Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "21" августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "27" августа 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белан Н.Н.,
судей: Бутиной И.Н., Магда О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Грищенко Ю.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Мэрии города Кызыла
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "09" апреля 2013 года по делу N А69-2705/2012, принятое судьей Чамзы-Ооржак А.Х.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилсервис" (далее - ООО УК "Жилсервис", ОГРН 1081701000248, ИНН 1701042995) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Мэрии города Кызыла (ОГРН 1021700517123, ИНН 1701009765) об обязании Мэрии г. Кызыла безвозмездно предоставить техническую документацию на законченный строительный объект 139 многоквартирный жилой дом по ул. Дружбы 1/2 в г. Кызыле, в частности: принципиальные схемы подключения выводов источника тепла; проекты на узлы учета, согласованные с Госэнергонадзором; паспорта на приборы узла учета; документы о проверке приборов узла учета с действующим клеймом госповерителя; схемы узлов учета, согласованные с Госстандартом; акт о соответствии монтажа требованиям Правил измерения расходов газов и жидкостей сужающими устройствами РД 50-213-80; смонтированный и проверенный на работоспособность узел учета тепловой энергии и теплоносителя, включая приборы, регистрирующие параметры теплоносителя в месячный срок с момента вступления в силу решения суда.
Определением Арбитражного суда Республики Тыва от 17 января 2013 года по ходатайству истца в порядке пункта 5 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве соответчика привлечено государственное бюджетное учреждение Республики Тыва "Управление капитального строительства" (далее - ГБУ РТ "УКС", ОГРН 1031700509257, ИНН 1701034970).
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 09 апреля 2013 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным решением, Мэрия г. Кызыла обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения иска к Мэрии г. Кызыла. В апелляционной жалобе заявитель указывает следующее:
- - часть 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации не распространяется на спорные отношения и применена судом первой инстанции неправильно, поскольку указанная норма регулирует отношения по вопросам передачи жилого дома от одной управляющей организации к другой, а Мэрия такой управляющей организацией не является;
- - судом дано неверное толкование пункта 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491;
- - пунктом 4.18 СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения", утвержденных постановлением Госстроя СССР от 21.04.1987 с изменениями от 18.11.1987, предусмотрено, что техническая и иная необходимая для эксплуатации дома документация, представляемая подрядчиком и заказчиком в государственные приемочные комиссии после приемки объекта должна храниться у эксплуатационной организации;
- - в соответствии с пунктами 3.5 и 4.17 СНиП 03.01.2004-87 техническая документация является принадлежностью вновь созданного объекта недвижимости и в случае поступления объекта новому собственнику подлежит передаче непосредственно собственнику или уполномоченному им лицу, в частности, управляющей компании - ООО УК "Жилсервис";
- - поскольку Мэрия г. Кызыла не является застройщиком спорного дома, техническая документация у нее отсутствует, то возложение на Мэрию обязанности по передаче документации является неисполнимым.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства:
Актом государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 23.04.2010, составленным с участием представителей, в том числе, ГБУ РТ "УКС", Мэрии г. Кызыла, ООО УК "Жилсервис", принят в эксплуатацию предъявленный к приемке 139 квартирный жилой дом, восточной части г. Кызыла, блоки N 3, 4 (т. 1, л.д. 49-51).
Актом государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 26.04.2010, составленным с участием представителей, в том числе, ГБУ РТ "УКС", Мэрии г. Кызыла, ООО УК "Жилсервис", принят в эксплуатацию предъявленный к приемке 139 квартирный жилой дом, восточной части г. Кызыла блок N 2 (т. 1, л.д. 46-48).
На основании распоряжения и.о. министра Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 06.07.2010 N 400-р из права оперативного управления ГУ РТ "УКС" по акту приема-передачи приняты квартиры 4, 5, 7, 8, 10, 11, 13, 14, 15, 17, 18, 20, 21, 23, 24, 26, 27, 29, 30, 33, 34, 37, 38, 41 - 69 законченного строительством объекта "114-квартирный жилой дом в г. Кызыл" (3, 4 блок), расположенные по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Дружбы, дом 1/2 (т. 1, л.д. 94-95).
На основании распоряжения министра Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 17.09.2010 N 536-р из права оперативного управления ГБУ РТ "УКС" по акту приема-передачи приняты квартиры NN 70-109 законченного строительством объекта "114-квартирный жилой дом в г. Кызыл" (2 блок), расположенные по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Дружбы, дом 1/2 (т. 1, л.д. 96-97).
