Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.09.2013 ПО ДЕЛУ N А42-6759/2012

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 сентября 2013 г. по делу N А42-6759/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 сентября 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Есиповой О.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Федосеевой Е.С.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен надлежащим образом
от ответчика (должника): Логинов Р.В. по доверенности от 11.01.2013
от 3-го лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14735/2013) Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 22.05.2013 по делу N А42-6759/2012 (судья Беляева Л.Е.), принятое
по иску (заявлению) ООО "Атом-ЖКХ. Полярные Зори"
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области
3-е лицо: Администрация г. Полярные Зори с подведомственной территорией
о признании недействительным представления в части

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Атом-ЖКХ. Полярные Зори" Мурманская область г. Полярные Зори, ул. Пушкина, д. 22, офис IV-6, ОГРН 1107746520155 (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области: г. Мурманск, ул. Карла Маркса, д. 7, ОГРН 1045100173513 (далее - управление) от 25.07.2012 N 59 в части раздела I.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация г. Полярные Зори с подведомственной территорией (Мурманская область г. Полярные Зори, ул. Сивко, д. 1; далее - Администрация).
Решением от 22.05.2013 требование общества удовлетворено.
Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Мурманской области от 22.05.2013 по делу N А42-6759/2012 и принять новый судебный акт. Податель жалобы считает, что судом первой инстанции не в полной мере дана правовая оценка обстоятельствам дела, что привело к принятию необоснованного решения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель управления апелляционную жалобу поддержал в полном объеме. Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства своего представителя не направило, заранее представив через канцелярию суда отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит жалобу оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса в отсутствие представителя общества и администрации, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с планом управления на 2012 год и централизованным заданием от 27.12.2011 N 43-01-02-25/6284, на основании приказа и.о. руководителя управления от 26.06.2012 N 137, должностными лицами управления проведена проверка соблюдения Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ) при предоставлении и использовании средств финансовой поддержки на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домом, переселения граждан из аварийного жилищного фонда в ООО "Атом-ЖКХ. Полярные Зори" за 2011 год.
В ходе проверки использования средств Фонда, направленных на строительство и капитальный ремонт (акт от 18.07.2012), выявлено, что работы по капитальному ремонту здания (замена лифтового оборудования на 9 остановок) осуществлялись подрядным способом на основании договора, заключенного с ЗАО "Строительная компания ПОИСК". Стоимость капитального ремонта по замене лифтового оборудования определена на основе локальных смет. При этом подрядчиком при составлении локальных смет на отдельные виды работ по замене лифтового оборудования, а также в актах о приемке выполненных работ (форма N КС-2) от 29.07.2011 NN 1 - 12 не были учтены изменения, введенные с 01.01.2011 в части применения понижающих коэффициентов к накладным расходам и сметной прибыли 0,85 и 0,8 соответственно. Положительные экспертные заключения для проведения проверки сметной стоимости по замене пассажирских лифтов по 12 объектам при проверке не представлены.
В результате подрядчиком завышена стоимость работ на сумму 899 360,64 руб., в том числе накладные расходы - 369 722,77 руб., сметная прибыль - 529 637,87 руб. На сумму завышенной стоимости выполненных работ по замене лифтового оборудования по многоквартирным домам по улице: Ломоносова, д. д. 9, 13, 15; улице Строителей, д. д. 8а, 8б, 10; улице Энергетиков, д. д. 25/1, 25/2, 25/3, 25/4; пр. Нивский, д. д. 1, 15, излишне начислено НДС (18%) в сумме 161 884,92 руб.
В ходе проверки установлено, что обществом, в нарушение статьи 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации, МДС 81-25-25.2001, МДС 81-33.2004, МДС 81-34.2004, МДС 81-35.2004, а также писем Минрегионразвития РФ от 06.12.2010 N 41099-КК/08, от 21.02.2011 N 3757-КК/08, от 01.03.2011 N 4391-КК/08 и письма Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 18.11.2004 N АП-5536/06 (с изменениями от 29.04.2011), регламентирующих порядок применения понижающих коэффициентов с 01.01.2011 к накладным расходам и сметной прибыли, подрядчику произведена сверхнормативная оплата стоимости выполненных работ по замене лифтового оборудования вследствие неправильного применения норм и расценок, применение которых предусмотрено договорами на выполнение работ и оказание услуг, проектно-сметной документации в общей сумме 1 061 245,56 руб., из них:
- - средства Фонда в сумме 930 393,96 руб.;
- - средства бюджета субъекта в сумме 46 694,76 руб.;
- - средства местного бюджета в сумме 31 094,52 руб.;
- - средства собственников помещений в многоквартирном доме в сумме 53 062,32 руб.
В целях принятия мер по восстановлению и возмещению неправомерно использованных средств долевого финансирования в указанных суммах, руководителю общества выдано представление от 25.07.2012 N 59 (раздел I).
По итогам рассмотрения жалобы исполнительного директора общества на указанное представление управления, в адрес общества Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) направлено письмо об отсутствии основания для удовлетворения жалобы.
