Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
- от открытого акционерного общества "Магаданэлектросеть": представитель не явился;
- от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области: представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Магаданэлектросеть"
на решение от 20.03.2013
по делу N А37-73/2013
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Липиным В.В.
по заявлению открытого акционерного общества "Магаданэлектросеть" (ОГРН 1024900955793, ИНН 4909044901)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области
об отмене постановления N 924 от 25.12.2012 по делу об административном правонарушении
установил:
открытое акционерное общество "Магаданэлектросеть" (далее - ОАО "Магаданэлектросеть") обратилось с заявлением об отмене постановления Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Магаданской области) N 924 от 25.12.2012, которым общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 8 000 руб. 00 коп. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 20.03.2013 в удовлетворении заявленных требований общества отказано.
Не согласившись с решением суда ОАО "Магаданэлектросеть" обратилось с апелляционной жалобой в Шестой арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований общества.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не направили..
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, Шестой арбитражный суд, установил следующее.
Как следует из Устава ОАО "Магаданэнерго", одним из основных видов деятельности общества является поставка (продажа) электрической и тепловой энергии по установленным тарифам в соответствии с диспетчерскими графиками электрических и тепловых нагрузок.
По результатам проведенной прокуратурой Магаданской области проверки по обращению потребителя Василенко И.Е. о нарушении ОАО "Магаданэлектросеть" прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о получаемых коммунальных услугах, нарушении порядка начисления и взимания платы за потребленную собственниками электроэнергию на ОДН в многоквартирном жилом доме N 2 корп. 1 по ул. 1-я Совхозная в г. Магадане, установлено, что Василенко И.Е., проживающая в квартире 4 дома 2 корп. 1 по ул. 1-я Совхозная в г. Магадане, получила от ОАО "Магаданэлектросеть" квитанции за июнь - сентябрь 2012 года с начислением платы за электроэнергию, в том числе на общедомовые нужды, тем самым в действиях ОАО "Магаданэлектросеть" выявлены признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
23.11.2012 Первый заместитель прокурора Магаданской области, вынес постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, в отношении ОАО "Магаданэлектросеть" по факту нарушения, выразившегося в предоставлении Обществом недостоверной информации потребителям коммунальных услуг об оказываемых услугах, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Указанное постановление вынесено в присутствии представителя ОАО "Магаданэлектросеть" Пятаевой Е. С, действующей на основании доверенности, права и обязанности лица, в отношении которого возбуждено производство об административном правонарушении представителю разъяснены, копия постановления вручена Пятаевой Е.С. в день вынесения, что подтверждается соответствующими отметками в постановлении и не оспаривается лицом, привлекаемым к ответственности.
Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении ОАО "Магаданэлектросеть прокуратурой Магаданской области направлено в административный орган.
Определением административного органа рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 25.12.2012 в 14 час. 30 мин. Указанное определение получено заявителем по юридическому адресу 06.12.2012, что подтверждается копией почтового уведомления с отметкой о вручении и не оспаривается заявителем.
На рассмотрение материалов дела законный представитель ОАО "Магаданэлектросеть" не явился, защитника не направил.
25.12.2012 Управлением Роспотребнадзора по Магаданской области, в отсутствие законного представителя ОАО "Магаданэлектросеть", было вынесено постановление N 924, которым ОАО "Магаданэлектросеть" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 8 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением общество, обжаловало его в суд, который, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Потребитель, согласно данному Закону, - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
При этом, каких-либо исключений в отношении потребителей коммунальных услуг названный Закон не содержит, то есть его действие распространяется, в том числе, и на спорные правоотношения.
Пунктом 5 статьи 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" установлено, что если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" предусмотрено право потребителя потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых товарах (работах, услугах).
Пунктом 4 Правил N 307 установлено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 307, под "Исполнителем" понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителями могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Аналогичное определение "Исполнителя" дано и в пункте 2 Правил N 354.
Ресурсоснабжающей организацией, в соответствии с Правилами N 354 является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
В соответствии с пунктом 31 Правил N 354, исполнитель обязан: а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; в) самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, если иное не установлено в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил; г) производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В силу части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Статьей 155 ЖК РФ регламентирован порядок внесения гражданами платы за коммунальные услуги, который зависит от того, является ли гражданин собственником помещения или его нанимателем, а также от выбранного способа управления домом.
