Судебные решения, арбитраж
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Председательствующий - Сатлаев А.Ф.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего - Алексиной М.В.
судей - Сумачаковой Н.И., Солоповой И.В.
при секретаре - Т.
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя отдела труда и социального развития администрации Чемальского района Республики Алтай Я. на решение Чемальского районного суда Республики Алтай от 21 июня 2010 года, которым
в удовлетворении исковых требований Б. ФИО12 к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству Финансов Республики Алтай, Министерству труда и социального развития об обязании перечислить отделу труда и социального развития администрации МО "Чемальский район" денежные средства в размере коп. для обеспечения недополученным твердым топливом - дровами, углем отказано. Обязан отдел труда и социального развития муниципального образования "Чемальский район" обеспечить Б. ФИО13 недополученным твердым топливом - дровами в объеме куб. м, углем т.
Заслушав доклад судьи Сумачаковой Н.И., судебная коллегия
установила:
Б. обратилась в суд с исками к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Республики Алтай, Министерству труда и социального развития Республики Алтай, отделу труда и социального развития администрации "Чемальский район" об обязании перечислить отделу труда и социального развития администрации МО "Чемальский район" денежные средства в размере руб. коп. для обеспечения недополученным твердым топливом - дровами, углем и обязании обеспечить недополученным твердым топливом - дровами в объеме куб. м, углем т. В обоснование исков Б. ссылается на то, что она работала в МОУ Чемальская СОШ в должности учителя математики с 15 августа 1968 года по 11 сентября 2008 года, проживает в сельской местности. На основании Закона РФ N 3266-1 от 10.07.1992 г. "Об образовании", Закона РА N 78-Р от 07.07.2008 г. "О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай" имеет право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, в том числе, приобретение и доставка твердого топлива при отсутствии центрального отопления. Отделом труда и социального развития администрации муниципального образования "Чемальский район" недопоставлено ей дров и угля за 2008, 2009 годы в размере м. куб. дров, т. угля.
Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого и направлении дела на новое рассмотрение просит в кассационной жалобе представитель отдела труда и социального развития администрации Чемальский район Республики Алтай Я. В обоснование жалобы указывает на то, что финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией Закона Республики Алтай N 78-РЗ от 7 июля 2008 года "О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай" осуществляется за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели. Исходя из Постановления Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года N 246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ", распоряжения Совета Министров СССР от 24 июля 1949 года N 11433-р, предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам является прерогативой государства. Наделение субъектов РФ правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки направлено на совершенствование механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению данной льготы. Бюджет муниципального образования не может отвечать по обязательствам государства. Исходя из ст. 6, п. 1 ст. 84 БК РФ, п. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", ст. 4, ч. 5 ст. 3 Закона 78-РЗ, Постановления от 10 июля 2009 года N 128 меры социальной поддержки признаются федеральной мерой социальной поддержки, финансовое обеспечение предоставления корой осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ с участием федерального бюджета. Именно Российская Федерация за счет казны РФ обязана предоставлять финансовые средства на предоставление указанных мер. Исполнение вышеуказанного обязательства государства по обеспечению и предоставлению твердого топлива подлежит возложению на всех ответчиков по делу, поскольку от каждого из них в равной степени зависит надлежащее исполнение отдельной части указанных обязательств.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя отдела труда и социального развития администрации МО "Чемальский район" Р., представителя Министерства финансов Республики Алтай С., поддержавших доводы жалобы, представителя Министерства финансов Российской Федерации П., полагавшую решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Российской Федерации подлежащим оставлению без изменения, в остальной части решение суда подлежащим отмене, представителя Б. - Г., полагавшую решение суда законны и обоснованным, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" пенсионеры и педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 6 мая 2003 г. N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Статьей 1 Закона Республики Алтай от 7 июля 2008 года N 78-РЗ "О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай" предусмотрено - в связи с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам по оплате жилого помещения, отопления и освещения подлежат возмещению следующие виды расходов: плата за жилое помещение, в том числе плата по договору найма жилого помещения, входящего в частный жилищный фонд; плата за электроснабжение жилого помещения в части освещения; плата за отопление жилого помещения, в том числе приобретение и доставка твердого топлива при отсутствии центрального отопления.
Как следует из материалов дела, перед проживающей в сельской местности Б., работавшей учителем математики в МОУ Чемальская СОШ с 15 августа 1968 года по 11 сентября 2008 года образовалась задолженность по предоставлению мер социальной поддержки - ею недополучены твердое топливо дрова в объеме куб. м, уголь в объеме т.
Факт образовавшейся задолженности, а также факт наличия у педагогического работника образовательного учреждения Чемальского района Б. права на получение мер социальной поддержки в натуральной форме в виде обеспечения твердым топливом сторонами не оспаривается.
