Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.04.2013 N 06АП-1311/2013 ПО ДЕЛУ N А73-13366/2012

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 апреля 2013 г. N 06АП-1311/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И.В.
судей Дроздовой В.Г., Тихоненко А.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Усановой Т.В.
при участии в заседании:
- от Товарищества домовладельцев ЖСК-3: Савватеев Олег Анатольевич - представитель по доверенности от 11.07.2012;
- от Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации: Ковалева Татьяна Сергеевна - представитель по доверенности от 16.01.2013;
- от Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края: Иванова Мария Николаевна - представитель по доверенности от 14.01.2013 N 19-07/7;
- от Министерства социальной защиты населения Хабаровского края: Карамышева Екатерина Михайловна - представитель по доверенности от 07.02.2013 N 1884-01-01;
- от Краевого государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску": не явились;
- от Администрации города Хабаровска: не явились
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества домовладельцев ЖСК-3
на решение от 23.01.2013
по делу N А73-13366/2012
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Збарацкой Л.А.
по иску Товарищества домовладельцев ЖСК-3
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края
о взыскании 93 798, 04 руб.
третьи лица Краевое государственное учреждение "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску", Администрация города Хабаровска, Министерство социальной защиты населения Хабаровского края
установил:

Товарищество домовладельцев ЖСК-3 (ИНН 2722909977, ОГРН 1022701131892, место нахождения: 680021, Хабаровский край, г. Хабаровск, Амурский бульвар, 37-18; далее - ТД ЖСК-3, товарищество, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН 7710168360; ОГРН 1037739085636, место нахождения: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, 9; далее - Минфин РФ), Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края (ИНН 2700000176; ОГРН: 1032700295550, место нахождения: 680002, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 72; далее - Минфин края) о взыскании за счет средств казны Российской Федерации и казны Хабаровского края убытков, возникших вследствие предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан за период ноябрь - декабрь 2009 года в размере 93 798, 04 руб.
Определением суда от 18.10.2012 и от 20.11.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Краевое государственное учреждение "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску", Администрация города Хабаровска, Министерство социальной защиты населения Хабаровского края (далее - Центр социальной поддержки, Администрация г. Хабаровска, Минсоцзащиты края, третьи лица)
До принятия судебного акта по существу спора истец в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), уточнил исковые требования, просил взыскать 73 413, 99 руб. составляющих убытки, возникшие вследствие предоставления по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральными законами от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", заявил отказ от исковых требований к Хабаровскому краю в лице Минфина края.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 23.01.2013 производство по делу в части требований к Хабаровскому краю в лице Минфина края прекращено, в иске к остальным отказано.
Не согласившись с решением суда в части отказа в удовлетворении иска к Российской Федерации, товарищество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт которым взыскать с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет средств казны Российской Федерации убытки в размере 73 413, 99 руб., а также возместить судебные расходы по оплате госпошлине и почтовых расходов.
В обоснование жалобы указывает на неполное выяснение обстоятельств дела, не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм процессуального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца настаивал на доводах жалобы, просил решение суда в указанной им части отменить, и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
Представители Минфина РФ, Минфина и Минсоцзащиты Хабаровского края просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Центр социальной поддержки, Администрация г. Хабаровска, извещенные о времени рассмотрения дела в соответствии с правилами статьи 123 АПК РФ явку своих представителей в суд не обеспечили.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ, с учетом правовой позиции, изложенной в пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", поскольку истец согласно доводам жалобы, обжалует часть судебного акта, стороны не заявили возражений по проверке только части судебного акта, суд апелляционной инстанции осуществляет проверку судебного акта в пределах, определяемых апелляционной жалобой в части отказа первоначального иска.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом 06.02.2009 между товариществом и Администрацией г. Хабаровска заключалось соглашение 1.1-22/93 на перечисление денежных средств за предоставленные льготы в 2009 году, срок действия которого определен с 01.01.2009 по 31.12.2009.
Администрация, в лице Управления социальной защиты населения Администрации г. Хабаровска обязывалась перечислить товариществу у денежные средства за предоставленные льготы жильцам по оплате содержания и ремонта жилого помещения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, отопления и пользования коллективной антенной при наличии и в пределах средств субвенций, переданных из федерального и краевого бюджетов для исполнения государственных полномочий по предоставлению льгот, в том числе в соответствии с Законом Хабаровского края от 26.01.2005 г N 254 "О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, и семей, имеющих детей", от 24.12.2008. N 230 "О краевой целевой программе "Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан на 2009", постановлением Губернатора Хабаровского края от 13.01.2005 г N 4 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Хабаровском крае".
