Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 21.08.2013 ПО ДЕЛУ N А56-76356/2012

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 августа 2013 г. по делу N А56-76356/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Коробова К.Ю., Судей Казанцевой Р.В. и Кужаровой Н.И., при участии от прокуратуры Ленинградской области Кичаевой О.А. (доверенность от 27.05.2013), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.05.2013 по делу N А56-76356/2012 (судьи Савина Е.В., Воробьева Ю.В., Чуватина Е.В.),

установил:

Открытое акционерное общество "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области" (далее - Общество), место нахождения: Ленинградская обл., Выборгский р-н, г. Выборг, ул. Железнодорожная, 2-4; ОГРН 1054700176464, обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействующим решения Совета депутатов муниципального образования "Приморское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области от 29.10.2012 N 165 "Об отмене решения Совета депутатов муниципального образования "Приморское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области от 30.07.2012 N 154 "Об установлении размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения" (далее - Решение N 165), опубликованного в газете "Выборг", как несоответствующим части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и пунктам 31, 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491).
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Совет депутатов муниципального образования "Приморское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области (далее - Совет депутатов) и прокуратура Ленинградской области (далее - Прокуратура).
Решением суда от 23.05.2013 Решение N 165 признано соответствующим части 7 статьи 156, части 4 статьи 158 ЖК РФ и пункту 31, 34 Правил N 491.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение от 23.05.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Прокуратуры просил решение суда оставить без изменения.
Остальные участники процесса надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства извещены, представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Как следует из материалов дела, 30.07.2012 решением Совета депутатов N 154 установлен размер платы за пользование жилым помещением (плата за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
Выборгский городской прокурор, посчитав решение 30.07.2012 N 154 не соответствующим требованиям действующего законодательства в сфере жилищных правоотношений, внес в Совет протест от 29.10.2012 N 07-20-2012 (далее - Протест), в котором потребовал отменить это решение.
По результатам рассмотрения Протеста Совет принял решение N 165 об отмене решения N 154.
Поскольку решение N 165 представляет собой официальный документ, принятый в установленной законом форме органом местного самоуправления при осуществлении властных полномочий, и устанавливает правовые нормы (правила поведения), адресованные неопределенному кругу лиц, то оно является нормативным правовым актом и подлежит проверке арбитражным судом по правилам, установленным главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Компания, полагая, что решение N 165 не соответствует положениям Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилам N 491, и его принятие повлечет за собой причинение ей убытков в сумме 910 069 руб. 97 коп., обратилась в арбитражный суд с указанным заявлением.
Согласно части 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Суд первой инстанции заявление Компании отклонил, признав решение N 165 соответствующим положениям Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилам N 491.
Кассационная инстанция считает выводы суда правильными.
Согласно статье 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (часть 3). Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7).
Частью 4 статьи 158 ЖК РФ установлено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Из указанных норм следует, что установление и изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений многоквартирного дома осуществляется, прежде всего на основании соответствующего решения общего собрания этих собственников, а в домах, где созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, на основании решения органов управления последних.
Соблюдение данной процедуры направлено на защиту прав и законных интересов таких лиц, а также пресечения со стороны управляющей организации по своему собственному усмотрению изменения платы в одностороннем порядке.
Оплата расходов собственниками помещений в многоквартирном доме регулируется органом местного самоуправления при установлении размера платы за жилое помещение лишь в двух случаях, указанных в части 3 статьи 156 и части 4 статьи 158 ЖК РФ.
При этом согласно пункту 34 Правил N 491 в случае, если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения должен быть соразмерным утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
В силу пункта 36 Правил N 491 в случае, если собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, органом местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 158 ЖК РФ устанавливается размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Установление органом местного самоуправления размера платы за жилое помещение для собственников помещений в многоквартирных домах в иных случаях и в ином порядке законом не предусмотрено.
Как следует из материалов дела, у Совета депутатов, при принятии решения N 154, отсутствовали основания для иного, чем указан в заключенном по результатам конкурса договоре управления многоквартирным домом, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на 2012 год для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
Из текста решения N 154 не следует, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в 2012 году для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, установлен в порядке, предусмотренном пунктом 34 Правил N 491, то есть по результатам открытого конкурса и равен цене договора управления многоквартирным домом.
Из представленных Обществом материалов видно, что Общество осуществляет функции управляющей компании, в частности в отношении домов, расположенных по адресам: г. Приморск, наб. Лебедева, д. 20, д. 21; Выборгское ш., д. 3, 5а; в г.п. Советский, на основании договоров многоквартирными домами от 17.11.2009 N 01714УПР, 01662УПР, от 15.12.2009 N 01807УПР, от 01.01.2009 N 005УПР-А, 006-УПР-А.
Согласно пункту 4.1.1 договоров от 17.11.2009 N 01714УПР, 01662УПР, от 15.12.2009 N 01807УПР размер платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, включающий в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, определен в размере 14 руб. 72 коп. за 1 кв. м общей площади жилых помещений в месяц.
Согласно пункту 4.1.1 договоров от 01.01.2009 N 005-УПР-А, 006-УПР-А размер платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, включающий в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, определен в размере 17 руб. 66 коп. за 1 кв. м общей площади жилых помещений в месяц.
Таким образом, при принятии решения N 154 у Совета отсутствовали основания для установления иного, чем указан в заключенных ранее по результатам конкурса договорах управления многоквартирным домом, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на 2012 год для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.
Исходя из названной нормы Жилищного кодекса Российской Федерации фактическим основанием для установления органом местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения являются результаты голосования полномочного собрания собственников помещений в многоквартирном доме, отраженные в соответствующих протоколах, из которых усматривалось бы, что вопросы установления указанной платы были вынесены на рассмотрение общего собрания, но по ним не были приняты решения.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют результаты голосования общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных в муниципальном образовании "Приморское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение N 154 в полном объеме не соответствовало требованиям действующего законодательства в сфере жилищных правоотношений, а потому Совет депутатов на основании предоставленных ему статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочий, отменил его своим решением N 165.
Ввиду того, что обжалуемое решение принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.05.2013 по делу N А56-76356/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области" - без удовлетворения.

Председательствующий
К.Ю.КОРОБОВ

Судьи
Р.В.КАЗАНЦЕВА
Н.И.КУЖАРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)