Распоряжением министра Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 08.12.2010 N 741-р квартиры NN 4, 5, 7, 8, 10, 11, 13, 14, 15, 17, 18, 20, 21, 23, 24, 26, 27, 29, 30, 33, 34, 37, 38, с 41 по 109, расположенные в жилом доме по адресу г. Кызыл, ул. Дружбы, дом 1/2, безвозмездно переданы в муниципальную собственность городского округа "город Кызыл Республики Тыва" (т. 1, л.д. 75).
На основании распоряжения Департамента земельных и имущественных отношений Мэрии города Кызыла от 12.11.2011 N 2 вышеуказанные квартиры включены в реестр муниципального жилищного фонда городского округа "город Кызыл Республики Тыва".
Постановлением Мэра города Кызыла от 18.02.2011 N 225 "О временном техническом обслуживании многоквартирного жилого дома N 1/2 по ул. Дружбы" законченный строительством 139-квартирный жилой дом N 1/2 по ул. Дружбы, до выбора способа управления многоквартирным домом, передан на временное техническое обслуживание в Управляющую компанию ООО УК "Жилсервис".
18.02.2011 между Департаментом городского хозяйства Мэрии города Кызыла и ООО УК "Жилсервис" заключен договор по временному техническому обслуживанию, санитарному содержанию 139-квартирного жилого дома N 1/2 по ул. Дружбы и придомовой территории от 18.02.2011 N 1 (т. 1, л.д. 15-21). Срок действия договора установлен до проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации (пункт 7.2 договора).
Между сторонами подписан акт приема-передачи от 18.02.2011, которым Департамент городского хозяйства Мэрии города Кызыла (собственник) передал, а ООО УК "Жилсервис" (Управляющая компания) принял законченный строительством 139-квартирный жилой дом N 1/2 по ул. Дружбы.
17.05.2011 состоялось общее собрание собственников помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. Дружбы N 1/2 в форме заочного голосования, на котором приняты решения о выборе в качестве управляющей организации для управления домом ООО УК "Жилсервис" и утверждении условий договора управления многоквартирным домом (т. 1, л.д. 80).
Письмом от 07.10.2011 ООО УК "Жилсервис" сообщило Департаменту городского хозяйства Мэрии города Кызыла о том, что управляющей компании не передана документация по установленным приборам учета по тепловой энергии, электрическим сетям.
Отсутствие у управляющей компании технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным жилым домом N 1/2 по ул. Дружбы г. Кызыла, послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Управление многоквартирным домом управляющей организацией - это один из возможных способов управления, выбираемый собственниками жилых помещений (часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Исходя из пункта 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, в ведении управляющей организации должны находиться техническая документация на многоквартирный дом, а также иные связанные с управлением таким домом документы.
Как следует из материалов дела, предметом настоящего иска является требование управляющей организации к Мэрии г. Кызыла как органу местного самоуправления и застройщику ГБУ РТ "УКС" о передаче технической документации на 139-квартирный жилой дом N 1/2 по ул. Дружбы.
Удовлетворяя иск к ГБУ РТ "УКС", суд первой инстанции исходил из того, что оно является правопреемником ГБУ РТ "Управление капитального строительства", выступавшего заказчиком строительства спорного дома, и в силу положений пунктов 3.4, 3.5, 4.17, 4.18 СНиП 03.01.2004-87 оно обязано хранить исполнительную и иную документацию после приемки объекта в эксплуатацию.
Признавая обоснованными исковые требования к Мэрии г. Кызыла, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность Мэрии г. Кызыла по передаче технической документации возникла на основании пункта 3.2.1 договора на временное техническое обслуживание и санитарное содержание спорного дома от 18.02.2011 N 1, заключенного между Департаментом городского хозяйства Мэрии г. Кызыла и истцом.
Между тем, выводы суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований к Мэрии г. Кызыла нельзя признать обоснованными в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела, спорный жилой дом введен в эксплуатацию на основании актов государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 23.04.2010, от 26.04.2010. Заказчиком (застройщиком) 139-го квартирного жилого дома N 1/2 по ул. Дружбы выступало ГБУ РТ "УКС".
Согласно части 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в течение десяти рабочих дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления данным домом.
До заключения договора управления многоквартирным домом между застройщиком и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, проведенного в соответствии с частью 13 настоящей статьи, управление многоквартирным домом осуществляется застройщиком при условии его соответствия стандартам и правилам деятельности по управлению многоквартирными домами, установленным в соответствии с настоящей статьей Правительством Российской Федерации, или управляющей организацией, с которой застройщиком заключен договор управления многоквартирным домом, который заключается не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома (часть 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений пунктов 3.4, 3.5, 4.17, 4.18 СНиП 03.01.2004-87, исполнительная и иная документация, перечисленная в пункте 3.5 и 4.17, после приемки объекта в эксплуатацию должна храниться у заказчика (застройщика); при наличии единого заказчика (застройщика) - у соответствующих эксплуатационных организаций.
