Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.04.2013 ПО ДЕЛУ N А14-15740/2012

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 апреля 2013 г. по делу N А14-15740/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 19 апреля 2013 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Донцова П.В.,
Сергуткиной В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бауман Л.В.,
при участии:
- от индивидуального предпринимателя Поповой Тамары Ильиничны: Поповой Т.И.; Харламовой А.В., представителя по доверенности от 23.08.2012;
- от Администрации городского округа город Воронеж: Солтанова М.Ш., представителя по доверенности N 1369 от 01.04.2013;
- от Управления по развитию предпринимательства и потребительского рынка Департамента экономики администрации городского округа город Воронеж: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Поповой Тамары Ильиничны, Воронеж, (ОГРН 305366531900032, ИНН 366204978973) на решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.01.2013 по делу N А14-15740/2012 (судья Домарева В.В.) по заявлению о признании незаконными действий Администрации городского округа город Воронеж,

установил:

Индивидуальный предприниматель Попова Тамара Ильинична (далее - Попова Т.И., заявитель) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконными действий Администрации городского округа город Воронеж, выразившиеся в исключении четырех киосков, расположенных по адресу: г. Воронеж, ул. Новосибирская, д. 43, принадлежащих заявителю из Схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 05.05.2011 N 407 (уточненные требования).
Дело рассматривалось с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления по развитию предпринимательства и потребительского рынка Департамента экономики администрации городского округа город Воронеж, г. Воронеж.
Решением суда от 11.01.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, индивидуальный предприниматель Попова Тамара Ильинична обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что полномочия рабочей группы нормативно не закреплены. Несмотря на то, что на заседании рабочей группы было принято решение о переносе мест установки киосков N 355-358 на ул. Горняков, напротив д. 237, схема размещения нестационарных торговых объектов в редакции постановления Администрация от 21.08.2012 N 698 не предусматривает места для размещения киосков по данному адресу. Места для размещения киосков по ул. Горняков, 237 в схему не были включены. Доказательств, подтверждающих то, что места для размещения нестационарных торговых объектов под номерами 1154-1157 по ул. Горняков, 253 имеют отношение к киоскам ИП Поповой Т.И., в материалах далее нет.
В судебное заседание Управление по развитию предпринимательства и потребительского рынка Департамента экономики администрации городского округа город Воронеж не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, Администрацией городского округа город Воронеж 05.05.2011 принято постановление N 407 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж" (далее - Постановление от 05.05.2011 N 407).
Принадлежащие ИП Поповой Т.И. торговые киоски были включены в схему размещения нестационарных торговых объектов под номерами 1512, 1513, 1514, 1515 (порядковые номера района 355, 356, 357, 358 соответственно), на что указано в нормативном правовом акте, признается Администрацией городского округа и подтверждается также письмом Управы Левобережного района от 18.06.2012 N 0-4250.
Решениями Городской межведомственной комиссии по установке, эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования на территории городского округа город Воронеж N 95-98 (протокол N 2) от 02.02.2012 согласовано размещение ИП Поповой Т.И. временных сооружений (NN 355-358) с учетом реконструкции и согласования с ТСЖ, обслуживающим дом N 43 по ул. Новосибирская, а также с учетом установленных действующими правовыми актами запретов и ограничений, касающихся размещения нестационарных торговых объектов.
12.04.2012 состоялось совещание по вопросу новой установки размещения временных сооружений, расположенных по адресам: ул. Новосибирская, 45, 43 (т. 1 л.д. 53).
04.05.2012 на заседании рабочей группы по внесению изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж было принято решение "В связи с изменением градостроительной ситуации - формированием земельного участка под многоквартирный жилой дом по ул. Новосибирская 43, внести изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов в части переноса места установки киосков с улицы Новосибирская, у дома 43, на улицу Горняков, напротив д. 237, с площадью по 6 кв. м сроком до 02.02.2015" (т. 1 л.д. 54-55).
О принятом решении Поповой Т.И. было сообщено письмом Департамента экономики управление по развитию предпринимательства и потребительского рынка от 26.06.2012 N 756/1-б/о (т. 1 л.д. 20).
Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 17.08.2012 N 698 в Схему размещения нестационарных торговых объектов внесены изменения (т. 1 л.д. 60-199).
После внесения изменений киоски, принадлежащие заявителю, расположенные по ул. Новосибирская 43, в Схему размещения нестационарных торговых объектов включены не были.
