Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-8664/2013

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 июля 2013 г. по делу N 33-8664/2013


Судья Колядин А.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Шаламовой И.Ю.,
судей Киселевой С.Н.,
Петровской О.В.
при секретаре Бронниковой Е.В., рассмотрела в открытом судебном заседании 24.07.2013 гражданское дело
по иску И. к Муниципальному казенному учреждению "Служба субсидий и льгот Горноуральского городского округа" о признании права на получение мер социальной поддержки
по апелляционной жалобе истца И. на решение Тагилстроевского районного суда <...> от <...>
заслушав доклад судьи Киселевой С.Н., судебная коллегия

установила:

И. обратилась в суд с иском к МКУ "Служба субсидий и льгот Горноуральского городского округа". В обоснование требований указано, что работала в школе в сельской местности и имела льготы по оплате за жилье и коммунальные услуги в соответствии с законодательством Свердловской области. <...> уволилась с работы, однако специальный трудовой стаж (педагогическая деятельность) продолжительностью 27 лет выработан истцом к <...>, к моменту ухода на пенсию с работы педагога организатора МКО УСО Школа <...>. В соответствии с п. 1 ст. 35 Закона Свердловской области от 16.07.1998 N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" истец приобрела право на возмещение коммунальных расходов в связи с тем, что проживает в сельской местности. И. <...> обратилась к ответчику с заявлением о назначении и выплате компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг и представила необходимые документы. Однако ответчик с <...> незаконно не производит оплату указанных расходов, так как ему не были своевременно сообщены сведения об увольнении истца с работы <...>, в чем ее вины не имеется. Просила суд, с учетом уточнений, признать за ней право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных п. 1 ст. 35 Закона Свердловской области от 16.07.1998 N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" по компенсации 100% расходов на оплату содержания и ремонта жилого помещения с <...> и обязать ответчика выплачивать компенсацию расходов на оплату содержания и ремонта жилого помещения, расходов на электро- и теплоснабжение с <...>.
Решением Тагилстроевского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 18.04.2013 исковые требования И. удовлетворены частично. Суд признал за И. право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 1 статьи 35 Закона Свердловской области от 16.07.1998 N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" по компенсации 100 процентов расходов на оплату пользования жилым помещением и 100 процентов расходов на оплату содержания и ремонта жилого помещения, включающую в себя оплату услуг и работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо компенсацию собственнику и (или) члену семьи собственника жилого помещения в многоквартирном доме 100 процентов расходов на оплату содержания и ремонта жилого помещения, включающую в себя оплату услуг, работ по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, компенсацию 100 процентов расходов на оплату электроснабжения, отопления (теплоснабжения, в том числе поставок твердого топлива при наличии печного отопления в домах, не имеющих центрального отопления) и (или) газоснабжения (в части поставок бытового газа для газового отопления в домах, не имеющих центрального отопления). В остальной части требований И. отказал.
С вынесенным решением не согласилась истец И. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, полагая, что оно основано на неверном применении норм материального права.
Ответчиком поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых указано на согласие с вынесенным по делу решением суда и необоснованность доводов истца. Ответчик полагает действия своих работников по прекращению компенсационных выплат И., правомерными.
В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о причинах неявки судебную коллегию до начала судебного заседания не уведомили, и, поскольку в материалах дела имеются доказательства своевременного и надлежащего извещения лиц, участвующих в деле о времени и месте рассмотрения жалобы (извещения направлены <...>), кроме того, информация о движении дела размещена на официальном сайте Свердловского областного суда, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим частичной отмене.
Установлено судом и не оспаривалось сторонами, что И. работала педагогом в школе в сельской местности, <...> уволена с работы по собственному желанию на основании п. 3 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации. При этом, истец в момент увольнения уже являлась получателем пенсии.
В силу статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Суд правильно указал в решении, что истец имеет право на льготы, установленные действующим областным законодательством для педагогических работников, вышедших на пенсию, работавших в сельской местности. Так, согласно ст. 35 Областного закона Свердловской области от 16.07.1998 N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" педагогическим работникам областных государственных и муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, и педагогическим работникам, осуществляющим работу в обособленных структурных подразделениях областных государственных и муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, настоящим Областным законом устанавливаются следующие меры социальной поддержки:
1) компенсация нанимателю и (или) члену семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, 100 процентов расходов на оплату пользования жилым помещением и 100 процентов расходов на оплату содержания и ремонта жилого помещения, включающую в себя оплату услуг и работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо компенсация собственнику и (или) члену семьи собственника жилого помещения в многоквартирном доме 100 процентов расходов на оплату содержания и ремонта жилого помещения, включающую в себя оплату услуг, работ по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) компенсация 100 процентов расходов на оплату электроснабжения, отопления (теплоснабжения, в том числе поставок твердого топлива при наличии печного отопления в домах, не имеющих центрального отопления) и (или) газоснабжения (в части поставок бытового газа для газового отопления в домах, не имеющих центрального отопления).