По условиям соглашения товарищество обязалось ежемесячно до 20 числа месяц, следующего за отчетным после сверки списков льготников направлять в отделы социальной защиты округов г. Хабаровска акты сверки количества льготников по каждому закону по категориям и видам оказываемых льгот, после подписания сторонами актов сверки, выписывать акты по суммам фактических затрат, а также счета-фактуры на сумму затрат и направлять их в соответствующее подразделение Администрации г. Хабаровска (пункты 2.1.4, 2.1.5).
Администрация обязалась перечислять товариществу финансовые средства при наличии переданных субвенций из федерального и краевого бюджетов (пункт 2.2.5).
Товарищество ежемесячно предоставляло расчетные документы для перечисления денежных средств за предоставленные льготы гражданам, на основании которых товариществу возмещались затраты за период январь - октябрь 2009 года включительно, что не оспаривается.
Письмом Управления социальной защиты Администрации г. Хабаровска от 03.09.20090 N 18.2-22/3173 товариществу предложено для своевременного и полного возмещения затрат по предоставленным льготам документы предоставить до 15.12.2009 года, в случае несвоевременного предоставления возмещение затрат в 2009 году не будет произведено.
В спорный период ноябрь - декабрь 2009 года, между Отделом социальной защиты населения Северного округа Управления социальной защиты населения Администрации г. Хабаровска подписаны акты сверки количества граждан, имеющих право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг согласно федеральному списку льготников, которые направлены письмом N 5469 от 11.12.2009.
Согласно акту сверки количества льготников и суммы затрат по предоставлению льгот по коммунальным услугам согласно федеральному регистру льготников за ноябрь 2009 года и акту сверки количества граждан, имеющих право на льготу по оплате жилья и коммунальных услуг согласно федеральному регистру льготников за ноябрь 2009 года от 08.12.2009 право на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 50% имеют инвалиды 1 группы - 3 человека, сумма предоставленных им льгот 2 977, 74 руб.; инвалиды 2 группы - 34 человека, сумма предоставленных льгот 30 006, 16 руб.; инвалиды 3 группы - 7 человек, сумма предоставленных льгот 5 850, 81 руб.
Право на льготу по оплате жилья и коммунальных услуг согласно федеральному регистру льготников за ноябрь 2009 года в размере 50% имеют участники ВОВ - 4 человека, сумма предоставленных льгот 2 949, 32 руб.; 1 ветеран боевых действий, сумма предоставленных льгот 181, 35 руб., 4 члена семей погибших (умерших) инвалидов войны, УВОВ и ветеранов боевых действий, сумма предоставленных льгот которым 3 704, 60 руб.; 1 человек, награжденный знаком "Жителю блокадного Ленинграда", признанный инвалидом, сумма предоставленных льгот 1 368, 50 руб.
По аналогичному акту сверки количества льготников и суммы затрат по предоставлению льгот по коммунальным услугам согласно федеральному регистру льготников и акту сверки количества граждан, имеющих право на льготу по оплате жилья и коммунальных услуг согласно федеральному регистру льготников за декабрь 2009 года от 23.12.2009 право на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 50% имеют инвалиды 1 группы - 3 человека, сумма предоставленных им льгот 2 977, 74 руб.; инвалиды 2 группы - 34 человека, сумма предоставленных льгот 29 727, 24 руб.; инвалиды 3 группы - 7 человек, сумма предоставленных льгот 5 850, 81 руб.
В соответствии с актом сверки количества льготников и суммы затрат по предоставлению льгот на жилье и коммунальные услуги согласно федеральному регистру льготников за декабрь 2009 года и акту сверки количества граждан, имеющих право на льготу по оплате жилья и коммунальных услуг согласно федеральному регистру льготников за ноябрь 2009 года от 23.12.2009 имеют право на льготу по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50% участники ВОВ - 4 человека, сумма предоставленных льгот 2 949, 32 руб.; 1 ветеран боевых действий, сумма предоставленных льгот 181, 35 руб., 4 члена семей погибших (умерших) инвалидов войны, УВОВ и ветеранов боевых действий, сумма предоставленных льгот 3 704, 60 руб.; 1 человек, награжденный знаком "Жителю блокадного Ленинграда", признанный инвалидом, сумма предоставленных льгот 1 368, 50 руб.
Акты сверки льготников и список льготных категорий граждан, направлялись товариществом в органы социальной защиты населения Администрации г. Хабаровска, что подтверждается перепиской (письмом товарищества от 08.12.2009, письмом Отдела социальной защиты от 11.12.2009 N 5469).
Между тем, указанные расходы товариществу возмещены не были в связи с изменением порядка предоставления мер социальной поддержки и прекращением полномочий Администрации города по возмещению затрат.
