Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 17.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-5656/2013

Разделы:
Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья); Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 июля 2013 г. по делу N 33-5656/2013


Судья Чепрасов О.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Параскун Т.И.,
судей Блинова В.А., Белодеденко И.Г.,
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 07 мая 2013 года по делу
по иску П.В., П.О. к Комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула о возложении обязанности произвести установку приборов учета.
Заслушав доклад судьи Блинова В.А., судебная коллегия

установила:

П.В., П.О. обратились в суд к КЖКХ г. Барнаула с иском о возложении на ответчика обязанности в срок до (дата) установить в квартире N <адрес> приборы учета холодного и горячего водоснабжения, а также обеспечить ввод установленных приборов в эксплуатацию.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что они являются нанимателями вышеуказанного жилого помещения. Действующим законодательством об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности предусмотрена обязанность собственников жилых помещений по обеспечению оснащения таких домов общедомовыми и индивидуальными приборами учета используемой воды, электрической энергии и газа. Поскольку занимаемое истцами жилое помещение является муниципальной собственностью, они обратились в КЖКХ г. Барнаула с требованием установить в квартире индивидуальные приборы учета водоснабжения. Согласно ответу КЖКХ г. Барнаула от 31.07.2012 Комитет не может произвести установку индивидуальных приборов учета воды, так как бюджетом города на 2012 расходы на установку индивидуальных приборов учета не предусмотрены. Кроме того, согласно дополнению от 17.01.2013 к указанному ответу сообщено, что вопрос о финансировании работ по установке индивидуальных приборов учета энергоресурсов в жилых помещениях муниципального жилищного фонда решается. В соответствии с п. 13 Постановления администрации Алтайского края от 26.07.2012 об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными и индивидуальными приборами учета используемых воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии в срок до 1.07.2012. Однако индивидуальные приборы учета в занимаемом истцами жилом помещении до настоящего времени так и не установлены, чем нарушаются права нанимателей, поскольку они вынуждены оплачивать услуги по водоснабжению и водоотведению не по факту их потребления, а по нормативам, что значительно превышает объем потребляемых услуг.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 7 мая 2013 года исковые требования удовлетворены.
На КЖКХ г. Барнаула возложена обязанность в срок до 01.07.2013 установить в квартире <адрес> индивидуальные приборы учета холодного и горячего водоснабжения и обеспечить ввод установленных приборов в эксплуатацию.
С КЖКХ г. Барнаула в пользу П.В., П.О. в равных долях взысканы расходы на оплату юридических услуг <данные изъяты>. и госпошлина <данные изъяты>.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указывает, что приборы учета в спорном жилом помещении не были установлены до 01.07.2012 по причине того, что бюджетом города на 2012 год расходы на выполнение данных работ не предусмотрены. В соответствии с законом об энергоснабжении и энергетической эффективности собственники, не исполнившие до указанного срока обязанности по оснащению жилых помещений в многоквартирных домах приборами учета, должны обеспечить допуск ресурсоснабжающих организацией, управляющий организаций, ТСЖ к местам установки приборов учета и оплатить расходы на выполнение данных работ в срок до 01.07.2013. Дом, в котором проживают истцы, находится в управлении ТСЖ "***". Таким образом, ТСЖ обязано установить соответствующие приборы учета за счет собственных средств, а в последующем обратиться за взысканием расходов на установку этих приборов учета с собственника помещения многоквартирного дома. Кроме того, согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 о предоставлении коммунальных услуг потребитель обязан в целях учета потребляемых коммунальных услуг использовать индивидуальные приборы учета, то есть данная обязанность лежит на потребителе коммунальной услуги, которым является наниматель. Поскольку работы по установке прибора учета можно отнести к работам по ремонту инженерного оборудования, что является текущим ремонтом, данные работы должны выполняться за счет потребителя.
В возражениях на апелляционную жалобу истцы просят оставить решение суда без изменения, указывая, что обязанность по установке индивидуальных приборов учета не может быть возложена на ТСЖ "***", поскольку ТСЖ собственником занимаемого истцами жилого помещения не является.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение полномочий, предоставленных ему в соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правительство Российской Федерации утвердило Правила, регулирующие отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1 Правил).
Согласно пункту 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 в целях учета потребленных коммунальных услуг на потребителя данных услуг возложена обязанность использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие проверку.
В силу пунктов 80 - 81 данных Правил учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие проверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения (п. 81 Правил).
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
При этом под индивидуальным прибором учета в данных Правилах понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении.
Судом установлено, что П.В. и П.О. являются нанимателями жилого помещения - <адрес> многоквартирном доме по <адрес>, проживают в указанной квартире на основании ордера.
Собственником данного жилого помещения является муниципальное образование - город Барнаул в лице Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула (л.д. 4).
В целях установки в жилом помещении индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения истцы обратились в КЖКХ г. Барнаула с соответствующим заявлением.
Как следует из ответа КЖКХ г. Барнаула от (дата) и последующих дополнений к данному ответу от (дата) и (дата), комитет не имеет возможности произвести установку индивидуальных приборов учета воды, поскольку бюджетом города на 2012 год расходы на установку индивидуальных приборов учета не предусмотрены. В настоящее время комитетом разрабатывается проект о внесении изменений в решение Барнаульской городской Думы об утверждении положения о полномочиях органов местного самоуправления, в соответствии с которым в перечень расходных обязательств муниципального образования городского округа - <адрес> будет включено финансирование расходов на установку индивидуальных приборов учета в жилых помещениях муниципального жилищного фонда.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что обязанность по оснащению жилых помещений в многоквартирных жилых домах индивидуальными приборами учета возложена законодателем на собственников указанных помещений.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Таким образом, обязанность по оснащению многоквартирных жилых домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета возложена законодателем на собственников помещений в многоквартирных домах и довод апелляционной жалобы представителя Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула о том, что ТСЖ "***" обязано установить соответствующие приборы учета электрической энергии за счет собственных средств с последующим взысканием расходов с собственника помещения многоквартирного дома судебная коллегия находит несостоятельным.
Обязанность собственника жилого помещения нести бремя содержания принадлежащего ему имущества следует также из общих положений гражданского и жилищного законодательства (ст. 210 ГК РФ и ст. 30 ЖК РФ).
Кроме того, как следует из содержания ответов КЖКХ г. Барнаула на обращение истцов по вопросу установки приборов учета воды, Комитет не оспаривал свою обязанность как собственника занимаемого истцами жилого помещения по установке приборов учета в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ.
В соответствии со статьями 65 и 67 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающими права и обязанности наймодателя и нанимателя жилого помещения по договору социального найма, наймодатель жилого помещения обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения, а наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан в том числе проводить текущий ремонт жилого помещения, а также выполнять и другие обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения.
Согласно типовому договору социального найма жилого помещения, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 N 315, к текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет, относятся побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).
Таким образом, суд верно указал, что установка приборов учета не относится к работам по текущему ремонту жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что судом правильно и в полном объеме установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального права. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 7 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Барнаула без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)