Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 6 февраля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2013 года
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Игнашиной Г.Д., судей Дайнеко М.М., Юдиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королевой А.А., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Таймыр" (г. Брянск, ИНН 3255057922, ОГРН 1073255002886)на решение Арбитражного суда Брянской области от 16.11.2012 по делу N А09-7304/2012 (судья - Абалакова Т.К.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Брянск" (г. Брянск, ИНН 3201005558, ОГРН 1023202736402) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Таймыр", третьего лица - комитета государственного регулирования тарифов Брянской области о взыскании 53 466 рублей 90 копеек, при участии от ООО "Газпром межрегионгаз Брянск" Семенко Р.А. (доверенность 25.12.2012), в отсутствие представителя ООО "Управляющая компания "Таймыр" и комитета государственного регулирования тарифов Брянской области, надлежаще уведомленных о времени и месте судебного заседания, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Брянск" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Таймыр" (далее - ответчик, ООО "УК "Таймыр") 53 466 рублей 90 копеек долга за поставленный по договору от 01.08.2010 N 07-521392 газ (т. 1, л.д. 4-5).
В ходе рассмотрения дела 17.10.2012 к участию привлечен в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, комитет государственного регулирования тарифов Брянской области (т. 2, л.д. 102-103).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 16.11.2012 требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ООО "УК "Таймыр" подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда области, поскольку выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы процессуального и материального права. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что природный газ на крышные котельные жилых домов по ул. Медведева, 65/1, ул. Медведева, 65/2, ул. Ульянова, 37Б, где расположены нежилые торгово-офисные помещения, должен подаваться в соответствии с договором от 29.02.2008 N 07-5-20595 по розничным ценам для населения. По мнению апеллянта, судом неправомерно применены нормы постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых помещениях" (далее - Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354), поскольку в спорный период действовали Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307). Заявитель считает, что заключенный договор поставки газа N 07-5-21392 между ООО "УК "Таймыр" и ООО "Газпром межрегионгаз Брянск" противоречит действующему законодательству, в связи с чем правильно производить расчеты за потребленный газ по тарифам, установленным населению для всех собственников помещений (в том числе нежилых).
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 01.08.2010 между истцом - поставщиком и ответчиком - покупателем заключен договор поставки газа N 07-5-21392 (с учетом дополнительного соглашения от 19.11.2010 N 11пр к договору поставки газа N 07-5-21392 от 01.08.2010) (т. 1, л.д. 7-11, 12-13), в соответствии с пунктом 2.1 которого поставщик обязался поставлять газ и обеспечивать его транспортировку силами газораспределительной организации по газопроводам, принадлежащим ГРО, до границ(ы) трубопроводов(а), из которых(ого) отбирает газ покупатель (по каждому конечному потребителю исходя из объемов газа по отдельным точкам подключения) с 01.01.2011 по 31.12.2012, а покупатель - принимать и нести затраты за услуги по транспортировке, снабженческо-сбытовым услугам и оплачивать газ в согласованных объемах - 97, 861 тысяч нормальных метров кубических.
В таблице N 1 указан суточный договорной объем поставки газа в 2011 году, в том числе потребление газа по точкам подключения конечных потребителей к газораспределительным сетям: встроенно-пристроенная котельная жилого дома по адресу: г. Брянск, ул. Ульянова, д. 37-Б; крышная котельная жилого дома по адресу: г. Брянск, ул. Медведева, д. 65/1; крышная котельная жилого дома по адресу: г. Брянск, ул. Медведева, д. 65/2, то есть в домах, где имеются нежилые помещения.
Цену и порядок расчетов по договору стороны согласовали в разделе 5 данного договора (с учетом дополнительного соглашения N 11пр). Пунктом 5.3 договора предусмотрено, что поставщик в срок до 03 числа каждого месяца поставки газа выставляет покупателю счет на сумму стоимости договорного объема месячной поставки газа. Покупатель в срок до 18 числа месяца поставки газа производит первый платеж в размере 35% от общей стоимости планируемой месячной поставки газа. Второй платеж в размере 50% об общей стоимости планируемой месячной поставки газа производится покупателем в срок до последнего числа месяца поставки газа. Окончательный платеж за месяц осуществляется в срок до 25 числа месяца, следующего за месяцем поставки. В разделе 5 договора поставки газа N 07-5-21392 (цена и порядок расчетов за газ) применены оптовые цены на газ.
