Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 22.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-6336

Разделы:
Перевод жилого помещения в нежилое; Жилищное право

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 июля 2013 г. по делу N 33-6336


Судья Степанова М.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего Варовой Л.Н., судей Кириенко Е.В., Панковой Т.В.,
при секретаре Ц.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 22 июля 2013 года дело по апелляционной жалобе Б.И., Б.С., Б.О. на решение Пермского районного суда Пермского края от 12 апреля 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Б.И., Б.С., Б.О. к архитектурно-строительной инспекции Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о признании ответа незаконным, возложении обязанности перевести жилое помещение в нежилое помещение - отказать".
Рассмотрев материалы дела, заслушав доклад судьи Варовой Л.П., пояснения истца Б.И., представителя истца (по устному ходатайству) Б.Т., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Б.И., Б.С., Б.О. обратились с заявлением (с учетом уточненного заявления, л.д. 25) к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о признании ответа архитектурно-строительной инспекции Комитета имущественных отношений администрации района от 14.01.2013 года незаконным, возложении обязанности перевести жилое помещение в нежилое.
Заявление мотивировано тем, что 01.08.2012 года истцы обратились в архитектурно-строительную инспекцию Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое помещение по адресу: <...>, предоставив документы согласно выданному перечню. Истцам было отказано в переводе помещения из жилого в нежилое, указано на необходимость изменения вида разрешенного использования земельного участка с "личного подсобного хозяйства" на вид разрешенного использования - "под общественную застройку". После замены вида разрешенного использования земельного участка заявители снова обратились к ответчику с аналогичным заявлением, однако им письмом от 14.01.2013 г. вновь отказано в его удовлетворении, поскольку необходимо представить техническое заключение. В силу положений ст. 23 Жилищного кодекса РФ ответчик не имеет права с них требовать иные документы, кроме документов, указанных в перечне. Поэтому считают письмо от 14.01.2013 года незаконным, отказ в переводе жилого помещения в нежилое - необоснованным.
Судом постановлено приведенное выше решение.
Истцы с решением суда не согласны, в апелляционной жалобе просят решение отменить, как незаконное и необоснованное, и принять новое решение об удовлетворении требований. Указывают на незаконность требований ответчика о предоставлении заключения по результатам обследования технического состояния конструкций здания; постоянное истребование у заявителей дополнительных документов, не содержащихся в перечне, установленном законом.
Комитетом имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района представлены письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых указано о предоставлении заявителями после вынесения обжалуемого решения суда необходимого пакета документов, и последующей выдачи положительного решения о переводе помещения истцов в нежилое, в связи с чем актуальность решения вопроса в судебном порядке отсутствует.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Б.И., ее представитель (по устному ходатайству) на удовлетворении жалобы в части признания письма от 14.01.2013 года незаконным настаивают, указывая, что изложенные в нем требование о необходимости выполнения технического обследования состояния конструкций и предоставления заключения специализированной организации о соответствии помещения требованиям безопасности не основано на законе. Перевод в нежилое помещение истцами не завершен, так как не получен акт приемочной комиссии, поэтому актуальность решения данного вопроса для них не утрачена. Требования о возложении на ответчика обязанности выдать разрешение на перевод в нежилое помещение заявители жалобы не поддерживают.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвовавших в судебном заседании суда апелляционной инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части отказа в удовлетворении требований о признании письма архитектурно-строительной инспекции Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района от 14.01.2013 г. незаконным в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Б.О., Б.И., Б.С. на праве общей долевой собственности в равных долях (по 1/3 доле каждой) принадлежит жилой дом общей площадью 431,8 кв. м по адресу: <...> (свидетельства о государственной регистрации права, л.д. 10-12).
01.08.2012 г. Б.О., Б.И., Б.С. обратились в архитектурно-строительную инспекцию Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района с заявлением о переводе жилого помещения, находящегося по адресу: <...>, в нежилое помещение (л.д. 24) и представили следующие документы: правоустанавливающие документы на переводимое помещение; план переводимого помещения с его техническим описанием (технический паспорт); подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения, согласованный с главным архитектором Пермского района, на 138 листах.