Считая, что постановление Администрации городского округа город Воронеж в части невключения в Схему размещения нестационарных торговых объектов принадлежащих ИП Поповой Тамаре Ильиничне четырех торговых киосков, расположенных по адресу: г. Воронеж, ул. Новосибирская, д. 43, противоречит закону и нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушает ее права и законные интересы, ИП Попова Т.И. обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что спорные киоски включены в Схему, ИП Попова Т.И. не лишена права на заключение договоров в порядке, установленном Положением о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В статье 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" закреплены особенности размещения нестационарных торговых объектов. Пунктом 1 указанной статьи предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 Приказа Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области от 20.12.2010 N 174 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований на территории Воронежской области", Схема утверждается сроком на 5 лет. Внесение изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов осуществляется по мере необходимости, но не реже 1 раза в год.
Пункт 16 Приказа Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области от 20.12.2010 N 174 определяет, что изменения и дополнения в Схему вносятся при возникновении следующих оснований:
- - новая застройка районов, микрорайонов, иных территорий населенных пунктов муниципальных образований;
- - ремонт и реконструкция автомобильных дорог;
- - прекращение, перепрофилирование деятельности стационарных торговых объектов, повлекшие снижение обеспеченности до уровня ниже установленного норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
- - поступление мотивированных предложений от исполнительных органов государственной власти Воронежской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области, а также от некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства;
- - необходимость реализации долгосрочных целевых программ, приоритетных направлений деятельности муниципальных образований Воронежской области в сфере социально-экономического развития;
- - изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
- - принятие решений о развитии застроенных территорий.
В соответствии с положениями пункта 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Аналогичное положение содержится в пункте 17 Приказа Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области от 20.12.2010 N 174 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований на территории Воронежской области".
Кроме того, указанным пунктом предусмотрено, что такие нестационарные торговые объекты включаются в новую схему размещения нестационарных торговых объектов как действующие, если они размещены в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством, муниципальными нормативными правовыми актами.
Из материалов дела следует, что изменения в Схему размещения были внесены в связи с изменением градостроительной ситуации: в связи с формированием земельного участка, занимаемого многоквартирным домом по ул. Новосибирская, у дома N 43 (нестационарные торговые объекты находятся в границах отвода).
Вопрос новой установки размещения временных сооружений, расположенных по адресам: ул. Новосибирская, 45, 43 был рассмотрен на совещании с участием заместителей руководителя УГА, начальника отдела предпринимательства управления по развитию предпринимательства и потребительского рынка, а также ИП Поповой Т.И. (т. 1 л.д. 53).
Согласно протоколу совещания от 12.04.2012 начальник отдела предпринимательства управления по развитию предпринимательства и потребительского рынка Потапов С.А. сообщил, что нестационарные торговые объекты предпринимателя, расположенные по адресу ул. Новосибирская 45,43 находятся в границах отвода в связи с формированием земельного участка, занимаемого многоквартирным домом по ул. Новосибирская, 43. В связи с данным обстоятельством Поповой Т.И. в течение 15 календарных дней после получения официального уведомления о внесенных изменениях в схему размещения нестационарных торговых объектов, необходимо осуществить перенос временных сооружений, принадлежащих предпринимателю, на согласованные места размещения.
Как следует из данного протокола совещания от 12.04.2012, Попова Т.И. согласилась с корректировкой мест размещения временных сооружений, расположенных по адресу: ул. Новосибирская, 45,43, о чем имеется ее подпись в данном протоколе (т. 1 л.д. 53).
Таким образом, вопрос о корректировке мест размещения временных сооружений, расположенных по адресу: ул. Новосибирская, 45,43 перед внесением изменений в Схему размещения был надлежащим образом рассмотрен.
Возражений от ИП Поповой Т.И. о переносе временных сооружений, принадлежащих предпринимателю, на согласованные места размещения, не поступало.
Доказательств обратного в материалах дела не имеется, в суд апелляционной инстанции представлено не было.
В соответствии с распоряжением Администрации городского округа город Воронеж N 239-р "О создании рабочей группы по внесению изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж", в целях реализации требований Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и приказа департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области от 20.12.2010 N 174 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований на территории Воронежской области", была создана рабочая группа по внесению изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж, утвержденную постановлением администрации городского округа город Воронеж от 05.05.2011 N 407.
