Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 06.08.2013 ПО ДЕЛУ N А56-76588/2012

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 августа 2013 г. по делу N А56-76588/2012


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Казанцевой Р.В., судей Марьянковой Н.В. и Нефедовой О.Ю., при участии от открытого акционерного общества "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области" Маслениковой Н.Г. (доверенность от 15.04.2013), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.05.2013 по делу N А56-76588/2012 (судьи Данилова Н.П., Васильева Н.В., Егорова Д.А.),

установил:

Открытое акционерное общество "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области", место нахождения: 188800, Ленинградская обл., Выборгский р-н, г. Выборг, Железнодорожная ул., д. 2-4, ОГРН 1054700176464 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с уточненным заявлением о признании решения Совета депутатов муниципального образования "Высоцкое городское поселение" Выборгского района Ленинградской области (далее - Совет депутатов) от 23.10.2012 N 165 "Об отмене решения Совета депутатов муниципального образования "Советское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области от 15.05.2012 N 144 "Об установлении размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения", опубликованного 29.10.2012 в газете "Выборг", недействующим как несоответствующим части 7 статьи 156, части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктам 31, 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Решением от 23.05.2013 в признании недействующим решения Совета депутатов от 23.10.2012 N 165 отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неверное установление обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, просит решение отменить, заявление удовлетворить.
По мнению подателя жалобы, в отсутствие решения собственников помещений об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на 2012 год, размер такой платы был установлен Советом депутатов в решении от 15.05.2012 N 144. Данное решение принято в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Решение Совета депутатов от 23.10.2012 N 165 не мотивировано, не содержит оснований для отмены решения от 15.05.2012 N 144.
Общество, применяя размер платы, установленный решением Совета депутатов от 31.01.2011 N 82, не может в полной мере обеспечить надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, что подтверждается справкой о выпадающих доходах.
Отказывая в удовлетворении требования, суд не указал, в чем заключается неопределенность значений, содержащихся в приложении N 1 к решению Совета депутатов 15.05.2012 N 144.
Предложенная производственная программа Общества по техническому обслуживанию многоквартирных домов на 2012 год в полной мере содержит перечень услуг и работ, объем и условия их оказания и выполнения, а также сумму затрат.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Общества поддержал кассационную жалобу.
Совет депутатов надлежаще уведомлен о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, просил рассмотреть жалобу в отсутствие своих представителей.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Совета депутатов от 15.05.2012 N 144 (далее - Решение N 144), опубликованным 29.10.2012 в газете "Выборг", установлен размер платы за пользование жилым помещением (плата за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, а также для собственников жилых помещений, которые не приняли на общем собрании решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирных домах согласно приложению N 1 к решению.
Выборгский городской прокурор, принеся протест от 28.09.2012 N 07-20-2012, потребовал отменить Решение N 144, ссылаясь на его несоответствие требованиям действующего жилищного законодательства.
По результатам рассмотрения протеста прокурора Совет депутатов принял решение от 23.10.2012 N 165 (далее - Решение N 165) "Об отмене решения Совета депутатов муниципального образования "Высоцкое городское поселение" Выборгского района Ленинградской области от 15.05.2012 N 144 "Об установлении размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения".
Поскольку Решение N 165 представляет собой официальный документ, принятый в установленной законом форме органом местного самоуправления при осуществлении властных полномочий, и устанавливает правовые нормы (правила поведения), адресованные неопределенному кругу лиц, то оно является нормативным правовым актом и подлежит проверке арбитражным судом по правилам, установленным главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Общество, полагая, что Решение N 165 не соответствует положениям ЖК РФ и Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), и его принятие повлечет за собой причинение убытков в сумме 76 735 руб. 78 коп., обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Суд первой инстанции заявление Общества отклонил, признал Решение N 165 соответствующим части 7 статьи 156, части 4 статьи 158 ЖК РФ и пунктам 31, 34 Правил N 491.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого решения от 23.05.2013.
В соответствии со статьей 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (часть 3). Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7).
Частью 4 статьи 158 ЖК РФ установлено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Из указанных норм следует, что установление и изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений многоквартирного дома осуществляется прежде всего на основании соответствующего решения общего собрания этих собственников, а в домах, где созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, на основании решения органов управления последних.
Соблюдение данной процедуры направлено на защиту прав и законных интересов таких лиц, а также пресечения со стороны управляющей организации по своему собственному усмотрению изменения платы в одностороннем порядке.
Оплата расходов собственниками помещений в многоквартирном доме регулируется органом местного самоуправления при установлении размера платы за жилое помещение лишь в двух случаях, указанных в части 3 статьи 156 и части 4 статьи 158 ЖК РФ.
При этом согласно пункту 34 Правил N 491 в случае, если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения должен быть соразмерным утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
В соответствии с пунктом 36 Правил N 491 в случае, если собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, органом местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 158 ЖК РФ устанавливается размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Установление органом местного самоуправления размера платы за жилое помещение для собственников помещений в многоквартирных домах в иных случаях и в ином порядке действующим законодательством не предусмотрено.
Как следует из материалов дела, Совет депутатов, принимая Решение N 144, не располагал доказательствами, подтверждающими проведение общих собраний собственников помещений многоквартирных домов, расположенных в муниципальном образовании "Высоцкое городское поселение" Выборгского района Ленинградской области, по вопросу утверждения платы за содержание и ремонт жилых помещений на 2012 год.
Из текста Решения N 144 не следует, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в 2012 году для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, установлен в порядке, предусмотренном пунктом 34 Правил N 491, то есть по результатам открытого конкурса и равен цене договора управления многоквартирным домом.
Общество представило договоры управления многоквартирным домом от 19.05.2010 N 001 УПР-А, N 010 УПР-А, N 016 УПР-А в отношении домов, расположенных в г. Высоцк по адресам: ул. Портовая, д. 7; ул. Кировская, д. 2; ул. Краснофлотская, д. 4а, заключенные по результатам открытого конкурса.
В соответствии с пунктом 4.1.1 указанных договоров, размер платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, включающий в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, определен в размере 17,33 руб., 11,03 руб., и 15,75 руб. соответственно за 1 кв. м общей площади жилых помещений в месяц.
Таким образом, при принятии Решения N 144 у Совета депутатов отсутствовали основания для установления иного, чем указан в заключенных ранее по результатам конкурса договорах управления многоквартирным домом, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на 2012 год для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют результаты проверки обоснованности расчета размера платы, основанные на анализе сложившихся расходов Общества по обслуживанию жилищного фонда, и прогнозах увеличения затрат в 2012 году по отношению к 2011 году, а также сведения об определении доступности для потребителей услуг, оказываемых Обществом.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Решение N 144 в полном объеме не соответствовало требованиям действующего законодательства в сфере жилищных правоотношений, а потому Совет депутатов на основании предоставленных ему статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочий, его отменил своим Решением N 165.
По мнению суда кассационной инстанции, судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, не допущено нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловную отмену обжалуемого судебного акта, в связи с чем кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.05.2013 по делу N А56-76588/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области" - без удовлетворения.

Председательствующий
Р.В.КАЗАНЦЕВА

Судьи
Н.В.МАРЬЯНКОВА
О.Ю.НЕФЕДОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)