Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.,
при секретаре К.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ч. о признании частично недействующим подпункта "г" пункта 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354,
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Постановление) утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), а также изменения, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг (далее - Изменения).
Подпункт "г" пункта 2 Изменений излагает абзац первый пункта 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307), в следующей редакции:
"23. При оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется:".
Пунктом 23 Правил N 307 определяется порядок расчета: для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения (подпункт "а"); для отопления (подпункт "б").
Ч. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим подпункта "г" пункта 2 Изменений в части, предусматривающей расчет и взимание платы за электроснабжение с потребителей, чьи жилые помещения не оборудованы индивидуальным прибором учета коммунальной услуги. Заявитель полагает, что оспариваемая в части норма противоречит статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации и нарушает его право производить оплату за фактически принятое абонентом количество энергии.
Министерство регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России), уполномоченное представлять интересы Правительства Российской Федерации - заинтересованного лица по делу, в письменных возражениях на заявление указало, что подпункт "а" пункта 23 Правил N 307, которым определялся порядок расчета для электроснабжения, утратил силу, не применяется и не может нарушать права заявителя.
Ч., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения представителя Минрегиона России Р., оценив оспариваемый в части нормативный правовой акт на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление не подлежащим удовлетворению.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно частям первой и второй статьи 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Изменения приняты в соответствии с компетенцией Правительства Российской Федерации, установленной частью 1 статьи 157 данного Кодекса. Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации, 2011 г., N 22, и в "Российской газете" 2011 г., 1 июня.
Пункт 23 Правил N 307 предусматривает, что при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется (абзац изложен в редакции подпункта "г" пункта 2 Изменений): для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к данным Правилам (подпункт "а"); для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 приложения N 2 к этим же Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 приложения N 2 к названным Правилам (подпункт "б").
Пунктом 6 Постановления признано утратившим силу со дня вступления в силу Правил N 354 постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, которым утверждены Правила N 307, за исключением пунктов 15 - 28 Правил N 307 (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 1 января 2015 г.
Следовательно, пункт 23 Правил N 307 действует только в части, касающейся расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, определяемого в соответствии с подпунктом "б" этого пункта.
Подпункт "г" пункта 2 Изменений подлежит применению в системной связи и нормативном единстве с пунктом 23 Правил N 307 и, следовательно, не определяет порядок расчета размера платы за электроснабжение. Положения, регламентирующие порядок расчета размера платы за электроэнергию, отсутствуют и в содержании оспариваемой в части нормы.
Ввиду изложенного подпункт "г" пункта 2 Изменений в оспариваемой заявителем части не может противоречить статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующей отношения, связанные с оплатой энергии.
Утративший силу в связи с принятием Правил N 354 подпункт "а" пункта 23 Правил N 307 носит отсылочный характер, поскольку устанавливает, что размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам N 307 (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения).
При этом подпункт 1 пункта 3 приложения N 2 Правил N 307, применявшийся в системной взаимосвязи с подпунктом "а" пункта 23 этих Правил в редакции Постановления (подпункт "г" пункта 2 Изменений), признан не противоречащим действующему законодательству решением Верховного Суда Российской Федерации от 18 июня 2012 г. N АКПИ12-551. Согласно данному решению порядок расчета, предусмотренный указанной нормой, не предполагает оплату тех услуг, которые потребителю не предоставлены, и позволяет определить размер платы за коммунальные услуги каждого собственника помещения в многоквартирном доме, как это и предусмотрено частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из объема коммунального ресурса, потребленного в принадлежащем ему жилом или нежилом помещении, и приходящегося на его долю объема коммунального ресурса, потребленного на общедомовые нужды.
Доводы заявителя о признании недействующим подпункта "г" пункта 2 Изменений в период, истекший до 1 сентября 2012 г., фактически сводятся к требованиям о проверке на соответствие федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, подпункта "а" пункта 23 Правил, который согласно пункту 6 Постановления утратил силу и не применяется.
Таким образом, подпункт "г" пункта 2 Изменений в оспариваемой части действующему федеральному законодательству не противоречит, прав, свобод и законных интересов заявителя не нарушает.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
в удовлетворении заявления Ч. о признании частично недействующим подпункта "г" пункта 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 29.04.2013 N АКПИ13-123
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 апреля 2013 г. N АКПИ13-123
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.,
при секретаре К.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ч. о признании частично недействующим подпункта "г" пункта 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354,
установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Постановление) утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), а также изменения, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг (далее - Изменения).