Ответчику был поставлен газ в соответствии с условиями названного выше договора, выставлены счета-фактуры (л.д. 14-24, т. 1). ООО "Управляющая компания "Таймыр" своевременно и в полном объеме не произвело оплату полученного газа. В результате за период 01.09.2011 по 31.05.2012 у него перед истцом возникла задолженность в сумме 53 466 рублей 90 копеек.
Поскольку в добровольном порядке ответчик долг не уплатил, истец обратился в Арбитражный суд Брянской области с требованием о взыскании суммы задолженности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 307, 309, 548, 506, 516 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 "Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации", Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, на основании чего пришел к выводу о том, что поставка газа в нежилые торгово-офисные помещения, расположенные в многоквартирных жилых домах в городе Брянске по ул. Медведева, д. 65/1, ул. Медведева, д. 65/2, ул. Ульянова, д. 37 "Б", правомерно осуществлялась по договору от 01.08.2010 N 07-521392 с учетом дополнительного к нему соглашения (т. 1, л.д. 7-13) по цене для иной категории потребителей, кроме населения (по оптовой цене). Сумму задолженности истец подтвердил соответствующими доказательствами (счетами-фактурами, актами приема передачи газа, платежными поручениями).
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В пункте 5 постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 "Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации" установлено, что поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов. Договор поставки газа должен соответствовать требованиям параграфа 3 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Статьей 516 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки.
В силу пунктов 12, 29, 30 постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 "Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации" поставщик обязан поставлять, а покупатель отбирать газ в количестве, определенном в договоре поставки газа. Цены на газ и тарифы на его транспортировку указываются в соответствующих договорах в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года N 1021 (далее - Основные положения N 1021), государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат оптовые цены на газ, установленные для реализации конечным потребителям, использующим газ в качестве топлива и (или) сырья, или организациям для дальнейшей продажи конечным потребителям; а также розничные цены на газ, реализуемый населению для удовлетворения личных потребностей. При этом государственное регулирование оптовых цен на газ осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов). Розничные цены на газ, реализуемый населению, регулируются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, определяют исчерпывающий перечень потребителей, относящихся к категории "население". В указанном перечне отсутствуют потребители - исполнители, приобретающие газ, для его использования в крышных котельных для производства тепловой энергии в целях удовлетворения нужд нежилых помещений, используемых для осуществления предпринимательской деятельности и расположенных в многоквартирном жилом доме.
Из приведенных выше норм следует, что применение цен на газ, используемый покупателем для производства тепловой энергии, дифференцируется в зависимости от цели его (газа) использования: газ, используемый для эксплуатации автономной (как крышной, так и иной) котельной для отопления и горячего водоснабжения населения, проживающего в многоквартирном жилом доме, в целях удовлетворения бытовых нужд жильцов многоквартирных домов, подлежит оплате по розничным ценам, установленным на газ, реализуемый населению; газ, используемый для приготовления тепловой энергии в системах центрального отопления, а равно газ, использованный для приготовления тепловой энергии, используемой на иные, нежели оказание коммунальных услуг населению по отоплению и горячему водоснабжению, цели подлежит оплате по оптовым ценам.
Как установлено судом первой инстанции, между ООО "Управляющая компания "Таймыр" и ООО "Газпром межрегионгаз Брянск" заключено два договора: договор на поставку газа от 29.02.2008 N 07-5-20595 и договор от 01.08.2010 N 07-5-21392, согласно которым природный газ поставлялся на "крышные" котельные жилых домов в городе Брянске по ул. Медведева, д. 65/1, ул. Медведева, д. 65/2, ул. Ульянова, д. 37 "Б", пр. Московскому, 87. По договору на поставку газа от 29.02.2008 N 07-5-20595 истец осуществлял поставку газа в жилые помещения по розничным ценам, установленным для оказания услуг населению, а по договору от 01.08.2010 N 07-5-21392 ? в нежилые торгово-офисные помещения, расположенные в указанных многоквартирных жилых домах, по оптовым ценам.