В соответствии с частями 4, 7 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений, а также собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.
Согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
Из вышеуказанной нормы законодательства следует, что плата за коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) может вноситься ресурсоснабжающим организациям на основании решения общего собрания собственников помещений.
При этом право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, ресурсоснабжающим организациям не предоставлено.
При указанных обстоятельствах обязанность по начислению и взиманию платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды с граждан, проживающих в доме 2 корп. 1 по ул. 1-я Совхозная в г. Магадане, а также по направлению в адрес потребителей платежных документов в указанной части возложена на управляющую компанию - МУП г. Магадана "МУК", которая является исполнителем коммунальных услуг.
Ресурсоснабжающие организации, в свою очередь не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не управляют многоквартирными домами, в связи с чем, не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.
В соответствии с частью 16 статьи 161 ЖК РФ лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
Объем коммунального ресурса, потребленного в многоквартирном доме на общедомовые нужды, потери в сетях, напрямую зависят от надлежащего исполнения обязанностей по содержанию общедомовых инженерных сетей.
При этом граждане также не являются исполнителями услуг по содержанию общего имущества дома, не влияют на экономию коммунальных ресурсов при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и ресурсоснабжающей организации по исполнению договора энергоснабжения допускает возможность необоснованного расходования коммунального ресурса управляющей компанией на общедомовые нужды, поскольку ресурсоснабжающая организация заинтересована в оплате общего количества проданного ресурса и не связана перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома.
Следовательно, обязанность по начислению и взиманию платы за коммунальные услуги, в том числе на общедомовые нужды с граждан, проживающих в доме 2 корп. 1 по ул. 1-я Совхозная в г. Магадане, а также по направлению в адрес потребителей платежных документов, возложена на МУП г. Магадана "МУК".
Из материалов дела следует, что многоквартирный жилой дом N 2 корп. 1 по ул. 1-я Совхозная в г. Магадане, находится в управлении управляющей организации МУП г. Магадана "РЭУ-6" по договору управления от 09.08.2007 (т. 1 л.д. 129-133), в связи с изменением наименования - МУП г. Магадана "Муниципальная управляющая компания" (МУП г. Магадан "МУК").
Электроснабжение многоквартирного жилого дома N 2 корп. 1 по ул. 1-я Совхозная в г. Магадане осуществляет ОАО "Магаданэлектросеть" на основании договора поставки электроэнергии N 266/н от 01.01.2009, заключенного с МУП г. Магадана "РЭУ-6".
В соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 указанного договора ОАО "Магаданэлектросеть" обеспечивает "Исполнителю коммунальных услуг" (МУП г. Магадана "РЭУ-6") круглосуточную подачу электрической энергии до точек поставки через присоединенную сеть для оказания коммунальных услуг собственникам и нанимателям жилых помещений в жилом фонде, собственникам жилых домов, а также для использования на общедомовые нужды и компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых сетях.
Учет объема (количества) электрической энергии, фактически потребленной за расчетный период в многоквартирном доме 2 корп. 1 по ул. 1-я Совхозная в г. Магадане определялся расчетными приборами учета электроэнергии ЭЦРЗ NN 0981541, 0981717, установленными во ВРУ 1 и 4 подъездов дома. Акты проверки расчетных приборов учета электроэнергии от 06.11.2009 подписаны представителем МУП г. Магадана "РЭУ-6".
Приборы учета электроснабжения в помещениях общего пользования, а также электропотребления внутридомовой системы, являющейся общей собственностью многоквартирного дома, не установлены.
Согласно документам, представленным ОАО "Магаданэлектросеть" 22.10.2012 (реестры начислений за электроэнергию), объяснениям представителя ОАО "Магаданэлектросеть" от 14.11.2012, объяснениям представителя МУП г. Магадана "МУК" от 14.11.2012, административным органом установлено, что начисление платы за электроэнергию, в том числе на общедомовые нужды, собственникам и нанимателям жилых помещений в доме, а также взимание платы с потребителей осуществляет непосредственно ресурсоснабжающая организация - ОАО "Магаданэлектросеть".
