Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.11.2013 ПО ДЕЛУ N А12-14717/2013

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 ноября 2013 г. по делу N А12-14717/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Веряскиной С.Г., Луговского Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чумаковой А.В.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Эксплуатационная служба "Микрорайон 101" Глазкова А.В., действующего по доверенности от 08.04.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эксплуатационная служба "Микрорайон 101" (410131, г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 11, ОГРН 1073444004127, ИНН 3444144680)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 31 июля 2013 года по делу N А12-14717/2013 (судья Романов С.П.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эксплуатационная служба "Микрорайон 101" (410131, г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 11, ОГРН 1073444004127, ИНН 3444144680)
к министерству топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области (400050, г. Волгоград, ул. Рокоссовского, д. 62, ОГРН 1063444056048, ИНН 3444134770)
об оспаривании постановления об административном правонарушении,

установил:

в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Эксплуатационная служба "Микрорайон 101" (далее - заявитель, ООО "Эксплуатационная служба "Микрорайон 101") с заявлением об отмене постановления министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области (далее - административный орган, министерство) от 07 мая 2013 года N 03-05/13-074 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 2 статьи 14.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Эксплуатационная служба "Микрорайон 101" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования.
Министерство возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Административный орган явку представителя в судебное заседание не обеспечил. О месте и времени рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждено уведомлением о вручении почтового отправления N 410031 64 95913 6. Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 16 октября 2013 года, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в связи с обращением гражданки, проживающей по адресу: г. Волгоград, ул. Толстого, д 1а, кв. 49, о нарушении прав потребителя при начислении и предъявлении платы за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" на основании распоряжения от 18 марта 2013 года N 13/041-кт министерством проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ООО "Эксплуатационная служба "Микрорайон 101" обязательных требований действующего законодательства в части соблюдения порядка ценообразования при начислении и предъявлении платы за горячее водоснабжение в период с 01 января 2013 года по 28 февраля 2013 года собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Волгоград, ул. Льва Толстого, д. 1А.
В ходе внеплановой документарной проверки административным органом установлено, что ООО "Эксплуатационная служба "Микрорайон 101" в январе 2013 года при начислении и предъявлении платы за горячую воду собственникам/нанимателям жилых помещений многоквартирного дома, оборудованного индивидуальным тепловым пунктом для приготовления горячей воды, входящим в состав общего имущества многоквартирного дома, при отсутствии централизованного горячего водоснабжения применяло тариф в соответствии с постановлением министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области от 28 ноября 2012 года N 27/29 "Об установлении тарифов на горячую воду для потребителей МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" в размере 77,21 руб. /м?.
Указанный тариф на горячую воду установлен для потребителей МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство", осуществляющего непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.
По мнению административного органа, установленное обстоятельство свидетельствует о нарушении заявителем пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354.
Административный орган квалифицировал допущенное нарушение по части 2 статьи 14.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как неправомерное формирование платы за услугу централизованного горячего водоснабжения, выразившееся в неприменении тарифа на горячее водоснабжение в соответствии с требованиями действующего порядка ценообразования.
24 апреля 2013 года министерством по данному факту составлен протокол об административном правонарушении N 03-05/13-074 (т. 1 л.д. 116-119).
07 мая 2013 года по результатам рассмотрения административного дела министерством вынесено постановление о привлечении ООО "Эксплуатационная служба "Микрорайон 101" к ответственности по части 2 статьи 14.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей (т. 1 л.д. 9-12).
ООО "Эксплуатационная служба "Микрорайон 101" с указанным постановлением не согласилось и обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с требованием о его отмене в связи с малозначительностью.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что административным органом вина заявителя в совершении инкриминируемого правонарушения установлена. Суд сделал вывод об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Согласно части 2 статьи 14.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является посягательство на установленный государством порядок ценообразования.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Частями 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила), которые устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно подпункту "б" пункта 4 Правил, при отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
В соответствии с пунктом 40 Правил потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит общую плату за такую коммунальную услугу, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил и включающую как плату за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или в нежилом помещении, так и плату за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды.
В пункте 54 Правил предусмотрено, что в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулой 20 приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма двух составляющих:
- произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
- стоимость коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отнесенная на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в жилом или нежилом помещении.
Как следует из материалов проверки, в том числе из извещений на оплату, объяснений представителя ООО "Эксплуатационная служба "Микрорайон 101", заявитель при расчете платы за горячее водоснабжение в январе 2013 года применял тариф, утвержденный постановлением министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области от 28 ноября 2012 года N 27/29 "Об установлении тарифов на горячую воду для потребителей МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство".
Судами обеих инстанций установлено применение заявителем фиксированных тарифов при расчете платы за горячее водоснабжение в нарушение требований Правил, что свидетельствует о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения.
Кроме того, совершение ООО "Эксплуатационная служба "Микрорайон 101" инкриминируемого правонарушения им не оспаривается, имеющимися в деле доказательствами подтверждено.
При таких обстоятельствах административный орган обоснованно привлек заявителя к административной ответственности по части 2 статьи 14.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.
В апелляционной жалобе заявитель просит признать совершенное правонарушение малозначительным в соответствии со статьей 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статье 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии с пунктами 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Соблюдение требований законодательства о ценообразовании имеет социальную значимость и находится под постоянным особым контролем государства.
Поскольку совершенное ООО "Эксплуатационная служба "Микрорайон 101" правонарушение посягает на установленный государством порядок ценообразования, имеющий устойчивый характер, и его соблюдение является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере, то в рассматриваемом случае оно не может быть отнесено к малозначительным правонарушениям.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным. Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эксплуатационная служба "Микрорайон 101" следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 31 июля 2013 года по делу N А12-14717/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий
М.А.АКИМОВА

Судьи
С.Г.ВЕРЯСКИНА
Н.В.ЛУГОВСКОЙ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)