Управляющая компания в жалобе ссылается на то, что поставка тепловой энергии в торгово-офисные помещения, расположенные в многоквартирных жилых домах, должна осуществляться по розничным ценам в соответствии с пунктами 15, 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила). Суд области правильно отклонил названный довод ответчика, поскольку Правила не могут быть применены к отношениям поставки газа в нежилые торгово-офисные помещения. Согласно пункту 3 Правил под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг, в частности, по отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Как указывалось выше, применение цен на газ дифференцируется в зависимости от цели его использования. Следовательно, вырабатываемая тепловая энергия, которая поступает в нежилые торгово-офисные помещения, не является коммунальной услугой и не может быть оплачена по розничным ценам. В спорном случае должны применяться цены на газ, установленные Федеральной службой по тарифам приказом от 10.12.2010 N 3 412 "Об оптовых ценах на газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации (кроме населения).
Как видно из представленного истцом расчета, задолженность образовалась по двум домам (ул. Медведева, д. 65/1, ул. Медведева, д. 65/2). В указанных домах отсутствует раздельный учет поставляемого газа в жилые и нежилые торгово-офисные помещения. Расчет количества поставляемого газа в жилые и нежилые помещения в таком случае должен производиться пропорционально занимаемым площадям.
Из материалов дела видно, что потребителем газа ООО "Управляющая компания "Таймыр" за период с 01.09.2011 по 31.08.2012 в сентябре 2011 года потреблено энергии на сумму 6927 рублей 12 копеек (оплачено не было), в октябре 2011 года - на сумму 47 604 рубля 43 копейки (оплачено 41 245 рублей 40 копеек), в ноябре 2011 года - на сумму 42 421 рубль 27 копеек (оплачено 36 448 рублей), в декабре 2011 года на сумму 38307 рублей 07 копеек (оплачено - 32 401 рубль 44 копейки), в январе 2012 года - на сумму 57 183 рублей 24 копейки (оплачено - 50 637 рублей 53 копейки), в феврале 2012 года - на сумму 71 442 рубля 84 копейки (оплачено - 61 675 рублей 98 копеек), в марте 2012 года - на сумму 42 561 рубль 71 копейку (оплачено - 35 733 рубля 24 копейки), в апреле 2012 года - на сумму 31 244 рубля 64 копейки (оплачено - 26 278 рублей 76 копеек), в мае 2012 года - на сумму 856 рублей 23 копейки (оплачено - 661 рубль 30 копеек). Из чего следует, что задолженность ООО "Управляющая компания "Таймыр" перед ООО "Газпром межрегионгаз Брянск" составляет 53 466 рубля 90 копеек. Расчет задолженности подтвержден актами приема передачи газа, подписанными обеими сторонами (от 30.09.2011 N 367/09, от 31.10.2011 N 670/10, от 30.11.2011 N 729/11, от 31.12.2011 N 747/12, от 31.01.2012 N 796/01, от 29.02.2012 N 817, от 31.03.2012 N 820/03, от 30.04.2012 N 790/04, от 31.05.2012 N 362/05), где отражен фактический объем принятого за месяц газа уже с учетом площади нежилых торгово-офисных помещений.
Ссылка апеллянта на невозможность заключения двух договоров на одну и ту же услугу отклоняется, поскольку из вышеизложенных обстоятельств дела видно, что по договору на поставку газа от 29 февраля 2008 года N 07-5-20595 истец осуществлял поставку газа в жилые помещения по розничным ценам, установленным для оказания коммунальных услуг населению, а по договору от 01 августа 2010 N 07-5-21392 ? в нежилые торгово-офисные помещения, расположенные в указанных многоквартирных жилых домах, по оптовым ценам. Использование газа по названным договорам имеет различные цели, следовательно, одной и той же услугой не является.
Довод подателя жалобы о том, что между сторонами действуют договоры поставки газа от 01.07.2011 N 07-5-9038, N 07-5-9039, N 07-5-9040, суд отклоняет как не нашедший своего подтверждения. Указанные договоры были отозваны ООО "Газпром межрегионгаз Брянск" письмом от 15.07.2011 исх. N 05-10/2825 и не исполнялись, что подтверждается актами приема-передачи газа за спорный период, в которых имеется ссылка на договор N 07-5-21392.
