Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Суминой Г.А.
Судей: Голикова В.М., Трофимовой О.Н.
при участии:
- от ОАО "Облкоммунсервис" - Сарапулова А.И., представитель по доверенности б/н от 13.08.2013;
- от ООО "Сервис Транспорт" - представитель не явился;
- от Правительства Амурской области - представитель не явился;
- от Министерства финансов Амурской области - представитель не явился;
- от управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области - представитель не явился;
- от Министерства ЖКХ Амурской области - представитель не явился;
- от прокуратуры Амурской области - представитель не явился;
- рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Амурской области
на решение от 18.07.2013
по делу N А04-2752/2013 Арбитражного суда Амурской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судьи И.А. Москаленко, В.Д. Пожарская, Д.С. Аныш
По заявлению открытого акционерного общества "Облкоммунсервис", общества с ограниченной ответственностью "Сервис Транспорт"
к Правительству Амурской области
третьи лица: Министерство финансов Амурской области, управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, Министерство ЖКХ Амурской области, прокуратура Амурской области
о признании недействующим нормативного правового акта
Открытое акционерное общество "Облкоммунсервис" (ОГРН 112801011785, место нахождения: 675014, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Гражданская, 119; далее - акционерное общество), общество с ограниченной ответственностью "Сервис Транспорт" (ОГРН 1082815000421, место нахождения: 676246, Амурская область, г. Зея, ул. Магистральная, 53; далее - общество) обратились в Арбитражный суд Амурской области с заявлениями о признании недействующими пункта 2 Порядка предоставления субсидий юридическим лицам на возмещение затрат (неполученных доходов), возникающих в связи с ограничением размера платы граждан за коммунальные услуги предельным индексом, утвержденным постановлением Правительства Амурской области (ОГРН 1072801009115, место нахождения: 675023, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Ленина, 135; далее - Правительство) от 23.04.2012 N 215 (далее - Порядок представления субсидий) в части указания периода с 1 января до 1 декабря текущего года; абзаца 3 пункта 3 Порядка предоставления субсидий в части определения условия, что данные ресурсоснабжающие организации предоставляют коммунальные услуги в муниципальном образовании, которому ранее не предоставлялась финансовая поддержка за счет средств Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства (за исключением расположенного в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностям), а также ресурсоснабжающим организациям, осуществляющим продажу коммунальных ресурсов (предоставление коммунальных услуг) в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностям на основаниях договора с потребителем (исполнителем) (дело N А04-2752/2013); абзаца 2 пункта 4 Порядка предоставления субсидий (дело N А04-2907/2013).
Определением суда от 03.06.2013 оба дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
К участию в деле привлечена прокуратура Амурской области (ОГРН 1022800535856, место нахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Пионерская, 37).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Министерство финансов Амурской области (ОГРН 1072801008928, место нахождения: 675023, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Ленина, 135); Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (ОГРН 1082801011457, место нахождения: 675023, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Зейская, 206); Министерство ЖКХ Амурской области (ОГРН 1112801012477, место нахождения: 675023, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Шевченко, 24).
Решением суда от 18.07.2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
- Суд признал пункт 2 Порядка предоставления субсидий юридическим лицам на возмещение затрат (неполученных доходов), возникающих в связи с ограничением размера платы граждан за коммунальные услуги предельным индексом, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 23.04.2012 N 215 в части указания периода с 01 января до 01 декабря текущего года, несоответствующим статье 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункту 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и недействующим;
- абзац 3 пункта 3 Порядка предоставления субсидий юридическим лицам на возмещение затрат (недополученных доходов), возникающих в связи с ограничением размера платы граждан за коммунальные услуги предельным индексом, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 23.04.2012 N 215, в части определения условия, что данные ресурсоснабжающие организации предоставляют коммунальные услуги в муниципальном образовании, которому ранее не предоставлялась финансовая поддержка за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (за исключением расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), а также ресурсоснабжающим организациям, осуществляющим продажу коммунальных ресурсов (предоставление коммунальных услуг) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на основании договора с потребителем (исполнителем), несоответствующим статьям 4, 14 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", статье 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и недействующим;
- абзац 3 пункта 4 Порядка предоставления субсидий юридическим лицам на возмещение затрат (недополученных доходов), возникающих в связи с ограничением размера платы граждан за коммунальные услуги предельным индексом, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 23.04.2012 N 215, не соответствующим статье 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", и недействующим.
