Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 01.07.2013 ПО ДЕЛУ N А13-7978/2012

Разделы:
Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июля 2013 г. по делу N А13-7978/2012


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сосниной О.Г., судей Боголюбовой Е.В. и Кужаровой Н.И., рассмотрев 25.06.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования Череповецкий муниципальный район в лице администрации Череповецкого муниципального района на решение Арбитражного суда Вологодской области от 29.11.2012 (судья Попова С.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2013 (судьи Романова А.В., Носач Е.В., Шадрина А.Н.) по делу N А13-7978/2012,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Северстрой", место нахождения: 162695, Вологодская область, Череповецкий район, деревня Ленино, ОГРН 1033500890785 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Тоншаловскому сельскому поселению в лице администрации Тоншаловского сельского поселения, место нахождения: 162277, Вологодская область, Череповецкий район, поселок Тоншалово, улица Рабочая, дом 2, ОГРН 1053500558924 (далее - Администрация поселения), и администрации Череповецкого муниципального района, место нахождения: 162612, Вологодская область, город Череповец, улица Первомайская, дом 58, ОГРН 1023502294947 (далее - Администрация района), о взыскании с Администрации поселения 1 783 766 руб. 01 коп. задолженности по оплате за содержание и жилищно-коммунальных услуг по договору управления многоквартирным домом от 30.05.2008 (далее - Договор), 65 989 руб. 26 коп. пеней и 31 497 руб. 55 коп. расходов по уплате государственной пошлины, а при недостаточности денежных средств у Администрации поселения взыскать указанные денежные суммы с Администрации района как с субсидиарного должника.
Определением от 01.11.2012 по ходатайству Общества в соответствии с частью 1 статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена ненадлежащего ответчика - Администрации района - на надлежащего - муниципальное образование Череповецкий муниципальный район (далее - Муниципальное образование) в лице администрации Череповецкого муниципального района.
До принятия судом решения по делу Общество в порядке статьи 49 АПК РФ уточнило исковые требования, исключив из их расчета квартиры по адресам: поселок Тоншалово, улица Рабочая, дом 12, квартира 8; поселок Тоншалово, улица Мелиораторов, дом 1, квартиры 13, 14; поселок Тоншалово, улица Мелиораторов, дом 1, квартира 97; поселок Тоншалово, улица Мелиораторов, дом 1, квартира 98, и просило взыскать с надлежащего ответчика 794 679 руб. 47 коп. задолженности по Договору, отказавшись от требования в части взыскания пеней.
Уточнение исковых требований принято судом.
Решением от 29.11.2012 исковые требования удовлетворены частично. С Муниципального образования в лице администрации Череповецкого муниципального района в пользу Общества взыскано 794 679 руб. 47 коп. задолженности и 18 893 руб. 58 коп. расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении иска к Администрации поселения отказано. Производство по делу в части взыскания пеней прекращено в связи с принятием судом отказа истца от иска в этой части.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2013 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Муниципальное образование в лице администрации Череповецкого муниципального района, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, просит отменить решение и постановление и принять новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении иска.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Стороны надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения жалобы, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, между Комитетом имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района (собственник) и Администрацией поселения (уполномоченное лицо) заключен договор от 11.01.2006 N 08-ж передачи в пользование муниципального жилищного фонда (далее - Договор N 08-ж), согласно которому собственник передает, а уполномоченное лицо принимает с 01.01.2006 в опосредованное безвозмездное пользование объекты муниципального жилищного фонда согласно приложению к настоящему договору для целей обеспечения реализации прав малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, содержания муниципального жилищного фонда, решения иных вопросов в отношении передаваемых жилых помещений на условиях, предусмотренных Договором N 08-ж.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2, 3.3.7, 3.3.8, 3.3.18 Договора N 08-ж передаваемые жилые помещения являются собственностью Череповецкого муниципального района, при этом передача указанных помещений не влечет передачу права собственности на них. Администрация поселения обязана принимать участие в решении вопросов о выборе способа управления многоквартирными домами, в которых расположены переданные в опосредованное пользование жилые помещения, и в зависимости от выбранного способа управления принимать соответствующее участие в управлении данными домами. Администрация поселения обязана также оформлять отношения управления многоквартирными домами, в которых расположены муниципальные жилые помещения, с управляющими компаниями, выбранными в установленном порядке, и заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями для предоставления жилищно-коммунальных услуг в муниципальные жилые помещения.
Приложение к Договору N 08-ж содержит перечень муниципального жилищного фонда, передаваемого в безвозмездное пользование Тоншаловскому сельскому поселению, в частности: деревня Солманское, дом 36, квартира 1, поселок Тоншалово, улица Рабочая, дом 2, квартиры 39, 44, дом 3, квартиры 52, 113, 119, дом 9, квартира 9, дом 15, квартира 13, дом 23, квартиры 12, 14, 56, улица Молодежная, дом 1, квартиры 29, 74, 78, дом 2, квартиры 2, 67, дом 4, квартиры 2, 5, 11, дом 5, квартиры 35, 56, дом 7, квартира 1, дом 21, квартира 9, дом 9А, квартира 91 (далее - Жилые помещения).
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права указанные Жилые помещения принадлежат Муниципальному образованию на праве собственности.
Из протоколов от 10.04.2008 N 1, 2, 4, 5, 7, 8, 12, 13, 15, 18, 21, 23 общих собраний собственников помещений многоквартирных домов, расположенных по адресам: улица Молодежная, дома 1, 2, 4, 5, 7, 9а, улица Рабочая, дома 2, 3, 9, 15, 20, 21, 23, деревня Солманское, дом 36, кв. 1, следует, что собственниками помещений в качестве управляющей организации выбрано Общество.