Детальный перечень проектно-сметной и исполнительной документации определен в пунктах 3.4, 3.5, 4.17, 4.18 СНиП 03.01.2004-87.
Так, в соответствии с требованиями пункта 3.5 СНиП 3.01.04-87 генеральный подрядчик представляет рабочим комиссиям следующую документацию:
а) перечень организаций, участвовавших в производстве строительно-монтажных работ, с указанием видов выполненных ими работ и фамилий инженерно-технических работников, непосредственно ответственных за выполнение этих работ;
б) комплект рабочих чертежей на строительство предъявляемого к приемке объекта, разработанных проектными организациями, с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам или внесенным в них изменениям, сделанными лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ. Указанный комплект рабочих чертежей является исполнительной документацией;
в) сертификаты, технические паспорта или другие документы, удостоверяющие качество материалов, конструкций и деталей, примененных при производстве строительно-монтажных работ;
г) акты об освидетельствовании скрытых работ и акты о промежуточной приемке отдельных ответственных конструкций (опор и пролетных строений мостов, арок, сводов, подпорных стен, несущих металлических и сборных железобетонных конструкций);
д) акты об индивидуальных испытаниях смонтированного оборудования; акты об испытаниях технологических трубопроводов, внутренних систем холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения, отопления и вентиляции, наружных сетей водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения и дренажных устройств; акты о выполнении уплотнения (герметизации) вводов и выпусков инженерных коммуникаций в местах прохода их через подземную часть наружных стен зданий в соответствии с проектом (рабочим проектом);
е) акты об испытаниях внутренних и наружных электроустановок и электросетей;
ж) акты об испытаниях устройств телефонизации, радиофикации, телевидения, сигнализации и автоматизации;
з) акты об испытаниях устройств, обеспечивающих взрывобезопасность, пожаробезопасность и молниезащиту;
и) акты об испытаниях прочности сцепления в кладке несущих стен каменных зданий, расположенных в сейсмических районах;
к) журналы производства работ и авторского надзора проектных организаций, материалы обследований и проверок в процессе строительства органами государственного и другого надзора.
Таким образом, в силу вышеуказанных правовых норм техническая и иная документация на построенный 139-квартирный жилой дом N 1/2 по ул. Дружбы должна храниться у ГБУ РТ "Управление капитального строительства" как у лица, являющегося заказчиком (застройщиком) указанного дома, до проведения органом местного самоуправления в порядке части 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления данным домом либо выбора собственниками квартир многоквартирного дома способа управления.
Как следует из материалов дела, Департаментом городского хозяйства Мэрии г. Кызыла с истцом заключен договор по временному техническому обслуживанию и санитарному содержанию спорного дома от 18.02.2011 N 1 на срок до проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации.
17.05.2011 состоялось общее собрание собственников помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. Дружбы N 1/2 в форме заочного голосования, на котором приняты решения о выборе в качестве управляющей организации для управления домом ООО УК "Жилсервис" и утверждении условий договора управления многоквартирным домом (т. 1, л.д. 80).
Учитывая, что выбор способа управления многоквартирным домом в силу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесен к компетенции общего собрания собственников помещений в жилом многоквартирном доме; обязанность органа местного самоуправления по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации существует до принятия собственниками решения о способе управления; избрав на общем собрании управляющей организацией ООО УК "Жилсервис", собственники помещений реализовали свое право выбора способа управления, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что договор от 18.02.2011 N 1, заключенный между Департаментом городского хозяйства Мэрии г. Кызыла и истцом, прекратил свое действие с даты выбора собственниками истца в качестве управляющей компании (17.05.2011). Таким образом, на момент рассмотрения спора договорные отношения между Департаментом городского хозяйства Мэрии г. Кызыла и истцом отсутствовали.
Доказательства того, что при передаче ГБУ РТ "УКС" в муниципальную собственность квартир, находящихся в спорном доме, была передана спорная техническая документация, в материалах дела отсутствуют.
При этом пункт 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающий обязанность предыдущей управляющей организации при выборе собственниками помещений жилого многоквартирного дома новой управляющей организации передать техническую документацию вновь избранной управляющей компании, к отношениям между Мэрией г. Кызыла и ГБУ РТ "УКС" применению не подлежит, поскольку ответчики не являются управляющими организациями.
