Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 декабря 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдкина А.А.,
судей Кувшинова В.Е, Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Лещенко А.В.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 октября 2012 года по делу N А65-22807/2012, судья Хамитов З.Н., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный дом" (ОГРН 1061685014698, ИНН 1657058062) г. Казань, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, г. Казань, об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный дом" (далее по тексту - общество, ООО "УК "Уютный дом") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (далее по тексту - Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан, административный орган) от 15.08.2012 N 1196/з о привлечении к ответственности по части 1 статьи 14.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.10.2012 заявление удовлетворено, оспоренное постановление признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
По мнению Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан, ООО "УК Уютный дом" нарушили права потребителей определенного дома, заключив с ними договора управления и представления жилищно-коммунальных услуг, не предоставив при этом путем указания в данных договорах информацию, которая должна быть указана в данных договорах, в соответствии с пп. "п". 49 Правил, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006 г., а в настоящее время и пп. "п" п. 31 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 г.
Заявитель жалобы полагает, что Управление применило надлежащую квалификацию - ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ - за отсутствие информации в договорах, так как ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ в данном случае не применима, в связи с тем, что применяется при нарушении Стандарта раскрытия информации при размещении на сайтах в сети Интернет.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон участвующих в деле, по имеющимся материалам дела.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в нем доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
Как видно из материалов дела, административным органом 10.07.2012 в 09 час. 00 мин. при анализе представленных ООО "УК "Уютный дом" документов выявлено нарушение прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации при заключении договора с собственниками жилых помещений по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Голубятникова, д. 20.
В ходе проверки выявлено, что в договорах обслуживания жилых помещений в многоквартирном жилом доме, принадлежащих гражданам на правах собственности, заключенных ООО "УК "Уютный дом" с жильцами вышеуказанного дома не предоставило потребителю следующую информацию об исполнителе в нарушение требований п. 49, 65 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", постановления Правительства РФ от 23.09.2010 г. N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", а именно:
- - сведения о режиме работы, а также размер тарифов на коммунальные услуги, надбавки к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы и порядок осуществления контроля;
- - не указана информация порядка осуществления контроля о параметрах качества предоставления коммунальных услуг, предельных сроках устранения аварий и иных нарушений, порядке предоставления коммунальных услуг, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд, а также порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления 13.07.2012 в отношении ООО "УК "Уютный дом" протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Постановлением от 15.08.2012 по делу об административном правонарушении N 1196/з ООО "УК "Уютный дом" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в сумме 5 000 руб.
Общество не согласилось с постановлением Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование общества, суд первой инстанции исходил из того, что за нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами административная ответственность наступает по ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ, а не по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Как следует из постановления по делу об административном правонарушении от 15.08.2012 N 1196/з, обществу вменяется нарушение п. 49, 65 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", постановление Правительства РФ от 23.09.2010 г. N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами".
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Квалификация правонарушения представляет собой установление соответствия признаков конкретного деяния признакам состава правонарушения, предусмотренного соответствующей статьей и ее частями, определяющей также вид наказания за данное правонарушение.
Административный орган квалифицировал допущенные обществом нарушения по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ как нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
Объективную сторону данного административного правонарушения составляют действия или бездействие изготовителя, исполнителя, продавца, направленные на уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации; нарушение требований, касающихся способов доведения информации до сведения потребителя.
Согласно пункту 1 статьи 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
В соответствии с ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ, действующей с 18.06.2011) управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Порядок раскрытия информации определен в Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" (далее - Стандарт).
Из материалов дела следует, что ООО "УК "Уютный дом" является управляющей организацией многоквартирного дома N 20, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Голубятникова. Таким образом, общество несет обязанность по соблюдению требований, установленных Стандартом.
Пункт 1 Стандарта устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее соответственно - управляющие организации, информация), а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.
Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации (пункт 2 Стандарта).
Пунктом 3 Стандарта установлено, что управляющая организация обязана раскрывать следующую информацию: общую информацию об управляющей организации; основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления); сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Управляющими организациями информация раскрывается путем: опубликования на официальном сайте управляющей организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), или на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в сети Интернет, или на официальном сайте органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность, в сети Интернет; опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания); размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации; предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде (пункт 5 Стандарта).