Также установлено, что ОАО "Магаданэлектросеть" направляет потребителям платежные документы на оплату электроэнергии, потребленной в жилом помещении, и на общедомовые нужды.
ОАО "Магаданэлектросеть" начисляет потребителям, проживающим в доме, плату за электроэнергию, потребленную в жилом помещении и определенную по показаниям индивидуального прибора учета, и плату за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды.
Вместе с тем, поскольку обязанность по начислению и взиманию коммунальных платежей с населения, а также по направлению в адрес потребителей платежных документов возложена на МУП г. Магадана "МУК", являющееся исполнителем коммунальных услуг, действия ОАО "Магаданэнерго" по начислению и взиманию платы за потребленную тепловую энергию и горячее водоснабжение при использовании общего имущества многоквартирного дома N 2 корп. 1 по ул. 1-я Совхозная в г. Магадане свидетельствуют о предоставлении ОАО "Магаданэнерго" недостоверной информации потребителям коммунальных услуг об оказываемых услугах, а именно об обязанности потребителя вносить плату непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, и нарушении требований пункта 5 статьи 4, пункта 1 статьи 8, пунктов 1 и 2 статьи 10 Закона о защите прав потребителей.
Следовательно, факт совершенного административного правонарушения нашел подтверждение и доказан материалами дела.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
У ОАО "Магаданэнерго" имелась реальная возможность по соблюдению правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты меры по соблюдению данных условий.
Вина ОАО "Магаданэнерго" заключается в непринятии всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства, регулирующего отношения с потребителями услуг.
Установив фактические обстоятельства и исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что наличие в действиях ОАО "Магаданэлектросеть" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, подтверждается доказательствами по настоящему делу и отсутствии правовых оснований для отмены постановления Управления Роспотребнадзора по Магаданской области от 25.12.2012 N 924.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции не имеется.
В полном соответствии с имеющимися доказательствами судом первой инстанции определены фактические обстоятельства дела. Нарушений в правильности применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 20.03.2013 по делу N А37-73/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Е.А.ШВЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.05.2013 N 06АП-2120/2013 ПО ДЕЛУ N А37-73/2013
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 мая 2013 г. N 06АП-2120/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
- от открытого акционерного общества "Магаданэлектросеть": представитель не явился;
- от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области: представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Магаданэлектросеть"
на решение от 20.03.2013
по делу N А37-73/2013
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Липиным В.В.
по заявлению открытого акционерного общества "Магаданэлектросеть" (ОГРН 1024900955793, ИНН 4909044901)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области
об отмене постановления N 924 от 25.12.2012 по делу об административном правонарушении
установил:
открытое акционерное общество "Магаданэлектросеть" (далее - ОАО "Магаданэлектросеть") обратилось с заявлением об отмене постановления Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Магаданской области) N 924 от 25.12.2012, которым общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 8 000 руб. 00 коп. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 20.03.2013 в удовлетворении заявленных требований общества отказано.
Не согласившись с решением суда ОАО "Магаданэлектросеть" обратилось с апелляционной жалобой в Шестой арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований общества.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не направили..
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, Шестой арбитражный суд, установил следующее.
Как следует из Устава ОАО "Магаданэнерго", одним из основных видов деятельности общества является поставка (продажа) электрической и тепловой энергии по установленным тарифам в соответствии с диспетчерскими графиками электрических и тепловых нагрузок.
По результатам проведенной прокуратурой Магаданской области проверки по обращению потребителя Василенко И.Е. о нарушении ОАО "Магаданэлектросеть" прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о получаемых коммунальных услугах, нарушении порядка начисления и взимания платы за потребленную собственниками электроэнергию на ОДН в многоквартирном жилом доме N 2 корп. 1 по ул. 1-я Совхозная в г. Магадане, установлено, что Василенко И.Е., проживающая в квартире 4 дома 2 корп. 1 по ул. 1-я Совхозная в г. Магадане, получила от ОАО "Магаданэлектросеть" квитанции за июнь - сентябрь 2012 года с начислением платы за электроэнергию, в том числе на общедомовые нужды, тем самым в действиях ОАО "Магаданэлектросеть" выявлены признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
23.11.2012 Первый заместитель прокурора Магаданской области, вынес постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, в отношении ОАО "Магаданэлектросеть" по факту нарушения, выразившегося в предоставлении Обществом недостоверной информации потребителям коммунальных услуг об оказываемых услугах, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Указанное постановление вынесено в присутствии представителя ОАО "Магаданэлектросеть" Пятаевой Е. С, действующей на основании доверенности, права и обязанности лица, в отношении которого возбуждено производство об административном правонарушении представителю разъяснены, копия постановления вручена Пятаевой Е.С. в день вынесения, что подтверждается соответствующими отметками в постановлении и не оспаривается лицом, привлекаемым к ответственности.
Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении ОАО "Магаданэлектросеть прокуратурой Магаданской области направлено в административный орган.
Определением административного органа рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 25.12.2012 в 14 час. 30 мин. Указанное определение получено заявителем по юридическому адресу 06.12.2012, что подтверждается копией почтового уведомления с отметкой о вручении и не оспаривается заявителем.
На рассмотрение материалов дела законный представитель ОАО "Магаданэлектросеть" не явился, защитника не направил.
25.12.2012 Управлением Роспотребнадзора по Магаданской области, в отсутствие законного представителя ОАО "Магаданэлектросеть", было вынесено постановление N 924, которым ОАО "Магаданэлектросеть" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 8 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением общество, обжаловало его в суд, который, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Потребитель, согласно данному Закону, - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
При этом, каких-либо исключений в отношении потребителей коммунальных услуг названный Закон не содержит, то есть его действие распространяется, в том числе, и на спорные правоотношения.
Пунктом 5 статьи 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" установлено, что если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" предусмотрено право потребителя потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых товарах (работах, услугах).
Пунктом 4 Правил N 307 установлено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 307, под "Исполнителем" понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителями могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Аналогичное определение "Исполнителя" дано и в пункте 2 Правил N 354.
Ресурсоснабжающей организацией, в соответствии с Правилами N 354 является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
В соответствии с пунктом 31 Правил N 354, исполнитель обязан: а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; в) самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, если иное не установлено в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил; г) производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В силу части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Статьей 155 ЖК РФ регламентирован порядок внесения гражданами платы за коммунальные услуги, который зависит от того, является ли гражданин собственником помещения или его нанимателем, а также от выбранного способа управления домом.
В соответствии с частями 4, 7 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений, а также собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.
Согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
Из вышеуказанной нормы законодательства следует, что плата за коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) может вноситься ресурсоснабжающим организациям на основании решения общего собрания собственников помещений.
При этом право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, ресурсоснабжающим организациям не предоставлено.
При указанных обстоятельствах обязанность по начислению и взиманию платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды с граждан, проживающих в доме 2 корп. 1 по ул. 1-я Совхозная в г. Магадане, а также по направлению в адрес потребителей платежных документов в указанной части возложена на управляющую компанию - МУП г. Магадана "МУК", которая является исполнителем коммунальных услуг.
Ресурсоснабжающие организации, в свою очередь не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не управляют многоквартирными домами, в связи с чем, не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.
В соответствии с частью 16 статьи 161 ЖК РФ лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
Объем коммунального ресурса, потребленного в многоквартирном доме на общедомовые нужды, потери в сетях, напрямую зависят от надлежащего исполнения обязанностей по содержанию общедомовых инженерных сетей.
При этом граждане также не являются исполнителями услуг по содержанию общего имущества дома, не влияют на экономию коммунальных ресурсов при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и ресурсоснабжающей организации по исполнению договора энергоснабжения допускает возможность необоснованного расходования коммунального ресурса управляющей компанией на общедомовые нужды, поскольку ресурсоснабжающая организация заинтересована в оплате общего количества проданного ресурса и не связана перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома.
Следовательно, обязанность по начислению и взиманию платы за коммунальные услуги, в том числе на общедомовые нужды с граждан, проживающих в доме 2 корп. 1 по ул. 1-я Совхозная в г. Магадане, а также по направлению в адрес потребителей платежных документов, возложена на МУП г. Магадана "МУК".
