Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛОГОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 07.08.2013 N 33-3613/2013

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 августа 2013 г. N 33-3613/2013


Судья Решетов В.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Соколовой М.В.,
судей Теплова И.П., Федосеевой О.А.,
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя С.М. по доверенности С.А. на решение Междуреченского районного суда от 11 июня 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований представителя истицы С.А. в интересах С.М. к администрации поселения Старосельское Междуреченского муниципального района Вологодской области о признании незаконным и не порождающих правовых последствий распоряжения Главы указанного сельского поселения от 31.01.2013 N ... "Об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", в части отказа в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, а также, в возложении обязанности на администрацию указанного сельского поселения поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Теплова И.П., объяснения представителя С.М. по доверенности С.А., судебная коллегия

установила:

представитель С.М. по доверенности С.А. обратился 18.03.2013 в суд с исковым заявлением об оспаривании действий администрации Старосельского сельского поселения Междуреченского муниципального района.
В обоснование требований указал, что С.М. является ветераном Великой Отечественной войны, вдовой участника Великой Отечественной войны, зарегистрирована и проживает в неблагоустроенном жилом доме общей площадью 47,1 кв. м, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем ей на праве собственности, износ дома на 2010 год составляет 64%, другого жилья истица не имеет.
Распоряжением Главы поселения Старосельское Междуреченского муниципального района N ... от 31.01.2013 С.М. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации (представленные заявителем документы не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях) без проведения соответствующего обследования дома.
Просил признать незаконным и не порождающим правовых последствий указанное распоряжение, обязать данную администрацию поставить С.М. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, с момента подачи заявления о принятии на учет.
В судебное заседание истец С.М. не явилась, ее представитель по доверенности С.А. заявленные требования поддержал, пояснил, что деревянный дом является непригодным для проживания, не согласился с заключением межведомственной комиссии от 20.05.2013, составленным на основании определения суда, согласно которому дом является пригодным для проживания, но требует капитального ремонта (замена первого ряда бревен (поскольку отсутствует фундамент), электропроводки, ремонт печи, кровли).
Представитель ответчика администрации Старосельского поселения Междуреченского муниципального района по доверенности С.Н. иск не признала, ссылаясь на обоснованность отказа в принятии на учет истицы, которая является собственником жилого помещения, общая площадь которого составляет более учетной нормы предоставления жилого помещения, существующей на территории поселения (18 кв. м на одного человека).
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель С.М. по доверенности С.А. просит решение суда отменить принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Указывает, что согласно справке ГП ВО "Вологдатехинвентаризация" от 26.06.2013 износ дома составляет 69%, а заключение межведомственной комиссии вынесено с нарушением установленного порядка, поскольку комиссией необоснованно не истребованы дополнительные документы, не привлечены эксперты специализированных организаций.
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда, проверив законность и обоснованность судебного постановления в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно требованиям статей 254, 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
В соответствии с требованиями п. 1 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Данные обязательства являются расходными обязательствами федерального бюджета, которые переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 2 Закона Вологодской области от 06.04.2009 N 1985-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления наделены указанными государственными полномочиями по обеспечению жильем данной категории граждан за счет средств федерального бюджета, которые ими осуществляются на основании положений Закона Вологодской области от 29.06.2005 N 1307-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан".
В целях реализации указанных полномочий органы местного самоуправления муниципальных районов на основании списков, составленных органами местного самоуправления городских и сельских поселений, ведущими учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, формируют сводные по району списки граждан указанной категории и в срок до 15 февраля планируемого года представляют указанные списки в департамент труда и социального развития области (п. 1.3 Порядка регулирования некоторых вопросов предоставления жилых помещений по договорам социального найма или единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, установленной Федеральным законом "О ветеранах", утвержденного постановлением Правительства Вологодской области N 49 от 29.01.2010).
Основанием для обеспечения указанной категории лиц в соответствии с Указом Президента РФ N 714 от 07.05.2008 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" является их нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Статья 52 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает порядок принятия на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в орган местного самоуправления по месту своего жительства.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с п. п. 4 и 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Из материалов дела усматривается, что С.М., <ДАТА> года рождения, является ветераном Великой Отечественной войны, вдовой участника Великой Отечественной войны, инвалидом N ... группы, собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 47,1 кв. м, проживает в указанном доме одна.
Распоряжением администрации Старосельского поселения Междуреченского муниципального района N ... от 31.01.2013 С.М. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК Российской Федерации, поскольку представленные документы не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении (дом не признан ветхим или аварийным, обеспеченность общей площадью превышает учетную норму для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях).
Согласно заключению межведомственной комиссии, созданной распоряжением главы Междуреченского муниципального района N ... от 13.06.2007, составленному на основании определения суда от 22.04.2013, технического паспорта БТИ на 2010 год, свидетельства о праве собственности, акта обследования данного жилого дома, проведенного межведомственной комиссией 20.05.2013, указанный дом соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, признан пригодным для проживания.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
В силу пункта 7 указанного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия.
Согласно п. 8 указанного Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В п. 42 Положения указано, что комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
На основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
При разрешении настоящего спора суд первой инстанции правомерно принял во внимание юридически значимые обстоятельства: соответствие заключения межведомственной комиссии по оценке жилых помещений жилищного фонда района N ... от 20.05.2013 о пригодности для постоянного проживания жилого дома <адрес> требованиям вышеуказанного Положения, отсутствие нарушений установленной законом процедуры проведения обследования жилого помещения и принятия заключения, обеспеченность С.М. общей площадью жилого помещения, признанного пригодным для проживания, более учетной нормы.
В соответствии с требованиями части 4 статьи 258 ГПК Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Учитывая, что распоряжение Главы поселения Старосельское Междуреченского муниципального района N ... от 31.01.2013 об отказе С.М. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях соответствует требованиям действующего законодательства, не нарушает жилищных прав истца, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований является обоснованным.
Ссылка в апелляционной жалобе на справку N ..., выданную 26.06.2013 Междуреченским филиалом государственного предприятия Вологодской области "ВОЛОГДАТЕХИНВЕНТАРИЗАЦИЯ", технический паспорт указанного жилого дома, составленный данным предприятием по состоянию на 26.06.2013, обозренный судебной коллегией по ходатайству представителя истца при рассмотрении его апелляционной жалобы, согласно которым износ спорного дома на 2013 год составляет 69%, не может быть принята во внимание, поскольку данное доказательство не было предметом исследования суда первой инстанции при разрешении настоящего спора.
В силу части 2 статьи 195 ГПК Российской Федерации суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Остальные доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают вышеизложенных выводов, основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и правового значения не имеют.
При данных обстоятельствах решение суда является правомерным, оснований для удовлетворения доводов апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Междуреченского районного суда от 11 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя С.М. по доверенности С.А. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)