В пункте 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" определено, что организации, осуществляющие на день вступления в силу Стандарта деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании заключенных в соответствии со статьи 162 Жилищного кодекса РФ договоров управления многоквартирным домом, обязаны разместить (опубликовать) информацию в соответствии с его положениями в течение 2 месяцев со дня вступления в силу постановления.
Согласно подп. "п" п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, действовавших на момент привлечения к административной ответственности, исполнитель обязан предоставить потребителю информацию установленными способами - путем указания в договоре; а также путем размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом; путем размещения на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов.
Исходя из норм права, нарушение которых вменяется обществу, и фактических обстоятельств дела, апелляционный суд приходит к выводу о том, что вменяемые обществу нарушения содержит признаки объективной стороны правонарушения, предусмотренной ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ, которое является специальной нормой по отношению к ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно указал на неправильную квалификацию Управлением Роспотребнадзора по Республике Татарстан выявленных нарушений.
Частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ (вступившей в действие с 18.12.2011) предусмотрена ответственность за нарушение лицами, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации.
Объективную сторону данного административного правонарушения составляют противоправные действия или бездействие, выражающиеся в нарушение порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации.
Субъектом данного правонарушения, является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.23.1 КоАП РФ, рассматривают органы государственной жилищной инспекции (статья 23.55 КоАП РФ).
Доводы апелляционной жалобы о необходимости квалификации вышеназванных нарушений по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ отклоняются как основанные на неверном толковании норм материального права.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое постановление административного органа содержит неверную квалификацию совершенного правонарушения.
С учетом пункта 9 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд правомерно удовлетворил заявленное обществом требование, признав незаконным и отменив постановление Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан от 15.08.2012 N 1196/з.
На основании вышеизложенного апелляционная жалоба административного органа подлежит отклонению.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 октября 2012 года по делу N А65-22807/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.А.ЮДКИН
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
Е.Г.ФИЛИППОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.12.2012 ПО ДЕЛУ N А65-22807/2012
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 декабря 2012 г. по делу N А65-22807/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 декабря 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдкина А.А.,
судей Кувшинова В.Е, Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Лещенко А.В.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 октября 2012 года по делу N А65-22807/2012, судья Хамитов З.Н., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный дом" (ОГРН 1061685014698, ИНН 1657058062) г. Казань, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, г. Казань, об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный дом" (далее по тексту - общество, ООО "УК "Уютный дом") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (далее по тексту - Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан, административный орган) от 15.08.2012 N 1196/з о привлечении к ответственности по части 1 статьи 14.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.10.2012 заявление удовлетворено, оспоренное постановление признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
По мнению Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан, ООО "УК Уютный дом" нарушили права потребителей определенного дома, заключив с ними договора управления и представления жилищно-коммунальных услуг, не предоставив при этом путем указания в данных договорах информацию, которая должна быть указана в данных договорах, в соответствии с пп. "п". 49 Правил, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006 г., а в настоящее время и пп. "п" п. 31 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 г.
Заявитель жалобы полагает, что Управление применило надлежащую квалификацию - ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ - за отсутствие информации в договорах, так как ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ в данном случае не применима, в связи с тем, что применяется при нарушении Стандарта раскрытия информации при размещении на сайтах в сети Интернет.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон участвующих в деле, по имеющимся материалам дела.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в нем доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
Как видно из материалов дела, административным органом 10.07.2012 в 09 час. 00 мин. при анализе представленных ООО "УК "Уютный дом" документов выявлено нарушение прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации при заключении договора с собственниками жилых помещений по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Голубятникова, д. 20.