Таким образом, в данной конкретной ситуации лицом, обязанным передать истцу техническую документацию, является ГУ РТ "УКС". Оснований для удовлетворения исковых требований к Мэрии г. Кызыла о передаче технической документации не имеется.
Как следует из материалов дела, истцом заявлено требование об обязании ответчиков передать следующую техническую документацию и иную документацию:
- - принципиальные схемы подключения выводов источника тепла;
- - проекты на узлы учета, согласованные с Госэнергонадзором;
- - паспорта на приборы узла учета;
- - документы о проверке приборов узла учета с действующим клеймом госповерителя;
- - схемы узлов учета, согласованные с Госстандартом;
- - акт о соответствии монтажа требованиям Правил измерения расходов газов и жидкостей сужающими устройствами РД 50-213-80;
- - смонтированный и проверенный на работоспособность узел учета тепловой энергии и теплоносителя, включая приборы, регистрирующие параметры теплоносителя.
Перечень технической документации на многоквартирный дом установлен в пунктах 24, 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491). Так, техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
б) документы (акты) о приемке результатов работ;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
В состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются:
а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
В соответствии с разделом 1 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" к технической документация жилых домов относятся:
- план участка в масштабе 1:1000-1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем;
- проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом;
- акты приемки жилых домов от строительных организаций;
- акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику;
- схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения);
- паспорта котельного хозяйства, котловые книги;
- паспорта лифтового хозяйства;
- паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок;
- исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление).
- сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт;
- акты технических осмотров;
- журналы заявок жителей;
- протоколы измерения сопротивления электросетей;
- протоколы измерения вентиляции.
При оценке перечня истребуемой истцом технической документации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что не подлежит удовлетворению требование о передаче акта о соответствии монтажа требованиям Правил измерения расходов газов и жидкостей сужающими устройствами РД 50-213-80.
Поскольку истцом не конкретизировано оборудование, акт о монтаже которого истребуется, у суда отсутствует возможность проверить правомерность данного требования.
Требование о передаче смонтированного и проверенного на работоспособность узла учета тепловой энергии и теплоносителя, включая приборы, регистрирующие параметры теплоносителя, также удовлетворению не подлежит, поскольку согласно Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ от 12.09.1995 N Вк-4936 узел учета представляет собой комплект приборов и устройств, и не относится к технической документации. В силу подпункта 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации узел учета тепловой энергии принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в жилом многоквартирном доме.
Таким образом, в удовлетворении требований к ГБУ РТ "УКС" в указанной части следует отказать.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит изменению на основании пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы относятся на ГУ РТ "УКС".
При подаче иска истцом была уплачена государственная пошлина в сумме 4 000 рублей. Суд первой инстанции неправомерно возвратил истцу из бюджета государственную пошлину со ссылкой на то, что ГУ РТ "УКС" на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от ее уплаты.
В силу частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. По правилам названной статьи Кодекса государственная пошлина относится к судебным расходам.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" (в редакции от 11.05.2010 N 139) законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов. В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, исходя из положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и учитывая, что судебный акт принят не в пользу ГУ РТ "УКС", с ответчика в пользу истца подлежат взысканию 4 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
При подаче апелляционной жалобы Мэрия г. Кызыла государственную пошлину не оплачивала, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от ее уплаты. Поскольку ГУ РТ "УКС" также освобождено от уплаты государственной пошлины, то государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы с ГУ РТ "УКС" взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "09" апреля 2013 года по делу N А69-2705/2012 изменить, резолютивную часть изложить в следующей редакции.
Иск общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилсервис" к государственному бюджетному учреждению Республики Тыва "Управление капитального строительства" об обязании безвозмездно передать техническую документацию удовлетворить частично.
Обязать государственное бюджетное учреждение Республики Тыва "Управление капитального строительства" в месячный срок с момента вступления в силу решения суда безвозмездно передать обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилсервис" техническую документацию на законченный строительный объект - 139 квартирный жилой дом по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Дружбы, 1/2, а именно:
- - принципиальные схемы подключения выводов источника тепла;
- - проекты на узлы учета, согласованные с Госэнергонадзором;
- - паспорта на приборы узла учета;
- - документы о проверке приборов учета;
- - схемы узлов учета, согласованные с Госстандартом.
В удовлетворении иска в остальной части отказать.
В удовлетворении иска к Мэрии города Кызыла отказать.
