Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.10.2013 ПО ДЕЛУ N А21-3364/2013

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 октября 2013 г. по делу N А21-3364/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 октября 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Лопато И.Б., Савицкой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен.
от ответчика: Левенковой Л.С. по доверенности от 10.01.2013.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19011/2013) Государственной жилищной инспекции (службы) Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.07.2013 по делу N А21-3364/2013 (судья Мялкина А.В.), принятое
по заявлению ООО "Управляющая компания Эдельвейс"
к Государственной жилищной инспекции (службе) Калининградской области
о признании незаконным и отмене постановления

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Эдельвейс" (236013, Калининград, ул. Карташева, 86, ОГРН 1083925041738, далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции (Службы) Калининградской области (236040, Калининград, ул. Барнаульская, 4, далее - ГЖИ, Инспекция) по делу об административном правонарушении N 73 от 27.03.2013.
Решением от 18.07.2013 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Государственная жилищная инспекция направила апелляционную жалобу, в которой просила решение от 18.07.2013 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что при проведении проверки ООО "УК Эдельвейс" сообщило, что сведения об управляющей организации размещены в сети Интернет на сайте www.kosma-kaliningrad.ru; сведений об ином сайте, на котором размещена информация в соответствии с требованиями Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, общество не предоставило. Таким образом, податель жалобы считает, что у Службы отсутствовали правовые основания для проведения проверки сайта Администрации городского округа "Город Калининград", на который общество сослалось при вынесении постановления по делу об административном правонарушении.
В судебном заседании Инспекция поддержала доводы жалобы, просила решение суда первой инстанции отменить.
Заявитель надлежащим образом уведомлен о дате и месте рассмотрения дела, однако своего представителя в судебное заседание не направил, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Центрального района города Калининграда с привлечением специалистов Государственной жилищной инспекции (Службы) Калининградской области в феврале 2013 года проведена плановая проверка исполнения ООО "УК Эдельвейс" требований Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 года N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" (далее - Постановление N 731).
В ходе проверки выявлены и зафиксированы в акте от 08.02.2013 N 08 ЛЛС следующие нарушения:
- - в нарушение подпункта "е" пункта 8 Постановления N 731 на официальном сайте сети Интернет ООО "УК "Эдельвейс" не размещены сведения о перечне многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем календарном году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления;
- - в нарушение подпункта "б" пункта 11 Постановления N 731 на официальном сайте сети Интернет ООО "УК "Эдельвейс" отсутствуют:
- - сведения о мерах по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана на многоквартирных домах находящихся на обслуживании ООО "УК "Эдельвейс";
- - сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год;
- - сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год;
- - сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;
- - в нарушение пункта 12 Постановления N 731 на официальном сайте сети Интернет ООО "УК "Эдельвейс" не размещены сведения о привлечении управляющей организации, товарищества или кооператива в предыдущем календарном году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами раскрытию подлежат количество таких случаев, копии документов о применении мер административного воздействия, а также меры, принятые для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций;
- - в нарушение подпункта "а" пункта 13 Постановления N 731 на официальном сайте в сети Интернет ООО "УК Эдельвейс" размещены не в полном объеме сведения о результатах выполнения работ (оказания услуг), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией) с указанием конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества каждого многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг), для такого дома, находящихся в управлении ООО "УК "Эдельвейс";
- - в нарушение подпунктов "а", "б", "в" пункта 14 Постановления N 731 на официальном сайте сети Интернет ООО "УК "Эдельвейс" не размещены:
- - сведения о перечне коммунальных ресурсов, которые управляющая организация, товарищество или кооператив закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация, товарищество или кооператив закупает их у ресурсоснабжающих организации-сведения, подлежащие раскрытию в соответствии с требованиями;
- - сведения о тарифах (ценах) для потребителей, установленных для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация, товарищество или кооператив закупает коммунальные ресурсы. При этом управляющая организация, товарищество или кооператив указывает реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер, наименование принявшего акт органа), которыми установлены такие тарифы (цены). Сведения о тарифах (ценах) приводятся по состоянию на день раскрытия информации и подлежат обновлению в сроки,
- сведения о тарифах (ценах) на коммунальные услуги, которые применяются управляющей организацией, товариществом или кооперативом для расчета размера платежей для потребителей.
По результатам проведенной проверки 12.02.2013 прокурором Центрального района г. Калининграда вынесено постановление о возбуждении в отношении ООО "УК Эдельвейс" дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
Указанное постановление и материалы проверки направлены для рассмотрения по существу в Жилищную инспекцию (Службу) Калининградской области.
Постановлением ГЖИ N 73 от 27.03.2013 ООО "УК Эдельвейс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации.
В соответствии с частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Стандарта под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Пунктом 3 Стандарта предусмотрено, что управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующую информацию:
а) общая информация об управляющей организации, о товариществе и кооперативе;
б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива;