Так, 04.05.2012 на заседании рабочей группы по внесению изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж было принято решение "В связи с изменением градостроительной ситуации - формированием земельного участка под многоквартирный жилой дом по ул. Новосибирская 43, внести изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов в части переноса места установки киосков с улицы Новосибирская, у дома 43, на улицу Горняков, напротив д. 237, с площадью по 6 кв. м сроком до 02.02.2015" (т. 1 л.д. 54-55).
Решение заседания рабочей группы по внесению изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж индивидуальным предпринимателем в установленном законом срок и порядке обжаловано не было.
Земельный участок, фактически занимаемый многоквартирным домом по улице Новосибирская, 43, поставлен на государственный кадастровый учет 16.10.2012 (л.д. 56-57) и принадлежит в силу ч. 5 ст. 16 ЖК РФ на праве общей долевой собственности собственникам квартир указанного дома.
Как следует из протокола общего собрания жителей дома N 43 по ул. Новосибирская, проведенного в форме заочного голосования 06.08.2012, на общем собрании было принято решение удалить с земельного участка дома N 43 нестационарные торговые объекты (т. 2 л.д. 24-26).
Таким образом, основанием для корректировке размещения спорных торговых объектов явился факт того, что они были размещены на земельном участке, находящемся в общей долевой собственности жильцов многоквартирного дома по ул. Новосибирская, 43.
Пункт 3.1. Решения Воронежской городской Думы от 25.04.2012 N 790-III "Об утверждении Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж" предусматривает, что размещение нестационарных торговых объектов должно соответствовать действующим градостроительным, строительным, архитектурным, пожарным, санитарным и иным нормам, правилам и нормативам.
С учетом вышеизложенного, имеющихся в материалах дела протокола общего собрания жителей дома N 43 по ул. Новосибирская, решения заседания рабочей группы и проведенного совещания по вопросу о корректировке мест размещения временных сооружений, расположенных по адресу: ул. Новосибирская, 45,43, размещение нестационарных торговых объектов по ул. Новосибирская у дома N 43, не соответствует сложившейся градостроительной ситуации и нарушает положения п. 3.1. Решения Воронежской городской Думы от 25.04.2012 N 790-III, в связи с чем, и возникла необходимости изменения места их размещения.
Необходимость изменения места размещения нестационарных торговых объектов не свидетельствует о факте их невключения в схему размещения нестационарных торговых объектов и не может быть ему тождественна.
Так, в соответствии с письмом Управления главного архитектора от 25.10.2012 N 393232, в Схеме размещения нестационарных торговых объектов от 04.05.2012 по адресу: г. Воронеж, ул. Горняков (с. Масловка), напротив д. 237, под NN 355, 356, 357, 358 указаны места для размещения нестационарных торговых объектов Поповой Т.И., о корректировке которых ею было дано соответствующее согласие на совещании, состоявшемся 12.04.2012, (т. 2 л.д. 28-29).
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции Администрацией городского округа город Воронеж была представлена копия карты-схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж и административных районов ГО г. Воронеж.
В соответствии с представленной картой-схемой, напротив дома N 237 по ул. Горняков (с. Масловка) имеются места для размещения нестационарных торговых объектов Поповой Т.И. (N 355, 356, 357, 358).
Доказательств отказа заявителю в заключении договоров аренды на размещение нестационарных торговых объектов по адресу: г. Воронеж, ул. Горняков (с. Масловка), напротив д. 237, в дело представлено не было.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что заявителем не представлены доказательства, подтверждающие нарушение прав и законных интересов заявителя в результате принятия оспариваемого постановления.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Материалами дела подтверждено, что при вынесении оспариваемого постановления, его проект был надлежащим органом согласован и рассмотрен.
Так, проект постановления был направлен для рассмотрения и согласования руководителю управления правовой работы в сфере муниципальной собственности и градостроительства департамента правовой работы письмом от 01.08.2012 N 08/4-03/488О (т. 1 л.д. 201, 202).
Департаментом правовой работы управления правовой работы в сфере муниципальной собственности и градостроительства была вынесена справка от 20.07.2012 N 15/2-455, согласно которой было дано пояснение о необходимости дачи пояснений относительно исполнения решений судов и включения временных сооружений в рассматриваемую схему (т. 1 л.д. 203).
Во исполнение данных писем, к проекту постановления была подготовлена пояснительная записка (т. 1 л.д. 204-227).
В соответствии с заключением антикоррупционной экспертизы Департамента правовой работы управления правовой работы в сфере муниципальной собственности и градостроительства к проекту постановления от 14.08.2012 N 35, в результате проведения антикоррупционной экспертизы коррупциногенных факторов не был выявлено (т. 1 л.д. 228).
Таким образом, оспариваемое постановление было вынесено в соответствии с нормами действующего законодательства.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, ИП Поповой Т.И. на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

постановил:

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.01.2013 по делу N А14-15740/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Федеральный арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.

Председательствующий судья
А.И.ПРОТАСОВ

Судьи
П.В.ДОНЦОВ
В.А.СЕРГУТКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)