02.08.2012 г. Б.С., Б.И., Б.О. отказано в перепланировке и в переустройстве помещения по вышеуказанному адресу, поскольку действующее законодательство не предусматривает размещение магазина и занятие предпринимательской деятельностью на землях с разрешенным видом использования: для личного подсобного хозяйства (л.д. 25-27).
29.12.2012 года истцы вновь обратились в Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района с заявлением о выдаче им разрешения на перевод жилого помещения в нежилое помещение, указав в данном заявлении на устранение недостатков, на которых был основан отказ в переводе от 02.08.2012 года, и приложив к заявлению копию отказа от 02.08.2012 года N 964, копии свидетельств на земельный участок, выписку из Единого государственного реестра прав и копия кадастрового паспорта на земельный участок (л.д. 28).
Из данных Свидетельств о государственной регистрации права, выданных Управлением Росреестра по Пермскому краю 24.12.2012 года, следует, что принадлежащий на праве общей долевой собственности заявителям земельный участок, общей площадью 978 кв. м, с кадастровым номером <...>, расположенный в <...>, имеет вид разрешенного использования: под общественную застройку (л.д. 7, 8, 9).
Архитектурно-строительной инспекцией Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района 14.01.2013 года Б.С., Б.И., Б.О. дан ответ на заявление от 29.12.2012 г., в котором указано, что для получения акта приемочной комиссии, подтверждающего окончание перевода всех помещений индивидуального жилого дома в нежилые помещения, необходимо выполнить обследование технического состояния конструкций и получить заключение о соответствии требованиям безопасности, силами организаций, имеющей допуск СРО на данные виды работ, о чем ранее сообщалось в письме N СЭД-01-09-01-152 от 09.01.2013 года (л.д. 5). Данный ответ получен истцами 31.01.2013 года (л.д. 6).
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что, обращаясь с заявлением о признании незаконным письма от 14.01.2013 г., истцы требований о признании незаконными действий либо бездействия Комитета имущественных отношений не ставили, доказательств их незаконности не привели, к заявлению не приложили необходимого перечня документов (проект переустройства). Суд посчитал, что требования архитектурно-строительной инспекции Комитета имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района о предоставлении дополнительного документа в виде заключения специализированной организации о техническом состоянии конструкций дома являются законными, и дополнительно указал, что решение о переводе жилого помещения в нежилое относится к компетенции органов местного самоуправления, действия которых истцы, в случае необходимости, не лишены возможности оспорить.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В п. 2, п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Этим требованиям решение суда не отвечает.
Согласно правовой позиции, изложенной в абз. 3 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.
Принятие решения о переводе жилых помещений в нежилые в Пермском муниципальном районе отнесено к компетенции Комитета имущественных отношений администрации района, обладающим соответствующими полномочиями. Несмотря на то, что его волеизъявление (письмо от 14.01.2013 г.) в рассматриваемом деле не облечено в форму решения (в виде отказа), оно является властным и породило правовые последствия для заявителей в виде препятствий в решении вопроса перевода принадлежащего им на праве собственности жилого помещений в нежилое. В связи с указанным коллегия не может согласиться с выводом суда, что требования о признании письма от 14.01.2013 г. незаконным отличны от требований о признания незаконными действий Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района, выраженных в отказе в принятии решения о переводе жилого помещения в нежилое. Фактически указанный вывод сделан судом на основании редакции заявленных требований, без их правовой квалификации.
Законом (ст. 23 ЖК РФ) предусмотрено, что решение о переводе жилого помещения в нежилое относится к компетенции органа местного самоуправления. Законом Пермской области "Об утверждении границ и о наделении статусом муниципальных образований Пермского района Пермского края" от 01.12.2004 N 1868-402 муниципальное образование "Пермский район" наделено статусом муниципального района. Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района является функциональным органом администрации Пермского муниципального района, осуществляющим управление и распоряжение объектами недвижимости и имуществом, находящимися в муниципальной собственности, в пределах своей компетенции (п. 1.1 Положения о комитете имущественных отношений администрации Пермского муниципального района, утв. решением Земского Собрания Пермского муниципального района от 23.08.2007 N 561 (далее - Положение)). В соответствии с п. 2.2.65 Положения комитет принимает заявления о переводе жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое, принимает решение о переводе или об отказе в переводе помещения, принятого по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных документов в соответствии с действующим законодательством РФ (в рамках соглашений о передаче части полномочий органов местного самоуправления сельских поселений). Согласно п. 1.3 Положения в состав Комитета входит архитектурно-строительная инспекция, данная инспекция является структурным подразделением комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района (Положение об архитектурно-строительной инспекции, утв. Постановлением главы Пермского муниципального района от 06.05.2009 N 1058). Из указанного следует, что обжалуемое письмо Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района подготовлено уполномоченным органом, в рамках предоставленных ему полномочий, в связи с чем вывод суда в части сохранения у заявителей возможности последующего обжалования действий органа местного самоуправления, является ошибочным.
