местного самоуправления, а с 01 октября 2011 года указанные льготы не предоставляются.
Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В соответствии с п. "ж" ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.
В соответствии с действующей до 01 января 2005 года, ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ по охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.
Аналогичная норма была предусмотрена ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона N 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года, а именно: специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ, в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления" решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Данный вывод следует из буквального толкования статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в новой редакции, установленной пунктом 50 статьи 35 Федерального закона N 122-ФЗ.
Согласно указанной норме, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть четвертая); меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, - органами государственной власти субъектов РФ (часть пятая); меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления (часть шестая).
Из п. п. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" от 06.10.1999 года N 184-ФЗ следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно, за счет бюджета субъекта РФ (за исключением решения из федерального бюджета) относится решение вопроса, в том числе, возмещение расходов муниципальных образований в связи с предоставленными законами субъекта РФ льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
В соответствии со ст. 52 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ, каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. В местных бюджетах предусмотрены доходы, направленные на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и субвенций, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.
Пунктом 5 ст. 53 указанного Федерального закона указано, что порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, предусмотренных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, устанавливаются соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.
В силу ч. 4 ст. 55 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", в доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъекта РФ, в соответствии со ст. 63 настоящего Федерального закона.
Из ст. 63 указанного ФЗ следует, что общий размер субвенций, предоставленный из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий. Субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъекта РФ регионального фонда компенсаций, который формируется за счет субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий переданных им федеральными законами и иных доходов бюджета субъекта РФ в объеме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами.
Таким образом, ст. 2 ФЗ N 52-ФЗ от 06.05.2003 года "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещение расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных в ч. 2 ст. 63 Основ, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
В соответствии со ст. 19 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 года N 131-ФЗ, органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случае и порядке предусмотренных Уставом муниципального образования.
Из материалов дела усматривается, что муниципальное образование- городской округ город Скопин Рязанской области, государственными полномочиями по предоставлению компенсационных выплат по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям специалистов не наделялся. Субвенции из областного бюджета бюджету муниципального образования - городской округ г. Скопин Рязанской области не предусматривались.
Ссылка суда на ч. 2 ст. 16.1 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ (в редакции от 28.11.2009 г. N 283-ФЗ), предусматривающую возможность решать органам местного самоуправления иные вопросы, не отнесенные к его компетенции, за счет местного бюджета, с учетом приведенных выше правовых актов, является ошибочным, поскольку вопрос предоставления мер социальной защиты отдельным категория граждан, в соответствии со ст. 72 Конституции РФ и приведенных выше норм законодательства, отнесен, к совместной компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Несмотря на то, что ч. 6 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 (в редакции ФЗ N 122-ФЗ от 22.08.2004 г.) предусматривает, право установления мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных учреждений здравоохранения, органами местного самоуправления, однако, финансированием данная норма не подкреплена, тем самым передача государственных полномочий органам местного самоуправления, не была произведена.
Утверждая, 11 мая 2005 года Положение об установлении компенсационных выплатах по оплате жилья и коммунальных услуг специалистам, работающим и проживающим в мкр. <адрес> за N 158/22, Скопинский городской Совет депутатов Рязанской области, не учел, что органу местного самоуправления города Скопина, никто не передавал такие полномочия и не выделял на это субвенции.
Принимая во внимание, что Положение об установлении компенсационных выплатах по оплате жилья и коммунальных услуг специалистам, работающим и проживающим в мкр. <адрес>, утвержденное решением Скопинского городского Совета депутатов Рязанской области от 11 мая 2005 года за N 158/22 противоречит правовым актам, имеющим большую юридическую силу, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции при удовлетворение исковых требований К. и О.В. неправильно руководствовался указанной нормой права.
По изложенным мотивам, судебная коллегия не может признать постановленное судом решение законным, в связи с неправильным применением норм материального права, а поэтому оно подлежит отмене.
Поскольку по делу не требуется собирания или дополнительной проверки доказательств, так как обстоятельства дела установлены судом первой инстанции полно и правильно, но допущена ошибка в применении норм материального права, судебная коллегия находит возможным вынести новое решение об отказе в удовлетворении К. и О.В. заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Скопинского районного суда Рязанской области от 26 февраля 2013 года отменить, постановить новое решение, которым в удовлетворении исковых требований К. и О.В. отказать.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)