Не согласившись с представлением управления в указанной части, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества, пришел к выводу об отсутствии у управления правовых оснований для выдачи обществу оспариваемого представления.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя управления, суд апелляционной инстанции признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Администрации от 15.10.2010 N 1001 утверждена Ведомственная целевая программа "Адресная программа муниципального образования г. Полярные Зори с подведомственной территорией по проведению капитального ремонта в многоквартирных домах на 2010 год, определяющая многоквартирные дома, в которых в порядке, установленном Федеральным законом N 185-ФЗ предусматривалась замена лифтов.
В целях реализации Закона N 185-ФЗ и в соответствии со статьей 15 указанного Закона, постановлением Правительства Мурманской области от 12.10.2010 N 465-ПП "О разработке региональной программы "Адресная программа Мурманской области N 3 по проведению капитального ремонта в многоквартирных домах на 2010 год" утвержден порядок включения многоквартирных домов в указанную региональную программу (далее - Порядок).
Порядок определяет условия и критерии оценки заявки муниципальных образований Мурманской области для включения многоквартирных домов в региональную программу "Адресная программа Мурманской области N 3 по проведению капитального ремонта в многоквартирных домах на 2010 год" на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда (пункт 1.2).
Пунктом 2.1.2 Порядка предусмотрено обязательное наличие утвержденной сметы на замену лифта общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, определенном Жилищным кодексом Российской Федерации.
Постановлением Правительства Мурманской области от 22.10.2010 N 488-ПП утверждена региональная программа "Адресная программа Мурманской области N 3 по проведению капитального ремонта в многоквартирных домах на 2010-2011 годы" (далее - Адресная программа N 3), согласно пункту 4 раздела 3 которой утвержден перечень муниципальных образований Мурманской области, участвующих в указанной программе, в том числе город Полярные Зори с подведомственной территорией.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона N 185-ФЗ в рамках Адресной программы N 3 осуществлялась замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости - ремонт лифтовых шахт.
Адресной программой N 3 определено, что размер предельной стоимости проведения капитального ремонта составляет 1813,98 руб. в расчете на один квадратный метр общей площади помещений многоквартирного дома. Максимальный предельный размер стоимости работ по замене лифтов в рамках указанной адресной программы составляет 2 100 000 руб.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, для финансовой поддержки на замену лифтового оборудования в многоквартирных домах в г. Полярные Зори по Адресной программе N 3, ведомственной целевой программы г. Полярные Зори с подведомственной территорией, ООО "Норд-Сервис" заключен договор N 13/2011 от 04.03.2011 о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирных домов с Администрацией г. Полярные Зори с подведомственной территорией по адресам: по ул. Ломоносова, д. 9, 13, 15; ул. Строителей, д. 8а, 8б, 10, ул. Энергетиков, д. 25 корп. 1, 2, 3, 4; пр. Нивский, д. 1, 15.
Согласно указанному договору N 13/2011 от 04.03.2011 Администрацией в адрес ООО "Норд-Сервис" перечислена субсидия в сумме 23 939 999,88 руб., в том числе средства Фонда в сумме 22 091 831,88 руб.
Постановлением Правительства Мурманской области от 28.11.2010 N 530-ПП утвержден Порядок привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, согласно которому подрядчик выбирается посредством проведения торгов в форме конкурса путем комиссионного отбора.
Для выполнения обязательств, предусмотренных указанным договором ООО "Норд-Сервис" в установленном порядке заключен договор (подряда) от 28.01.2011 с ЗАО "Строительная компания ПОИСК" на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов по замене лифтового оборудования.
Пунктом 2.1 указанного договора установлено, что стоимость работ (замена 12 лифтов) определяется по результатам комиссионного отбора и составляет 25 200 000 руб. В соответствии с частью 4 статьи 709 Гражданского кодекса Российской Федерации цена работы считается твердой.
В связи с принятием собственниками многоквартирных домов решения о расторжении договора управления с ООО "Норд-Сервис" и заключении договора управления с ООО "Атом-ЖКХ. Полярные Зори", и передачей жилфонда с 01.05.2011 в ООО "Атом-ЖКХ. Полярные Зори", все права и обязанности по участию в Адресной программе N 3 и по договору (подряда) от 28.01.2011 с ЗАО "Строительная компания ПОИСК", согласно соглашению от 15.07.2011 "О переходе прав и обязанностей по участию в региональной программе "Адресная программа Мурманской области N 3 по проведению капитального ремонта в многоквартирных домах на 2010 год", утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 12.10.2010 N 465-ПП" выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов перешли к ООО "Атом-ЖКХ. Полярные Зори".
Работы по капитальному ремонту здания (замена лифтового оборудования на 9 остановок) осуществлялись подрядным способом на основании договора, заключенного с ЗАО "Строительная компания ПОИСК". Стоимость капитального ремонта по замене лифтового оборудования определена на основе локальных смет, изготовленных заказчиком (ООО "Норд-Сервис" - управляющая организация указанными многоквартирными домами) по состоянию на 01.10.2010 и утверждена в установленном порядке.
