Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Арукаевой И.В.,
при участии представителей:
истца - Муриновой Д.В. (доверенность от 23.04.2012 N 005),
ответчика - Ярового Д.С. (доверенность от 22.05.2012 б/н), Фишмана А.Л. (доверенность от 22.05.2012 б/н),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Предприятие тепловых сетей", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 14.06.2012 (судья Рысаева С.Г.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2012 (председательствующий судья Серова Е.А., судьи Липкинд Е.Я., Садило Г.М.),
по делу N А55-6454/2012
по иску закрытого акционерного общества "Предприятие тепловых сетей", г. Самара (ИНН 6315530348, ОГРН 1026300955284) к обществу с ограниченной ответственностью "Приволжский производственный жилищно-ремонтный трест", г. Самара (ИНН 6319002652, ОГРН 1036300896103) о взыскании долга по договору на снабжение тепловой энергией,
установил:
закрытое акционерное общество "Предприятие тепловых сетей", г. Самара (далее - ЗАО "ПТС") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Приволжский производственный жилищно-ремонтный трест", г. Самара (далее - ООО "Приволжский ПЖРТ") о взыскании 169 854 322 руб. 90 коп. основного долга по договору от 01.01.2009 N 1830 на снабжение тепловой энергией за период с 01.01.2011 по 31.12.2011.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14.06.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2012, исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, истец обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просил отменить обжалуемые судебные акты.
Ответчик, в представленном отзыве на кассационную жалобу, указал, что считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, доводы, изложенные в кассационной жалобе, несостоятельными.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что взаимоотношения сторон обусловлены договором от 01.01.2009 N 1830 на снабжение тепловой энергией в соответствии с условиями которого "энергоснабжающая организация" (ЗАО "ПТС") подает "абоненту" (ООО "Приволжский ПЖРТ") тепловую энергию в горячей воде и теплоносителе, а "абонент" (ответчик) принимает и оплачивает тепловую энергию и теплоноситель в объеме, в сроки и на условиях настоящего договора.
В соответствии с пунктом 4.1 договора снабжения тепловой энергией от 01.01.2009 N 1830 учет отпускаемой теплоэнергии производится в соответствии с "Методикой определения количества теплоэнергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения", а также "Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя".
Между сторонами 01.03.2009 заключено дополнительное соглашение к договору снабжения тепловой энергией от 01.01.2009 N 1830 в соответствии с условиями которого прекращалась поставка тепловой энергии в жилые дома, расположенные по адресу: г. Самара, Московское шоссе, 314, г. Самара, ул. Аминева, 4.
Дополнительным соглашением от 12.03.2010 действие договора от 01.01.2009 N 1830 продлено до 31.12.2010.
Стороны 26.04.2010 заключили дополнительное соглашение к договору снабжения тепловой энергией от 01.01.2009 N 1830, в соответствии с пунктом 1 которого истец обязуется предоставить информацию о потреблении каждого многоквартирного жилого дома "Абонента":
- - химически очищенной воды или холодной воды (для закрытой схемы), и по тепловой энергией, направленной на нагрев химически очищенной воды или холодной воды (при закрытой схеме) ежеквартально по окончании квартала (по состоянию на 31 марта, 30 июня, 30 сентября, 31 декабря);
- - по отоплению - по окончанию года по состоянию на 31 декабря.
Дополнительным соглашением от 01.07.2010 стороны пришли к соглашению по прекращению поставки тепловой энергии в жилом доме, расположенном по адресу: г. Самара, Московское шоссе, 284.
Между ЗАО "ПТС" и ООО "Приволжский ПЖРТ" 01.01.2011 заключено дополнительное соглашение к договору снабжения тепловой энергией от 01.01.2009 N 1830, в соответствии с условиями которого действие договора было продлено до 31.12.2011. При этом были внесены изменения в пункт 4.2 договора, касающиеся тарифа на 1 Гкал отпускаемой тепловой энергии, в пункте 4.3 была изменена стоимость 1 куб. м химически очищенной воды; в пункте 1.2 был изменен ориентировочный объем тепловой энергии, которые энергоснабжающая организация обязалась поставить абоненту. В остальном договор продолжал действовать в той же редакции.