Взыскать с государственного бюджетного учреждения Республики Тыва "Управление капитального строительства" в пользу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилсервис" 4 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий
Н.Н.БЕЛАН
Судьи
И.Н.БУТИНА
О.В.МАГДА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.08.2013 ПО ДЕЛУ N А69-2705/2012
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 августа 2013 г. по делу N А69-2705/2012
Резолютивная часть постановления объявлена "21" августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "27" августа 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белан Н.Н.,
судей: Бутиной И.Н., Магда О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Грищенко Ю.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Мэрии города Кызыла
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "09" апреля 2013 года по делу N А69-2705/2012, принятое судьей Чамзы-Ооржак А.Х.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилсервис" (далее - ООО УК "Жилсервис", ОГРН 1081701000248, ИНН 1701042995) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Мэрии города Кызыла (ОГРН 1021700517123, ИНН 1701009765) об обязании Мэрии г. Кызыла безвозмездно предоставить техническую документацию на законченный строительный объект 139 многоквартирный жилой дом по ул. Дружбы 1/2 в г. Кызыле, в частности: принципиальные схемы подключения выводов источника тепла; проекты на узлы учета, согласованные с Госэнергонадзором; паспорта на приборы узла учета; документы о проверке приборов узла учета с действующим клеймом госповерителя; схемы узлов учета, согласованные с Госстандартом; акт о соответствии монтажа требованиям Правил измерения расходов газов и жидкостей сужающими устройствами РД 50-213-80; смонтированный и проверенный на работоспособность узел учета тепловой энергии и теплоносителя, включая приборы, регистрирующие параметры теплоносителя в месячный срок с момента вступления в силу решения суда.
Определением Арбитражного суда Республики Тыва от 17 января 2013 года по ходатайству истца в порядке пункта 5 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве соответчика привлечено государственное бюджетное учреждение Республики Тыва "Управление капитального строительства" (далее - ГБУ РТ "УКС", ОГРН 1031700509257, ИНН 1701034970).
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 09 апреля 2013 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным решением, Мэрия г. Кызыла обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения иска к Мэрии г. Кызыла. В апелляционной жалобе заявитель указывает следующее:
- - часть 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации не распространяется на спорные отношения и применена судом первой инстанции неправильно, поскольку указанная норма регулирует отношения по вопросам передачи жилого дома от одной управляющей организации к другой, а Мэрия такой управляющей организацией не является;
- - судом дано неверное толкование пункта 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491;
- - пунктом 4.18 СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения", утвержденных постановлением Госстроя СССР от 21.04.1987 с изменениями от 18.11.1987, предусмотрено, что техническая и иная необходимая для эксплуатации дома документация, представляемая подрядчиком и заказчиком в государственные приемочные комиссии после приемки объекта должна храниться у эксплуатационной организации;
- - в соответствии с пунктами 3.5 и 4.17 СНиП 03.01.2004-87 техническая документация является принадлежностью вновь созданного объекта недвижимости и в случае поступления объекта новому собственнику подлежит передаче непосредственно собственнику или уполномоченному им лицу, в частности, управляющей компании - ООО УК "Жилсервис";
- - поскольку Мэрия г. Кызыла не является застройщиком спорного дома, техническая документация у нее отсутствует, то возложение на Мэрию обязанности по передаче документации является неисполнимым.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства:
Актом государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 23.04.2010, составленным с участием представителей, в том числе, ГБУ РТ "УКС", Мэрии г. Кызыла, ООО УК "Жилсервис", принят в эксплуатацию предъявленный к приемке 139 квартирный жилой дом, восточной части г. Кызыла, блоки N 3, 4 (т. 1, л.д. 49-51).
Актом государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 26.04.2010, составленным с участием представителей, в том числе, ГБУ РТ "УКС", Мэрии г. Кызыла, ООО УК "Жилсервис", принят в эксплуатацию предъявленный к приемке 139 квартирный жилой дом, восточной части г. Кызыла блок N 2 (т. 1, л.д. 46-48).
На основании распоряжения и.о. министра Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 06.07.2010 N 400-р из права оперативного управления ГУ РТ "УКС" по акту приема-передачи приняты квартиры 4, 5, 7, 8, 10, 11, 13, 14, 15, 17, 18, 20, 21, 23, 24, 26, 27, 29, 30, 33, 34, 37, 38, 41 - 69 законченного строительством объекта "114-квартирный жилой дом в г. Кызыл" (3, 4 блок), расположенные по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Дружбы, дом 1/2 (т. 1, л.д. 94-95).
На основании распоряжения министра Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 17.09.2010 N 536-р из права оперативного управления ГБУ РТ "УКС" по акту приема-передачи приняты квартиры NN 70-109 законченного строительством объекта "114-квартирный жилой дом в г. Кызыл" (2 блок), расположенные по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Дружбы, дом 1/2 (т. 1, л.д. 96-97).