В ходе проверки выявлено, что в договорах обслуживания жилых помещений в многоквартирном жилом доме, принадлежащих гражданам на правах собственности, заключенных ООО "УК "Уютный дом" с жильцами вышеуказанного дома не предоставило потребителю следующую информацию об исполнителе в нарушение требований п. 49, 65 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", постановления Правительства РФ от 23.09.2010 г. N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", а именно:
- - сведения о режиме работы, а также размер тарифов на коммунальные услуги, надбавки к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы и порядок осуществления контроля;
- - не указана информация порядка осуществления контроля о параметрах качества предоставления коммунальных услуг, предельных сроках устранения аварий и иных нарушений, порядке предоставления коммунальных услуг, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд, а также порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления 13.07.2012 в отношении ООО "УК "Уютный дом" протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Постановлением от 15.08.2012 по делу об административном правонарушении N 1196/з ООО "УК "Уютный дом" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в сумме 5 000 руб.
Общество не согласилось с постановлением Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование общества, суд первой инстанции исходил из того, что за нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами административная ответственность наступает по ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ, а не по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Как следует из постановления по делу об административном правонарушении от 15.08.2012 N 1196/з, обществу вменяется нарушение п. 49, 65 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", постановление Правительства РФ от 23.09.2010 г. N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами".
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Квалификация правонарушения представляет собой установление соответствия признаков конкретного деяния признакам состава правонарушения, предусмотренного соответствующей статьей и ее частями, определяющей также вид наказания за данное правонарушение.
Административный орган квалифицировал допущенные обществом нарушения по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ как нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
Объективную сторону данного административного правонарушения составляют действия или бездействие изготовителя, исполнителя, продавца, направленные на уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации; нарушение требований, касающихся способов доведения информации до сведения потребителя.
Согласно пункту 1 статьи 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
В соответствии с ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ, действующей с 18.06.2011) управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Порядок раскрытия информации определен в Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" (далее - Стандарт).
Из материалов дела следует, что ООО "УК "Уютный дом" является управляющей организацией многоквартирного дома N 20, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Голубятникова. Таким образом, общество несет обязанность по соблюдению требований, установленных Стандартом.
Пункт 1 Стандарта устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее соответственно - управляющие организации, информация), а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.
Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации (пункт 2 Стандарта).
Пунктом 3 Стандарта установлено, что управляющая организация обязана раскрывать следующую информацию: общую информацию об управляющей организации; основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления); сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Управляющими организациями информация раскрывается путем: опубликования на официальном сайте управляющей организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), или на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в сети Интернет, или на официальном сайте органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность, в сети Интернет; опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания); размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации; предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде (пункт 5 Стандарта).
В пункте 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" определено, что организации, осуществляющие на день вступления в силу Стандарта деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании заключенных в соответствии со статьи 162 Жилищного кодекса РФ договоров управления многоквартирным домом, обязаны разместить (опубликовать) информацию в соответствии с его положениями в течение 2 месяцев со дня вступления в силу постановления.
Согласно подп. "п" п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, действовавших на момент привлечения к административной ответственности, исполнитель обязан предоставить потребителю информацию установленными способами - путем указания в договоре; а также путем размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом; путем размещения на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов.
Исходя из норм права, нарушение которых вменяется обществу, и фактических обстоятельств дела, апелляционный суд приходит к выводу о том, что вменяемые обществу нарушения содержит признаки объективной стороны правонарушения, предусмотренной ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ, которое является специальной нормой по отношению к ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно указал на неправильную квалификацию Управлением Роспотребнадзора по Республике Татарстан выявленных нарушений.
Частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ (вступившей в действие с 18.12.2011) предусмотрена ответственность за нарушение лицами, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации.
Объективную сторону данного административного правонарушения составляют противоправные действия или бездействие, выражающиеся в нарушение порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации.
Субъектом данного правонарушения, является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.23.1 КоАП РФ, рассматривают органы государственной жилищной инспекции (статья 23.55 КоАП РФ).
Доводы апелляционной жалобы о необходимости квалификации вышеназванных нарушений по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ отклоняются как основанные на неверном толковании норм материального права.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое постановление административного органа содержит неверную квалификацию совершенного правонарушения.
С учетом пункта 9 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд правомерно удовлетворил заявленное обществом требование, признав незаконным и отменив постановление Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан от 15.08.2012 N 1196/з.
На основании вышеизложенного апелляционная жалоба административного органа подлежит отклонению.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 октября 2012 года по делу N А65-22807/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.А.ЮДКИН
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
Е.Г.ФИЛИППОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)