Дополнительным соглашением от 01.06.2011 стороны прекратили поставку тепловой энергии в жилой дом, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Ново-Садовая, 246.
В соответствии с пунктом 4.5 договора расчеты за тепловую энергию и воду абонент производит платежными поручениями в течение пяти банковских дней с момента получения счета-фактуры, но не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным.
Энергоснабжающая организация вправе предъявить платежные требования на списание в акцептном порядке денежных средств с расчетного счета абонента в погашение задолженности абонента перед энергоснабжающей организацией за поставленную теплоэнергию.
ЗАО "ПТС" предъявило ООО "Приволжский ПЖРТ" к оплате счета-фактуры: от 31.01.2011 N 3400/1 на сумму 69 718 177 руб. 63 коп., от 31.01.2011 N 3518/1 на сумму 47 328 руб. 61 коп., от 28.02.2011 N 6959/1 на сумму 57 693 408 руб. 43 коп., от 28.02.2011 N 7085/1 на сумму 35 637 руб. 06 коп., от 31.03.2011 N 10512/1 на сумму 51 532 963 руб. 99 коп., от 31.03.2011 N 10633/1 на сумму 33 184 руб. 80 коп., от 30.04.2011 N 14086/1 на сумму 38 370 610 руб. 53 коп., от 30.04.2011 N 14217/1 на сумму 48 986 руб. 50 коп., от 31.05.2011 N 17578/1 на сумму 16 290 164 руб. 26 коп., от 31.05.2011 N 17716/1 на сумму 6908 руб. 26 коп., от 30.06.11 N 19527/1 на сумму 12 309 352 руб. 13 коп. от 31.07.2011 N 21384/1 на сумму 9 593 535 руб. 78 коп., от 31.08.2011 N 23229/1 на сумму 4 182 727 руб. 26 коп., от 30.09.2011 N 25049/1 на сумму 12 693 060 руб. 76 коп., от 31.10.2011 N 28516/1 на сумму 26 298 445 руб. 80 коп., от 30.11.2011 N 32139/1 на сумму 50 033 464 руб. 41 коп., от 30.11.2011 N 32282/1 на сумму 34 077 руб. 34 коп., от 31.12.2011 N 35796/1 на сумму 54 332 872 руб. 33 коп., от 31.12.2011 N 35951/1 на сумму 35 071 руб. 72 коп. и выставил платежные требования: от 05.05.2011 N 1830 на сумму 38 370 610 руб. 53 коп., от 05.10.2011 N 1830. на сумму 12 693 060 руб. 76 коп., от 03.11.2011 N 1830 на сумму 26 298 445 руб. 80 коп., от 05.12.2011 N 1830 на сумму 50 033 464 руб. 41 коп., от 05.12.2011 N 1830 на сумму 34 077 руб. 34 коп., от 10.01.2012 N 1830 на сумму 54 332 872 руб. 33 коп., от 10.01.2012 N 1830 на сумму 35 071 руб. 72 коп.
Стоимость услуг рассчитана истцом, исходя тарифов утвержденных приказами от 14.12.2010 N 72 Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 14.04.1995 N 41 "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 07.10.2010 N 244-Э/2 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2011 год". Полагая, что ООО "Приволжский ПЖРТ" за период с 01.01.2011 по 31.12.2011 потреблено 316 527,001 Гкал тепловой энергии, 2 249 304,358 куб. м химически очищенной воды, 13 324,163 куб. м химически очищенной воды при закрытой схеме горячего водоснабжения, ЗАО "Предприятие тепловых сетей" начислено ответчику по договору от 01.01.2009 N 1830 за период с 01.01.2011 по 31.12.2011 всего 403 289 977 руб. 60 коп., поскольку оплачено 233 435 654 руб. 70 коп., истец обратился с иском о взыскании задолженности с ответчика в размере 169 854 322 руб. 90 коп.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суды предыдущих инстанций правомерно руководствовались следующим.