Возлагая на Муниципальное образование "Чемальский район" обязанность по обеспечению педагогических работников недополученным твердым топливом - дровами, суд обоснованно исходил из того, что, федеральное законодательство сохраняет за педагогическими работниками образовательных учреждений право на получение бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности в натуральной форме, без ограничения в размерах площади используемого ими жилья, а также потребления коммунальных услуг.
Судебная коллегия находит заслуживающими внимание пояснения суду кассационной инстанции представителя Министерства финансов Российской Федерации П. о том, что удовлетворение требований истицы должно производиться из средств бюджета Республики Алтай с учетом федеральных средств, в связи с чем, ответчиком по указанным требованиям должно выступать Министерство финансов Республики Алтай.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции об удовлетворении требований Б. о взыскании задолженности по предоставлению мер социальной поддержки в натуральном выражении и возложении обязанности по их предоставлению на отдел труда и социального развития муниципального образования "Чемальский район" является правильным.
Истица избрала способом защиты нарушенного права - возложение обязанности на отдел муниципального образования предоставить в натуральном виде недополученное топливо (уголь и дрова). Такая обязанность могла быть возложена только на орган, который в конечном итоге предоставляет данную меру гражданину.
Механизм реализации мер социальной поддержки Б. предполагает распределение средств республиканского и федерального бюджета, направляемых на эти цели в Республику Алтай через органы местного самоуправления на местах. В связи с этим, доводы жалобы, сводящиеся к незаконности возложения на отдел труда и социального развития муниципальное образование "Чемальский район" обязанности по предоставлению соответствующих льгот не влекут отмены принятого судом первой инстанции решения.
В судебном заседании ответчик - отдел труда и социального развития администрации МО "Чемальский район" не отрицал, что нарушил право истицы в поставке твердого топлива, произвел расчет задолженности в недополученном топливе во взысканном судом размере. Несогласие с решением у кассатора выражается в целом в связи с тем, что муниципальному образованию недофинансированы субъектом данные расходы.
Вместе с тем, право Б. на своевременное получение предоставленных ей законодательством социальных льгот не может быть поставлено в зависимость от расчетов между бюджетами.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что при рассмотрении дела судом не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного постановления, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Чемальского районного суда Республики Алтай от 21 июня 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя отдела труда и социального развития администрации Чемальского района Республики Алтай Я. - без удовлетворения.
Председательствующий
М.В.АЛЕКСИНА
Судьи
Н.И.СУМАЧАКОВА
И.В.СОЛОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ ОТ 01.12.2010 ПО ДЕЛУ N 33-751
Разделы:Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 декабря 2010 г. по делу N 33-751
Председательствующий - Сатлаев А.Ф.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего - Алексиной М.В.
судей - Сумачаковой Н.И., Солоповой И.В.
при секретаре - Т.
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя отдела труда и социального развития администрации Чемальского района Республики Алтай Я. на решение Чемальского районного суда Республики Алтай от 21 июня 2010 года, которым
в удовлетворении исковых требований Б. ФИО12 к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству Финансов Республики Алтай, Министерству труда и социального развития об обязании перечислить отделу труда и социального развития администрации МО "Чемальский район" денежные средства в размере коп. для обеспечения недополученным твердым топливом - дровами, углем отказано. Обязан отдел труда и социального развития муниципального образования "Чемальский район" обеспечить Б. ФИО13 недополученным твердым топливом - дровами в объеме куб. м, углем т.
Заслушав доклад судьи Сумачаковой Н.И., судебная коллегия
установила:
Б. обратилась в суд с исками к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Республики Алтай, Министерству труда и социального развития Республики Алтай, отделу труда и социального развития администрации "Чемальский район" об обязании перечислить отделу труда и социального развития администрации МО "Чемальский район" денежные средства в размере руб. коп. для обеспечения недополученным твердым топливом - дровами, углем и обязании обеспечить недополученным твердым топливом - дровами в объеме куб. м, углем т. В обоснование исков Б. ссылается на то, что она работала в МОУ Чемальская СОШ в должности учителя математики с 15 августа 1968 года по 11 сентября 2008 года, проживает в сельской местности. На основании Закона РФ N 3266-1 от 10.07.1992 г. "Об образовании", Закона РА N 78-Р от 07.07.2008 г. "О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай" имеет право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, в том числе, приобретение и доставка твердого топлива при отсутствии центрального отопления. Отделом труда и социального развития администрации муниципального образования "Чемальский район" недопоставлено ей дров и угля за 2008, 2009 годы в размере м. куб. дров, т. угля.
Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого и направлении дела на новое рассмотрение просит в кассационной жалобе представитель отдела труда и социального развития администрации Чемальский район Республики Алтай Я. В обоснование жалобы указывает на то, что финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией Закона Республики Алтай N 78-РЗ от 7 июля 2008 года "О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай" осуществляется за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели. Исходя из Постановления Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года N 246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ", распоряжения Совета Министров СССР от 24 июля 1949 года N 11433-р, предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам является прерогативой государства. Наделение субъектов РФ правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки направлено на совершенствование механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению данной льготы. Бюджет муниципального образования не может отвечать по обязательствам государства. Исходя из ст. 6, п. 1 ст. 84 БК РФ, п. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", ст. 4, ч. 5 ст. 3 Закона 78-РЗ, Постановления от 10 июля 2009 года N 128 меры социальной поддержки признаются федеральной мерой социальной поддержки, финансовое обеспечение предоставления корой осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ с участием федерального бюджета. Именно Российская Федерация за счет казны РФ обязана предоставлять финансовые средства на предоставление указанных мер. Исполнение вышеуказанного обязательства государства по обеспечению и предоставлению твердого топлива подлежит возложению на всех ответчиков по делу, поскольку от каждого из них в равной степени зависит надлежащее исполнение отдельной части указанных обязательств.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя отдела труда и социального развития администрации МО "Чемальский район" Р., представителя Министерства финансов Республики Алтай С., поддержавших доводы жалобы, представителя Министерства финансов Российской Федерации П., полагавшую решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Российской Федерации подлежащим оставлению без изменения, в остальной части решение суда подлежащим отмене, представителя Б. - Г., полагавшую решение суда законны и обоснованным, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" пенсионеры и педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 6 мая 2003 г. N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Статьей 1 Закона Республики Алтай от 7 июля 2008 года N 78-РЗ "О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай" предусмотрено - в связи с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам по оплате жилого помещения, отопления и освещения подлежат возмещению следующие виды расходов: плата за жилое помещение, в том числе плата по договору найма жилого помещения, входящего в частный жилищный фонд; плата за электроснабжение жилого помещения в части освещения; плата за отопление жилого помещения, в том числе приобретение и доставка твердого топлива при отсутствии центрального отопления.
Как следует из материалов дела, перед проживающей в сельской местности Б., работавшей учителем математики в МОУ Чемальская СОШ с 15 августа 1968 года по 11 сентября 2008 года образовалась задолженность по предоставлению мер социальной поддержки - ею недополучены твердое топливо дрова в объеме куб. м, уголь в объеме т.
Факт образовавшейся задолженности, а также факт наличия у педагогического работника образовательного учреждения Чемальского района Б. права на получение мер социальной поддержки в натуральной форме в виде обеспечения твердым топливом сторонами не оспаривается.
Возлагая на Муниципальное образование "Чемальский район" обязанность по обеспечению педагогических работников недополученным твердым топливом - дровами, суд обоснованно исходил из того, что, федеральное законодательство сохраняет за педагогическими работниками образовательных учреждений право на получение бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности в натуральной форме, без ограничения в размерах площади используемого ими жилья, а также потребления коммунальных услуг.
Судебная коллегия находит заслуживающими внимание пояснения суду кассационной инстанции представителя Министерства финансов Российской Федерации П. о том, что удовлетворение требований истицы должно производиться из средств бюджета Республики Алтай с учетом федеральных средств, в связи с чем, ответчиком по указанным требованиям должно выступать Министерство финансов Республики Алтай.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции об удовлетворении требований Б. о взыскании задолженности по предоставлению мер социальной поддержки в натуральном выражении и возложении обязанности по их предоставлению на отдел труда и социального развития муниципального образования "Чемальский район" является правильным.
Истица избрала способом защиты нарушенного права - возложение обязанности на отдел муниципального образования предоставить в натуральном виде недополученное топливо (уголь и дрова). Такая обязанность могла быть возложена только на орган, который в конечном итоге предоставляет данную меру гражданину.
Механизм реализации мер социальной поддержки Б. предполагает распределение средств республиканского и федерального бюджета, направляемых на эти цели в Республику Алтай через органы местного самоуправления на местах. В связи с этим, доводы жалобы, сводящиеся к незаконности возложения на отдел труда и социального развития муниципальное образование "Чемальский район" обязанности по предоставлению соответствующих льгот не влекут отмены принятого судом первой инстанции решения.
В судебном заседании ответчик - отдел труда и социального развития администрации МО "Чемальский район" не отрицал, что нарушил право истицы в поставке твердого топлива, произвел расчет задолженности в недополученном топливе во взысканном судом размере. Несогласие с решением у кассатора выражается в целом в связи с тем, что муниципальному образованию недофинансированы субъектом данные расходы.
Вместе с тем, право Б. на своевременное получение предоставленных ей законодательством социальных льгот не может быть поставлено в зависимость от расчетов между бюджетами.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что при рассмотрении дела судом не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного постановления, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Чемальского районного суда Республики Алтай от 21 июня 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя отдела труда и социального развития администрации Чемальского района Республики Алтай Я. - без удовлетворения.
Председательствующий
М.В.АЛЕКСИНА
Судьи
Н.И.СУМАЧАКОВА
И.В.СОЛОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)