Разделом 4 Адресной программы N 3 определен объем и обоснование долевого финансирования проведения капитального ремонта многоквартирных домов. Объем финансирования Адресной программы N 3 рассчитан исходя из планируемого перечня работ по проведению капитального ремонта каждого включенного в программу многоквартирного дома и нормативных документов по определению сметной стоимости при проведении строительных и ремонтно-строительных работ по методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 (далее - МДС 81-35.2004), но не более предельной стоимости проведения капитального ремонта на один квадратный метр общей площади помещений многоквартирного дома.
В соответствии с разделом 4 "Составление сметной документации" МДС 81-35.2004 для определения норм накладных расходов в локальных сметах используются методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве (пункт 4.30 раздел 4).
Постановлением Государственного комитета России по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 12.01.2004 N 5 утверждены методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве, осуществляемом в районах крайнего севера и местностях, приравненных к ним (далее - МДС 81-34.2004), которые определяют порядок расчета величины накладных расходов при исчислении сметной стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним.
Согласно разделу 2 МДС 81-34.2004 укрупненные нормативы накладных расходов по видам строительства и нормативы накладных расходов по видам строительных, ремонтно-строительных и монтажных работ могут корректироваться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в связи с изданием новых законодательных и нормативных актов, а также по результатам наблюдений и анализа фактических затрат по накладным расходам строительных организаций (пункт 2.4 раздел 2).
Из материалов дела следует, что вменяемое Обществу нарушение сводится к тому, что с 01.01.2011 в локальных сметах, послуживших обоснованием цены договора, в отношении расчета накладных расходов и сметной прибыли не были применены понижающие коэффициенты, предусмотренные письмом Министерства регионального развития РФ от 06.12.2010 N 41099-кк/08.
Как правильно установил суд первой инстанции, представленные в дело спорные локальные сметы были составлены и утверждены в октябре 2010 года. Конкурс по определению путем комиссионного отбора подрядчика, по результатам которого ООО "Норд-Сервис" был заключен договор подряда, был завершен 24.12.2010, то есть также до 01.01.2011.
При этом управлением не доказана правомерность распространения положений указанных писем (в части применения соответствующих понижающих коэффициентов) на правоотношения, возникшие при составлении локальных смет в период до 01.01.2011 (начала применения).
При этом суд также правомерно указал на то, что письмом от 26.11.2012 N 29630-ВК/19 Министерство регионального развития Российской Федерации в соответствии с письмом Министерства юстиции Российской Федерации от 13.09.2012 N 01/75002-ЮЛ отозвало письма от 06.12.2010 N 41099-КК/08, от 21.02.2012 N 3757-КК/08.
Как следует из акта проверки, вменяемое обществу нарушение, в том числе статьи 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации выразилось в сверхнормативной оплате подрядчику стоимости выполненных работ по замене лифтового оборудования вследствие неправильного применения норм и расценок (без учета при расчете накладных расходов и сметной прибыли названных понижающих коэффициентов).
Порядок расходования средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства регламентирован статьей 20 Закона N 185-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 20 Закона N 185-ФЗ смета расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома утверждается общим собранием членов товарищества собственников жилья либо общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с учетом требований части 5 статьи 15 Закона N 185-ФЗ.
Частями 9 и 10 статьи 20 Закона N 185-ФЗ предусмотрено, что оплата капитального ремонта многоквартирного дома за счет размещенных на банковских счетах и указанных в части 7 настоящей статьи средств производится с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 названного Закона, на основании актов приемки работ, согласованных с органом местного самоуправления и подписанных лицами, которые уполномочены действовать от имени товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного кооператива либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации.
Отказ органа местного самоуправления в согласовании акта приемки работ допускается только в случаях нарушения требований, установленных частью 5 статьи 15 Закона N 185-ФЗ, а также в случае превышения сметы расходов на капитальный ремонт такого многоквартирного дома, утвержденной в соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 20 указанного Закона.
Из материалов дела следует, что оплата за выполненные работы подрядчику, в соответствии с актами о приемке выполненных работ, произведена обществом в полном объеме, в пределах определенных сумм и в соответствии с порядком, установленным Законом N 185-ФЗ; установленные сроки выполнения работ (оказания) услуг соблюдены; претензий и замечаний по объему и качеству выполненных работ не предъявлялось.
Нарушений, связанных с оплатой фактически не выполненных работ, при проверке не выявлено.
Довод управления о том, что в случае наличия положительного заключения проектной документации о проведении государственной экспертизы, спорные коэффициенты были бы учтены, правомерно отклонен судом первой инстанции, как неподтвержденный и основанный на предположениях.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что у управления не было законных и достаточных оснований для выдачи обществу представления.
Доводы, изложенные управлением в апелляционной жалобе, направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств дела и представленных доказательств, оснований, для переоценки которых у суда апелляционной инстанции не имеется.
Принимая во внимание, что подателем жалобы не представлено доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, нарушения норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции не установлено, оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного Мурманской области от 22 мая 2013 года по делу N А42-6759/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области - без удовлетворения.

Председательствующий
Л.А.ШУЛЬГА

Судьи
О.И.ЕСИПОВА
А.Б.СЕМЕНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)