Из материалов дела следует, что ЗАО "ПТС" произвело расчет объема тепловой энергии и теплоносителя балансовым методом согласно пункту 4.1 договора снабжения тепловой энергией от 01.01.2009 N 1830 в соответствии с "Методикой определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения", а также "Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя".
Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 N 1190-ФЗ "О теплоснабжении" местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации. Точки поставки определены в приложения N 1 к договору от 01.01.2009 N 1830, из которого следует, что тепловая энергия поставлялась в многоквартирные жилые дома.
Ответчик приобретает тепловую энергию и теплоноситель для дальнейшего оказания коммунальных услуг в виде отопления и горячего водоснабжения гражданам, проживающим в многоквартирных домах и является в соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 г. N 307 исполнителем коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить указанным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Таким образом, в данной норме имеется прямое указание на приобретение исполнителем коммунальных услуг в лице управляющей организации (товарищества) у ресурсоснабжающей организации горячей воды и тепловой энергии по тарифам, установленным для граждан.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09, определение количества тепловой энергии без учета норматива потребления коммунальных услуг, противоречит Жилищному кодексу Российской Федерации и Правилам N 307. Поэтому вопрос о методе определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться, исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги.
Согласно абзацу 2 пункта 7 Правил N 307 собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил. Действующее нормативное регулирование отношений по теплоснабжению жилых домов, допускает учет фактического потребления тепловой энергии либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем по нормативам потребления коммунальных ресурсов, установленных для граждан.
Из материалов дела следует, что 158 многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика в спорный период отсутствовали общедомовые приборы учета, что предполагает необходимость применения в спорных правоотношениях пункта 19 Правил N 307.
В соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения в соответствии с подпунктами 1, 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам, в которых установлены формулы определения размера платы, предусматривающие определение объемов потребленного коммунального ресурса исходя из нормативов потребления соответствующей коммунальной услуги и общей отапливаемой площади жилого дома (по отоплению) и количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом доме (по горячему водоснабжению).
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной и инстанций о том, что вопрос о количестве потребленного коммунального ресурса при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из нормативов потребления, установленных органами местного самоуправления.
Таким образом, действующее законодательство, регулирующее отношения по теплоснабжению жилых домов допускает учет фактического потребления тепловой энергии либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем по нормативам потребления коммунальных ресурсов, установленных для граждан.
На основании изложенного, пункт 4.1 договора снабжения тепловой энергией от 01.01.2009 N 1830 не соответствует требованиям пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 3, абзацу 2 пункта 15, абзацу 2 пункта 7, пункту 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, в связи с чем является недействительным согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации. Соответственно, расчет ЗАО "ПТС", представленный суду и произведенный балансовым методом в соответствии с "Методикой определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения", утвержденного Приказом Госстроя Российской Федерации от 06.05.2000 N 105, согласно которому задолженность за тепловую энергию и теплоноситель в спорный период составляет 403 289 977 руб. 60 коп. правомерно признан необоснованным.
При этом наличие правовых оснований для удовлетворения требования не освобождает заинтересованное лицо от обязанности надлежащим образом доказать заявленное требование по размеру в соответствии с требованиями статьи 65 АПК РФ.
С учетом указанных обстоятельств суды предыдущих инстанций правомерно отказали в удовлетворении исковых требований.