Ссылка заявителя на необоснованное применение судом первой инстанции пункта 54 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, которое не действовало в спорный период, во внимание не принимается, поскольку это не повлияло на правомерность выводов суда области по существу спора.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено. При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 16 ноября 2012 по делу N А09-7304/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Г.Д.ИГНАШИНА
Судьи
М.М.ДАЙНЕКО
Л.А.ЮДИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.02.2013 ПО ДЕЛУ N А09-7304/2012
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 февраля 2013 г. по делу N А09-7304/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 6 февраля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2013 года
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Игнашиной Г.Д., судей Дайнеко М.М., Юдиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королевой А.А., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Таймыр" (г. Брянск, ИНН 3255057922, ОГРН 1073255002886)на решение Арбитражного суда Брянской области от 16.11.2012 по делу N А09-7304/2012 (судья - Абалакова Т.К.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Брянск" (г. Брянск, ИНН 3201005558, ОГРН 1023202736402) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Таймыр", третьего лица - комитета государственного регулирования тарифов Брянской области о взыскании 53 466 рублей 90 копеек, при участии от ООО "Газпром межрегионгаз Брянск" Семенко Р.А. (доверенность 25.12.2012), в отсутствие представителя ООО "Управляющая компания "Таймыр" и комитета государственного регулирования тарифов Брянской области, надлежаще уведомленных о времени и месте судебного заседания, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Брянск" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Таймыр" (далее - ответчик, ООО "УК "Таймыр") 53 466 рублей 90 копеек долга за поставленный по договору от 01.08.2010 N 07-521392 газ (т. 1, л.д. 4-5).
В ходе рассмотрения дела 17.10.2012 к участию привлечен в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, комитет государственного регулирования тарифов Брянской области (т. 2, л.д. 102-103).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 16.11.2012 требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ООО "УК "Таймыр" подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда области, поскольку выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы процессуального и материального права. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что природный газ на крышные котельные жилых домов по ул. Медведева, 65/1, ул. Медведева, 65/2, ул. Ульянова, 37Б, где расположены нежилые торгово-офисные помещения, должен подаваться в соответствии с договором от 29.02.2008 N 07-5-20595 по розничным ценам для населения. По мнению апеллянта, судом неправомерно применены нормы постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых помещениях" (далее - Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354), поскольку в спорный период действовали Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307). Заявитель считает, что заключенный договор поставки газа N 07-5-21392 между ООО "УК "Таймыр" и ООО "Газпром межрегионгаз Брянск" противоречит действующему законодательству, в связи с чем правильно производить расчеты за потребленный газ по тарифам, установленным населению для всех собственников помещений (в том числе нежилых).
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 01.08.2010 между истцом - поставщиком и ответчиком - покупателем заключен договор поставки газа N 07-5-21392 (с учетом дополнительного соглашения от 19.11.2010 N 11пр к договору поставки газа N 07-5-21392 от 01.08.2010) (т. 1, л.д. 7-11, 12-13), в соответствии с пунктом 2.1 которого поставщик обязался поставлять газ и обеспечивать его транспортировку силами газораспределительной организации по газопроводам, принадлежащим ГРО, до границ(ы) трубопроводов(а), из которых(ого) отбирает газ покупатель (по каждому конечному потребителю исходя из объемов газа по отдельным точкам подключения) с 01.01.2011 по 31.12.2012, а покупатель - принимать и нести затраты за услуги по транспортировке, снабженческо-сбытовым услугам и оплачивать газ в согласованных объемах - 97, 861 тысяч нормальных метров кубических.
В таблице N 1 указан суточный договорной объем поставки газа в 2011 году, в том числе потребление газа по точкам подключения конечных потребителей к газораспределительным сетям: встроенно-пристроенная котельная жилого дома по адресу: г. Брянск, ул. Ульянова, д. 37-Б; крышная котельная жилого дома по адресу: г. Брянск, ул. Медведева, д. 65/1; крышная котельная жилого дома по адресу: г. Брянск, ул. Медведева, д. 65/2, то есть в домах, где имеются нежилые помещения.
Цену и порядок расчетов по договору стороны согласовали в разделе 5 данного договора (с учетом дополнительного соглашения N 11пр). Пунктом 5.3 договора предусмотрено, что поставщик в срок до 03 числа каждого месяца поставки газа выставляет покупателю счет на сумму стоимости договорного объема месячной поставки газа. Покупатель в срок до 18 числа месяца поставки газа производит первый платеж в размере 35% от общей стоимости планируемой месячной поставки газа. Второй платеж в размере 50% об общей стоимости планируемой месячной поставки газа производится покупателем в срок до последнего числа месяца поставки газа. Окончательный платеж за месяц осуществляется в срок до 25 числа месяца, следующего за месяцем поставки. В разделе 5 договора поставки газа N 07-5-21392 (цена и порядок расчетов за газ) применены оптовые цены на газ.