в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Перечень сведений, подлежащих раскрытию по каждому блоку информации, для управляющих организаций определен пунктами 8 - 14 Стандарта.
В силу пункта 5 Стандарта управляющими организациями информация раскрывается путем: обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность (подпункт "а").
- При этом, в рамках общей информации об управляющей организации раскрытию подлежит перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем календарном году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления (пункт 8 "е" Стандарта);
- В рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат следующие сведения (пункт 11 "б" Стандарта):
- сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать:
- - план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана;
- - сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год;
- - сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год;
- - сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В соответствии с пунктом 13 Стандарта, информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать:
а) описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг);
Согласно пункту 14 Стандарта в рамках информации о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы раскрытию подлежат следующие сведения:
а) перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация, товарищество или кооператив закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация, товарищество или кооператив закупает их у ресурсоснабжающих организаций;
б) тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация, товарищество или кооператив закупает коммунальные ресурсы. При этом управляющая организация, товарищество или кооператив указывает реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер, наименование принявшего акт органа), которыми установлены такие тарифы (цены). Сведения о тарифах (ценах) приводятся по состоянию на день раскрытия информации и подлежат обновлению в сроки, указанные в пункте 16 настоящего документа;
в) тарифы (цены) на коммунальные услуги, которые применяются управляющей организацией, товариществом или кооперативом для расчета размера платежей для потребителей.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что размещение в сети Интернет информации, поименованной в Стандарте, является обязательным, поскольку такая информация должна быть доступна неограниченному кругу лиц, а не только жильцам многоквартирных домом, обслуживаемых управляющей компанией.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что на официальном сайте ООО "УК Эдельвейс" www.kosma-kaliningrad.ru указанные выше сведения, подлежащие обязательному раскрытию, не размещены.
Вместе с тем, суд посчитал, что административным органом не опровергнуты доводы общества о размещении необходимой информации на официальном сайте Администрации городского округа "Город Калининград", и, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, пунктом 2 статьи 211 АПК РФ, признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.
Апелляционная инстанция не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции в связи со следующим.
Как отмечалось выше, в соответствии с требованиями пункта 5 Стандарта управляющими организациями информация раскрывается путем обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в данном случае, www.reformagkh.ru), а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность.
Как следует из материалов дела, во исполнение приказа о проведении документарной внеплановой проверки от 06.02.2013 N 249 ООО "УК Эдельвейс" направило в адрес ГЖИ письмо N 91 от 05.03.2012, адресованное заместителю председателя комитета городского хозяйства ГО "Город Калининград", в котором указало, что информация о деятельности организации согласно требованиям Стандарта опубликована на созданном для этих целей сайте www.kosma-kaliningrad.ru (т. 1, л.д. 62).
Указанный сайт указан и собственникам жилых помещений, что подтверждается представленными в материалы дела фотоматериалами (т. 2, л.д. 28).
Сведений об ином сайте (в том числе о сайте Администрации городского округа "Город Калининград") ООО УК "Эдельвейс" не сообщало ни проверяющим, ни собственникам жилых помещений.
Поскольку общество в соответствии с пунктом 5 Стандарта определило для обязательного опубликования информации собственный специально созданный сайт, на котором не в полном объеме размещены сведения, подлежащие обязательному раскрытию, размещение информации на сайте органа исполнительной власти (если оно имело место) само по себе не свидетельствует о соблюдении заявителем установленного стандартом раскрытия информации порядка и способа раскрытия информации и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
Таким образом, апелляционная инстанция соглашается с подателем жалобы, что ООО "УК Эдельвейс" не обеспечен доступ неограниченного круга лиц к информации в полном объеме в соответствии с требованиями Постановления N 731 путем обязательного опубликования в сети Интернет на выбранном управляющей организацией сайте, что образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
Доказательств невозможности соблюдения требований Стандарта в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые общество не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии в его действиях вины во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу о наличии в действиях управляющей компании состава вменяемого административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции, оценив характер и степень общественной опасности допущенного заявителем правонарушения, исходя из пренебрежительного отношения общества как управляющей организации к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере управления многоквартирными домами, не усматривает оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного обществом правонарушения малозначительным.
Учитывая вышеизложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе ООО "УК Эдельвейс" в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 18 июля 2013 года по делу N А21-3364/2013 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Эдельвейс" (236013, Калининград, ул. Карташева, 86, ОГРН 1083925041738) об оспаривании постановления Государственной жилищной инспекции Калининградской области (236040, Калининград, ул. Барнаульская, 4) N 73 от 27.03.2013 отказать.

Председательствующий
Е.А.ФОКИНА

Судьи
И.Б.ЛОПАТО
И.Г.САВИЦКАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)