Для педагогических работников областных государственных образовательных организаций, а также муниципальных образовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, вышедших на пенсию, имеющих стаж работы по специальности в федеральных государственных образовательных организациях, областных государственных образовательных организациях, государственных образовательных организациях других субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образовательных организациях, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, и (или) в обособленных структурных подразделениях федеральных государственных образовательных организаций, областных государственных образовательных организаций, государственных образовательных организаций других субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, не менее десяти лет и проживающих на территории Свердловской области, настоящим Областным законом устанавливаются меры социальной поддержки, указанные в подпунктах 1 и 2 части второй настоящего пункта.
В период работы в школе, истец пользовалась льготами, предусмотренными действующим законодательством, ежегодно подтверждая свой статус "сельский педагог". В <...> года в адрес ответчика с бывшего места работы истца был направлен список лиц, уволенных с работы, включая и И., прекратившую работать <...>. <...> истец обратилась с заявлением о назначении компенсации и приложила справку о том, что является "пенсионером педагогом школы". Это в свою очередь явилось новым основанием для назначения социальных выплат. В то же время, ответчик полагал, и суд первой инстанции с эти согласился, что в период с <...> по <...> у ответчика не имелось оснований для назначения и выплаты компенсации истцу как пенсионеру-педагогу, поскольку порядок обращения за назначением выплаты носит заявительный характер, поэтому за период <...> по <...> выплаты И. по несуществующему основанию были произведены необоснованно. В связи с этим было принято решение об удержании необоснованно выплаченных денежных сумм из начисляемой с <...> года компенсации.
В материалы дела представлено решение МКУ "Служба субсидий и льгот Горноуральского городского округа" <...>, согласно которому ответчик решил, что переплата компенсации расходов за жилое помещение и коммунальные услуги образовалась по вине руководителя МКОУ СОШ <...> и самой заявительницы И. В связи с чем необоснованно выплаченные суммы компенсации расходов засчитываются в счет будущей выплаты компенсации. С <...> заявительнице насчитывается компенсация, образовавшаяся переплата уменьшается за счет последующих начислений компенсации расходов, рассчитанных начиная с <...> года до полного погашения.
Таким образом, ответчик фактически прекратил выплаты компенсации И. (указав в решении на то, что произвел перерасчет). Вместе с тем, судебная коллегия полагает такое решение противоречащим действующему законодательству.
Как уже указывалось выше, И. имеет право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 35 Областного закона от 16.07.1996 N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области". При этом к моменту увольнения ее с работы педагога, истец уже получала пенсию. Таким образом, с <...> у истца сохранилось право на получение этой же самой меры социальной поддержки, предусмотренной законом, и в том же самом размере.
В соответствии с п.п. 2 п. 28 Порядка назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям работников бюджетной сферы в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, расположенных на территории Свердловской области, и пенсионерам из их числа, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012 N 690-ПП (далее - Порядок), выплата компенсации расходов прекращается при утрате гражданином права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Подпунктом 1 пункта 24 названного Порядка предусмотрено, что основаниями для перерасчета размера компенсации расходов является изменение основания для назначения компенсации расходов.
Однако, в данном случае фактически И. прекратилась выплата компенсаций, что следует из возражений ответчика, где указано на то, что И. утратила право на получение мер социальной поддержки как педагог с момента увольнения и не приобрела такого права как пенсионер вплоть до подачи ею заявления <...>, при этом суммы компенсации получены ею неправомерно.
Вместе с тем, по смыслу статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" право педагогических работников на бесплатную жилую помощь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) означает не что иное, как полное освобождение от каких-либо обязанностей по оплате за жилье и коммунальные услуги (в том числе и от предоставления справок с места работы) (указанная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2007 N 53-Г07-4).
Судебная коллегия также учитывает, что в настоящее время являются действующими ряд нормативных правовых актов СССР, касающихся льгот педагогическим работникам в сельской местности, вышедшим на пенсию. Так, в соответствии с разъяснением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28.05.1985 года N 5/12-22 "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)" (утверждено постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28.05.1985 года N 154/12-22) право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за перешедшими на пенсию педагогическими работниками, общий стаж работы которых в сельских общеобразовательных школах составляет не менее 10 лет при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами.
И. указанным критериям соответствует.
При таких обстоятельствах, в случае, если ответчик полагал, что компенсационные выплаты были произведены И. незаконно (то есть она не имела права на их получение), он вправе был обратиться в суд с иском об их взыскании.
В связи с изложенным решение суда подлежит отмене в части отказа в иске И. об обязании ответчика выплачивать истцу предусмотренную законом денежную компенсацию.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное применение норм материального права.
Руководствуясь ст. ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Тагилстроевского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 18.04.2013 отменить в части отказа в удовлетворении требований об обязании ответчика выплачивать компенсацию расходов на оплату содержания и ремонта жилого помещения, расходов на электро- и теплоснабжение с <...>.
Принять в этой части новое решение, которым обязать Муниципальное казенное учреждение "Служба субсидий и льгот Горноуральского городского округа" выплачивать И., начиная с <...> компенсацию расходов на электро- и теплоснабжение, на оплату содержания и ремонта жилого помещения по адресу: <...>.
Председательствующий
ШАЛАМОВА И.Ю.

Судьи
КИСЕЛЕВА С.Н.
ПЕТРОВСКАЯ О.В.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)