Ответчику был поставлен газ в соответствии с условиями названного выше договора, выставлены счета-фактуры (л.д. 14-24, т. 1). ООО "Управляющая компания "Таймыр" своевременно и в полном объеме не произвело оплату полученного газа. В результате за период 01.09.2011 по 31.05.2012 у него перед истцом возникла задолженность в сумме 53 466 рублей 90 копеек.
Поскольку в добровольном порядке ответчик долг не уплатил, истец обратился в Арбитражный суд Брянской области с требованием о взыскании суммы задолженности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 307, 309, 548, 506, 516 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 "Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации", Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, на основании чего пришел к выводу о том, что поставка газа в нежилые торгово-офисные помещения, расположенные в многоквартирных жилых домах в городе Брянске по ул. Медведева, д. 65/1, ул. Медведева, д. 65/2, ул. Ульянова, д. 37 "Б", правомерно осуществлялась по договору от 01.08.2010 N 07-521392 с учетом дополнительного к нему соглашения (т. 1, л.д. 7-13) по цене для иной категории потребителей, кроме населения (по оптовой цене). Сумму задолженности истец подтвердил соответствующими доказательствами (счетами-фактурами, актами приема передачи газа, платежными поручениями).
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В пункте 5 постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 "Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации" установлено, что поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов. Договор поставки газа должен соответствовать требованиям параграфа 3 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Статьей 516 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки.
В силу пунктов 12, 29, 30 постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 "Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации" поставщик обязан поставлять, а покупатель отбирать газ в количестве, определенном в договоре поставки газа. Цены на газ и тарифы на его транспортировку указываются в соответствующих договорах в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года N 1021 (далее - Основные положения N 1021), государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат оптовые цены на газ, установленные для реализации конечным потребителям, использующим газ в качестве топлива и (или) сырья, или организациям для дальнейшей продажи конечным потребителям; а также розничные цены на газ, реализуемый населению для удовлетворения личных потребностей. При этом государственное регулирование оптовых цен на газ осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов). Розничные цены на газ, реализуемый населению, регулируются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, определяют исчерпывающий перечень потребителей, относящихся к категории "население". В указанном перечне отсутствуют потребители - исполнители, приобретающие газ, для его использования в крышных котельных для производства тепловой энергии в целях удовлетворения нужд нежилых помещений, используемых для осуществления предпринимательской деятельности и расположенных в многоквартирном жилом доме.
Из приведенных выше норм следует, что применение цен на газ, используемый покупателем для производства тепловой энергии, дифференцируется в зависимости от цели его (газа) использования: газ, используемый для эксплуатации автономной (как крышной, так и иной) котельной для отопления и горячего водоснабжения населения, проживающего в многоквартирном жилом доме, в целях удовлетворения бытовых нужд жильцов многоквартирных домов, подлежит оплате по розничным ценам, установленным на газ, реализуемый населению; газ, используемый для приготовления тепловой энергии в системах центрального отопления, а равно газ, использованный для приготовления тепловой энергии, используемой на иные, нежели оказание коммунальных услуг населению по отоплению и горячему водоснабжению, цели подлежит оплате по оптовым ценам.
Как установлено судом первой инстанции, между ООО "Управляющая компания "Таймыр" и ООО "Газпром межрегионгаз Брянск" заключено два договора: договор на поставку газа от 29.02.2008 N 07-5-20595 и договор от 01.08.2010 N 07-5-21392, согласно которым природный газ поставлялся на "крышные" котельные жилых домов в городе Брянске по ул. Медведева, д. 65/1, ул. Медведева, д. 65/2, ул. Ульянова, д. 37 "Б", пр. Московскому, 87. По договору на поставку газа от 29.02.2008 N 07-5-20595 истец осуществлял поставку газа в жилые помещения по розничным ценам, установленным для оказания услуг населению, а по договору от 01.08.2010 N 07-5-21392 ? в нежилые торгово-офисные помещения, расположенные в указанных многоквартирных жилых домах, по оптовым ценам.