Из материалов дела следует, что многоквартирный жилой дом N 2 корп. 1 по ул. 1-я Совхозная в г. Магадане, находится в управлении управляющей организации МУП г. Магадана "РЭУ-6" по договору управления от 09.08.2007 (т. 1 л.д. 129-133), в связи с изменением наименования - МУП г. Магадана "Муниципальная управляющая компания" (МУП г. Магадан "МУК").
Электроснабжение многоквартирного жилого дома N 2 корп. 1 по ул. 1-я Совхозная в г. Магадане осуществляет ОАО "Магаданэлектросеть" на основании договора поставки электроэнергии N 266/н от 01.01.2009, заключенного с МУП г. Магадана "РЭУ-6".
В соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 указанного договора ОАО "Магаданэлектросеть" обеспечивает "Исполнителю коммунальных услуг" (МУП г. Магадана "РЭУ-6") круглосуточную подачу электрической энергии до точек поставки через присоединенную сеть для оказания коммунальных услуг собственникам и нанимателям жилых помещений в жилом фонде, собственникам жилых домов, а также для использования на общедомовые нужды и компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых сетях.
Учет объема (количества) электрической энергии, фактически потребленной за расчетный период в многоквартирном доме 2 корп. 1 по ул. 1-я Совхозная в г. Магадане определялся расчетными приборами учета электроэнергии ЭЦРЗ NN 0981541, 0981717, установленными во ВРУ 1 и 4 подъездов дома. Акты проверки расчетных приборов учета электроэнергии от 06.11.2009 подписаны представителем МУП г. Магадана "РЭУ-6".
Приборы учета электроснабжения в помещениях общего пользования, а также электропотребления внутридомовой системы, являющейся общей собственностью многоквартирного дома, не установлены.
Согласно документам, представленным ОАО "Магаданэлектросеть" 22.10.2012 (реестры начислений за электроэнергию), объяснениям представителя ОАО "Магаданэлектросеть" от 14.11.2012, объяснениям представителя МУП г. Магадана "МУК" от 14.11.2012, административным органом установлено, что начисление платы за электроэнергию, в том числе на общедомовые нужды, собственникам и нанимателям жилых помещений в доме, а также взимание платы с потребителей осуществляет непосредственно ресурсоснабжающая организация - ОАО "Магаданэлектросеть".
Также установлено, что ОАО "Магаданэлектросеть" направляет потребителям платежные документы на оплату электроэнергии, потребленной в жилом помещении, и на общедомовые нужды.
ОАО "Магаданэлектросеть" начисляет потребителям, проживающим в доме, плату за электроэнергию, потребленную в жилом помещении и определенную по показаниям индивидуального прибора учета, и плату за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды.
Вместе с тем, поскольку обязанность по начислению и взиманию коммунальных платежей с населения, а также по направлению в адрес потребителей платежных документов возложена на МУП г. Магадана "МУК", являющееся исполнителем коммунальных услуг, действия ОАО "Магаданэнерго" по начислению и взиманию платы за потребленную тепловую энергию и горячее водоснабжение при использовании общего имущества многоквартирного дома N 2 корп. 1 по ул. 1-я Совхозная в г. Магадане свидетельствуют о предоставлении ОАО "Магаданэнерго" недостоверной информации потребителям коммунальных услуг об оказываемых услугах, а именно об обязанности потребителя вносить плату непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, и нарушении требований пункта 5 статьи 4, пункта 1 статьи 8, пунктов 1 и 2 статьи 10 Закона о защите прав потребителей.
Следовательно, факт совершенного административного правонарушения нашел подтверждение и доказан материалами дела.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
У ОАО "Магаданэнерго" имелась реальная возможность по соблюдению правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты меры по соблюдению данных условий.
Вина ОАО "Магаданэнерго" заключается в непринятии всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства, регулирующего отношения с потребителями услуг.
Установив фактические обстоятельства и исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что наличие в действиях ОАО "Магаданэлектросеть" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, подтверждается доказательствами по настоящему делу и отсутствии правовых оснований для отмены постановления Управления Роспотребнадзора по Магаданской области от 25.12.2012 N 924.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции не имеется.
В полном соответствии с имеющимися доказательствами судом первой инстанции определены фактические обстоятельства дела. Нарушений в правильности применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 20.03.2013 по делу N А37-73/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Е.А.ШВЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)