В кассационной жалобе Правительство Амурской области ссылается на неправильное применение норм материального права, предлагает указанный судебный акт отменить, заявленные акционерным обществом и обществом требования оставить без удовлетворения.
По мнению заявителя жалобы, суд пришел к ошибочному выводу, что субсидия должна была предоставляться за период оказания услуг в течение всего календарного года. Данный вывод противоречит условию о частичной компенсации затрат и является вторжением в полномочия Правительства Амурской области, компетенцию финансовых органов и Законодательному собранию.
Признавая абзац 3 пункта 3 и абзац 3 пункта 4 Порядка предоставления субсидий судом неверно применены законы, не подлежащие применению, такие как Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", как Федеральный закон от 26.10.2002 N 217-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", которые не имеют отношение к правоотношениям, регулируемым оспариваемым нормативным актом.
Никакие гражданские права и обязанности Порядком предоставления субсидий не устанавливались и не ограничивались. Предоставление субсидий юридическим лицам является мерой государственной поддержки, при оказании которой государство руководствуется целесообразностью и необходимостью эффективного расходования бюджетных средств.
Акционерное общество и общество в отзывах на кассационную жалобу отклоняют доводы заявителя жалобы, считают принятый по делу судебный акт законным и обоснованным.
Представитель акционерного общества в судебном заседании подтвердила доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Остальные лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу не представили, в судебном разбирательстве по делу участие не приняли.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзывах на нее, заслушав пояснения представителя акционерного общества, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к его отмене.
Как установлено судом из материалов дела, на основании договоров аренды муниципального имущества от 27.04.2012 N 02-12/Т, от 19.09.2011 N 110811/0474428/02, от 28.09.2011 N б/н, от 27.09.2010 N 1, от 24.07.2011 N 6, от 01.10.2012 N 4 ОАО "Облкоммунсервис" является владельцем муниципального имущества (котельная, тепловая трасса, наружные сети, скважина, водонапорная башня, технический водоем и т.д.) и ресурсоснабжающей организацией, оказываемой на территории муниципальных образований Амурской области коммунальные услуги в 2012 году. Приказами Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 16.12.2011 N 224-пр/т, от 27.12.2011 N 252-пр/т, от 09.12.2011 N 221-пр/т, от 19.10.2012 N 161-пр/т утверждены тарифы на тепловую энергию и водоснабжение по группам потребителей для ОАО "Облкоммунсервис".
ООО "Сервис Транспорт" на основании договоров от 01.01.2012 N 07э/э-12, N 08т/э-12, N 09т/э-12Ю, от 25.01.2012 N 08э/э-12, платежно-расчетных документов, оборотно-сальдовых ведомостей оказывало на территории муниципальных образований Зейского района Амурской области коммунальные услуги по поставке тепловой и электрической энергии в 2012 году. Приказами Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 20.12.2011 N 239-пр/э, от 23.03.2012 N 51-пр/т, утверждены тарифы на тепловую и электрическую энергию по группам потребителей для ООО "Сервис Транспорт" на 2012 год.
Факт оказания данных услуг населению сторонами дела не оспаривается.
Приказом Управления цен и тарифов от 24.10.2011 N 173-пр установлены предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на территории Амурской области, в том числе по районам Амурской области, на территории которых заявители оказывали коммунальные услуги.
