Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.11.2013 N 15АП-16952/2013 ПО ДЕЛУ N А53-3744/2013

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 ноября 2013 г. N 15АП-16952/2013

Дело N А53-3744/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Еремина О.А.
судей Барановой Ю.И., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бережным А.А.
при участии:
- от истца - представитель Казанникова А.В., паспорт, доверенность N 61АА1793622 от 01.03.2013;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Региональные коммунальные системы" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.08.2013 по делу N А53-3744/2013
по иску ООО "Региональные коммунальные системы"
к ответчику - ТСЖ "Олимп"
о взыскании задолженности
принятое в составе судьи Корецкого О.А.

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Региональные коммунальные системы" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к товариществу собственников жилья "Олимп" о взыскании задолженности в размере 221866 руб. 73 коп.
Решением от 29.08.2013 в иске отказано.
Решение мотивировано тем, что истцом не представлены надлежащим образом заверенные копии документов в обоснование своих требований.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что ответчик факт поставки коммунального ресурса в спорный период не отрицал. Расчет количества потребленной энергии произведен по нормативам потребления, в связи с отсутствием в многоквартирных жилых домах приборов учета. Оплата за потребленную энергию ответчиком не произведена.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца жалобу поддержал, представил расчет задолженности.
Представитель ТСЖ "Олимп" в заседание не явился, отзыв не представил. Товарищество о рассмотрении апелляционной жалобы извещено надлежащим образом.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителя истца, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что обжалуемое решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в период с июля по сентябрь 2011 года ООО "Региональные коммунальные системы" поставило в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ТСЖ "Олимп" горячую воду.
На оплату поставленной горячей воды потребителю выставлены счета-фактуры N 04132 от 20.07.2011, N 3 04180 от 17.08.2011, N 04246 от 30.09.2011 на общую сумму 221866 рублей.
В связи с неисполнением ТСЖ "Олимп" обязательств по оплате поставленной горячей воды, ООО "Региональные коммунальные системы" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (пункт 1 статьи 541 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544).
В данном случае потребителем энергии является товарищество собственников жилья, то есть исполнитель коммунальных услуг для собственников помещений многоквартирного дома. Факт поставки горячей воды в спорный период ответчик в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции не отрицал, доказательств того, что поставка производилась иной энергоснабжающей организацией не представлял.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении исковых требований.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (в редакции, действующей в спорный период).
В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона "О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 до приведения в соответствие с Жилищным Кодексом РФ законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному Кодексу Российской Федерации и Федеральному закону "О введении в действие Жилищного Кодекса РФ".
Таким образом, согласно положениям указанных норм гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации установлен приоритет Жилищного кодекса и иных правовых актов над нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 4 и 6 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации к иным правовым актам относится постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (в редакции, действующей в спорный период).
В пункте 8 Правил предоставления услуг граждан установлено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведения (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Изложенная позиция содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.09 N 525/09, согласно которому применение тарифа, установленного Региональной службой по тарифам и определение количества потребленной энергии без учета норматива потребления противоречит Жилищному кодексу Российской Федерации и Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам.
В соответствии со статье 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, а при их отсутствии по нормативам потребления коммунальных услуг, утвержденными органом местного самоуправления.
Согласно пункту 7 Правил собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих и состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 19 Правил при отсутствии коллективных (обще домовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов, учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Таким образом, согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 7 и 19 Правил оказания коммунальных услуг при отсутствии общедомовых приборов учета, количество отпущенной тепловой энергии на отопление определяется исходя из норматива потребления, установленному органом местного самоуправления.
Определение количества тепловой энергии иным способом, не предусмотренным законом и Правилами, противоречит статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 8 Правил оказания коммунальных услуг.
В материалах дела имеется расчет потребленного количества горячей воды по нормативам потребления (т. 1 л.д. 156). Расчет произведен исходя из количества потребителей (проживающих в многоквартирных жилых домах), норматива потребления, количества дней поставки коммунального ресурса. Кроме того, в расчете применен коэффициент 10-3, который не предусмотрен Правилами оказания коммунальных услуг гражданам.
В судебном заседании апелляционной инстанции истцом представлен расчет стоимости поставленной горячей воды по нормативам потребления без учета названного выше коэффициента, размер задолженности составляет 220049 руб. 28 коп. Расчет проверен судом апелляционной инстанции и признана правильным.
Таким образом, исковые требования о взыскании задолженности подлежат удовлетворению в части в размере 220049 руб. 28 коп., решение подлежит отмене.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе подлежат перераспределению между сторонами с учетом предоставления истцу отсрочки уплаты пошлины и частичного удовлетворения иска (на 99,19%).
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.08.2013 по делу N А53-3744/2013 отменить.
Взыскать с ТСЖ "Олимп" (ОГРН 1086155002603, ИНН 6155051440) в пользу ООО "Региональные коммунальные системы" (ОГРН 1066155036551, ИНН 6155042340) 220049 руб. 28 коп. задолженности.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с ТСЖ "Олимп" (ОГРН 1086155002603, ИНН 6155051440) в доход федерального бюджета 9360 руб. 21 коп. государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе.
Взыскать с ООО "Региональные коммунальные системы" (ОГРН 1066155036551, ИНН 6155042340) в доход федерального бюджета 77 руб. 13 коп. государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
О.А.ЕРЕМИНА

Судьи
Ю.И.БАРАНОВА
Б.Т.ЧОТЧАЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)