Положениями ст. 23 ЖК РФ предусмотрено, что перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).
Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переводе помещения;
2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или
- засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения) (часть 2 ст. 23)
- Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим перевод помещений, а также с указанием перечня сведений и документов, которые будут получены по межведомственным запросам (часть 3 ст. 23).
Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о переводе или об отказе в переводе помещения исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий перевод помещений (ч. 4 ст. 23).
Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4 настоящей статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений. В случае представления заявления о переводе помещения через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем. Форма и содержание данного документа устанавливаются уполномоченным
Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Орган, осуществляющий перевод помещений, одновременно с выдачей или направлением заявителю данного документа информирует о принятии указанного решения собственников помещений, примыкающих к помещению, в отношении которого принято указанное решение (ч. 5 ст. 23).
В случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения указанный в части 5 настоящей статьи документ должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо (ч. 6 ст. 23).
Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения, если для такого использования не требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ (ч. 7 ст. 23).
Если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в части 5 настоящей статьи, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 настоящей статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном частью 5 настоящей статьи документе (ч. 8 ст. 23).
Завершение указанных в части 8 настоящей статьи переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений (далее - акт приемочной комиссии). Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения (ч. 9 ст. 23).
В соответствии со ст. 24 ЖК РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае:
1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
1.1) поступления в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 ст. 23 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения;
4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Из содержания указанных выше норм права следует, что часть 2 ст. 23 ЖК РФ устанавливает перечень документов, необходимых при переводе жилого помещения в нежилое помещение, которые собственник соответствующего помещения должен представить в орган, осуществляющий такой перевод. Указанный перечень является исчерпывающим и не может быть произвольно расширен, поскольку частью 3 данной нормы установлено, что орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных частью 2 указанной статьи. В правовой норме ч. 2 ст. 23 ЖК РФ в перечень обязательных для представления документов заключение специализированной организации о техническом состоянии конструкций дома не включено, не содержится такого основания для отказа в принятии решения о переводе жилого помещения в нежилое и в ст. 24 ЖК РФ. Отказывая в выдаче решения о переводе жилого помещения в нежилое, Комитет имущественных отношений (структурное подразделение - архитектурно-строительная-инспекция) не указал правовые основания для отказа, предусмотренные ст. 24 ЖК РФ, и не сослался на норму закона, в соответствии с которой представление данного документа является для заявителей обязательным. Соглашаясь с правомерностью требований ответчика, суд не привел мотивов, в соответствии с которыми данные требования ответчика признаны им правомерными. При установленных обстоятельствах коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы являются обоснованными и письмо от 14.01.2013 г. Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района, обжалуемое в настоящем деле, не соответствует закону и подлежит признанию недействительным.
Указание судом на непредставление заявителями при обращении 29.12.2012 г. проекта переустройства не может быть признано обоснованным, так как данный документ ими был представлен ранее, сведений о его возврате материалы дела не содержат; кроме того, в обжалуемом письме указание на необходимость повторного представления данного документа отсутствует.
Поскольку 28.05.2013 г. Комитетом имущественных отношений администрации Пермского муниципального района истцам выдано уведомление о переводе жилого помещения в нежилое при условии проведения работ по переустройству помещения, оснований для отмены решения суда в части возложения обязанности на комитет имущественных отношений осуществить перевод помещения в нежилое не имеется.
Руководствуясь ст. 199, ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Пермского районного суда Пермского края от 12 апреля 2013 года отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании ответа незаконным. Принять в указанной части новое решение, которым признать письмо архитектурно-строительной инспекции Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района от 14.01.2013 года незаконным.
В остальной части решение Пермского районного суда Пермского края от 12.04.2013 года оставить без изменения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)