Во исполнение Закона Амурской области от 12.12.2011 N 586-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов" (далее - Закон N 586-ОЗ) и в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ), постановлением Правительства Амурской области от 23.04.2012 N 215 утвержден Порядок предоставления субсидий юридическим лицам на возмещение затрат (недополученных доходов), возникающих в связи с ограничением размера платы граждан за коммунальные услуги предельным индексом.
Пунктом 1 Порядка предоставления субсидий N 215 предусмотрено, что настоящий Порядок устанавливает цели, условия и порядок предоставления субсидий на возмещение затрат юридических лиц, имеющих право на получение субсидий.
Субсидии предоставляются в целях возмещения затрат (недополученных доходов), возникающих при оказании коммунальных услуг населению в период с 1 января до 1 декабря текущего года, в связи с ограничением органами местного самоуправления размера платы граждан за коммунальные услуги предельным индексом (пункты 2 Порядка).
Абзацем 3 пункта 3 Порядка предоставления субсидий N 215 установлено, что субсидии предоставляются юридическим лицам (далее - получатели): ресурсоснабжающим организациям, осуществляющим предоставление коммунальных услуг на основании договора с потребителем, в случае выбора непосредственного способа управления, управления товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, при условии, что данные ресурсоснабжающие организации предоставляют коммунальные услуги в муниципальном образовании, которому ранее не предоставлялась финансовая поддержка за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (за исключением расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), а также ресурсоснабжающим организациям, осуществляющим продажу коммунальных ресурсов (предоставление коммунальных услуг) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на основании договора с потребителем (исполнителем).
Субсидии предоставляются при следующих условиях: отсутствие проведения в отношении юридических лиц процедуры банкротства в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" или процедуры ликвидации (абзац 3 пункта 4 Порядка).
Постановлением Правительства Амурской области от 15.01.2013 N 15 оспариваемое постановление признано утратившим силу.
Не согласившись с пунктами 2 - 4 Порядка предоставления субсидий N 215 в указанной части, ОАО "Облкоммунсервис" и ООО "Сервис Транспорт" оспорили их в арбитражный суд.
С учетом того, что заявители в период действия порядка в 2012 году являлись ресурсоснабжающими организациями, предоставляли коммунальные услуги гражданам, проживающим на территориях, на которых Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов от 24.10.2011 N 173-пр установлены предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а оспариваемое постановление затрагивает их права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в настоящий период, то акционерное общество и общество правомерно обратились в арбитражный суд за защитой нарушенного права.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из нижеследующего.
В соответствии со статьей 78 БК РФ (в редакции на момент возникновения права на получения субсидии и в период действия оспариваемого акта) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109, тарифы и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года.
Частями 1, 2 статьи 10 Федерального закона N 190-ФЗ установлено, что государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения. Срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем на один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации.
Учитывая, что в силу статьи 12 БК РФ финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря, то введение пунктом 2 Порядка предоставления субсидий N 215 ограничения предоставления субсидий при оказании коммунальных услуг населению в период с 1 января до 1 декабря текущего года, является необоснованным и несоответствующим действующему законодательству. Осуществление деятельности по предоставлению коммунальных услуг в период с 01.01.2012 по 31.12.2012, введение ограничения изменения размера платы граждан за коммунальные услуги предельными индексами за указанный период, незаконно исключает право на получение выпадающих доходов в период с 02 декабря по 31 декабря текущего года. Кроме того, приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов от 24.10.2011 N 173-пр предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги утверждены на период календарного года по 31.12.2012.
Арбитражным судом сделан также правомерный вывод о том, что абзац 3 пункта 3 Порядка предоставления субсидий противоречит требованиям действующего законодательства. Данный абзац оспариваемого акта вводит условия получения субсидии ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей предоставление коммунальных услуг в муниципальном образовании, которому ранее не предоставлялась финансовая поддержка за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (за исключением расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), а также ресурсоснабжающим организациям, осуществляющим продажу коммунальных ресурсов (предоставление коммунальных услуг) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на основании договора с потребителем (исполнителем).