Выводы судов соответствуют сложившейся судебной практике, отраженной в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа по делу N А55-5874/2011, Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2012 N ВАС-10219/12, Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 N ВАС-2380/10.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Таким образом, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется, нарушений норм материального и процессуального права судами не допущено, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 14.06.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2012 по делу N А55-6454/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.Н.АФАНАСЬЕВ
Судьи
Э.Т.СИБГАТУЛЛИН
И.В.АРУКАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 28.01.2013 ПО ДЕЛУ N А55-6454/2012
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2013 г. по делу N А55-6454/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Арукаевой И.В.,
при участии представителей:
истца - Муриновой Д.В. (доверенность от 23.04.2012 N 005),
ответчика - Ярового Д.С. (доверенность от 22.05.2012 б/н), Фишмана А.Л. (доверенность от 22.05.2012 б/н),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Предприятие тепловых сетей", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 14.06.2012 (судья Рысаева С.Г.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2012 (председательствующий судья Серова Е.А., судьи Липкинд Е.Я., Садило Г.М.),
по делу N А55-6454/2012
по иску закрытого акционерного общества "Предприятие тепловых сетей", г. Самара (ИНН 6315530348, ОГРН 1026300955284) к обществу с ограниченной ответственностью "Приволжский производственный жилищно-ремонтный трест", г. Самара (ИНН 6319002652, ОГРН 1036300896103) о взыскании долга по договору на снабжение тепловой энергией,
установил:
закрытое акционерное общество "Предприятие тепловых сетей", г. Самара (далее - ЗАО "ПТС") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Приволжский производственный жилищно-ремонтный трест", г. Самара (далее - ООО "Приволжский ПЖРТ") о взыскании 169 854 322 руб. 90 коп. основного долга по договору от 01.01.2009 N 1830 на снабжение тепловой энергией за период с 01.01.2011 по 31.12.2011.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14.06.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2012, исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, истец обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просил отменить обжалуемые судебные акты.
Ответчик, в представленном отзыве на кассационную жалобу, указал, что считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, доводы, изложенные в кассационной жалобе, несостоятельными.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что взаимоотношения сторон обусловлены договором от 01.01.2009 N 1830 на снабжение тепловой энергией в соответствии с условиями которого "энергоснабжающая организация" (ЗАО "ПТС") подает "абоненту" (ООО "Приволжский ПЖРТ") тепловую энергию в горячей воде и теплоносителе, а "абонент" (ответчик) принимает и оплачивает тепловую энергию и теплоноситель в объеме, в сроки и на условиях настоящего договора.
В соответствии с пунктом 4.1 договора снабжения тепловой энергией от 01.01.2009 N 1830 учет отпускаемой теплоэнергии производится в соответствии с "Методикой определения количества теплоэнергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения", а также "Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя".
Между сторонами 01.03.2009 заключено дополнительное соглашение к договору снабжения тепловой энергией от 01.01.2009 N 1830 в соответствии с условиями которого прекращалась поставка тепловой энергии в жилые дома, расположенные по адресу: г. Самара, Московское шоссе, 314, г. Самара, ул. Аминева, 4.
Дополнительным соглашением от 12.03.2010 действие договора от 01.01.2009 N 1830 продлено до 31.12.2010.
Стороны 26.04.2010 заключили дополнительное соглашение к договору снабжения тепловой энергией от 01.01.2009 N 1830, в соответствии с пунктом 1 которого истец обязуется предоставить информацию о потреблении каждого многоквартирного жилого дома "Абонента":
- - химически очищенной воды или холодной воды (для закрытой схемы), и по тепловой энергией, направленной на нагрев химически очищенной воды или холодной воды (при закрытой схеме) ежеквартально по окончании квартала (по состоянию на 31 марта, 30 июня, 30 сентября, 31 декабря);
- - по отоплению - по окончанию года по состоянию на 31 декабря.
Дополнительным соглашением от 01.07.2010 стороны пришли к соглашению по прекращению поставки тепловой энергии в жилом доме, расположенном по адресу: г. Самара, Московское шоссе, 284.
Между ЗАО "ПТС" и ООО "Приволжский ПЖРТ" 01.01.2011 заключено дополнительное соглашение к договору снабжения тепловой энергией от 01.01.2009 N 1830, в соответствии с условиями которого действие договора было продлено до 31.12.2011. При этом были внесены изменения в пункт 4.2 договора, касающиеся тарифа на 1 Гкал отпускаемой тепловой энергии, в пункте 4.3 была изменена стоимость 1 куб. м химически очищенной воды; в пункте 1.2 был изменен ориентировочный объем тепловой энергии, которые энергоснабжающая организация обязалась поставить абоненту. В остальном договор продолжал действовать в той же редакции.