Подпункт "г" пункта 2 Изменений излагает абзац первый пункта 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307), в следующей редакции:
"23. При оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется:".
Пунктом 23 Правил N 307 определяется порядок расчета: для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения (подпункт "а"); для отопления (подпункт "б").
Ч. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим подпункта "г" пункта 2 Изменений в части, предусматривающей расчет и взимание платы за электроснабжение с потребителей, чьи жилые помещения не оборудованы индивидуальным прибором учета коммунальной услуги. Заявитель полагает, что оспариваемая в части норма противоречит статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации и нарушает его право производить оплату за фактически принятое абонентом количество энергии.
Министерство регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России), уполномоченное представлять интересы Правительства Российской Федерации - заинтересованного лица по делу, в письменных возражениях на заявление указало, что подпункт "а" пункта 23 Правил N 307, которым определялся порядок расчета для электроснабжения, утратил силу, не применяется и не может нарушать права заявителя.
Ч., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения представителя Минрегиона России Р., оценив оспариваемый в части нормативный правовой акт на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление не подлежащим удовлетворению.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно частям первой и второй статьи 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Изменения приняты в соответствии с компетенцией Правительства Российской Федерации, установленной частью 1 статьи 157 данного Кодекса. Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации, 2011 г., N 22, и в "Российской газете" 2011 г., 1 июня.
Пункт 23 Правил N 307 предусматривает, что при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется (абзац изложен в редакции подпункта "г" пункта 2 Изменений): для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к данным Правилам (подпункт "а"); для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 приложения N 2 к этим же Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 приложения N 2 к названным Правилам (подпункт "б").
Пунктом 6 Постановления признано утратившим силу со дня вступления в силу Правил N 354 постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, которым утверждены Правила N 307, за исключением пунктов 15 - 28 Правил N 307 (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 1 января 2015 г.
Следовательно, пункт 23 Правил N 307 действует только в части, касающейся расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, определяемого в соответствии с подпунктом "б" этого пункта.
Подпункт "г" пункта 2 Изменений подлежит применению в системной связи и нормативном единстве с пунктом 23 Правил N 307 и, следовательно, не определяет порядок расчета размера платы за электроснабжение. Положения, регламентирующие порядок расчета размера платы за электроэнергию, отсутствуют и в содержании оспариваемой в части нормы.
Ввиду изложенного подпункт "г" пункта 2 Изменений в оспариваемой заявителем части не может противоречить статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующей отношения, связанные с оплатой энергии.
Утративший силу в связи с принятием Правил N 354 подпункт "а" пункта 23 Правил N 307 носит отсылочный характер, поскольку устанавливает, что размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам N 307 (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения).
При этом подпункт 1 пункта 3 приложения N 2 Правил N 307, применявшийся в системной взаимосвязи с подпунктом "а" пункта 23 этих Правил в редакции Постановления (подпункт "г" пункта 2 Изменений), признан не противоречащим действующему законодательству решением Верховного Суда Российской Федерации от 18 июня 2012 г. N АКПИ12-551. Согласно данному решению порядок расчета, предусмотренный указанной нормой, не предполагает оплату тех услуг, которые потребителю не предоставлены, и позволяет определить размер платы за коммунальные услуги каждого собственника помещения в многоквартирном доме, как это и предусмотрено частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из объема коммунального ресурса, потребленного в принадлежащем ему жилом или нежилом помещении, и приходящегося на его долю объема коммунального ресурса, потребленного на общедомовые нужды.
Доводы заявителя о признании недействующим подпункта "г" пункта 2 Изменений в период, истекший до 1 сентября 2012 г., фактически сводятся к требованиям о проверке на соответствие федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, подпункта "а" пункта 23 Правил, который согласно пункту 6 Постановления утратил силу и не применяется.
Таким образом, подпункт "г" пункта 2 Изменений в оспариваемой части действующему федеральному законодательству не противоречит, прав, свобод и законных интересов заявителя не нарушает.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления Ч. о признании частично недействующим подпункта "г" пункта 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Т.А.ПЕТРОВА
Российской Федерации
Т.А.ПЕТРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)