Статьей 78 БК РФ предусмотрено право получения субсидий юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из:
- - федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
- - из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
- - из местного бюджета.
Порядок и случаи предоставления субсидий установлены законодательными актами.
Судом дана оценка доводам заявителей по делу относительно соответствия оспариваемого пункта Порядка предоставления субсидий Федеральному закону N 185-ФЗ "О фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства" и установлено, что поскольку субсидии на возмещение затрат (неполученных доходов), возникающих в связи с ограничением размера платы за коммунальные услуги предельным индексом, и обеспечение (субсидии) от Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства имеют иную природу возникновения, различные цели и получателей, то условия абзаца 3 пункта 3 оспариваемого акта является противоречащими действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Следует согласиться с выводом суда относительно несоответствующим действующему законодательству абзаца 3 пункта 4 Порядка предоставления субсидий в отношении получения субсидий при отсутствии проведения в отношении юридических лиц процедуры банкротства в соответствии с Федеральным законом N 217-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" или процедуры ликвидации.
Судом дана оценка статьям 49, 61, 65 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 2, 129 Федерального закона N 127-ФЗ и сделан правомерный вывод о том, что ведение в отношении юридического лица процедур банкротства не означает прекращение данным юридическим лицом хозяйственной деятельности. Следовательно, до момента исключения такого хозяйствующего субъекта из Единого государственного реестра юридических лиц право на получение субсидий на возмещение затрат (неполученных доходов) не исключается.
Судом также правомерно отказано в удовлетворении доводов Правительства Амурской области о прекращении производства по делу в связи с тем, что оспариваемый нормативный акт отменен, так как это противоречит Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 182-О.
При изложенных выше обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в ней, не имеются.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Амурской области от 18.07.2013 по делу N А04-2752/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Г.А.СУМИНА
Судьи
В.М.ГОЛИКОВ
О.Н.ТРОФИМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 23.10.2013 N Ф03-4282/2013 ПО ДЕЛУ N А04-2752/2013
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 октября 2013 г. N Ф03-4282/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Суминой Г.А.
Судей: Голикова В.М., Трофимовой О.Н.
при участии:
- от ОАО "Облкоммунсервис" - Сарапулова А.И., представитель по доверенности б/н от 13.08.2013;
- от ООО "Сервис Транспорт" - представитель не явился;
- от Правительства Амурской области - представитель не явился;
- от Министерства финансов Амурской области - представитель не явился;
- от управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области - представитель не явился;
- от Министерства ЖКХ Амурской области - представитель не явился;
- от прокуратуры Амурской области - представитель не явился;
- рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Амурской области
на решение от 18.07.2013
по делу N А04-2752/2013 Арбитражного суда Амурской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судьи И.А. Москаленко, В.Д. Пожарская, Д.С. Аныш
По заявлению открытого акционерного общества "Облкоммунсервис", общества с ограниченной ответственностью "Сервис Транспорт"
к Правительству Амурской области
третьи лица: Министерство финансов Амурской области, управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, Министерство ЖКХ Амурской области, прокуратура Амурской области
о признании недействующим нормативного правового акта
Открытое акционерное общество "Облкоммунсервис" (ОГРН 112801011785, место нахождения: 675014, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Гражданская, 119; далее - акционерное общество), общество с ограниченной ответственностью "Сервис Транспорт" (ОГРН 1082815000421, место нахождения: 676246, Амурская область, г. Зея, ул. Магистральная, 53; далее - общество) обратились в Арбитражный суд Амурской области с заявлениями о признании недействующими пункта 2 Порядка предоставления субсидий юридическим лицам на возмещение затрат (неполученных доходов), возникающих в связи с ограничением размера платы граждан за коммунальные услуги предельным индексом, утвержденным постановлением Правительства Амурской области (ОГРН 1072801009115, место нахождения: 675023, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Ленина, 135; далее - Правительство) от 23.04.2012 N 215 (далее - Порядок представления субсидий) в части указания периода с 1 января до 1 декабря текущего года; абзаца 3 пункта 3 Порядка предоставления субсидий в части определения условия, что данные ресурсоснабжающие организации предоставляют коммунальные услуги в муниципальном образовании, которому ранее не предоставлялась финансовая поддержка за счет средств Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства (за исключением расположенного в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностям), а также ресурсоснабжающим организациям, осуществляющим продажу коммунальных ресурсов (предоставление коммунальных услуг) в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностям на основаниях договора с потребителем (исполнителем) (дело N А04-2752/2013); абзаца 2 пункта 4 Порядка предоставления субсидий (дело N А04-2907/2013).