Распоряжением министра Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 08.12.2010 N 741-р квартиры NN 4, 5, 7, 8, 10, 11, 13, 14, 15, 17, 18, 20, 21, 23, 24, 26, 27, 29, 30, 33, 34, 37, 38, с 41 по 109, расположенные в жилом доме по адресу г. Кызыл, ул. Дружбы, дом 1/2, безвозмездно переданы в муниципальную собственность городского округа "город Кызыл Республики Тыва" (т. 1, л.д. 75).
На основании распоряжения Департамента земельных и имущественных отношений Мэрии города Кызыла от 12.11.2011 N 2 вышеуказанные квартиры включены в реестр муниципального жилищного фонда городского округа "город Кызыл Республики Тыва".
Постановлением Мэра города Кызыла от 18.02.2011 N 225 "О временном техническом обслуживании многоквартирного жилого дома N 1/2 по ул. Дружбы" законченный строительством 139-квартирный жилой дом N 1/2 по ул. Дружбы, до выбора способа управления многоквартирным домом, передан на временное техническое обслуживание в Управляющую компанию ООО УК "Жилсервис".
18.02.2011 между Департаментом городского хозяйства Мэрии города Кызыла и ООО УК "Жилсервис" заключен договор по временному техническому обслуживанию, санитарному содержанию 139-квартирного жилого дома N 1/2 по ул. Дружбы и придомовой территории от 18.02.2011 N 1 (т. 1, л.д. 15-21). Срок действия договора установлен до проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации (пункт 7.2 договора).
Между сторонами подписан акт приема-передачи от 18.02.2011, которым Департамент городского хозяйства Мэрии города Кызыла (собственник) передал, а ООО УК "Жилсервис" (Управляющая компания) принял законченный строительством 139-квартирный жилой дом N 1/2 по ул. Дружбы.
17.05.2011 состоялось общее собрание собственников помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. Дружбы N 1/2 в форме заочного голосования, на котором приняты решения о выборе в качестве управляющей организации для управления домом ООО УК "Жилсервис" и утверждении условий договора управления многоквартирным домом (т. 1, л.д. 80).
Письмом от 07.10.2011 ООО УК "Жилсервис" сообщило Департаменту городского хозяйства Мэрии города Кызыла о том, что управляющей компании не передана документация по установленным приборам учета по тепловой энергии, электрическим сетям.
Отсутствие у управляющей компании технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным жилым домом N 1/2 по ул. Дружбы г. Кызыла, послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Управление многоквартирным домом управляющей организацией - это один из возможных способов управления, выбираемый собственниками жилых помещений (часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Исходя из пункта 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, в ведении управляющей организации должны находиться техническая документация на многоквартирный дом, а также иные связанные с управлением таким домом документы.
Как следует из материалов дела, предметом настоящего иска является требование управляющей организации к Мэрии г. Кызыла как органу местного самоуправления и застройщику ГБУ РТ "УКС" о передаче технической документации на 139-квартирный жилой дом N 1/2 по ул. Дружбы.
Удовлетворяя иск к ГБУ РТ "УКС", суд первой инстанции исходил из того, что оно является правопреемником ГБУ РТ "Управление капитального строительства", выступавшего заказчиком строительства спорного дома, и в силу положений пунктов 3.4, 3.5, 4.17, 4.18 СНиП 03.01.2004-87 оно обязано хранить исполнительную и иную документацию после приемки объекта в эксплуатацию.
Признавая обоснованными исковые требования к Мэрии г. Кызыла, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность Мэрии г. Кызыла по передаче технической документации возникла на основании пункта 3.2.1 договора на временное техническое обслуживание и санитарное содержание спорного дома от 18.02.2011 N 1, заключенного между Департаментом городского хозяйства Мэрии г. Кызыла и истцом.
Между тем, выводы суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований к Мэрии г. Кызыла нельзя признать обоснованными в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела, спорный жилой дом введен в эксплуатацию на основании актов государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 23.04.2010, от 26.04.2010. Заказчиком (застройщиком) 139-го квартирного жилого дома N 1/2 по ул. Дружбы выступало ГБУ РТ "УКС".
Согласно части 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в течение десяти рабочих дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления данным домом.
До заключения договора управления многоквартирным домом между застройщиком и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, проведенного в соответствии с частью 13 настоящей статьи, управление многоквартирным домом осуществляется застройщиком при условии его соответствия стандартам и правилам деятельности по управлению многоквартирными домами, установленным в соответствии с настоящей статьей Правительством Российской Федерации, или управляющей организацией, с которой застройщиком заключен договор управления многоквартирным домом, который заключается не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома (часть 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений пунктов 3.4, 3.5, 4.17, 4.18 СНиП 03.01.2004-87, исполнительная и иная документация, перечисленная в пункте 3.5 и 4.17, после приемки объекта в эксплуатацию должна храниться у заказчика (застройщика); при наличии единого заказчика (застройщика) - у соответствующих эксплуатационных организаций.