Управляющая компания в жалобе ссылается на то, что поставка тепловой энергии в торгово-офисные помещения, расположенные в многоквартирных жилых домах, должна осуществляться по розничным ценам в соответствии с пунктами 15, 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила). Суд области правильно отклонил названный довод ответчика, поскольку Правила не могут быть применены к отношениям поставки газа в нежилые торгово-офисные помещения. Согласно пункту 3 Правил под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг, в частности, по отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Как указывалось выше, применение цен на газ дифференцируется в зависимости от цели его использования. Следовательно, вырабатываемая тепловая энергия, которая поступает в нежилые торгово-офисные помещения, не является коммунальной услугой и не может быть оплачена по розничным ценам. В спорном случае должны применяться цены на газ, установленные Федеральной службой по тарифам приказом от 10.12.2010 N 3 412 "Об оптовых ценах на газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации (кроме населения).
Как видно из представленного истцом расчета, задолженность образовалась по двум домам (ул. Медведева, д. 65/1, ул. Медведева, д. 65/2). В указанных домах отсутствует раздельный учет поставляемого газа в жилые и нежилые торгово-офисные помещения. Расчет количества поставляемого газа в жилые и нежилые помещения в таком случае должен производиться пропорционально занимаемым площадям.
Из материалов дела видно, что потребителем газа ООО "Управляющая компания "Таймыр" за период с 01.09.2011 по 31.08.2012 в сентябре 2011 года потреблено энергии на сумму 6927 рублей 12 копеек (оплачено не было), в октябре 2011 года - на сумму 47 604 рубля 43 копейки (оплачено 41 245 рублей 40 копеек), в ноябре 2011 года - на сумму 42 421 рубль 27 копеек (оплачено 36 448 рублей), в декабре 2011 года на сумму 38307 рублей 07 копеек (оплачено - 32 401 рубль 44 копейки), в январе 2012 года - на сумму 57 183 рублей 24 копейки (оплачено - 50 637 рублей 53 копейки), в феврале 2012 года - на сумму 71 442 рубля 84 копейки (оплачено - 61 675 рублей 98 копеек), в марте 2012 года - на сумму 42 561 рубль 71 копейку (оплачено - 35 733 рубля 24 копейки), в апреле 2012 года - на сумму 31 244 рубля 64 копейки (оплачено - 26 278 рублей 76 копеек), в мае 2012 года - на сумму 856 рублей 23 копейки (оплачено - 661 рубль 30 копеек). Из чего следует, что задолженность ООО "Управляющая компания "Таймыр" перед ООО "Газпром межрегионгаз Брянск" составляет 53 466 рубля 90 копеек. Расчет задолженности подтвержден актами приема передачи газа, подписанными обеими сторонами (от 30.09.2011 N 367/09, от 31.10.2011 N 670/10, от 30.11.2011 N 729/11, от 31.12.2011 N 747/12, от 31.01.2012 N 796/01, от 29.02.2012 N 817, от 31.03.2012 N 820/03, от 30.04.2012 N 790/04, от 31.05.2012 N 362/05), где отражен фактический объем принятого за месяц газа уже с учетом площади нежилых торгово-офисных помещений.
Ссылка апеллянта на невозможность заключения двух договоров на одну и ту же услугу отклоняется, поскольку из вышеизложенных обстоятельств дела видно, что по договору на поставку газа от 29 февраля 2008 года N 07-5-20595 истец осуществлял поставку газа в жилые помещения по розничным ценам, установленным для оказания коммунальных услуг населению, а по договору от 01 августа 2010 N 07-5-21392 ? в нежилые торгово-офисные помещения, расположенные в указанных многоквартирных жилых домах, по оптовым ценам. Использование газа по названным договорам имеет различные цели, следовательно, одной и той же услугой не является.
Довод подателя жалобы о том, что между сторонами действуют договоры поставки газа от 01.07.2011 N 07-5-9038, N 07-5-9039, N 07-5-9040, суд отклоняет как не нашедший своего подтверждения. Указанные договоры были отозваны ООО "Газпром межрегионгаз Брянск" письмом от 15.07.2011 исх. N 05-10/2825 и не исполнялись, что подтверждается актами приема-передачи газа за спорный период, в которых имеется ссылка на договор N 07-5-21392.
Ссылка заявителя на необоснованное применение судом первой инстанции пункта 54 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, которое не действовало в спорный период, во внимание не принимается, поскольку это не повлияло на правомерность выводов суда области по существу спора.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено. При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 16 ноября 2012 по делу N А09-7304/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Г.Д.ИГНАШИНА
Судьи
М.М.ДАЙНЕКО
Л.А.ЮДИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)