Определением суда от 03.06.2013 оба дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
К участию в деле привлечена прокуратура Амурской области (ОГРН 1022800535856, место нахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Пионерская, 37).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Министерство финансов Амурской области (ОГРН 1072801008928, место нахождения: 675023, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Ленина, 135); Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (ОГРН 1082801011457, место нахождения: 675023, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Зейская, 206); Министерство ЖКХ Амурской области (ОГРН 1112801012477, место нахождения: 675023, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Шевченко, 24).
Решением суда от 18.07.2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
- Суд признал пункт 2 Порядка предоставления субсидий юридическим лицам на возмещение затрат (неполученных доходов), возникающих в связи с ограничением размера платы граждан за коммунальные услуги предельным индексом, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 23.04.2012 N 215 в части указания периода с 01 января до 01 декабря текущего года, несоответствующим статье 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункту 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и недействующим;
- абзац 3 пункта 3 Порядка предоставления субсидий юридическим лицам на возмещение затрат (недополученных доходов), возникающих в связи с ограничением размера платы граждан за коммунальные услуги предельным индексом, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 23.04.2012 N 215, в части определения условия, что данные ресурсоснабжающие организации предоставляют коммунальные услуги в муниципальном образовании, которому ранее не предоставлялась финансовая поддержка за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (за исключением расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), а также ресурсоснабжающим организациям, осуществляющим продажу коммунальных ресурсов (предоставление коммунальных услуг) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на основании договора с потребителем (исполнителем), несоответствующим статьям 4, 14 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", статье 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и недействующим;
- абзац 3 пункта 4 Порядка предоставления субсидий юридическим лицам на возмещение затрат (недополученных доходов), возникающих в связи с ограничением размера платы граждан за коммунальные услуги предельным индексом, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 23.04.2012 N 215, не соответствующим статье 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", и недействующим.
В кассационной жалобе Правительство Амурской области ссылается на неправильное применение норм материального права, предлагает указанный судебный акт отменить, заявленные акционерным обществом и обществом требования оставить без удовлетворения.
По мнению заявителя жалобы, суд пришел к ошибочному выводу, что субсидия должна была предоставляться за период оказания услуг в течение всего календарного года. Данный вывод противоречит условию о частичной компенсации затрат и является вторжением в полномочия Правительства Амурской области, компетенцию финансовых органов и Законодательному собранию.
Признавая абзац 3 пункта 3 и абзац 3 пункта 4 Порядка предоставления субсидий судом неверно применены законы, не подлежащие применению, такие как Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", как Федеральный закон от 26.10.2002 N 217-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", которые не имеют отношение к правоотношениям, регулируемым оспариваемым нормативным актом.
Никакие гражданские права и обязанности Порядком предоставления субсидий не устанавливались и не ограничивались. Предоставление субсидий юридическим лицам является мерой государственной поддержки, при оказании которой государство руководствуется целесообразностью и необходимостью эффективного расходования бюджетных средств.
Акционерное общество и общество в отзывах на кассационную жалобу отклоняют доводы заявителя жалобы, считают принятый по делу судебный акт законным и обоснованным.
Представитель акционерного общества в судебном заседании подтвердила доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Остальные лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу не представили, в судебном разбирательстве по делу участие не приняли.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзывах на нее, заслушав пояснения представителя акционерного общества, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к его отмене.