Детальный перечень проектно-сметной и исполнительной документации определен в пунктах 3.4, 3.5, 4.17, 4.18 СНиП 03.01.2004-87.
Так, в соответствии с требованиями пункта 3.5 СНиП 3.01.04-87 генеральный подрядчик представляет рабочим комиссиям следующую документацию:
а) перечень организаций, участвовавших в производстве строительно-монтажных работ, с указанием видов выполненных ими работ и фамилий инженерно-технических работников, непосредственно ответственных за выполнение этих работ;
б) комплект рабочих чертежей на строительство предъявляемого к приемке объекта, разработанных проектными организациями, с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам или внесенным в них изменениям, сделанными лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ. Указанный комплект рабочих чертежей является исполнительной документацией;
в) сертификаты, технические паспорта или другие документы, удостоверяющие качество материалов, конструкций и деталей, примененных при производстве строительно-монтажных работ;
г) акты об освидетельствовании скрытых работ и акты о промежуточной приемке отдельных ответственных конструкций (опор и пролетных строений мостов, арок, сводов, подпорных стен, несущих металлических и сборных железобетонных конструкций);
д) акты об индивидуальных испытаниях смонтированного оборудования; акты об испытаниях технологических трубопроводов, внутренних систем холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения, отопления и вентиляции, наружных сетей водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения и дренажных устройств; акты о выполнении уплотнения (герметизации) вводов и выпусков инженерных коммуникаций в местах прохода их через подземную часть наружных стен зданий в соответствии с проектом (рабочим проектом);
е) акты об испытаниях внутренних и наружных электроустановок и электросетей;
ж) акты об испытаниях устройств телефонизации, радиофикации, телевидения, сигнализации и автоматизации;
з) акты об испытаниях устройств, обеспечивающих взрывобезопасность, пожаробезопасность и молниезащиту;
и) акты об испытаниях прочности сцепления в кладке несущих стен каменных зданий, расположенных в сейсмических районах;
к) журналы производства работ и авторского надзора проектных организаций, материалы обследований и проверок в процессе строительства органами государственного и другого надзора.
Таким образом, в силу вышеуказанных правовых норм техническая и иная документация на построенный 139-квартирный жилой дом N 1/2 по ул. Дружбы должна храниться у ГБУ РТ "Управление капитального строительства" как у лица, являющегося заказчиком (застройщиком) указанного дома, до проведения органом местного самоуправления в порядке части 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления данным домом либо выбора собственниками квартир многоквартирного дома способа управления.
Как следует из материалов дела, Департаментом городского хозяйства Мэрии г. Кызыла с истцом заключен договор по временному техническому обслуживанию и санитарному содержанию спорного дома от 18.02.2011 N 1 на срок до проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации.
17.05.2011 состоялось общее собрание собственников помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. Дружбы N 1/2 в форме заочного голосования, на котором приняты решения о выборе в качестве управляющей организации для управления домом ООО УК "Жилсервис" и утверждении условий договора управления многоквартирным домом (т. 1, л.д. 80).
Учитывая, что выбор способа управления многоквартирным домом в силу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесен к компетенции общего собрания собственников помещений в жилом многоквартирном доме; обязанность органа местного самоуправления по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации существует до принятия собственниками решения о способе управления; избрав на общем собрании управляющей организацией ООО УК "Жилсервис", собственники помещений реализовали свое право выбора способа управления, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что договор от 18.02.2011 N 1, заключенный между Департаментом городского хозяйства Мэрии г. Кызыла и истцом, прекратил свое действие с даты выбора собственниками истца в качестве управляющей компании (17.05.2011). Таким образом, на момент рассмотрения спора договорные отношения между Департаментом городского хозяйства Мэрии г. Кызыла и истцом отсутствовали.
Доказательства того, что при передаче ГБУ РТ "УКС" в муниципальную собственность квартир, находящихся в спорном доме, была передана спорная техническая документация, в материалах дела отсутствуют.
При этом пункт 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающий обязанность предыдущей управляющей организации при выборе собственниками помещений жилого многоквартирного дома новой управляющей организации передать техническую документацию вновь избранной управляющей компании, к отношениям между Мэрией г. Кызыла и ГБУ РТ "УКС" применению не подлежит, поскольку ответчики не являются управляющими организациями.
