Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.11.2013 N 06АП-5587/2013 ПО ДЕЛУ N А04-3813/2013

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 ноября 2013 г. N 06АП-5587/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 ноября 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Михайловой А.И.
судей Гетмановой Т.С., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Албузовой Э.С.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Водоочистная станция 3": не явились;
- от общества с ограниченной ответственностью "Городские коммунальные системы": не явились;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городские коммунальные системы"
на решение от 24.08.2013
по делу N А04-3813/2013
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Качуковым С.Б.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Водоочистная станция 3"
к обществу с ограниченной ответственности "Городские коммунальные системы"
о понуждении принять общедомовые приборы учета

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Водоочистная станция 3" (далее - ООО "Водоочистная станция 3") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Городские коммунальные системы" (далее - ООО "Городские коммунальные системы") о понуждении принять (ввести в эксплуатацию) общедомовые приборы учета холодной воды, установленные в многоквартирных жилых домах N 11, N 14, N 24, N 28, N 32, N 81 и N 83 микрорайона Светлый.
Решением суда от 24.08.2013 заявленный иск удовлетворен.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой на предмет его отмены и отказа в удовлетворении иска, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
В судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции стороны своих представителей не направили.
Исследовав материалы дела, Шестой арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
ООО "Водоочистная станция 3" является ресурсоснабжающей организацией, обеспечивающей жилой и нежилой фонд города Зеи Амурской области холодным водоснабжением.
ООО "Городские коммунальные системы", на основании протоколов общего собрания собственников помещений и договоров управления многоквартирными домами является управляющей организацией в отношении многоквартирных домов N 11, N 14, N 24, N 28, N 28, N 32, N 81 и N 83 микрорайона Светлый города Зеи.
В целях исполнения обязанности по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета, предусмотренной статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), истец и ответчик 10.12.2012 провели обследование вышеуказанных жилых домов на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета.
По результатам обследования сторонами было установлено наличие технической возможности установки общедомовых приборов учета в каждом из этих домов, о чем составлены соответствующие акты от 10.12.2012. Одновременно с этим сторонами согласованы схемы установки приборов учета (водосчетчиков) в каждом из домов.
Письмом от 09.01.2013 N 13177 ответчик сообщил об отсутствии претензий к предложенным истцом для установки счетчикам холодной воды типа ВСКМ ГД компании ООО "ПК ПРИБОР".
В феврале 2013 года истец произвел установку приборов учета и обратился к истцу с просьбой принять их в эксплуатацию.
Ссылаясь на то, что ответчик до настоящего времени не совершил необходимых действий, связанных с принятием (вводом) в эксплуатацию этих приборов учета, истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленного иска.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ответчика в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу этого закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении предусмотрено, что деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны осуществлять организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении в отношении объектов, предусмотренных частью 5 этой статьи (в том числе многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу закона), ресурсоснабжение организации в срок до 1 июля 2013 года обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 этой статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Таким образом, с даты вступления в силу Закона об энергосбережении (27.11.2009) работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
В силу пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязана в течение согласованного срока оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно подпункту "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.). В силу пункта 5 Правил N 491 установленные коллективные (общедомовые) приборы учета коммунальных ресурсов входят в состав общего имущества многоквартирного дома.
- Согласно подпункту "с" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее Правила N 354) исполнитель, предоставляющий потребителю коммунальные услуги, обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением;
- Анализ указанных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов является обязанностью управляющей организации и именно она должна обеспечить установку и ввод в эксплуатацию указанных приборов учета.
Под вводом установленного прибора учета в эксплуатацию понимается документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги (пункт 81 Правил N 354). Согласно статье 2 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" ввод в эксплуатацию средств измерений есть документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению.
Как видно из материалов дела, истец в феврале 2013 года произвел установку коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды в многоквартирных домах N 11, N 14, N 24, N 28, N 32, N 81 и N 83 микрорайона Светлый г. Зея. Места установки приборов учета и их марка были согласованы с ответчиком.
Между тем, ответчик, несмотря на неоднократные обращения истца, уклоняется от принятия в эксплуатацию установленных общедомовых приборов учета.
В связи с этим, заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика о незаконности установки коллективных (общедомовых) приборов учета ввиду отсутствия волеизъявления собственников помещений подлежат отклонению, поскольку, как указано выше, их установка была произведена истцом (ресурсоснабжающей организацией) во исполнение обязанности, возложенной на него Законом об энергосбережении. При этом управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, независимо от действий собственников многоквартирного дома также обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.
Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 ЖК РФ и подпункта "к" пункта 11 Правил N 491.
Ссылки ответчика на то, что установка приборов учета относится к капитальному ремонту, решение о проведении которого должно быть получено на общем собрании собственников, также не могут быть приняты во внимание по вышеизложенным основаниям. Кроме того, ответчиком не представлено доказательств того, что данный вопрос им выносился на общее собрание собственников, однако они отказались от проведения данных работ.
Доводы заявителя жалобы о невозможности проведения спорных работ в связи с недостижением согласия собственников на оплату данных работ, подлежат отклонению, поскольку исходя из статьи 13 Закона об энергоснабжении, статьи 161 ЖК РФ, пункта 11 Правил N 491, обязанность по оплате расходов по установке общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов в доме, собственниками которого избран способ управления - управляющей организацией, лежит на управляющей организации с возмещением расходов за счет средств, полученных от собственников помещений.
Таким образом, ответчик, будучи управляющей организацией в отношении жилых домов, является лицом, ответственным за их содержание и обязанным установить в нем общедомовые приборы учета используемых энергетических ресурсов.
На основании изложенного, апелляционная жалоба подлежит отклонению, а решение суда - оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Амурской области от 24.08.2013 по делу N А04-3813/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий
А.И.МИХАЙЛОВА

Судьи
Т.С.ГЕТМАНОВА
С.Б.РОТАРЬ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)