Как установлено судом из материалов дела, на основании договоров аренды муниципального имущества от 27.04.2012 N 02-12/Т, от 19.09.2011 N 110811/0474428/02, от 28.09.2011 N б/н, от 27.09.2010 N 1, от 24.07.2011 N 6, от 01.10.2012 N 4 ОАО "Облкоммунсервис" является владельцем муниципального имущества (котельная, тепловая трасса, наружные сети, скважина, водонапорная башня, технический водоем и т.д.) и ресурсоснабжающей организацией, оказываемой на территории муниципальных образований Амурской области коммунальные услуги в 2012 году. Приказами Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 16.12.2011 N 224-пр/т, от 27.12.2011 N 252-пр/т, от 09.12.2011 N 221-пр/т, от 19.10.2012 N 161-пр/т утверждены тарифы на тепловую энергию и водоснабжение по группам потребителей для ОАО "Облкоммунсервис".
ООО "Сервис Транспорт" на основании договоров от 01.01.2012 N 07э/э-12, N 08т/э-12, N 09т/э-12Ю, от 25.01.2012 N 08э/э-12, платежно-расчетных документов, оборотно-сальдовых ведомостей оказывало на территории муниципальных образований Зейского района Амурской области коммунальные услуги по поставке тепловой и электрической энергии в 2012 году. Приказами Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 20.12.2011 N 239-пр/э, от 23.03.2012 N 51-пр/т, утверждены тарифы на тепловую и электрическую энергию по группам потребителей для ООО "Сервис Транспорт" на 2012 год.
Факт оказания данных услуг населению сторонами дела не оспаривается.
Приказом Управления цен и тарифов от 24.10.2011 N 173-пр установлены предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на территории Амурской области, в том числе по районам Амурской области, на территории которых заявители оказывали коммунальные услуги.
Во исполнение Закона Амурской области от 12.12.2011 N 586-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов" (далее - Закон N 586-ОЗ) и в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ), постановлением Правительства Амурской области от 23.04.2012 N 215 утвержден Порядок предоставления субсидий юридическим лицам на возмещение затрат (недополученных доходов), возникающих в связи с ограничением размера платы граждан за коммунальные услуги предельным индексом.
Пунктом 1 Порядка предоставления субсидий N 215 предусмотрено, что настоящий Порядок устанавливает цели, условия и порядок предоставления субсидий на возмещение затрат юридических лиц, имеющих право на получение субсидий.
Субсидии предоставляются в целях возмещения затрат (недополученных доходов), возникающих при оказании коммунальных услуг населению в период с 1 января до 1 декабря текущего года, в связи с ограничением органами местного самоуправления размера платы граждан за коммунальные услуги предельным индексом (пункты 2 Порядка).
Абзацем 3 пункта 3 Порядка предоставления субсидий N 215 установлено, что субсидии предоставляются юридическим лицам (далее - получатели): ресурсоснабжающим организациям, осуществляющим предоставление коммунальных услуг на основании договора с потребителем, в случае выбора непосредственного способа управления, управления товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, при условии, что данные ресурсоснабжающие организации предоставляют коммунальные услуги в муниципальном образовании, которому ранее не предоставлялась финансовая поддержка за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (за исключением расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), а также ресурсоснабжающим организациям, осуществляющим продажу коммунальных ресурсов (предоставление коммунальных услуг) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на основании договора с потребителем (исполнителем).
Субсидии предоставляются при следующих условиях: отсутствие проведения в отношении юридических лиц процедуры банкротства в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" или процедуры ликвидации (абзац 3 пункта 4 Порядка).
Постановлением Правительства Амурской области от 15.01.2013 N 15 оспариваемое постановление признано утратившим силу.
Не согласившись с пунктами 2 - 4 Порядка предоставления субсидий N 215 в указанной части, ОАО "Облкоммунсервис" и ООО "Сервис Транспорт" оспорили их в арбитражный суд.