В соответствии с материалами дела и доводами сторон с января 2010 года обеспечение предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг гражданам в Хабаровском крае возложено на Министерство социальной защиты населения Хабаровского края, для реализации мер по социальной поддержке с соответствии с распоряжением Правительства Хабаровского края от 06.05.2009 N 218-рп "О создании единой государственной системы социальной защиты населения Хабаровского края" созданы краевые государственные учреждения - центры социальной поддержки населения, в том числе Краевое государственное учреждение "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску". Кроме того, меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг с января 2010 года предоставлялись гражданам в денежной форме, не использованный остаток субвенций на финансирование организациям расходов за предоставленные в 2009 году, возвращен в федеральный бюджет.
Истец в 2012 году обращался в Краевое государственное учреждение "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску" за возмещением понесенных расходов за ноябрь - декабрь 2012 году в чем ему было отказано в связи с отсутствием правовых оснований.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В соответствии со статьями 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) гражданам предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, отдельным категориям граждан могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ, Закон о социальной защите инвалидов) предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
В соответствии со статьей 28.2 указанного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005.
Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон N 5-ФЗ, Закон о ветеранах) статьями 14, 15, 18, 21 инвалидам войны, участникам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", семьям погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий предоставляется льгота в виде оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей, совместно с ними проживающими, в виде оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Меры социальной поддержки ветеранов и инвалидов, согласно указанным законам, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете в виде субвенций. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2004 N 652 утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета субъектов Российской Федерации для оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых, в том числе отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, в соответствии с пунктом 2 которых финансирование расходов, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в Фонде компенсаций на соответствующий год.
По указанным нормам права суд обоснованно пришел к выводу, что именно Российская Федерация, установившая льготы, приняла на себя обязательство полного возмещения расходов по предоставлению этих льгот за счет средств федерального бюджета в связи с чем, истец уточнил ответчика.
Истец в порядке, предусмотренном статьей 49 АПК РФ заявил отказ от иска к Хабаровскому краю в лице Минфина края, в связи с чем суд на основании пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ прекратил производство по делу в данной части, что не является предметом обжалования.
В части обоснованности требований к Российской Федерации суд руководствуется следующим.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьей 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее по тексту - Постановление Пленума ВАС N 23) разъяснено, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
В случаях, когда убытки подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (статьи 1071 ГК РФ).
Согласно приложению N 19 к Федеральному закону от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" Хабаровскому краю распределено субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан на 2009 год в размере 944 172, 9 тыс. руб.
В соответствии с Законом Хабаровского края от 28.07.2010 N 25 "Об исполнении краевого бюджета за 2009 год" из федерального бюджета в бюджет Хабаровского края направлена субвенция в размере 994 172 870 руб.
Из представленного в дело отчета о расходовании субвенций, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан за 4 кв. 2009 года видно, что фактические расходы бюджета с начала года по Закону о ветеранах, Закону о социальной защите инвалидов, Законам о социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", ядерном испытании на Семипалатинском полигоне составили 944 057, 4 тыс. руб., при финансировании 944 172, 9 тыс. руб.
Из поступивших средств Минсоцзащиты края в спорный период в ноябре и декабре 2009 года распределило Управлению социальной защиты населения г. Хабаровска 1 760 020 руб. и 38 830 00 руб. соответственно, что подтверждается заявками на кассовый расход в УФК по Хабаровскому краю и распределением средств по муниципальным образованиям, утвержденным Минсоцзащиты края.
Во исполнение бюджетного законодательства, по окончании финансового года (2009) неиспользованный остаток субвенций на финансирование мер социальной поддержки возвращен в федеральный бюджет, что не оспаривается.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 861 "Об утверждении методики распределения субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции" (далее - Постановление Правительства РФ от 12.12.2007 N 861) при наличии потребности в не использованном в текущем финансовом году остатке субвенций указанный остаток в соответствии с решением Минфина РФ может быть использован субъектом Российской Федерации в очередном финансовом году на те же цели в порядке, установленном бюджетным законодательством (пункт 3 Правил).
Из раздела II Порядка реализации на территории Хабаровского края краевого законодательства о мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, жертв политических репрессий, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 15.04.2010 N 98-пр, Постановления Правительства Хабаровского края от 20.03.2007 N 54-пр "О Порядке реализации на территории Хабаровского края краевого законодательства о мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, жертв политических репрессий, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан", действовавшего в 2009 году, органы социальной поддержки населения до 01 апреля финансового года, следующего за отчетным, обязаны перечислить неиспользованный остаток субвенций в доход федерального бюджета.