Таким образом, в данной конкретной ситуации лицом, обязанным передать истцу техническую документацию, является ГУ РТ "УКС". Оснований для удовлетворения исковых требований к Мэрии г. Кызыла о передаче технической документации не имеется.
Как следует из материалов дела, истцом заявлено требование об обязании ответчиков передать следующую техническую документацию и иную документацию:
- - принципиальные схемы подключения выводов источника тепла;
- - проекты на узлы учета, согласованные с Госэнергонадзором;
- - паспорта на приборы узла учета;
- - документы о проверке приборов узла учета с действующим клеймом госповерителя;
- - схемы узлов учета, согласованные с Госстандартом;
- - акт о соответствии монтажа требованиям Правил измерения расходов газов и жидкостей сужающими устройствами РД 50-213-80;
- - смонтированный и проверенный на работоспособность узел учета тепловой энергии и теплоносителя, включая приборы, регистрирующие параметры теплоносителя.
Перечень технической документации на многоквартирный дом установлен в пунктах 24, 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491). Так, техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
б) документы (акты) о приемке результатов работ;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
В состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются:
а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
В соответствии с разделом 1 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" к технической документация жилых домов относятся:
- план участка в масштабе 1:1000-1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем;
- проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом;
- акты приемки жилых домов от строительных организаций;
- акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику;
- схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения);
- паспорта котельного хозяйства, котловые книги;
- паспорта лифтового хозяйства;
- паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок;
- исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление).
- сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт;
- акты технических осмотров;
- журналы заявок жителей;
- протоколы измерения сопротивления электросетей;
- протоколы измерения вентиляции.
При оценке перечня истребуемой истцом технической документации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что не подлежит удовлетворению требование о передаче акта о соответствии монтажа требованиям Правил измерения расходов газов и жидкостей сужающими устройствами РД 50-213-80.
Поскольку истцом не конкретизировано оборудование, акт о монтаже которого истребуется, у суда отсутствует возможность проверить правомерность данного требования.
Требование о передаче смонтированного и проверенного на работоспособность узла учета тепловой энергии и теплоносителя, включая приборы, регистрирующие параметры теплоносителя, также удовлетворению не подлежит, поскольку согласно Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ от 12.09.1995 N Вк-4936 узел учета представляет собой комплект приборов и устройств, и не относится к технической документации. В силу подпункта 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации узел учета тепловой энергии принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в жилом многоквартирном доме.
Таким образом, в удовлетворении требований к ГБУ РТ "УКС" в указанной части следует отказать.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит изменению на основании пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы относятся на ГУ РТ "УКС".
При подаче иска истцом была уплачена государственная пошлина в сумме 4 000 рублей. Суд первой инстанции неправомерно возвратил истцу из бюджета государственную пошлину со ссылкой на то, что ГУ РТ "УКС" на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от ее уплаты.
В силу частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. По правилам названной статьи Кодекса государственная пошлина относится к судебным расходам.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" (в редакции от 11.05.2010 N 139) законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов. В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, исходя из положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и учитывая, что судебный акт принят не в пользу ГУ РТ "УКС", с ответчика в пользу истца подлежат взысканию 4 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
При подаче апелляционной жалобы Мэрия г. Кызыла государственную пошлину не оплачивала, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от ее уплаты. Поскольку ГУ РТ "УКС" также освобождено от уплаты государственной пошлины, то государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы с ГУ РТ "УКС" взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "09" апреля 2013 года по делу N А69-2705/2012 изменить, резолютивную часть изложить в следующей редакции.
Иск общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилсервис" к государственному бюджетному учреждению Республики Тыва "Управление капитального строительства" об обязании безвозмездно передать техническую документацию удовлетворить частично.
Обязать государственное бюджетное учреждение Республики Тыва "Управление капитального строительства" в месячный срок с момента вступления в силу решения суда безвозмездно передать обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилсервис" техническую документацию на законченный строительный объект - 139 квартирный жилой дом по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Дружбы, 1/2, а именно:
- - принципиальные схемы подключения выводов источника тепла;
- - проекты на узлы учета, согласованные с Госэнергонадзором;
- - паспорта на приборы узла учета;
- - документы о проверке приборов учета;
- - схемы узлов учета, согласованные с Госстандартом.
В удовлетворении иска в остальной части отказать.
В удовлетворении иска к Мэрии города Кызыла отказать.
Взыскать с государственного бюджетного учреждения Республики Тыва "Управление капитального строительства" в пользу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилсервис" 4 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий
Н.Н.БЕЛАН
Судьи
И.Н.БУТИНА
О.В.МАГДА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)