С учетом того, что заявители в период действия порядка в 2012 году являлись ресурсоснабжающими организациями, предоставляли коммунальные услуги гражданам, проживающим на территориях, на которых Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов от 24.10.2011 N 173-пр установлены предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а оспариваемое постановление затрагивает их права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в настоящий период, то акционерное общество и общество правомерно обратились в арбитражный суд за защитой нарушенного права.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из нижеследующего.
В соответствии со статьей 78 БК РФ (в редакции на момент возникновения права на получения субсидии и в период действия оспариваемого акта) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109, тарифы и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года.
Частями 1, 2 статьи 10 Федерального закона N 190-ФЗ установлено, что государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения. Срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем на один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации.
Учитывая, что в силу статьи 12 БК РФ финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря, то введение пунктом 2 Порядка предоставления субсидий N 215 ограничения предоставления субсидий при оказании коммунальных услуг населению в период с 1 января до 1 декабря текущего года, является необоснованным и несоответствующим действующему законодательству. Осуществление деятельности по предоставлению коммунальных услуг в период с 01.01.2012 по 31.12.2012, введение ограничения изменения размера платы граждан за коммунальные услуги предельными индексами за указанный период, незаконно исключает право на получение выпадающих доходов в период с 02 декабря по 31 декабря текущего года. Кроме того, приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов от 24.10.2011 N 173-пр предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги утверждены на период календарного года по 31.12.2012.
Арбитражным судом сделан также правомерный вывод о том, что абзац 3 пункта 3 Порядка предоставления субсидий противоречит требованиям действующего законодательства. Данный абзац оспариваемого акта вводит условия получения субсидии ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей предоставление коммунальных услуг в муниципальном образовании, которому ранее не предоставлялась финансовая поддержка за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (за исключением расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), а также ресурсоснабжающим организациям, осуществляющим продажу коммунальных ресурсов (предоставление коммунальных услуг) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на основании договора с потребителем (исполнителем).
Статьей 78 БК РФ предусмотрено право получения субсидий юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из:
- - федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
- - из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
- - из местного бюджета.
Порядок и случаи предоставления субсидий установлены законодательными актами.
Судом дана оценка доводам заявителей по делу относительно соответствия оспариваемого пункта Порядка предоставления субсидий Федеральному закону N 185-ФЗ "О фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства" и установлено, что поскольку субсидии на возмещение затрат (неполученных доходов), возникающих в связи с ограничением размера платы за коммунальные услуги предельным индексом, и обеспечение (субсидии) от Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства имеют иную природу возникновения, различные цели и получателей, то условия абзаца 3 пункта 3 оспариваемого акта является противоречащими действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Следует согласиться с выводом суда относительно несоответствующим действующему законодательству абзаца 3 пункта 4 Порядка предоставления субсидий в отношении получения субсидий при отсутствии проведения в отношении юридических лиц процедуры банкротства в соответствии с Федеральным законом N 217-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" или процедуры ликвидации.
Судом дана оценка статьям 49, 61, 65 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 2, 129 Федерального закона N 127-ФЗ и сделан правомерный вывод о том, что ведение в отношении юридического лица процедур банкротства не означает прекращение данным юридическим лицом хозяйственной деятельности. Следовательно, до момента исключения такого хозяйствующего субъекта из Единого государственного реестра юридических лиц право на получение субсидий на возмещение затрат (неполученных доходов) не исключается.
Судом также правомерно отказано в удовлетворении доводов Правительства Амурской области о прекращении производства по делу в связи с тем, что оспариваемый нормативный акт отменен, так как это противоречит Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 182-О.
При изложенных выше обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в ней, не имеются.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Амурской области от 18.07.2013 по делу N А04-2752/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Г.А.СУМИНА
Судьи
В.М.ГОЛИКОВ
О.Н.ТРОФИМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)