Дополнительным соглашением от 01.06.2011 стороны прекратили поставку тепловой энергии в жилой дом, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Ново-Садовая, 246.
В соответствии с пунктом 4.5 договора расчеты за тепловую энергию и воду абонент производит платежными поручениями в течение пяти банковских дней с момента получения счета-фактуры, но не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным.
Энергоснабжающая организация вправе предъявить платежные требования на списание в акцептном порядке денежных средств с расчетного счета абонента в погашение задолженности абонента перед энергоснабжающей организацией за поставленную теплоэнергию.
ЗАО "ПТС" предъявило ООО "Приволжский ПЖРТ" к оплате счета-фактуры: от 31.01.2011 N 3400/1 на сумму 69 718 177 руб. 63 коп., от 31.01.2011 N 3518/1 на сумму 47 328 руб. 61 коп., от 28.02.2011 N 6959/1 на сумму 57 693 408 руб. 43 коп., от 28.02.2011 N 7085/1 на сумму 35 637 руб. 06 коп., от 31.03.2011 N 10512/1 на сумму 51 532 963 руб. 99 коп., от 31.03.2011 N 10633/1 на сумму 33 184 руб. 80 коп., от 30.04.2011 N 14086/1 на сумму 38 370 610 руб. 53 коп., от 30.04.2011 N 14217/1 на сумму 48 986 руб. 50 коп., от 31.05.2011 N 17578/1 на сумму 16 290 164 руб. 26 коп., от 31.05.2011 N 17716/1 на сумму 6908 руб. 26 коп., от 30.06.11 N 19527/1 на сумму 12 309 352 руб. 13 коп. от 31.07.2011 N 21384/1 на сумму 9 593 535 руб. 78 коп., от 31.08.2011 N 23229/1 на сумму 4 182 727 руб. 26 коп., от 30.09.2011 N 25049/1 на сумму 12 693 060 руб. 76 коп., от 31.10.2011 N 28516/1 на сумму 26 298 445 руб. 80 коп., от 30.11.2011 N 32139/1 на сумму 50 033 464 руб. 41 коп., от 30.11.2011 N 32282/1 на сумму 34 077 руб. 34 коп., от 31.12.2011 N 35796/1 на сумму 54 332 872 руб. 33 коп., от 31.12.2011 N 35951/1 на сумму 35 071 руб. 72 коп. и выставил платежные требования: от 05.05.2011 N 1830 на сумму 38 370 610 руб. 53 коп., от 05.10.2011 N 1830. на сумму 12 693 060 руб. 76 коп., от 03.11.2011 N 1830 на сумму 26 298 445 руб. 80 коп., от 05.12.2011 N 1830 на сумму 50 033 464 руб. 41 коп., от 05.12.2011 N 1830 на сумму 34 077 руб. 34 коп., от 10.01.2012 N 1830 на сумму 54 332 872 руб. 33 коп., от 10.01.2012 N 1830 на сумму 35 071 руб. 72 коп.
Стоимость услуг рассчитана истцом, исходя тарифов утвержденных приказами от 14.12.2010 N 72 Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 14.04.1995 N 41 "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 07.10.2010 N 244-Э/2 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2011 год". Полагая, что ООО "Приволжский ПЖРТ" за период с 01.01.2011 по 31.12.2011 потреблено 316 527,001 Гкал тепловой энергии, 2 249 304,358 куб. м химически очищенной воды, 13 324,163 куб. м химически очищенной воды при закрытой схеме горячего водоснабжения, ЗАО "Предприятие тепловых сетей" начислено ответчику по договору от 01.01.2009 N 1830 за период с 01.01.2011 по 31.12.2011 всего 403 289 977 руб. 60 коп., поскольку оплачено 233 435 654 руб. 70 коп., истец обратился с иском о взыскании задолженности с ответчика в размере 169 854 322 руб. 90 коп.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суды предыдущих инстанций правомерно руководствовались следующим.