Между Обществом и собственником муниципального жилого фонда п. Тоншалово (собственник) в лице главы Тоншаловского сельского поселения, действующего, как указано в Договоре, от имени собственника, заключен Договор, предметом которого является оказание Обществом услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся на законном основании помещениями в этом доме лицам, осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.
Типовыми договорами социального найма жилого помещения от 20.10.2008 N 413, от 03.05.2012 N 654, от 01.12.2009 N 551, от 12.03.2010 N 594, от 06.12.2006 N 132, от 06.04.2011 N 632, от 07.12.2006 N 134, от 07.09.2009 N 497, от 09.01.2007 N 197, от 14.11.2006 N 26, от 03.12.2009 N 557, от 04.12.2006 N 122, от 10.09.2007 N 314, от 09.01.2007 N 197 часть Жилых помещений были переданы нанимателям и членам их семей в бессрочное владение и пользование.
Наличие задолженности нанимателей спорных Жилых помещений по оплате за содержание и жилищно-коммунальных услуг послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском (с учетом уточнения исковых требований).
Ссылаясь на нормы гражданского и жилищного законодательства, Общество полагает, что закон не ставит исполнение собственником жилых помещений в многоквартирном доме обязанности по своевременному внесению платы за эти помещения и коммунальные услуги в зависимость от исполнения третьими лицами (нанимателями жилых помещений) обязанности по перечислению платы на расчетный счет Общества.
Возражая против удовлетворения исковых требований, Администрация поселения полагает, что имеющуюся задолженность Общество должно взыскивать непосредственно с нанимателей Жилых помещений в судебном порядке. Муниципальное образование, кроме того, указывает на передачу муниципального жилого фонда в пользование Тоншаловскому сельскому поселению, на которое возложены обязанности наймодателя.
Суд первой инстанции счел исковые требования Общества (с учетом их уточнения) обоснованными и подлежащими удовлетворению за счет Муниципального образования в лице администрации Череповецкого муниципального района.
Оставляя решение без изменения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции. Доводы Муниципального образования апелляционный суд признал несостоятельными и не основанными на материалах дела, требованиях закона.
Проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция установила следующее.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и хранению.
Пунктом 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Подпунктом 5 пункта 3 статьи 67 ЖК РФ предусмотрено, что наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
Пунктом 3 статьи 678 ГК РФ также установлено, что наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение. Если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи.
Согласно части 4 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем (далее - управляющая организация), вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
Из материалов дела следует, что спорные квартиры находятся в собственности Муниципального образования и что передача названных жилых помещений Тоншаловскому сельскому поселению не изменила их титульного собственника (пункты 1.1, 1.2 договора N 08-ж). При этом по данному договору Тоншаловскому сельскому поселению была передана часть полномочий собственника, в том числе право на заключение от его имени договоров управления и договоров социального найма.
Согласно разделу 4 Договора собственник жилых помещений в рассматриваемых домах обязался вносить плату за услуги по управлению, содержанию и текущему ремонту этих помещений, а также плату за коммунальные услуги на расчетный счет или в кассу управляющей организации не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным.
Из заключенных главой Тоншаловского сельского поселения договоров социального найма следует, что наймодатель вправе требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (подпункт "а" пункта 8), а наниматель обязан уплатить наймодателю пени в размере, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, за нарушение сроков внесения платы (подпункт "з" пункта 4).
Согласно пункту 1 статьи 65 ЖК РФ именно наймодатель жилого помещения по договору социального найма вправе требовать с нанимателей своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно дополнительным соглашениям к договорам социального найма наниматель обязан вносить плату за содержание, ремонт и коммунальные услуги управляющей организации ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим.
При этом, установив обязанность нанимателя вносить плату непосредственно Обществу, собственник жилых помещений не изменил условий договоров управления и не перестал быть лицом, обязанным в установленный срок вносить Обществу плату за содержание, ремонт общедомового имущества и за коммунальные услуги, а также нести ответственность за нарушение этого срока.
Таким образом, лицом, обязанным погасить задолженность перед Обществом по оплате услуг по содержанию и жилищно-коммунальных услуг по спорным квартирам (с учетом внесенной нанимателями платы), является собственник - Муниципальное образование.
Обществом предъявлена ко взысканию та часть платы (содержание жилищного фонда и жилищно-коммунальные услуги), которая не была внесена ни нанимателем, ни собственником, ни представителем собственника указанных жилых помещений.
Размер взыскиваемой задолженности подтвержден материалами дела.
При таком положении суды первой и апелляционной инстанций правомерно и обоснованно удовлетворили иск (с учетом уточнений) за счет Муниципального образования в лице администрации Череповецкого муниципального района, отказав в иске к Администрации поселения и прекратив производство по делу в части отказа истца от иска.
Довод подателя жалобы об отсутствии у него обязанности погасить задолженность, образовавшуюся по вине нанимателей, противоречит нормам, устанавливающим обязанность собственника содержать жилые помещения и общее имущество многоквартирного дома, а также оплачивать коммунальные услуги.
Ввиду того, что обжалуемые решение и постановление апелляционного суда приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 29.11.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2013 по делу N А13-7978/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального образования Череповецкий муниципальный район в лице администрации Череповецкого муниципального района - без удовлетворения.

Председательствующий
О.Г.СОСНИНА

Судьи
Е.В.БОГОЛЮБОВА
Н.И.КУЖАРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)