В рассматриваемом деле, как следует из материалов и пояснений соответствующего решения о распределении неиспользованных денежных средств Минфин РФ не принял. При этом в связи с изменением порядка предоставления мер социальной поддержки, истцу средства не были возмещены до настоящего времени.
Между тем, суд первой инстанции отказал товариществу в иске по мотивам не доказанности предоставления льгот гражданам в спорный период в связи с не представлением квитанций на оплату коммунальных услуг, не заявлением ходатайства о вызове свидетелей.
В суде апелляционной инстанции истцом заявлено ходатайство о приобщении дополнительных документов квитанций об оплате жилищно-коммунальных услуг и счетов на их оплату с кассовыми оттисками Сбербанка России.
В силу части 2 статьи 65 АПК РФ, обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Истец в суде первой инстанции согласно пояснениям и материалам дела ссылался на то, что квитанции и документы по оплате товариществом не сохранились, в связи с чем, запрошены в Сбербанке России, через который принимались платежи жильцов дома. Запрос представлен в дело (т. 2, л.д. 15). Между тем на момент принятия решения документы получены не были.
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ, при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело. Таким образом, разрешение вопроса о принятии, а также оценка доказательств находится в пределах рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
В соответствии с абзацем 5 пункта 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 36) принятие дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции не может служить основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, в то же время непринятие судом апелляционной инстанции новых доказательств при наличии к тому оснований, предусмотренных в частью 2 статьи 268 АПК РФ, может в силу части 3 статьи 288 АПК РФ являться основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, если это привело или могло привести к вынесению неправильного постановления.
В соответствии со статьей 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств.
Согласно частям 3 и 4 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено Кодексом; лица, участвующие в деле, вправе ссылаться только на те доказательства, с которыми другие лица, участвующие в деле, были ознакомлены заблаговременно.
Учитывая, что истец согласно представленных в апелляционный суд документов (писем о направлении квитанций и оплаченных счетов с отметками входящих) вручил дополнительные доказательства участвующим в деле лицам, и документы относятся к делу, суд апелляционной инстанции принял данные доказательства.
Из представленных в дело квитанций на оплату за ноябрь, декабрь 2009 года выставленных ТД ЖСК-3 жильцам домов 35, 37 по Амурскому бульвару, управление и эксплуатацию которых осуществляет истец видно, что начисление осуществляется с учетом льгот и непосредственно указаны категории льготников (инвалиды, ветераны, и др.), квитанции содержат машинописный штамп об оплате.
Непосредственно количество льготников и суммы льгот подтверждается подписанными с органами социальной защиты актами сверки составленными в 2009 году за ноябрь и декабрь 2009 года (т. 1 л.д. 25-28, 34-36, 38, 41), а также актами сверки начислений по категориям льготников (т. 2 л.д. 32-41), списками льготников, расчетом требований с учетом уточнения, справками по поквартирным карточкам на жильцов (т. 3 л.д. 6-53).
В соответствии с материалами и представленным расчетом, расходы истца в 2009 году по предоставленным льготам по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Законом о ветеранах в ноябре составили 7 170, 57 руб., в декабре 7 170, 57 руб., в соответствии с Законом о социальной поддержке инвалидов в ноябре 29 469, 92 руб., в декабре 29 602, 93 руб., всего 73 413, 99 руб.
По указанным основаниям и норма права, не возмещенные истцу расходы подлежат оплате с лица, к чьим расходным обязательствам относится финансирование льгот, а именно с Российской Федерацией за счет казны Российской Федерации.
Доводы ответчика о том, что оставшиеся средства могли быть использованы на финансирование мероприятий социальной защиты отклоняются поскольку соответствующего решения Минфина РФ по указанным средствам не представлено.
Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. Наличие неиспользованного остатка по оплате жилищно-коммунальных услуг не освобождает Российскую Федерацию от исполнения ее расходных обязательств.
В соответствии со статьей 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Истцом согласно почтовым квитанциям об отправке материалов сторонам понесены издержки по оплате почтовых расходов 209, 25 руб., госпошлина по иску и по апелляционной жалобе. Данные расходы непосредственно связаны с рассматриваемым делом, поэтому подлежат возмещению.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 23.01.2013 по делу N А73-13366/2012 в обжалуемой части отменить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360) за счет средств казны Российской Федерации в пользу Товарищества домовладельцев ЖСК-3 (ОГРН 1022701131892, ИНН 2722909977) убытки в размере 73 413, 99 руб. судебные издержки по оплате почтовых расходов 209, 25 руб., госпошлине по иску 2 936, 56 руб. и по апелляционной жалобе 2 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
И.В.ИНОЗЕМЦЕВ
Судьи
В.Г.ДРОЗДОВА
А.А.ТИХОНЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)