Из материалов дела следует, что ЗАО "ПТС" произвело расчет объема тепловой энергии и теплоносителя балансовым методом согласно пункту 4.1 договора снабжения тепловой энергией от 01.01.2009 N 1830 в соответствии с "Методикой определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения", а также "Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя".
Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 N 1190-ФЗ "О теплоснабжении" местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации. Точки поставки определены в приложения N 1 к договору от 01.01.2009 N 1830, из которого следует, что тепловая энергия поставлялась в многоквартирные жилые дома.
Ответчик приобретает тепловую энергию и теплоноситель для дальнейшего оказания коммунальных услуг в виде отопления и горячего водоснабжения гражданам, проживающим в многоквартирных домах и является в соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 г. N 307 исполнителем коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить указанным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Таким образом, в данной норме имеется прямое указание на приобретение исполнителем коммунальных услуг в лице управляющей организации (товарищества) у ресурсоснабжающей организации горячей воды и тепловой энергии по тарифам, установленным для граждан.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09, определение количества тепловой энергии без учета норматива потребления коммунальных услуг, противоречит Жилищному кодексу Российской Федерации и Правилам N 307. Поэтому вопрос о методе определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться, исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги.
Согласно абзацу 2 пункта 7 Правил N 307 собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил. Действующее нормативное регулирование отношений по теплоснабжению жилых домов, допускает учет фактического потребления тепловой энергии либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем по нормативам потребления коммунальных ресурсов, установленных для граждан.
Из материалов дела следует, что 158 многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика в спорный период отсутствовали общедомовые приборы учета, что предполагает необходимость применения в спорных правоотношениях пункта 19 Правил N 307.
В соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения в соответствии с подпунктами 1, 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам, в которых установлены формулы определения размера платы, предусматривающие определение объемов потребленного коммунального ресурса исходя из нормативов потребления соответствующей коммунальной услуги и общей отапливаемой площади жилого дома (по отоплению) и количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом доме (по горячему водоснабжению).
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной и инстанций о том, что вопрос о количестве потребленного коммунального ресурса при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из нормативов потребления, установленных органами местного самоуправления.
Таким образом, действующее законодательство, регулирующее отношения по теплоснабжению жилых домов допускает учет фактического потребления тепловой энергии либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем по нормативам потребления коммунальных ресурсов, установленных для граждан.
На основании изложенного, пункт 4.1 договора снабжения тепловой энергией от 01.01.2009 N 1830 не соответствует требованиям пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 3, абзацу 2 пункта 15, абзацу 2 пункта 7, пункту 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, в связи с чем является недействительным согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации. Соответственно, расчет ЗАО "ПТС", представленный суду и произведенный балансовым методом в соответствии с "Методикой определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения", утвержденного Приказом Госстроя Российской Федерации от 06.05.2000 N 105, согласно которому задолженность за тепловую энергию и теплоноситель в спорный период составляет 403 289 977 руб. 60 коп. правомерно признан необоснованным.
При этом наличие правовых оснований для удовлетворения требования не освобождает заинтересованное лицо от обязанности надлежащим образом доказать заявленное требование по размеру в соответствии с требованиями статьи 65 АПК РФ.
С учетом указанных обстоятельств суды предыдущих инстанций правомерно отказали в удовлетворении исковых требований.
Выводы судов соответствуют сложившейся судебной практике, отраженной в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа по делу N А55-5874/2011, Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2012 N ВАС-10219/12, Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 N ВАС-2380/10.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Таким образом, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется, нарушений норм материального и процессуального права судами не допущено, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 14.06.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2012 по делу N А55-6454/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.Н.АФАНАСЬЕВ
Судьи
Э.Т.СИБГАТУЛЛИН
И.В.АРУКАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)